Статья «Бурятский танец: сохранение и популяризация хореографического наследия»
статья

Цыремпилова Сэсэгма Эдуардовна

       Бурятский танец - как феномен национальной художественной культуры представляет собой важное, до конца не изученное явление, отражающее процесс формирования самобытного художественного пласта в профессиональном искусстве.  Танцевальная культура  вобрала в себя весь культурный фонд народа его легенды и предания, обряды и праздники, самобытную музыку и живопись, наскальные рисунки и искусство камнерезов.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buryatskiy_tanets_3105.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«Бурятский танец: сохранение и популяризация хореографического наследия»

С.Э. Цыремпилова

Преподаватель хореографических дисциплин                            

 Колледжа искусств им. П.И. Чайковского

Руководитель ансамбля «Ликование»

       Бурятский танец - как феномен национальной художественной культуры представляет собой важное, до конца не изученное явление, отражающее процесс формирования самобытного художественного пласта в профессиональном искусстве.  Танцевальная культура  вобрала в себя весь культурный фонд народа его легенды и предания, обряды и праздники, самобытную музыку и живопись, наскальные рисунки и искусство камнерезов.  

        В настоящее время многие хореографы нашей республики возвращаются к истокам бурятского танцевального искусства.

         Неотъемлемой частью образовательного процесса на отделении «Хореографическое творчество» в нашем колледже стало изучение дисциплины «Региональный танец». Рабочая программа  основывается на изучении наследии лучших образцов бурятского танца  балетмейстеров: М. Арсеньева (вокально-хореографическая композиция «Сурхарбан», «Мэндээшэн»), К.Е. Есаулова, М. Заславского («Цветок Байкала», «Наши девушки»), Т.Е. Гергесовой. («Глухаринная игра», танец «Нерпушки»), игровой культуры бурят.

     Цель дисциплины:  дать широкое представление о бурятском народном танце как о части духовного богатства и культурного достояния бурятского народа, привить любовь и уважение к бурятскому танцу.

    Изучение и введение национально - регионального компонента в хореографическое образование молодёжи имеет широкое воспитательное значение. Национально - региональный компонент проявляется не только в концертных программах  творческих коллективов, - экологические аспекты национального танца подразумевают творческое развитие традиций региона на уровне современных проблем развития ребенка - его здоровья, творчества, усвоения им национального культурного наследия.

     Республика  Бурятия славится  хореографическими коллективами, которые имеют сложившиеся традиции, богатый творческий путь. Они достигли высоких результатов, узнаваемы далеко за пределами республики. Это, прежде всего, лауреаты Международных, Всероссийских фестивалей и конкурсов народного творчества, лауреаты Государственной премии Республики Бурятия, среди них: образцовый ансамбль народного танца «Булжамуур», народный ансамбль восточного танца «Лотос», бурятские  ансамбли песни и танца «Алтан Булаг», «Байкальские волны», «Саран-Туя» и многие другие.

       

         В Колледже искусств им. П.И. Чайковского существует ансамбль народного танца «Ликование», Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей хореографических коллективов, Лауреат государственной премии Республики Буряти, основанный в 1983году. В разные годы руководителем ансамбля были заслуженные работники культуры РФ и РБ Т.Вампилова, И.Кулиева. В разные годы в Ансамбле «Ликование» ставили свои танцы известные постановщики: Т. Гергесова, В. Абгалдаева, С.Дамбаев, монгольские балетмейстеры  Даваа, Сухэ-Батор.   Большая работа проводится ансамблем по сохранению танцев, входящих в золотой фонд бурятского хореографического искусства таких, как «Мэндэшен» (хореография М. Арсеньева), «Цветок Байкала (м. Заславский), «Нерпушки» (т. Гергесова) и другие.

     Ансамбль «Ликование» является базой для профессиональной подготовки руководителей хореографических коллективов.  

