Цельные развертки многогранников
статья (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья на тему " Цельные развертки многогранников, способы их склеивания " | 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Цельные развертки многогранников, способы их построения и склеивания
Конспект занятия кружка «пространственное моделирование»
Цели:
-Познание многообразия форм окружающего мира средствами геометрии;
-Развитие у учащихся объемно-пространственного мышления
-Развитие образного мышления
-Раскрытие творческого потенциала, в направлении конструкторского проектирования;
-Воспитание у детей потребности в реализации собственных идей.
Задачи:
-Знать основные свойства правильных многогранников. Научиться представлять сложные формы, как сумму простых геометрических фигур;
-Уметь построить и вычертить развертки, рационально используя лист бумаги, выбрать оптимальную технику для склеивания;
-построить и склеить правильный восьмигранник – октаэдр.
Междисциплинарные связи:
-Геометрия
-рисование
-Черчение
_Биология
Используемые материалы:
-Чертежные инструменты: циркуль, линейка, угольник;
-Макетный нож
-Ножницы
-Клей
-Бумага
-Карандаш
-Ватман
Ход занятия
Вводная часть
Подготовка рабочего места и материалов к выполнению практической работы.
Основная часть
Тема урока: «Цельные развертки многогранников, способы их построения и склеивания».
На предыдущих занятиях по разделу «форма и формообразование», мы неоднократно говорили о геометрии(1), которая в нашем предмете – пространственное моделирование – является инструментом познания формы и ее преобразования. Все существующее в мире обладает формой(2). Разнообразие форм неисчерпаемо. Чтобы изучить более сложные , надо начать с более простых. Чтобы передать форму предмета, необходимо понять ее строение. Каждый предмет имеет свое определенное строение – конструкцию.
Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое. За внешними очертаниями предмета необходимо увидеть его конструкцию, а затем построить форму предмета в виде упрощенных геометрических тел.
Мы видим геометрическое начало во многих явлениях природы и красоту – в чисто геометрических конструкциях и построениях. Вспомним классические творения архитектуры, начиная с древнейших пирамид; удивительные создания природы «каменные цветы»- кристаллы (мрамор, гранит, известковые шпаты, кристаллики соли, драгоценные камни).
Пчелиные соты – это пространство, заполненное многогранниками, они позволяют изучить пространственные фигуры. Обратим внимание на геометрию шестилучевых и шестиугольных снежинок, на зерна граната, где каждое зернышко сцепляется с двеннадцатью другими. Вот и в биологии ученые установили, что форма некоторых вирусов, в том числе полиомиелита – это многогранник(3) – икосаэдр.
- Давайте вспомним, какие группы объемных геометрических тел вы знаете?
(многогранники, тела вращения).
-Что такое многогранник? (Это объемное геометрическое тело, ограниченное со всех сторон плоскими многоугольниками. Называемыми гранями).
-Назовите, какие многогранники вы знаете и вспомните их свойства (пирамида, призма, параллелепипед).
Учитель показывает образцы работ, выставленные на столе.
-Обратите внимание на пирамиду. Вспомним, что пирамида(4) – это многогранник, у которого одна грань, называемая основанием, есть какой-нибудь многоугольник, а все остальные грани, называемые боковыми – треугольники, имеющие общую вершину пирамиды.
-Какая пирамида называется правильной? Пирамида называется правильной, если ее основание – правильный многоугольник ( квадрат, треугольник), а вершина пирамиды – высота. Проектируется в центр этого многоугольника.
Каждый предмет ограничен от окружающего его пространства своей поверхностью (5).
Поверхность четырехугольной правильной пирамиды состоит из правильных треугольников, и правильного четырехугольника – квадрата.
Учитель берет со стола две одинаковые четырехугольные правильные пирамиды, складывает их основаниями и показывает получившийся правильный восьмигранник – октаэдр.
-Это красивая геометрическая фигура, как мы уже говорили, в природе – это форма кристаллов. Она совершенна. Все ее грани равны и представляют собой правильные треугольники. Она имеет 8 граней, 6 вершин. 12 ребер.
Давайте попробуем создать эту форму из ватмана.
-Что для этого надо сделать? Правильно, надо вычертить развертку (6) октаэдра.
Развертка многогранника – совокупность многоугольников, соответственно равных граням многогранника, вместе с указанием того, какие их стороны и вершины представляют собой одни и те же ребра и вершины многогранника.
Развертка октаэдра состоит из 8 правильных треугольников.
Работа с иллюстративным материалом на доске. Показ и объяснение правильных приемов работы. Построение правильного треугольника при помощи циркуля.
Правильные треугольники имеют равные стороны и равные углы. Взаимное расположение многоугольников на развертке может иметь несколько вариантов. Выполняя развертку, учитывают рациональный раскрой листа и технику склеивания.
Практическая работа:
Вычертить развертку октаэдра по данному размеру ребра (80 мм) на листе ватмана и обратить внимание на рациональный раскрой листа бумаги.
Дети работают под наблюдением учителя.
Развертки вырезать ножницами, для сгибания слегка надрезать ватман макетным ножом по месту сгиба.
Склеить в последовательности, наиболее рациональным способом.
Обсуждение выполненных работ.
Умение использовать чертежный инструмент, аккуратность исполнения.
Анализ проведенной работы.
Уборка рабочего места.
Словарь
Геометрия – математическая наука. Изучающая свойства тел, которыми определяется их форма, величина и взаимное расположение в пространстве.
Форма – то, что передает характерные особенности предмета, делает его узнаваемым.
Многогранник – тело, ограниченное со всех сторон многоугольниками( гранями).
Поверхность – в элементарной геометрии поверхность определяется как граница тела. Толщины она не имеет. Поверхность есть то. Что имеет только длину и ширину. Поверхность можнт быть плоской, выпуклой, вогнутой. Октаэдр правильный- восьмигранник, поверхность которого состоит из 8 равносторонних треугольников.
Развертка – развернутая в плоскость поверхность какого – либо тела.
Оптимальный – наиболее благоприятный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развертки многогранников
Создание многогранника своими руками....
Что такое развертка. Развертка прямоугольного параллелепипеда и пирамиды.
Презентация для урока математики в 5 классе...
Различные виды многогранников. Их изображения. Сечения, развертки многогранников. Площадь поверхности
Различные виды многогранников. Их изображения. Сечения, развертки многогранников. Площадь поверхности...
Презентация "Понятия и виды многогранников. Развертки многогранников"
Понятия и виды многогранников. Развертки многогранников...
Geogebra Развертки правильных многогранников
Файлы компьютерной программы Geogebra...
развертки фигур многогранники
Развестка куба и еще 4 платоновых тел...
"Понятие многогранника, основные элементы многогранника, выпуклые и невыпуклые многогранники; развёртка многогранника"
Конспект урока геометрии в 10 кл...