Проблемы сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия Восточного Мурмана на примере старинного поморского становища Рында
статья по истории (11 класс) на тему

Киреева Елена Александровна

Становище Рында……

    Что кому говорит это название? Скорее всего, ухо поймает  название морского колокола рында и удивится, почему же поселение в устье реки так назвали. Но потом вспомнится легенда о происхождении названия острова Котлин, и интерес пропадёт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы сохранения и популяризации историко-культурного

и природного наследия Восточного Мурмана  

на примере старинного поморского становища Рында.

       Становище Рында……

    Что кому говорит это название? Скорее всего, ухо поймает  название морского колокола рында и удивится, почему же поселение в устье реки так назвали. Но потом вспомнится легенда о происхождении названия острова Котлин, и интерес пропадёт.

     На самом деле, название Рында – видоизменённое от саамского «рынта», что означает «берег». Топоним этот существует очень давно и,  вероятно, появился у саамов, которые впервые вышли из центральной части полуострова на побережье и, удивившись морскому простору, назвали эту губку Берегом, а русские стали употреблять это слово без всякого перевода (7).

      Из открытых источников можно узнать, что, как промысловое, становище известно с XVII в. Постоянное селение — с 1875. В 1896 — фактория: 3 салотопни, 29 станов, в колонии 9 дворов. Помимо ловли трески колонисты добывали в р. Рында сёмгу, зимой били морского зверя. К 1914 число колонистов достигло 108 чел. Имелось почтово-телеграфное отделение, церковь Преображения Господня, лечебный пункт Общества Красного Креста. По переписи 1926 — 131 чел., к 1938 — 245 (русские). В 1920–1958 гг. — центр сельсовета. С 1931 действовал рыболовецкий колхоз «Рында», рыбообрабатывающая фактория. Исключено из учетных данных 26.07.1962. (1)

      Как видим, расцвет становища пришелся на конец XIX - начало XX века.

      Расположенное в центральной части побережья Восточного Мурмана, многие столетия оно являлось важным промысловым, торговым и транспортным центром на пути судоходства из Архангельска в Скандинавию. Многие путешественники той эпохи упоминали в своих заметках о заходах в реку Рында и беседах с жителями одноименного становища.

     Приведём несколько цитат.

     Одна из первых статей, подробно описывающая условия рыбных промыслов на Мурманском берегу, была написана  Рудневым Николаем Феофановичем. Автор в 1861 году посетил несколько рыболовецких становищ в Баренцевом море; по результатам поездки он составил обозрение промысловых стоянок от Святого носа до Кильдина.

«Становище Рында. Небольшая бухта, закрытая от всех ветров маленькими островками, большая часть которых закрывается полною водою. В бухту могут входить и стоять на якоре только мелкосидящие суда, и то на обсушке. В нее впадает река Рында, в которой ловят семгу и песчанку для наживки. На берегу находится 6 станов; при них 30 шняк вешняков и 6 летняков, 4 лодьи и 1 шкуна Кемского уезда, и 4 раньшины Онежского уезда (они не имеют здесь стана). Зуев 30 человек; промышленников 202 человека». (5)

13 февраля 1902 г. вышел Указ Святейшего Синода № 1316         «Об открытии Рындского прихода в колонии  Рында  на Мурманском берегу».

Храм просуществовал до  23 июля 1930 г.        (Выписка из протокола № 11 Малого Президиума Мурманского окрисполкома от 23 июля 1930 г. «О закрытии церкви в  становище   Рында  и ликвидации Рындского культа верующих».) (3)

    Вот описание этого места Александром Григорьевичем Слезскинским.