      С 2011 года, вот уже на протяжении 7 лет,  ансамбль «Ликование»  принимает активное участие в реализации совместного проекта «Центральной городской библиотеки им.И. Калашникова» и «Колледжа искусств им.П.И. Чайковского» «У живого огня традиций – Заяанаймнай заншал». Цель мастер-классов - обучение горожан и гостей столицы основным   элементам бурятского танца «Ёхор». Помимо этого слушатели узнают историко-культурные аспекты танцевальной культуры бурятского народа, знакомятся с многообразием исполнения ёхора разными этническими группами бурят.  Данное мероприятие проводится в канун любимого национального праздника - «Сагаалган», как  репетиция перед Глобальным ёхором. И это   наш вклад в дело сплочения бурят всего мира!  Наши  студенты   имеют  возможность закреплять на практике всё то, чему они обучаются в стенах колледжа.

Это позволяет формировать у студентов художественный вкус, проявлять свою фантазию, творчество, реализовывать свои способности.

        В республике успешно реализованы международные, всероссийские, республиканские проекты: генеральная сессия «Конвент монголов мира», «Алтаргана», «Содружество сердец»,  «Дыхание земли», «Наранай туяа» и т. д.

       Инициатором и организатором многих международных, всероссийских, региональных фестивалей и конкурсов является Республиканский центр народного творчества, Лауреат государственной премии Республики Бурятия. Одним из проектов является «Межрегиональный конкурс народного танца «Цветок Байкала им. В. В. Абгалдаевой. Целями конкурса является содействие развитию творческих способностей одарённой молодёжи в области хореографического искусства, выявление ярких и самобытных творческих коллективов, пропаганда народного танцевального творчества, расширение и укрепление творческих связей между детскими и молодёжными коллективами республики и соседних регионов.

         Инициатором создания конкурса народного танца была Виктория Владимировна Абгалдаева – известный талантливый хореограф, заслуженный работник культуры России, Бурятии, Кавалер ордена «Знак Почета».

      На посту заведующей сектором хореографии Республиканского центра народного творчества она с завидной энергией помогала становлению народных танцевальных коллективов. С ее именем связаны истоки известных народных художественных коллективов, как «Селенга» (Селенгинский район), «Осикта» (Баунтовский район) и многих других хореографических коллективов РБ. За годы яркой творческой жизни Виктория Владимировна по крупицам собрала бесценные элементы танцев народов Бурятии. Вся жизнь Виктории Владимировны отдана искусству танца, она без остатка посвятила себя развитию бурятской хореографии. Виктория Владимировна внесла огромный вклад в развитие бурятской культуры, искусства и национальной хореографии, вырастила не одно поколение хореографов, достойно продолжающих её дело.

       Руководители хореографических коллективов, обращаясь к фольклору,  черпают оттуда богатейший материал, находят самобытные, порой уже забытые танцы, движения. Следует отметить нескольких хореографов, которые занимаются сохранением и развитием бурятского танца.

        Образцовый ансамбль народного танца «Бульжамуур», руководителем которого является Л.Д. Овчиникова, засл.работник культуры РБ и РФ, совместно с автором идеи  О.Б. Буксиковой, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного работника культуры РБ и РФ, создали новую яркую концертную программу «Бульжамуурай наадан». Танцы – игры явились замечательным экспериментом, обращение к бурятским народным истокам. В этой программе нашли своё пластическое выражение такие танцевальные номера, как: «Шоно ба хурьгад» (волк и ягнята), «Рукавичку прячу». Эта новая программа принесла «золото» на V Молодежных Дельфийских играх России «Вместе лучше!» в г. Красноярске.

Конечно, нельзя не сказать о значении развития бурятского танца в творчестве Бурятского национального театра песни и танца «Байкал», который был создан в 2004 году, путем объединения Государственного театра песни и танца «Байкал» РБ и Бурятского государственного театра танца «Бадма Сэсэг». С 1 апреля 2005 года к театру «Байкал» был присоединен оркестр Бурятских народных инструментов им. Ч. Павлова.

Дандар Жапович Бадлуев, засл.деятель искусств РФ и РБ, является руководителем и балетмейстером театра, театра, который стал визитной карточкой, лицом нашей республики. На всех международных фестивалях «Байкал» пользуется огромным успехом, потому что Дандар Жаповичу удалось выразить бурятским танцем различные эпохи, стили и характеры: эпоху Чингисхана, эпоху шаманизма, ламаизма – народные бурятские мелодии преломляются в различных гранях хореографического воплощения. Репертуар театра разнообразен: «Бурятский венок», «Ода матери - лебеди». Старинные застольные, хороводные песни и танцы регионов Бурятии. Он постоянно выступает перед жителями и гостями республики.

