Самообразование: цельный или дополняющий процесс?
статья
Меняется ли образовательный процесс с изменением социума и всей его культуры? Безусловно, да. Парадигма образования колеблется всегда от уровня к уровню, стараясь соответствовать запросам современности. Каждый этап этого изменения важен для истории образовательного процесса, так как что-то может повторяться, что-то может расширять свои границы, а что-то безвозвратно уходить. Уже больше десятилетия мы наблюдаем за прогрессом так называемого непрерывного образования. Лиссабонский саммит, прошедший в марте 2000 года, акцентировал внимание на образовании «длиною и шириною в жизнь» [2]. И одним из важных пунктов такого рода образовательного процесса является самообразование как непрекращающееся, прогрессирующее в течение человеческой жизни явление. Этот вопрос однозначно актуален в современном мире, полном возможности получения любого рода информации. Но может ли самообразование стать единственным видом образовательного процесса в жизни отдельного человека?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование: цельный или дополняющий процесс?
Меняется ли образовательный процесс с изменением социума и всей его культуры? Безусловно, да. Парадигма образования колеблется всегда от уровня к уровню, стараясь соответствовать запросам современности. Каждый этап этого изменения важен для истории образовательного процесса, так как что-то может повторяться, что-то может расширять свои границы, а что-то безвозвратно уходить. Уже больше десятилетия мы наблюдаем за прогрессом так называемого непрерывного образования. Лиссабонский саммит, прошедший в марте 2000 года, акцентировал внимание на образовании «длиною и шириною в жизнь» [2]. И одним из важных пунктов такого рода образовательного процесса является самообразование как непрекращающееся, прогрессирующее в течение человеческой жизни явление. Этот вопрос однозначно актуален в современном мире, полном возможности получения любого рода информации. Но может ли самообразование стать единственным видом образовательного процесса в жизни отдельного человека?
В первую очередь следует отметить, что на наш взгляд важно разграничивать такие понятия как «самообразование» и «саморазвитие». Саморазвитие начинает происходить буквально с рождения: ребенок учится поддаваться рефлексам, адаптироваться в окружающей среде, затем говорить, ходить. Становясь старше, ребенок познает окружающий мир, привыкает к относительной самостоятельности, начинает читать развивающую литературу. Недаром большая часть знаний, скопленная человеком за всю его жизнь, берет свое начало примерно в возрасте до 7 лет. Что касается самообразования: этот процесс носит характер более углубленного изучения какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Понятие «самообразование» берет свое начало из английского «self-education», что означает «образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности» [1]. Иначе говоря, самообразование не подразумевает систематического посещения учебной организации и контроля. И в этом факте есть как положительные, так и отрицательные моменты. Противопоставленность таковых сторон настолько очевидна, что, рассмотрев их, мы сможем ответить на главный интересующий нас вопрос: полноценно ли самообразование без основного систематического образовательного процесса в специальной организации.
На наш взгляд можно выделить пять основных характеристик самообразования, имеющих двойственное начало, и положительное, и отрицательное: временная неограниченность, дистанционность, относительная самостоятельность выборки информации и её количества, тренировка собственной выдержки и, наконец, отсутствие контроля за результатами. Рассмотрим подробнее каждую из этих сторон.
Во-первых, временная неограниченность. Для человека, получающего образование в специальной организации, установлены определенные временные рамки, часы, которые он, в идеале, вне зависимости от своего желания или возможности должен проводить за тем или иным видом занятий. Что касается образования вне учебного заведения, то в этом случае человек сам выбирает время, которое он может посвятить образовательному процессу. Помимо этого он сможет заниматься и другими, не менее важными повседневными делами: работать, вести домашнее хозяйство и саморазвиваться, о чем мы упоминали ранее. Но, к сожалению, при такой свободе распределения личного времени человек в последнюю очередь будет думать об учебе, и чаще всего самообразование будет уходить на второй план, откладываться «на завтра». Налицо неоднозначный «плюс», но и не абсолютный «минус» подобной характеристики.
