Старый друг, лучше новых двух
план-конспект занятия (6 класс)

Павловская Наталья Ивановна

Воспитывать чувство ответственность за свои мысли и поступки перед товарищами; воспитывать стремление быть настоящим и верным другом; воспитывать  уважительное отношение к окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staryy_drug_luchshe_novyh_dvuh.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Старый друг лучше новых двух»

Цель: дать этические понятия; познакомить с законами дружбы.

Задачи: воспитывать чувство ответственность за свои мысли и поступки перед товарищами; воспитывать стремление быть настоящим и верным другом; воспитывать  уважительное отношение к окружающим людям.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о такой важной теме как «Дружба». Очень трудно жить в современном мире не имея друзей.

Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы понимаете его значение?

 Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. В нём можно найти следующее определение:

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь друж бой.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

А есть ли у вас друг? Как давно вы дружите?

Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, по мощь позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом?

Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.

Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам это может произойти?

- А теперь внимательно послушайте небольшой рассказ.

Старый друг лучше новых двух

Коля и Миша дружили с первого класса. Первого сентября, когда они вошли в свой класс, Коля сел за одну из свободных парт, и тут же к нему подсел Миша. Они не договаривались заранее, просто их потянуло друг к другу. И на протяжении трёх лет их невозможно было представить поодиночке не только в школе, но и после занятий. Выполнив домашнее задание, они снова собирались, то у Коли, то у Миши, и вместе проводили остаток дня: читали книги, играли в шашки, делали что-то по хозяйству, когда об этом просили их родители. Часто выходили играть с дворовыми мальчиками в футбол, в прятки. В общем, время проводили весело и интересно, особенно зимой, когда можно было и на каток сходить, и с гор на лыжах покататься. Они никогда не ссорились. Им было хорошо вдвоём.

И вот они перешли в четвёртый класс. Первого сентября, как обычно, пришли в школу вместе, сели за свою парту и тут же заметили, что в классе появился новенький. На перемене узнали, что его зовут Владиком. Владик оказался активным, общительным мальчиком. В первый же день со всеми познакомился и вёл себя так, как будто и не был новичком, а всегда учился в этом классе. Владик прочитал много книг, интересно рассказывал разные истории, ребята с удовольствием слушали его. Он хорошо играл в шашки – почти всегда выигрывал. Владик ребятам понравился. А Коля был просто без ума от него. И когда Владик пригласил Колю к себе в гости, тот, не задумываясь, согласился. Потом пришёл на другой день, на третий, и, в конце концов, стал каждый день приходить в гости к Владику. Дома Коля всем рассказывал, какой у него появился хороший умный товарищ. На что мама ему однажды сказала: «Не торопись делать выводы, Коля, в народе говорят: "Чтобы узнать друга, надо съесть пуд соли вместе", то есть много времени надо быть вместе. А ещё есть поговорка: "Старый друг лучше новых двух"».

Коля недовольно морщился, когда мама, как он считал, читает ему нотации.

Миша, как и раньше, после обеда приходил к Коле, но, не застав его, шёл к Владику. Коля и Владик обычно играли в шашки. Увлечённые игрой, они подчас просто не замечали прихода Миши. Окончив одну партию, тут же начинали другую. А Миша был «третий лишний». «Что я такого сделал Коле? Почему он не хочет дружить со мной?» – думал Миша и не мог понять.

Как-то во время зимних каникул Миша два дня не появлялся в доме Владика. Когда он не пришёл и на третий день, Коля забеспокоился.

– Что-то Миши не видно», – сказал он Владику.

– Ребята говорят, что он болеет, – спокойно ответил Владик.

– Как болеет? – встрепенулся Коля, – так нужно навестить его!

– Ну, уж нет, – сказал Владик, – а вдруг у него заразная болезнь, можно и заразиться.

Коля подумал, что Владик шутит. Но Владик не шутил. «Миша никогда бы так не поступил», – пронеслось в Колином сознании. Он вспомнил случай, который произошёл два года назад. Съезжая с горы на лыжах, Коля упал и сломал правую руку, на которую потом наложили гипс. Коля долго не мог ничего делать самостоятельно. Его правой рукой был Миша. Товарищ не отходил от него целыми днями, пока не сняли у Коли гипс. Были и другие случаи, когда Миша проявлял преданность в дружбе. «Ведь я мог потерять настоящего друга, – подумал Коля, – и, может быть, уже потерял». Коля сломя голову помчался к Мише.

У Миши дома были мальчики из их класса. Но как он обрадовался, когда увидел Колю!

– Миша, прости меня, – сказал Коля, когда вошёл.

Но Миша ничего не хотел слушать, он был безумно рад видеть своего друга.

С тех пор дружба их стала ещё крепче. А для Коли этот случай был хорошим уроком.

Вопросы по тексту

Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, пережива ет и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.

Игра «Выбери друга» Дети садятся в круг, лицом к центру. Число участников – чётное.

Раз, два, три, четыре, пять

«В пары» мы хотим играть.

Надо только нам узнать.

Кого кто будет выбирать.  Без движений руками, без жестов, слов, только глазами, найти себе пару взглядом, «договориться» и по сигналу поменяться местами. (Одно перемещение) .

Работа с пословицами

- Ребята, вспомните пословицы о дружбе и о друзьях – и объясните значение пословиц:

Работа парами (1ребёнок - читает пословицу, другой объясняет значение пословицы)

• Старый друг лучше новых двух.

• Хочешь дружбы – будь другом.

• Дружба - великая сила.

• Друга на деньги не купишь.

• Нет друга - ищи, нашёл – береги.

• Без друга в жизни туго.

• Друг лучше старый, а платье – новое.

– Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не оставит в беде, поддержит добрым словом, утешит.

Ответить на вопрос кто такой настоящий друг?

Зачеркните слова те качества, которые не подходят.

Настоящий друг

- Добрый

- Внимательный

- Вредный

- Верный

- Надёжный

- Грубый

- Заботливый

Итог: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы (учащиеся работают в группах и записывают свои предположения)

Учитель: Что же у нас получилось?

Ребята высказывают свои предположения, в результате чего, на доске появляется запись:

  • Не стесняться просить прощения, если обидел друга
  • Не грубить
  • Не злиться
  • Не жадничать
  • Помогать другу в учёбе и не только
  • Быть честным и справедливым

Давайте подведем итог: дружбу надо ценить, оберегать,  не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги», « Старый друг лучше новых двух».

- От настоящего друга ждут верности. У друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит её с вами. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Тот, кто хочет дружить, должен учиться этому. У каждого человека не так много настоящих друзей.

   Я хочу вам подарить, сердечки, чтобы вашем сердце всегда жила доброта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старые правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики

Сравнение старых и новых правил аттестации учителей. Подготовлено центром развития методических и управленческих кадров Иркутского ИПКРО....

"Старая сказка на новый лад"

Конспект внеклассного мероприятия по физике. Командная игра - соревнование по физике для учащихся 7 - 9 классов (разновозрастные команды)....

"Старые сказки на новый лад" (новогоднее представление)

Интересный материал для проведения новогоднего праздника для детей среднего и старшего возраста....

Старая сказка на новый лад

Обновленная версия сказки "Конек-горбунок"....

Конкурс "Старая сказка на новый лад"

Сценарий конкурса для учащихся 5-6 классов....

Социальный проект "Беспородный друг - лучший друг"

В данном отчете содержится почти полная информация о работе, проделанной командой учащихся 9-х классов для решения социальной проблемы бездомных животных в обществе. В отчете представлены этапы работы...