Изучение цельных словосочетаний в условиях школы
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Омарова Ольга Александровна

Изучению этой непростой темы в школе отведен всего один урок, и учитель испытывает трудности, определяя цель и отбирая материал для обучения. Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой дает описательное определение этого понятия.

Главная цель этого урока – сформировать у учащихся понятие о  цельном словосочетании, ознакомить их со значением, функционированием этой синтаксической единицы в языке и речи. Представленные в учебнике словосочетания охарактеризованы как с формальной, так и с семантической стороны. Правда, не совсем полно. А информацию об особенностях функционирования цельных словосочетаний в речи авторы вообще оставили за пределами учебника.

Практическая часть комплекса представлена главным образом упражнениями опознавательного характера. Их недостаточно, чтобы выполнить задачу данного урока. Необходимы упражнения, обеспечивающие совершенствование речевых и коммуникативных умений, способствующие формированию сознательного отбора этих языковых единиц в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_tselnyh_slovosochetaniy_v_usloviyah_shkoly.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цельные словосочетания изучаются в школе недавно [9]. Введение этой темы в программу и учебный комплекс под ред. В.В. Бабайцевой мотивировано идеей усиления практической направленности преподавания русского языка в школе: учить школьников хорошей речи [7] на родном языке. А, как известно, цельные словосочетания часто употребляются в речи.

Изучению этой непростой темы отведен всего один урок, и учитель испытывает трудности, определяя цель и отбирая материал для обучения.

Учебник под редакцией В.В. Бабайцевой дает описательное определение этого понятия, дифференцирующими признаками которого называет недостаточную смысловую полноту главного слова и способность данной конструкции выступать в роли одного члена предложения.

Практическая часть комплекса представлена главным образом упражнениями опознавательного характера. Их недостаточно, чтобы выполнить задачу данного урока. Необходимы упражнения, обеспечивающие совершенствование речевых и коммуникативных умений, способствующие формированию сознательного отбора этих языковых единиц в речи.

Предлагаем материалы к уроку, которые, на наш взгляд, помогут учителю научить детей правильно и уместно использовать эту синтаксическую единицу в речи.

I. Объяснение нового материала

Работа со схемами практической части учебника В.В. Бабайцевой (см. с. 18).

1. Рассмотрим словосочетания: пять минут, часть задания, юноша с загорелым лицом, одного из знакомых. Эти словосочетания называют цельными. Заглянем в «Словарь лингвистических терминов» О.С. Ахмановой [6]: «Цельный. То же, что неразложимый».

– Проверим, действительно ли неразложимы цельные словосочетания? Попробуем оставить в речи только один какой-либо компонент этого словосочетания и установим, сохраняется ли при этом его смысл?

Итак, заложенный в цельных словосочетаниях смысл утрачивается. Таким образом, они неразложимы.

2. Теперь прочитаем первый абзац § 160 и установим, почему эти словосочетания разложить нельзя. (В них главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, т.к. основную смысловую нагрузку несет зависимое слово.)

– Какую же роль в языке выполняют эти словосочетания? (Являются одним членом предложения.)

– Докажите это, анализируя предложенные в учебнике примеры. Запись рассуждения фиксируйте в тетрадях (Упражнение взято из учебника В.В. Бабайцевой).

20

– На доске записаны термины, указывающие на значения цельных словосочетаний. Прочитайте их: значение количества, избирательности, совместимости, портретной детали. Укажите значения цельных словосочетаний в только что проанализированных примерах.

– А теперь перечитайте обозначенные цифрами абзацы § 160 и установите, какие термины используют авторы, а какие – нет?

II. Закрепление изученного.

Задание 1. Упр. № 50. Укажите, какое значение имеют цельные словосочетания, какими частями речи выражены, какую синтаксическую роль выполняют?

Задание 2. Рассмотрите таблицу. Приведите свои примеры свободных и цельных словосочетаний.

Различия свободных и цельных словосочетаний в русском языке

Свободные  словосочетания

Цельные словосочетания

Главное слово информативно достаточное.

В предложении каждое слово словосочетания выполняет роль отдельного члена предложения.

Серьезные проблемы, играть в шахматы, молча наблюдать, езда на велосипеде, удивительная история, чтение книг

Главное слово информативно недостаточно, хотя и значимо

В предложении всё словосочетание выполняет роль одного члена предложения.

Низкого роста, восемнадцати лет, с умным взглядом, кто-то из толпы, море цветов, уметь мастерить, трое обучающихся

Задание 3. Сравните каждую пару предложений. Посмотрите, как согласуется сказуемое с подлежащим, укажите, в каком случае оно согласуется по смыслу и грамматически (т.е. в роде, числе), а в каких – только по смыслу. Ответьте на вопрос, в каком случае подчеркивается значение подлежащего, а в каком – сказуемого?

1. К крепости шли двадцать лодок. – К крепости шло двадцать лодок. 2. Несколько человек лежали, закрыв лицо руками. – Несколько человек лежало, закрыв лицо руками. 3. Множество восковых свечей озаряло палату. – Множество восковых свечей озаряли палату.

Задание 4. Опираясь на результаты только что проведенного наблюдения, закончите сложные предложения с подчинительной связью, включая подходящую по смыслу информацию.

При подлежащем со значением количества сказуемое может употребляться как в единственном, так и во множественном числе. Это значит, что допускается согласование двух видов: 1) только по смыслу и 2) по смыслу и грамматически.

Чтобы сосредоточить внимание на значении подлежащего, используется согласование по ___ ___ ___ . Если надо подчеркнуть в речи группу сказуемого, то его согласуют с подлежащим ___ ___ ___ .

