Психолого – педагогические факторы, негативно влияющие на психологическое здоровье детей.
материал (6 класс)
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, что может приводить к ухудшению здоровья детей – как физического, социального так и психологического.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогические факторы, негативно влияющие на психологическое здоровье детей.
Свое выступление мне хотелось бы начать словами немецкого поэта и публициста Генриха Гейне «Единственная красота, которую я знаю - это здоровье». Его важнейшие компоненты следующие:
- Физическое здоровье.
- Социальное здоровье.
- Психологическое здоровье.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, что может приводить к ухудшению здоровья детей – как физического, социального так и психологического.
Что значит быть психологически здоровым человеком?
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
- Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
- Полное спокойствие.
- Уверенность в своих силах.
- Вдохновение.
- Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Критерии психологического здоровья:
- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность
!!!Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье.
Основа психологического здоровья определяется детско-взрослыми отношениями:
- Нормальные отношения развиваются при создании условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте.
- Аномальные – приводят к нарушениям психологического здоровья ребенка, к крайним формам реагирования и проявления.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния):
- стрессовая педагогическая тактика;
- интенсификация учебного процесса;
- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся;
- нерациональная организация учебной деятельности;
- функциональная неграмотность педагога;
- отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.
Наиболее значимым из педагогических факторов риска является стрессовая педагогическая тактика, поскольку стресс, испытываемый ребенком из-за гонки, ограничения времени, неудач, неудовлетворенности взрослых (и педагогов, и родителей), длится бесконечно. Система окрика становится типичной и, в конечном итоге, приводит к сильнейшему стрессу. Микрострессы, которые по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам, действуют практически ежеминутно. В такой системе «педагогических пощечин» и педагоги, и родители часто не видят ничего особенного. Но негативное, враждебное, пренебрежительное, скептическое, а, нередко, подавляющее ребенка отношение учителя или несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение невоспитанного, невротичного или личностно измененного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом «с позиции силы» – является очень трудной, а порой неразрешимой проблемой обучающегося. Важно помнить, что авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, представляет серьезную опасность для психологического здоровья школьников.
Также одним из стрессовых факторов в школе является ограничение времени в процессе деятельности. В постоянном «цейтноте» обучающийся живет в течение 9 лет школьного обучения. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. При этом ограничение может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Так, в практике современной школы успешность обучения, часто определяется не качественными, а количественными показателями (скоростными). «Испытание секундомером» приводит к развитию не только пограничных нарушений психического здоровья, но и к тяжелейшим психическим расстройствам. Таким образом, стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психологического и физического здоровья школьников.
Интенсификация учебного процесса идет различными путями. Первый, наиболее явный – увеличение количества учебных часов. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведет к резкому сокращению сна и отдыха, вызывает утомление и тревогу. Микросимптоматика переутомления может быть четко не выражена, а такие его проявления как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности часто принимаются за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности.
Фактор несоответствия методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей раньше не выделяли, так как педагогический процесс не рассматривался в медико-биологическом аспекте, не подвергались анализу технология, методика обучения с точки зрения влияния на состояние здоровья обучающихся. Возрастные особенности детей должны учитываться при отборе содержания материала по годам обучения, адекватности физических нагрузок, объема и интенсивности, соответствия возрастным и индивидуальным анатомо-физиологическим особенностям и функциональным возможностям детей и подростков.
При организации питания детей необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям, как в количественном, так и в качественном составе пищи. При неправильном питании различные болезненнее состояния возникают тем чаще, чем меньше возраст ребенка.
Отсутствие часа активного отдыха после 3-го урока, концентрация контрольных и самостоятельных работ в один день, характерная для современной школы нерациональная организация урока, в течение которого 4-5 раз изменяется вид деятельности обучающегося (что затрудняет переключение и фактически лишает ребенка периода максимальной работоспособности). Какое-то время ребенок может выдержать такую напряженную жизнь, а потом жертвует – или школой (исчезает мотивация), или здоровьем.
Еще одним фактором риска для ребенка является сам учитель. Он может знать свой предмет, но может не знать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности, его возможности. Школе необходим педагог, осознающий свою ответственность за эмоционально-комфортное развитие и здоровье школьника (а не только за знания), педагог, умеющий отстаивать (а в этом есть необходимость) интересы ребенка.
Ещё одна из самых острых психологических проблем нашего времени - разрушительное влияние агрессивных средств массовой информации, т.е. телевидения, рекламы, компьютерных игр, детских журналов на сознание и психологическое здоровье детей и подростков. По данным специалистов, сейчас в России 80% из общего числа детей имеют нервно-психические расстройства. Можно говорить о нарастающей, особенно явной среди подростков, психической эпидемии возбуждения.
Давайте рассмотрим всего лишь несколько примеров.