Только за последние пять лет театр осуществил большие гастроли в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саха-Якутия, Монголии, Агинском и Усть-Ордынском округах, Иркутской и Читинской областях, за рубеж - в Болгарию и Грецию в принимал участие в Международных фестивалях в Италии, США и Канаде.

     На сегодняшний момент актуальна проблема осознанного и рационального использования и сохранения традиционной танцевальной культуры бурят в современных сценических постановках.

Известная бурятская танцовщица Татьяна Ефремовна Гергесова,  выступая на сцене в нелегких гастрольных условиях, одновременно занималась сбором, записью танцевального фольклора бурят. Результатом многолетнего труда по сбору и записи танцевального движения явилась ее небольшая книжечка «Бурятские народные танцы», которая вышла в Бурятском книжном издательстве еще в 1974 году. Это, пожалуй, единственный, систематизированный, собранный по крупицам труд о бурятских танцах.

«Книга Т. Гергесовой «Бурятские народные танцы» давно стала библиографической редкостью. Ее переиздание с дополнениями за счет нового материала, который имелся в личном архиве автора, несомненно, принесет огромную помощь всем специалистам, которые соприкасаются с танцевальной культурой бурят и заинтересованы в ее пропаганде и развитии» - писала старший научный сотрудник института этнографии АН СССР М.Я. Жорницкая. А осуществила переиздание книги, преподаватель Бурятского республиканского колледжа искусств и культуры B.C. Сультимова. В середине 80-х г. Т.Е. Гергесова предложила работать над переизданием книги Валентине Санжиевне. Недавняя выпускница Московского института, B.C. Сультимова владела методикой записи танца, они вместе взялись за трудоемкую работу, которая продолжалась 5 лет. Надо отметить, что работа над книгой поглотила Т.Е. Гергесову, ею назначались регулярные встречи (4 раза в неделю). Вместе с ними работала над музыкальным оформлением танцев дочь Татьяны Ефремовны - Ольга, преподаватель фортепиано Колледжа искусств им. П.И. Чайковского. Татьяна Ефремовна, будучи уже в преклонном возрасте показывала движение танцев, сидя в кресле, изредка вставая, но движения рук были по-прежнему выразительны, а рассказ о танце содержательным. Началась работа над книгой с записи самых коротких по продолжительности танцев (32-64 такта). Постепенно они начали работать над более сложными танцами, для этого были приглашены артисты ансамбля «Байкал» - Сергей Аюшеев, Людмила Борисова, в репертуаре которых были эти танцы. После окончания работы книга была издана в печать, но в связи с финансовыми проблемами издание было задержано. Книга была издана в 2002 году уже после смерти Т.Е. Гергесовой.

 К сожалению,   по бурятскому танцу больше книг и методических пособий не издавалось. На занятиях по дисциплине «Композиция и постановка танца» наши студенты учатся сочинять хореографические номера, записывать движения и рисунки танцев.  

Для стимулирования создания новых балетмейстерских работ в  колледже, по инициативе Валентины Санжиевны, на отделении хореографии был создан студенческий конкурс постановочных работ. В честь памяти Т.Е. Гергесовой конкурс назвали ее именем. Со временем конкурс обрел статус республиканского, затем межрегионального и международного. Цели конкурса - сохранение и популяризация уникального наследия национальной  танцевальной культуры, выявление ярких, самобытных и талантливых балетмейстеров, стимулирование создания постановочных работ, отражающих наследие Т.Е. Гергесовой, поиск новых творческих методов и приемов в постановке народных танцев. За эти годы конкурс открыл много новых имен: Сергей Сунцов, Николай Тарбаев, Татьяна Вампилова, Василий Винокуров, Донара Балданцэрен, Людмила Борисова, Татьяна Кушнарева, Ирина Кулиева, Чингис Тыхеев, Николай Шаргаев и др. Многие из них продолжают традиции, заложенные Т. Гергесовой. Её танцы прекрасно поставлены и редактированы Татьяной Кушнаревой (ансамбль «Акварель»), Людмилой Шабагановой (ансамбль «Алтан булаг»), Николаем Тарбаевым (ансамбль «Ангара») и др.

