Лаборатория читательской грамотности
опыты и эксперименты (6 класс)
Это мини-проект исследовательского характера. Наша школа первый год стала заниматься функциональной грамотностью, я тоже для себя создала некий путь. Хочу поделиться с коллегами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_chitatelskoy_gramotnosti.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналогово-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».
Функционально грамотная личность - это человек,
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные учебные действия.
Тема является актуальной для исследования, так как учащиеся недостаточно владеют навыками смыслового чтения, недостаточными навыками высказывания предположений и построения доказательств.
«Лаборатория функциональной читательской грамотности»
проект
Цель: повышение уровня функциональной читательской грамотности учащихся как условие повышения качества образования.
Задачи:
- развитие способностей учащихся использовать полученные знания, умение выявлять проблемы, делать выводы;
- развитие способностей учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества
Этапы проекта:
- Мониторинг (сентябрь)
- Анализ ситуации (сентябрь)
- Реализация (сентябрь-октябрь)
- Выводы (круглый стол по расписанию школы)
Пути реализации:
- Прохождение КПК
- Посещение и участие в семинарах по функциональной грамотности
- Практические занятия с учащимися
- Обмен опытом
- Участие в олимпиадном движении
Направления деятельности:
- Усиление внимания к функциональной грамотности
- Повышение уровня познавательной деятельности
- Формирование метапредметных результатов
- Повышение интереса учащихся к предмету.
Продукт проекта: портфолио
Календарный план работы над проектом
Дата | Тема | Участники |
сентябрь | ||
10.09 17.09 24.09 | КПК, 15.00, Актовый зал, ЗУМ | Воронова Е.Н. |
25.09 | Внеурочное практическое занятие по ФГ «Флаер в жизни». Итог занятия- продукт-флаер | Воронова Е.Н. |
октябрь | ||
01.10 08.10 15.10 22.10 | КПК, 15.00, Актовый зал, ЗУМ | Воронова Е Е.Н. |
07.10 | Семинар – тренинг «Проектные задачи в образовательном пространстве» | Воронова Е.Н. |
14.10 | Практическое занятие «Продуктивное чтение» | Воронова Е.Н. |
16.10 | Открытый урок русского языка с применением ФГ «Страдательные причастия» | Воронова Е.Н. |
21.10 | Круглый стол, обмен опытом | Воронова Е.Н. |
В течение года | ||
28.10 25.11 23.12 24.02 25.03 28.04 19.05 | Стажировочная площадка «Применение новых подходов в обучении для развития функциональной грамотности» | Воронова Е.Н. |
По расписанию | Занятия по функциональной грамотности в 7, 9а,в классах | Воронова Е.Н. |
Темы мини-проектов учащихся
№ | ФИ | Тема | Продукт | Реализация |
Выставкина Я. Ереемеева П. | Профессии будущего | флаер | Классный час по профориентации | |
Дягилев К. | Обзор книг о вредных привычках | буклет | Классный час | |
Копылова В. | Знаменитые земляки | Плакат | Школьное пространство Классный час | |
Монахов В. Фаттахов А. | Составление толкового словаря о спорте | Буклет | Уроки русского языка | |
Некрасов Н. | Маленький город- большая история | Буклет | Школьное пространство Классный час | |
Песорина А. | Дети и война (по произведению В. Катаева «Сын полка») | Рисунки | Уроки литературы Классный час |
Ожидаемые результаты
На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением некоторых готовых задний. Но это полностью окупится сформированностью функциональной грамотности, свидетельствующей об умственном развитии ребёнка. Это проявляется в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы, разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этои разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться а учебной работой, не испытывая перегрузки.
Данный проект завязан на мастерстве педагога, на его желании овладевать новыми методами.
Ребёнок должен обладать готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию».
Выводы
Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Решения, которые мы принимаем в этом направлении, не должны быть скоропалительными. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно, а не «по запросу», должна быть возможность оценивания результатов во времени.
Электронные ресурсы:
- https://rosuchebnik.ru/material/issledovaniya-pisa-2018-v-rossii/
- https://fioco.ru/Media/Default/Documents/МСИ/ГК%20PISA-2018_.pdf
- http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/2019/2019-11-05_Kuznecova.pdf
- https://dvoreckomi.ru/download_files/fg/07.pdf
https://infourok.ru/issledovanie-laboratoriya-chitatelskoj-gramotnosti-6293213.html- адрес публикации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Презентация на тему "Функциональная грамотность.Читательская грамотность"
материал к Педсовету с Приложением ....
«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»
laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...
Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...
- Мне нравится (1)