Во-вторых, дистанционность. Систематическое образование внутри учебного заведения ограничено не только временными, но и территориальными рамками. Безусловно, в каждой подобной организации отведено время на самостоятельную работу. Но ключевые часы – лекционные, проводимые непосредственно в здании учебного заведения. В процессе самообразования территориальное расположение не имеет значения: современный мир позволяет проходить тестовые задания, читать новую информацию, смотреть познавательные программы в любой точке. И это крайне необходимый момент, так как даже человек, неспособный из-за состояния здоровья посещать очные занятия, может получить доступ к образовательному процессу. Но в то же время, общение «лицом к лицу» с преподавателем, ведение различных дискуссий, обсуждение тех или иных господствующих проблем – это важнейшие составляющие образовательного процесса. Получение образования – это не получение специальности, это разностороннее глубокое развитие. Без очного общения, на наш сугубо субъективный взгляд, подобное образовательное развитие невозможно.
Далее поговорим о самостоятельности выборки информации и её количества. Многие считают, что очень часто учебные организации «засоряют» расписание ненужными программами для выбранной студентом специальности. Но снова вернемся к нашему утверждению о том, что образование включает в себя не только получение конкретных знаний о конкретной профессии, но и развитие в данной профессии, которое затем перерастет в компетентность. Самообразование – это, чаще всего, целенаправленное получение знаний о специальности, а не знаний о развитии в этой специальности. Поэтому данная характеристика положительна для человека, но отрицательна для будущего специалиста.
Четвертый критерий – тренировка собственной выдержки и силы воли. Но не всегда образование становится достаточным стимулом для того, чтобы человек «заставил себя». И этот критерий будет непосредственно связан с последним – отсутствием контроля за результатами. Студент такой, каким его привыкли видеть в течение столетий, имеет стимул получить положительную оценку от преподавателя, желает получить рекомендации или даже помощь. Самообразование не подразумевает «помощь обучающего», как указано в дефиниции, данной нами изначально. Отсюда отсутствие стимула к изучению и отсутствие анализа собственных ошибок. Образовательный процесс в таком случае происходит как будто не до конца, последняя, фактически самая важная стадия получения и анализа результатов обучения отсутствует, и человек не сможет грамотно применять на практике свои возможности. А не к этому ли стремится весь образовательный процесс?
Итак, самообразование как часть образовательного процесса однозначно возможно и даже важно. Но это всего лишь «часть», а не «целое». Подобный вид образовательного процесса должен, на наш взгляд, проходить параллельно или же в дополнении к основному систематическому образованию. Но самообразование не может заменить образование в специально отведенных на это организациях, так как та самая система, существующая в них, дает ту полноту знаний и практики, которая необходима в дальнейшей профессиональной деятельности. Тем не менее, каким бы не был образовательный процесс, главное, что вы ему поддаетесь. Ведь, как говорил великий Альберт Эйнштейн: «Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили».
Библиографические ссылки
1. Большой психологический словарь. – URL: http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/samobrazovanie (дата обращения: 12.11.2015).
2. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. – URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (дата обращения: 12.11.2015).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Человечество как едино-цельная
Показ тесной исторической взаимосвязи народов и различных культур на земле. Развитие толерантности....
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Изучение цельных словосочетаний в условиях школы
Изучению этой непростой темы в школе отведен всего один урок, и учитель испытывает трудности, определяя цель и отбирая материал для обучения. Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой дает описательное оп...
Интегрированные уроки естественнонаучного цикла в образовательном процессe и требования ФГОС ООО.
Статья будет полезна учителям использующим на своих уроках приемы интегрированного обучения....
Цельное молоко
Презентация к работе...
Дидактический материал - лексико-грамматические упражнения дополняющие книгу по домашнему чтению Рассказы О Генри издательства Английский клуб
Лексика является важнейшим компонентом яыкового материалаю В ходе подготовки к экзаменам, олимпиадам и конкурсам нами были разработаны упражнения, способствующие запоминанию лексики с практическим при...
Цельные развертки многогранников
Научная статья на тему : "Цельные развертки многогранников"...