– Запишите только сложные предложения, графически объясните знаки препинания.

Задание 5. В какой форме вы употребили бы сказуемое в следующих примерах, включающих в себя подлежащее со словами множество, большинство, ряд, число и со значением количества? Обоснуйте, когда вы выбирали согласование по смыслу и грамматически, а когда – только по смыслу.

Запишите полученные предложения.

1. Большинство писателей (вести) записные книжки.

2. Множество свечей (озарять) хоромы барина.

3. Значительная часть школьников (сознавать) важность экзаменов.

4. Ряд заданий контрольной работы (оказаться) очень легким.

Задание 6. Составьте четыре предложения с цельными словосочетаниями, предложенными в схемах. Укажите, словами каких частей речи выражены зависимые компоненты цельных словосочетаний, а также установите их значение.

Задание 7. Проанализировав данную ниже таблицу, составьте аналогичную (на выбор): «Цельные словосочетания в функции сказуемого»,  «Цельные словосочетания в функции обстоятельства», «Цельные словосочетания в функции дополнения». Примеры для таблицы подберите из повестей И.С. Тургенева или рассказов А.П. Чехова.  

Цельные, то есть синтаксически неделимые словосочетания,

в функции подлежащего

Форма

Значение

Примеры

1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже

Количественное значение

Пять стульев стояло у стены.
Несколько стульев стояло у стены.
Часть стульев стояла у стены.
Много стульев стояло у стены.

2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из

Избирательное значение

Двое из нас поедут в столицу.
Каждый из нас поедет в столицу.
Многие из нас поедут в столицу.

3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!)

Значение совместности

Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.
Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.

4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже

Фазисное значение

Стоял конец сентября..

5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением)

Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие

Млечный Путь разостлался по небу.
Белые мухи (снежинки) кружили в небе.
Шапка русых кудрей колыхалась на его голове.

6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя

Неопределённое значение

Что-то неприятное было во всем его облике.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).

Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.

Задание 7. Найдите подлежащее в предложениях, определите способ его выражения.

Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями (И. Тургенев). Каждый из нас держал свое ружье над головой (И. Тургенев). Уже более трех часов протекло с тех пор, как я присоединился к мальчикам (И. Тургенев). Много прежних знакомых перестало ездить к Татьяне Борисовне (И. Тургенев). Половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи (Чехов). Когда Николай с женой пришли отыскивать Пьера, он был в детской (Л. Толстой). Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом (Чехов).

Задание 8. Найдите сказуемое в предложениях, определите способ его выражения.

С каждым часом положение становится тревожней (Лавров). Объект изучения – жизнь во всем ее многообразии – один и тот же и у науки и у литературы (Паустовский). Замечательнейшим свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (И. Тургенев). Новый жилец оказался человеком непоседливым (Шолохов). Тогда самая молодая женщина запела, глядя на закат, и глаза ее казались золочеными (Паустовский). Знаки препинания – это как нотные знаки (Паустовский).

Задание 9. Определите, какими второстепенными членами предложения являются цельные словосочетания.

В это время, от двенадцати до трех часов, самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться (И. Тургенев). С раннего детства его память была полна разных волшебных историй (Паустовский). Но на другой день, по непредвиденным обстоятельствам, я должен был выехать из Москвы (И. Тургенев). Обещанного три года ждут (Пословица).

Задание 9. Отметьте предложения, в которых имеются цельные словосочетания. Какими членами предложения они являются?

а) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель (Солоухин).

б) Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну (Пришвин).

в) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым (Пушкин).

г) Большие паруса только сильный ветер может надуть (Пословица).

д) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области (Бианки).

е) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами (Тургенев).

IV. Домашняя работа (творческое закрепление)

Составьте письменное рассуждение «Какую роль в совершенствовании моей речи сыграло изучение темы “Словосочетание”».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Явления интерференции и переноса в изучении иностранных языков в условиях субординативной триглоссии учащихся средних школ республики Дагестан.

статья посвящена рассмотрению места, которое занимают интерференция и перенос в изучении иностранного языка в полиэтничном пространстве...

Зачетная работа по курсам повышения квалификации ИОЧ "Современный урок русского языка". "Специфика заданий при изучении темы "Словосочетание"

Содержание работы:1. Пояснительная записка2. Введение. Русский язык - один из важнейших учебных предметов.3. Основные положения теории словосочетаний.4. Словосочетания - сквозная тема всей школьной пр...

Задания при изучении темы "Словосочетание"

Данная работа содержит задания для изучения и закрепления темы "Словосочетание"....

Статья «Особенности изучения географии России в основной школе в условиях перехода на ФГОС.» Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс.

Цель курса – способствовать воспитанию географической культуры личности на основе формирования у учащихся компетенций по курсу «География России»; развитию экогуманистического мировоззрения, обеспечив...

Задания с кратким и развернутым ответом при изучении тем «Словосочетание» и «Синтаксис простого предложения»

Практический материал помогает закрепить знания по теме, а также может быть использован при повторении и подготовке к экзамену...

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС

Актуальность развития мотивации учеников средней школы, обусловленная поиском путей обучения иностранному языку в условиях ФГОС и пересмотра компонентов содержания обучения с целью их оптимизации...

Система опыта работы по теме "Топонимика как средство повышения эффективности изучения географической номенклатуры в условиях коррекционной школы"

В реферате представлены методические приёмы, помогающие эффективному запоминанию географических названий учащимися с нарушениями интеллекта....