Актуальные методы и приемы обучения русскому языку и литературе в контексте ФГОС
статья
Некоторые полезные приемы для уроков русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Колесова Серафима Александровна,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 58 Приморского района Санкт-Петербурга им. С. П. Королёва
Актуальные методы и приемы обучения
русскому языку и литературе в контексте ФГОС
Какой он – урок будущего? Перед учителем встает ряд вопросов: Как сделать урок интересным? Как привлечь обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности? Как не превратить уроки в сплошное натаскивание на итоговый контроль?... Находясь в поиске ответов на эти и многие другие вопросы, учитель непрерывно обучается, внимательно наблюдает за работой коллег, принимает активное участие в жизни школы, занимается самообразованием и самосовершенствованием…
Необходимость в поиске подходов к обучению детей, помогающих повысить уровень мотивации к обучению, является одной из наиболее актуальных задач. Обратим внимание на некоторые приемы, помогающие вовлечь участников образовательного процесса в активную деятельность.
Без использования ИКТ-технологий, ЭОР, различных образовательных платформ сложно себе представить современный урок. Важно, чтобы использование проектора на уроках не становилось чем-то обыденным, внимание обучающихся удается удерживать при соблюдении эффекта новизны. Но существует масса других способов увлечь обучающихся. Остановимся на некоторых из них.
Особое внимание стоит уделять межпредметным связям. Детям важно понимать, для чего они изучают новые знания, где могут встретиться с ними в жизни. Одним из запоминающихся, по мнению ребят, является урок по рассказу «Васюткино озеро». Позаимствовав физическую карту у учителя географии, можно найти места, где предположительно могли развиваться события в рассказе.
Уроки литературы «оживают» посредством нестандартных заданий: ребятам, ознакомившись с биографией писателя, необходимо представить, будто он является их современником, и заполнить воображаемую страничку писателя в известной социальной сети. Ребята с большим интересом выполняют подобного рода задания и успешно с ними справляются.
Для детей важно, чтобы их понимали. В 10 классе стоит попробовать отойти от привычных тем для сочинений и выбрать за основу для рассуждения песни современных исполнителей. Ребята, приятно удивившись, по-другому воспринимают такой вид работы, как написание сочинений, пытаются выразить подлинные мысли на бумаге на основе услышанного и, что важно, понятного им.
Обучающимся нравится работать с ярким раздаточным материалом (например, карточки разных цветов, которые можно применить в играх по типу «верное / неверное утверждение»). Ученики 5 – 7 классов любят рисовать: подводя итоги изучения раздела «Лексика», с удовольствием нарисуют карту жителей страны Русского языка, идея которой принадлежит ведущему петербургскому методисту. Рабочие листы с необычными заданиями отлично помогут на уроках литературы для индивидуальной или групповой работы: структурируют материал, развивают творческие способности детей.
Реализовать здоровьесберегающую технологию на уроках удается через применение таких неожиданных приемов для проведения физкультминутки, как «минутка сна» под звуки классической музыки с выключенным освещением, «музыкальные паузы» (дети исполняют музыкальные произведения на фортепиано, которое стоит в кабинете). Важно лишь соблюдение условия – такие необычные паузы должны органично вплетаться в урок.
Дистанционный формат обучения стремительно врывается в современное образование. Дети охотно организуют домашнюю выставку книг, приуроченную к Международному дню детской книги; поделятся фотографиями своих выставок, обмениваясь впечатлениями и поздравлениями.
Предметные недели превращаются в квест, в ходе которого нужно выполнять разные задания и заполнять маршрутные листы цветными наклейками. Проводятся викторины «Своя игра» (по аналогии с телевизионной), музыкальные перемены, на которых обучающиеся исполняют песни на стихи русских поэтов.
Уроки должны «оживать»: улыбки, обмен личными историями, съемка фильмов по книгам, буктрейлеров, разговоры о чувствах... Детям важно, что учитель – такой же живой человек, как и они, который тоже учится, переживает, ошибается, удивляется, думает… и вместе с детьми растёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные приемы и методы обучения русскому языку и литературе
Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литера...
Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе
Выступление на конференции...
Презентация "Метод проблемного диалога и его применение на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС нового поколения"
Презентация была представлена во время моего вытупления на педагогичческой конференции "Инновационные технологии в образовании"...
Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.
Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления....
Семинар учителей русского языка и литературы "Современный урок русского языка и литературы в контексте ФГОС"
quot;Современный урок русского языка и литературы в контексте ФГОС"...
Мастер-класс « РАЗВИТИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках.Задачи:- продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с...