    «Следующие колония и становище Рында лежали в 30-ти верстах. Когда мы стали на рейд, то было видно, что колония и становище расположились в глубине губы Рынды, которая сначала вдается несколько прямо, а потом поворачивает направо, давая таким образом возможность поселению скрываться за морским берегом от злых ветров. Станы ютятся у самого берега, а колонистские избы немного выше. В сравнении с гигантскими скалами, строения выглядели мизерными, какими-то игрушечными. Там живут и трудятся люди, за них становится жутко, и невольно думается, как они могут выносить жизнь в такой природе, бок о бок с вечно бушующим океаном. (,,,,)

В Рынде я сначала был в становище, а потом поднялся в колонию и беседовал с колонистами. Поселение выглядит порядочным, а некоторые избы даже свидетельствуют о зажиточности хозяев. Эта колония образовалась с лишком двадцать лет назад. Здесь я повстречался с одним колонистом, поселившимся из первых.

— Когда я пришел, — говорил он, — в колонии было два двора, а ныне наберется с десяток, и, слышно, еще заявлено начальству о переселении из поморья. Против нашей колонии трещочка стала ловиться лучше, ну, и тянет промысел колонистов. У нас такие ловы, что самим не справиться и нанимаем работников.

(,,,)

Я спросил о скотоводстве.

— Скотинка у нас незавидная, все же не в пример другим колониям имеем на каждый двор по коровушке, да олешек с овцами десятка три. Ведь покосы наши совсем никуда не годятся: сбираем травинками по рекам, в ложбинах.

Поселенцы Рынды, как рассказывал колонист дальше, все православные, переселились из Кемского уезда. Есть некоторые грамотные, но выучились не в колонии, а на родине и передавать грамоту новому поколению не могут, так что последнее растет безграмотным. От болезней колонисты пользуются домашними средствами, только летом прибегают к помощи Красного Креста, который, на время промыслов, посылается архангельским отделением. В этом больничном пункте имеются три постоянные кровати; он снабжен маленькою аптекой, фельдшером и двумя сестрами милосердия».(6)

        Одним из последних знаковых событий в дореволюционной Рынде был заход после неудачной экспедиции судна «Св. Фока»

«В конце августа 1914 года к становищу Рында на Мурмане подошло странное судно. Верхняя часть бортов его была разрушена. На останках мачт висели потрепанные штормами паруса. На неприбранной палубе стояли давно не мытые бородатые люди в обветшалой одежде. Скоро стало известно, что на родину наконец возвратилась экспедиция лейтенанта Седова...»(9). 

 «Против становища Рында к нам подошла «шняка» с рыбаками. Это были первые люди, которых увидели мы за два года; они узнали «Св. мученика Фоку» и сразу, видя его таким необычайно потрепанным, подошли к борту. Рыбаки первые сообщили нам о крупных событиях, происшедших без нас. (….)

Рыбаки дали нам свежей рыбы и… целых две осьмушки махорки. Теперь мы всласть покурили, так как на «Фоке» табак тоже вышел, и все давно уже страдали от неимения его. П. Г. Кушаков дал за это рыбакам бутылку рома, даже и не подозревая, что представляет из себя теперь в России ром…

Войти и Рынду при этом ветре и при начавшемся отливе мы не могли самостоятельно, а потому Кушаков отправился туда с рыбаками на «шняке», чтобы телеграфировать в Александровск, а в ожидании «Фока» стал лавировать около Рынды. Часов около четырех дня из Рынды показался большой промысловый моторный бот, идущий к нам. Это местный рыбопромышленник и торговец Соболев, по собственному почину, спешил нам на выручку. Немного погодя показался и еще такой же бот; покричав, как полагается, достаточно долго «ура», оба бота соединенными усилиями взяли «Фоку» на буксир и повели в Рынду.

Соболев не забыл захватить для нас целую пачку газет, из которых мы более подробно ознакомились с крупными политическими событиями, происшедшими в Европе.

По странной случайности в этой же пачке газет мы прочитали о поисковых экспедициях, снаряженных Гидрографическим управлением морского министерства для поисков экспедиции 1912 года Седова, Брусилова и Русанова. Поисковые экспедиции уже отправились по назначению. «Св. Анну» отправились искать, оказывается, в Карское море.