Мы выпускаем руководителей любительского коллектива, преподавателей. Обеспечиваем республику…..? Т.е. преподаватели ДШИ…? Своих выпускников мы прослеживаем. В основном наши студенты поступают в ВСГИК на очное, заочное отделение и ускоренные курсы. Почти все идут работать по профессии и остаются в городах и крупных посёлках. К сожалению, лишь малое число выпускников едут работать в ближние районы. Поэтому в ДШИ республики, особенно в отдалённых районах острая нехватка профессиональных хореографов. Зачастую работают преподаватели хореографы без специального образования, либо давно не посещающие курсы повышения квалификации. Это сказывается на уровне подготовки обучающихся: в линейных и круговых постановках танца, с перемешанной лексикой разных народов. В этом моменте очень жаль детей. Талантливых детей очень много, хочется иметь ещё больше талантливых и любящих свою профессию преподавателей и руководителей хореографических коллективов.

Поэтому, чтобы  сохранить  наследие лучших образцов бурятского танца  балетмейстеров М. Арсеньева, М. Заславского, хочется призвать талантливых и профессиональных хореографов  записать рисунки и движения танцев лучших образцов бурятского танца  балетмейстеров М. Арсеньева, М. Заславского, систематизировать положения и движения рук бурятского танца, написать методическую литературу в помощь хореографам.

       

        Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органическое включение их в современную хореографическую культуру является важной практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере: фольклористов, искусствоведов и балетмейстеров.              

        Преподавание хореографии с учетом национально-регионального компонента позволит повысить уровень нравственного и эстетического развития через освоение национальной хореографической культуры Бурятского народа, формировать творческие способности студентов, воспитывать  с осознанием того, что они живут в многонациональной, поликультурной стране, где каждый народ, каждая национальная культура самоценны, уникальны и вносят свой вклад в российскую и мировую культуру.

        Список использованной литературы:

  1. Гергесова Т.Е. «Бурятские народные танцы». - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. 2002г.
  2. Санжиев Г.Л. «И в тылу ковалась победа». - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. 1985г.
  1. Интервью с B.C. Сультимовой//22 мая 2010г.
  2. Газета «Бурятия»//9 июня 2005г//№101
  3. Газета «Бизнес - олзо»//28 апреля 2000г.
  4. Протоколы проведения международного конкурса постановоч-
    ных - балетмейстерских работ им. Т.Е.Гергесовой //26-29 марта 2006г;
    29-30 марта 2008г; 30-31 марта 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный танец. Сохранение традиций.

Сохранение и совершенствование народной культуры не в последнюю очередь-залог социально-экономической и политической стабильности. В современных условиях глобализации на первое место выступает н...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

       Занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у человека привычки и нормы поведения в с...

Проблемы сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия Восточного Мурмана на примере старинного поморского становища Рында

Становище Рында……    Что кому говорит это название? Скорее всего, ухо поймает  название морского колокола рында и удивится, почему же поселение в устье реки так назвали. Но потом в...

Основные направления работы гимназии по сохранению исторического и культурного наследия

Вопрос  о сохранении исторической памяти российского народа приобрел в настоящее время важнейшее социальное и политическое значение. Резкое падение экономики России, утрата духовных идеалов усугу...

Сборник «Классический танец» предназначен для концертмейстеров хореографического класса Составитель Арапова С.В..

Сборник «Музыкальное оформление уроков классического танца» предназначен для преподавателей по предмету «Классический танец» и концертмейстеров хореографических школ и ДШ...

Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»

Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особен...

Методическая разработка. Статья: "Классический танец, как основа основ"

В танце, как в любом другом роде занятий, есть основы, которые необходимо обязательно знать всем танцорам. Как в изучении языка базой является знание алфавита, так и в танце это классическая хореограф...