1) Что мы видим и слышим с экранов телевизора? Мультфильм Симпсоны. Старики, например, дедушка Симпсон выставлен в идиотском свете, над старостью, дряхлостью, болезнью весело, тонко, остроумно (!), что особенно страшно глумятся. То черепаха крадет вставную челюсть, а старик не может догнать ее, то пред носом захлопывает дверь родной сынок. Здесь полностью разрушаются нормы поведения детей и родителей. Герои мультфильма за это не наказываются, напротив, все очень остроумно и весело, «прикольно», такой «черный юмор».
2) Весь джентльменский набор, присутствующий в мультфильмах и фильмах, есть и в компьютерных играх. Исключений крайне мало. Большинство игр дает такие модели поведения, после усвоения, которых ребенок становится полностью депрессивным или наоборот невероятно агрессивным, потому что мысленно постоянно переступает моральные нормы. Есть такие компьютерные игры, в которых предлагают на выбор несколько вариантов поведения. Скажем, задание выйти из дома и купить хлеб. Можно сделать это обыкновенно, а можно по дороге зарезать соседа, ограбить магазин, расшвырять все продукты. Многие дети, поигравшие в подобные игры, берут себе «ники» - псевдонимы, обозначающие ужасных персонажей: «негодяй», или «идиот». У них смещаются понятия о добре и зле, меняется картина мира, возникает компьютерная зависимость, которая превращает человека в раба. Она сродни наркотической и ее трудно избежать.
Угрозу в увлечении детей компьютерными играми представляет неразличимость виртуальности и действительности, поскольку ребенок включен в более широкую среду, где в буквальном смысле происходит управление его сознанием и волей. Только к подростковому возрасту начинает формироваться умение ориентироваться в таких реальностях и адекватно.
Признаки нарушения психологического здоровья обучающегося.
- Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребёнок чувствует себя в школе недостаточно комфортно.
- Отказ от выполнения заданий – если какое-то задание не получается, ребёнок может просто перестать пытаться его выполнить. Ученики начальной школы, как правило, импульсивно бросают ручку с соответствующим эмоциональным комментарием. В подростковом возрасте к такой форме поведения может прибавиться другая: ребёнок просто не выполняет задание «втихую», не ставя никого в известность об этом. Такое поведение особенно часто наблюдается в ребенке, который присвоил себе статус «самый слабый». Обучающийся часто не выполняет домашнее задание, мало работает на уроках, не активный.
- Раздражённые или агрессивные реакции (как вербальная, так и невербальная) могут оказаться способом преодоления эмоционального дискомфорта. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.
- Ещё одна типичная форма поведения — «уход» в аддиктивное поведение: увлечение компьютерными играми, музыкой, общение с друзьями, которое сопровождается сигаретой, бутылкой пива и т.д.
Для формирования и поддержания психологического здоровья обучающихся, в образовательном пространстве школы должна быть здоровьесберегающая среда, в которой будет сохраняться и укрепляться психологическое здоровье школьников через соблюдение следующих условий и мероприятий:
- создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с обучающимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности);
- учет личностных и индивидуальных психических свойств обучающихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.);
- допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд;
- рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке;
- поддержка взаимосвязи между учебными предметами;
- воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний;
- оптимальный двигательный режим;
- правильное и витаминизированное питание,
- соблюдение санитарно-гигиенических норм,
- формирование культуры здорового образа жизни.
Литература:
- Матусевич А.М. Организация системы профилактических мероприятий по оздоровлению учащихся старших классов.2014. №4 (63).
- Матусевич М.С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода [Текст] / М. С. Матусевич [и др.] // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 686-689.
- Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы / Педагогика.//- 2005 - № 6. - с 23.
- Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ, 2007 - с 21.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.: АРКТИ, 2005 - с 320.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы на тему: "Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и подростков в образовательном пространстве"
Цель выступления: оказание помощи педагогам в создании благоприятного психологического климата в рамках образовательного процесса с целью профилактики нарушения психологического здоровья детей и подро...
Факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
Разработка урока ОБЖ для 9 класса на тему: "Факторы, негативно влияющие на здоровье человека". Методы и приемы обучения: проблемно-поисковый, метод анализа жизненных ситуаций, прием "древо предсказани...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей...
Выступление на педагогическом совете «Сохранение психологического здоровья детей»
Сохранение психического здоровья детей....
Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психологического здоровья ребенка
Атмосфера жизни в семье как фактор сохранения физического и психологического здоровья ребенка...
Защита от факторов, негативно влияющих на здоровье
Здоровье человека – это залог благополучия его жизни. Без хорошего самочувствия, настроения невозможно создать семью, добиться успехов на работе и в обществе. Здоровье является одним из величайш...
Статья - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Анализ исследования проблемы мотивации учащихся 6-7 классов на уроках физической культуры их результаты....