В 8 и 9 часов вечера мы были в почтово-телеграфной конторе Рынды, где уже сидел Кушаков, и давали телеграммы о нашем возвращении к жизни».(4)

         По случаю 100-летия трёх экспедиций к Северному полюсу и  в рамках конференции «История изучения и освоения Арктики — от прошлого к будущему», в Гостиных Дворах города Архангельск 12 сентября 2012 года  прошло торжественное открытие выставки «Тайны затерянных экспедиций», посвященной арктическим экспедициям по северным морям под руководством Г.Я. Седова, Г.Л. Брусилова, В.А. Русанова. На выставке была представлена карта пути следования судна «Св. Фока» с указанием захода в становище Рында. К сожаленью, в оформление карты закралась досадная ошибка, и становище названо  «о Рында».

       К  этому событию было приурочено установление в устье реки Рында памятных знаков.

      Очень приятно, что истории изучения Кольского края придают значение учёные и студенты МГПУ.

«Мурманский государственный педагогический университет известен как крупный и авторитетный центр гуманитарных наук. Неслучайно здесь проходит ставшая уже традиционной Всероссийская научная конференция с международным участием “Образование в условиях Севера”, заявили о себе так же ставшие традиционными региональные конференции : ”Ушаковские чтения”, ”Масловские чтения”, ”Чарнолусские чтения”, ”Каликинские чтения”, посвященные истории, культуре, литературе края. Закономерным стало участие ученых университета в создании “Кольской энциклопедии” — уникальном своде знаний о нашем крае. Среди авторов — ведущие преподаватели :Антошина С. А. , Бардилева Ю. П. , Беспалая О. П. , Беляев А. Б. , Беляева Л. С., Воронин А. В., Иванова Л. Л. , Ильичева М. Б. , Киселев А. А., Наумлюк М. В., Пантелеева Л. Т., Федоров П. В. На презентации энциклопедии особо была отмечена роль И. Ф. Ушакова, его историко-краеведческого словаря “Кольский Север в досоветское время”».(10)

      Но это всё дореволюционная история.

Мало кто знает, что еще в начале 50-х годов прошлого столетия Рында была крупным населенным пунктом  с рыбофакторией, своим флотом, больницей, школой и портопунктом. Местные саамы содержали оленей и имели дома, где постоянно проживали их семьи. И лишь в  1956 году после разрушительного шторма, разметавшего причалы,   все жители были вывезены, поселок закрыт  и быстро пришел в полное запустение:   постройки разрушены или сгорели, и к концу 80-х  уцелело лишь несколько старинных построек в довольно плачевном состоянии.          

    К счастью один из жителей становища имел мужество вернуться, восстановить родной дом,  а в последствии заняться восстановлением  еще двух.  Эти дома, очевидно, были перевезены  из Архангельска во второй половине Х1Х  века по программе освоения Севера для вновь прибывших колонистов и представляют  собой прекрасный образец северной архитектуры того    времени.  Пожалуй, это единственные сохранившиеся в хорошем состоянии жилые строения того периода на Восточном Мурмане.  Проживали в них большими семьями, им помогали в обустройстве, выдавали подъемные. Но все это хорошо известно, но вернемся к  нашим реалиям.  

        В последнее время очень актуально стоит вопрос об очередной попытке освоения Арктики. Но при ближайшем рассмотрении  выясняется, что все сводится к очередному втыканию нефтяных игл, причем  вахтовым методом. Местное прибрежное население в этих  планах как-то не просматривается.  А ведь речь идет о нарушении одного из основных принципов устойчивого развития общества – сохранении традиционного природопользования и традиционного образа жизни. К тому же для коренного населения присуще вести дружественный природе образ жизни  и хозяйственной деятельности, не истощая ее ресурсов и не нарушая ее законов. Ведь оно естественным образом заинтересовано в качестве окружающей среды.                                                        Какую же картину мы можем наблюдать в еще недавно оживленных населенных пунктах  на побережье Баренцева моря,  где была 100% занятость, дважды в неделю заходил теплоход, а реки и озера были полны рыбы. И куда же все подевалось. Вот в соседней Норвегии тоже вроде капитализм, да только как жили люди в поселках на берегу моря среди скал сто лет назад, так и живут и, судя по всему очень неплохо, можно даже сказать очень хорошо живут!  А ведь природные условия, как и ресурсы у нас одинаковы. Может это еще, в числе других причин, еще и потому, что задекларированную  социальную направленность государство проводит через свои структуры на деле, а не так как у нас: приходит в соответствующий орган коренной житель побережья, всю сознательную жизнь ходивший в море и желающий получить свою маленькую долю при дележе рыбных ресурсов, ан нет – оказывается то ли закон не  для него написан, то ли чиновники  не в его пользу этот закон интерпретируют.  И идет он солнцем палимый куда глаза глядят, глядь – а на побережье-то уже никого не осталось.                                                                  

