Материал для МО 2023 года РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ – ВОВЛЕЧЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья

Дейнеко Константин Эдуардович

Как же «расшевелить» ребёнка с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с детьми с ОВЗ – вовлечение в учебную деятельность

«В каждом человеке – солнце.

Только дайте ему светить».

Сократ

Исследования показывают, что к нашему большому сожалению, в современном мире наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями. Это дети с различными особенностями развития: нарушение слуха и речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта и т. п.

Такие дети чаще подвержены перепадам настроения, потерей мотивации к учёбе чем их сверстники. И не зависимо от того, где и в каких условиях ребёнок с ОВЗ обучается – в коррекционных школах или в общеобразовательных, в любом случае, ребёнку требуется индивидуальный подход. Итак, как же «расшевелить» ребёнка с ОВЗ, который утратил мотивацию к учёбе, работе на уроке или же и не был активен?

Я считаю, что в первую очередь, необходимо выяснить причины пассивности. Ребёнок с первого дня «молчун», он не заинтересован в учёбе или, возможно, у ребёнка с ОВЗ проблемы с социализацией в общеобразовательных школе, классе. Возможно у ребёнка проблемы в семье или же он стесняется вести себя активно, не чувствуя достаточной поддержки со стороны учителя и одноклассников. Ответы на все эти вопросы необходимо выяснить до того, как начать решать проблему пассивности на занятиях. Создание оптимальных для ребёнка с ОВЗ психолого-педагогических условий для усвоения общеобразовательной программы и создание условий социальной адаптации для такого ребёнка является важным шагом для того, чтобы мотивировать его к активной работе на уроке. Я уверена в том, что неспособных детей нет, есть дети, которые нераскрыты. И задача педагога помочь ребёнку с ОВЗ раскрыть свои таланты. Для включения ребёнка с ОВЗ следует, в первую очередь, исключить проблему социализации и семьи. Ведь забитый, обиженный или имеющий семейные проблемы ребёнок, не сможет проявлять себя на уроках должным образом.

Важно включить в урок элементы игры, это простимулирует детей, в том числе и с ОВЗ, к активности на занятиях. В играх ребёнка с ОВЗ можно назначить, например, ведущим, то есть дать ему такую роль, в которой он не сможет быть пассивным, таким образом включая его в учебный процесс. Для всех детей, а для детей с ОВЗ особенно, важны поддержка со стороны учителя и сверстников, а также оценка его стремлений. Даже за самый небольшой успех его следует поощрять – это может быть оценка, словесное одобрение. Для вовлечения в учебную деятельность можно использовать различные интерактивные средства, с учетом особенностей ребёнка. Это могут быть аудио- и видеоматериалы, печатные материалы и т. п.

Однако, по моему мнению, проблему всегда проще профилактировать, чем решать. Поэтому в ходе учебного и воспитательного процесса необходимо выявить интересы ребёнка с ОВЗ, понять его склонности, способности, оказать ему помощь в поисках «себя», создать для него равные условия с одноклассниками для реализации полученных знаний, умений и навыков, создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития, создать условия для развития у такого ребёнка положительного отношения к себе, другим людям и окружающему миру, постоянно контролировать успешность работы с ребёнком с ОВЗ и при необходимости корректировать её, не забывать про педагогический такт. Во время занятий необходимо менять виды деятельности. Важно давать детям возможность переделать задание, с которым они не справляются, предотвращать наступление утомляемости, своевременно активировать познавательную деятельность. При работе с детьми с ОВЗ, мне кажется очень важно понимание того, что эти дети не ущербны по сравнению с другими, но, тем не менее, они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме "Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания"

В данном материале представлен текст выступления по защите опыта работы, презентация к выступлению и электронный журнал с использованием рейтинговой системы оценивания....

Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс

Дидактические разработки. Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс...

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

Справка по результатам коррекционной работы с детьми -инвалидами за 2017-18 учебный год

Проведена входная диагностика, наблюдение и составлена характеристика, что позволяет спланировать работу на следйющий год с учётом индивидуальных особенностей обучающихся....

План работы с детьми ОВЗ на 2020– 2021 учебный год

План работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ на 2020– 2021 учебный год...