«Метод Альтернативной коммуникации в сочетании с техниками «ABA» в развитии детей с РАС»
статья

Татуйко Ольга Александровна

ТрусиТрудности, с которыми сталкиваются аутичные люди, пытаясь интерпретировать и понять то, что они видят, отражены в главных проявлениях аутизма: качественных нарушениях в развитии коммуникации и социального взаимодействия. Методы альтернативной коммуникации приходят к нам на помощь, как эффективный способ донесения информации до ребенка через тот способ, который для него наиболее приемлим, а также открываются двери возможности для ребенка дать нам обратную связь и выразить свои потребности, нужды, пожелания. И как наивысшая ценность всегь процесса - формируется то самое взаимопонимание, общение, которое так необходимо и взрослому, и ребенку, ради которого направлены все наши усилия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Метод Альтернативной коммуникации в сочетании с техниками «ABA» в развитии детей с РАС»

1. Расстройство аутистического спектра, как первазивное нарушение развития

Расстройство аутистического спектра представляет собой группу сложных расстройств, которые характеризуются определенными нарушениями социального поведения, коммуникации, вербальных способностей, сужением интересов и деятельности, которые одновременно специфичны для индивидуума и часто повторяются. По данным международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) расстройство аутистического спектра - это собирательный термин, который охватывает такие нарушения как, детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера. Аутизм характеризуется как первазивное (всепроникающее расстройство), затрагивающее самые разные функции психики, ярким проявлением которого является:

  • нарушение развития социального взаимодействия;
  • нарушение коммуникации с другими людьми;
  • стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни;

Условно, нормативно развивающийся ребенок раннего возраста в общении с взрослыми проявляет инициативу, стремится привлечь внимание взрослого, требует соучастие старших в своих делах. Ребенок эмоционально открыт близким взрослым, чего мы не можем сказать о детях с РАС. Трудности, с которыми сталкиваются аутичные люди, пытаясь интерпретировать и понять то, что они видят, отражены в главных проявлениях аутизма: качественных нарушениях в развитии коммуникации и социального взаимодействия.

2. Коммуникация и ее виды:

Коммуникация представляет собой обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация – это коммуникация с помощью слов (активной речи). Невербальная коммуникации – это общение с помощью других средств (мимика, жест, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.). Нарушение общения приводит к тяжёлым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребёнка, развитии социально значимых качеств личности. Один из основных критериев постановки диагноза «аутизм» - является именно нарушение речевого развития, включая все виды речи: импрессивной, экспрессивной, внутренней и затрагивают разные ее функции. В следствии чего, коммуникативное общение, для детей с РАС, не обязательно должно представлять собой словесную форму взаимодействия ребенка с окружающими. Форма коммуникации должна быть индивидуализирована, т.е. адаптирована к индивидуальному уровню абстрагирования. Ввиду отсутствия или недостаточного развития экспрессивной и импрессивной речи для детей с РАС могут использоваться методы альтернативной коммуникации.

3. Альтернативная коммуникация(АК), ее виды и методы

Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию. В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографий, цветных и черно-белых пиктограмм, письменной речи. Цели использования альтернативной коммуникации:

  • построение функционирующей системы коммуникации;
  • развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;
  • развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Альтернативная коммуникация может:

  • использоваться постоянно;
  • временно замещать речь;
  • использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью;

Альтернативная коммуникация разделяется на два вида:

а) Топографический вид - этот вид включает в себя язык жестов, мимику и телодвижения, движение пальцев рук, составляющих слова и разговорной вокальной речи.

б) Селективный вид – этот вид использует символы: выбор символа или карточки из ряда других символов, данный вид опосредован дополнительными приспособлениями (книги, ноутбуки, электронные платформы, карточки) и требует хороших навыков визуального восприятия и сканирования.

Рассмотрим несколько методов альтернативной коммуникации подробнее:

а) PECS - распространенный метод альтернативной коммуникации для невербальных детей с РАС. Система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Коммуникационная система обмена изображениями или PECS - это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом. Обучение системе PECS происходит в естественной для ребенка среде, в классе или дома, во время его типичных занятий в течение дня. Обучение ребенка такой коммуникации происходит с использованием положительной поведенческой поддержки, которую называют подход пирамиды. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий - ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.

б) Мануальные знаки (жесты, мимика). Жест - движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. К этой системе относятся жестовые языки глухих разных стран (например, РЖЯ — русский жестовый язык) и калькирующая жестовая речь (КРЖ), более точным является термина «словесная речь с жестовым сопровождением». К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом. Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами.

в) Графические символы. Включают в себя все символы-изображения. Как образец возьмем Пиктографическую идеографическую коммуникацию (PIC, пиктограммы). Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, которые образуют белый силуэт на черном фоне; слово написано белыми буквами над изображением.

г) Предметные символы. К таким символам относятся натуральные предметы, макеты или модели этих предметов, отражающие и символизирующие действия или события. Предметные символы могут иметь различные текстуры, что особенно важно для работы с детьми, имеющими на рушения зрения.

д) Коммуникация с помощью вспомогательных устройств, которые помогают людям выразить себя. К таким устройствам относятся, например, неэлектронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, а также, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью.

Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь. Следует принимать во внимание положительные стороны всех наработанных методик, рассматривать возможности их комбинирования и совмещения.

Список литературы:

https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/424561/alternativnaya-kommunikatsiya-metodyi-i-osnovnyie-zadachi

https://autism-frc.ru/

https://срц-86.рф/tinybrowser/files/kompleksnoe-soprovozdenie-ras/1/sistema_al-ternativnoy_kommunikacii_pecs.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Конспект открытого занятия по предмету «Хозяйственно-бытовой труд » с применением методов альтернативной коммуникации Тема: «Мытье кукольной посуды»

Конспект открытого занятия по предмету: "Хозяйственно-бытовой труд" с применением методов альтернативной коммуникации" по дополнительной образовательной программе "Бытовая самостоятельность".Тема: "Мы...

Конспект открытого занятия по предметно-практической деятельности с применением методов альтернативной коммуникации.Тема: «Поиграем с шариками»

Конспект открытого занятия по предметно-практической деятельности с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе :"Умелые ручки". Тема: "Поиграем с шари...

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...

Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном  материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...