     Что же делать с теми людьми, которые прекрасно адаптированы к жизни в суровых климатических условиях, полному отсутствию благ цивилизации, любящих и знающих северную природу, умеющих добывать  ее дары, не нанося ей ущерба – и вынужденных вести полубраконьерский  образ жизни.  Они оказались  лишними в стратегии новой волны освоения арктических территорий. Все сводится к выкачиванию природных ресурсов вахтовым методом, а те прибрежные поселки, где еще теплится какая-то жизнь, могут рассчитывать только на собственный энтузиазм.

      К сожалению это единственное что они смогут передать своим потомкам: ведь ничего материального – ни земли, ни домов  - они не имеют и, судя по всему, не получат. Была надежда на принятие закона о родовых поместьях, который позволил бы закрепиться и надежно вести традиционный для прибрежного местного населения образ жизни и деятельности, но он был отклонен Госдумой по неясным причинам. Кроме того необходима господдержка для восстановления инфраструктуры: дороги запущены, портопункты не обслуживаются.    

     Но мы отошли от основной темы: популяризация и доступность  объектов культурного наследия и природы арктического побережья. В устье реки Рында мы планировали организовать заповедную территорию с целью сохранения  единственного на побережье Восточного Мурмана становища, где еще можно  представить, как жили и чем занимались поморы. Здесь были артели   русских, финских и норвежских рыбопромышленников, но это уже совсем другая история.                                  К сожалению, пока наши планы осуществить не удалось – слишком много сил и времени занимают другие проблемы, связанные как с восстановлением, так и с оформлением прав.                  

       Теперь о популяризации. В век Интернета можно получить любую информацию о прошлом и настоящем любого объекта и узнать, как можно до него добраться. Особо интересующиеся всегда находят у нас приют, получают массу впечатлений, узнают, как реально жилось в старые времена, и даже могут сами поучаствовать в традиционных занятиях семьи помора. Помогаем мы и с доставкой до ближайшей трассы. Все это на безвозмездной основе – ведь для нас гораздо  ценнее денег посильная помощь. Иногда она бывает исключительно высопрофессиональной – как правило, добираются только хорошо подготовленные люди.                                                                             Теперь про экспедиции. Через Рынду проходят маршруты многих экспедиций, особенно морских. Нас посещают как просто любители путешествий, так и биологи, журналисты и даже телевизионщики, их отчеты можно найти  в интернете.

        Но хотелось бы донести до общественного сознания, что нашей целью не является очередное шоу, где туземцы бьют в пластмассовые барабаны под развесистой клюквой, а максимальное сохранение традиционных ценностей в реальном поморском становище реальным помором. Просто жить в реальных условиях, используя все достижения цивилизации, которые облегчают существование, но  не влияют на глубинные процессы.  А популяризация нужна для привлечения молодежи. Всегда имеется некоторый процент, испытывающий потребность в единении с природой, жизни без особых излишеств, проверки себя на прочность. Они должны знать, что такие суровые места еще есть и ждут их.

         Теперь кратко о себе и о реалиях существования в условиях оторванности от Большой земли. Из благ цивилизации имеется ветрогенератор, солнечные установки и бензогенератор, которые обеспечивают электроэнергией все необходимое для достаточно комфортной жизни: свет, тепло и работу электроприборов. Транспортное сообщение - летом по морю до ближайшей трассы, зимой - снегоходом. Так что можно существовать абсолютно автономно, а осознание того, что на тебе не паразитируют полубандитские ЖКХ компенсирует трудности бытия.

      Земля нам предоставлена в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, но чтобы что-то на  ней посадить, сначала ее нужно сформировать. Кругом ведь одни скалы и песок. Правда имеется еще торф и олений помет, так что задача решается легко. А растет на ней все - от редиски, репы и салата до черной и красной смородины.

      В реках и озерах еще имеется рыба, но добывать ее нельзя, так как она вся квотируемая и лицензируемая.

     Первый же поход в ассоциацию фермерских хозяйств закончился тем,  что нам сообщили: вступить-то вы можете, но на квоты не рассчитывайте. То же с выделением рыбопромыслового участка. Сейчас ситуация немного улучшилась - любительский лов в море без ограничений. Но если тебе вдруг попадется палтус, краб или, не дай Бог семга, их надо выпустить обратно, не взирая на степень повреждений! Иначе ты браконьер со всеми вытекающими последствиями. Но это опять совсем другая история.

      Мы хотим, чтобы наши дети имели возможность зайти в чистую воду, вскарабкаться по скалам, радоваться туманам, грибам и ягодам. Чтобы они знали значения слов луда,  отпрядышь, баклыш (7)– ведь именно три островка Баклыш охраняют вход  в реку Рында.

Закончить  хочется словами Василий Иванович Немирович-Данченко

«Но отрешитесь от воспоминаний своего прошлого, сумейте слиться с этою сумрачною природою — и вы поймете дикую красоту этих гранитных гор, этих отвесных каменных берегов, за которыми величаво стелется полярное море с его могучими бурями и льдами….»  (2)

Источники информации

  1. Административно-территориальное деление Мурманской области (1920–1993): Справочник. — Мурманск, 1995; Ушаков И. Ф. Кольский Север в досоветское время. — Мурманск. 2001; Ушаков И. По старомуМурману // Советский Мурман. 1992. 18 февраля.  http://lexicon.dobrohot.org/index.php/%D0%A0%D0%AB%D0%9D%D0%94%D0%90_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE
  2. В. И. Немирович-Данченко,"Страна Холода", 1877 г. ПЛЕМЕНА ГЛУХОГО УГЛА.
  3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

          http://www.murmanarchiv.ru/index.php/exhibitions-events/reviews-and- 

          lists-of-documents/130-2009-06-10-10-17-19

  1.  Мурманский календарь: 27 августа. Первой землей, которую увидели возвращавшиеся участники экспедиций Седова и Брусилова, был Кольский полуостров http://kp.ru/daily/25743/2731080/
  2. Руднев Н.Ф. Промыслы по Мурманскому или Лапландскому берегу: Сведения, собранные во время плавания шкуны «Задорная» в 1861 году //Морской сб. – 1862. – Т. LXIII, №11. – С.31–70.

         http://qwercus.narod.ru/rudnev_1861.htm

  1. Слезскинский А.Г. Поездка на Мурман: Путевые заметки //Ист. вестник. — 1898. — Т. 71, №3. — С.981–1020; Т.72, №4. — С.152–191
  2. Топонимы Мурмана, А. А. Минкин
  3. http://skazmurman.narod.ru/library/top_kol/top_k11.htm
  4. Журнал «Вирус Свободы» №6 2010 г.
  5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-257131.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Презентация позволяет познакомиться с ресурсами  Восточной Сибири и проблемами их освоения. Знакомит с интересными объектами региона. Разработанные задания способствуют развитию умений анализиров...

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения....

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...

Статья «Бурятский танец: сохранение и популяризация хореографического наследия»

     Бурятский танец - как феномен национальной художественной культуры представляет собой важное, до конца не изученное явление, отражающее процесс формирования самобытного худо...