Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей
методическая разработка по психологии ( класс) на тему

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья как одной из категорий «группы риска»

Тарасова О.М.

МОУС СОШ №2, г.Усть-Кут

Понятие «дети группы риска» вошло в педагогику с момента принятия приказа №333 от 09.09.1992г. [2].

Психолого-педагогическое сопровождение (далее ППС) детей с особенными возможностями здоровья начинается с выделения данной категории обучающихся в «группу риска» Происходит это в первом классе, на первой ступени обучения.

Предполагалось, что такие дети, являясь умственно-сохранными, не имея аномалий развития, испытывают трудности в обучении. На практике оказалось сложнее. В школу поступают дети не только с функциональными нарушениями, но и с различной микросимптоматикой нарушений [3].

Основной контингент таких детей – это обучающиеся с комплексными проблемами: микроневрологическая симптоматика плюс речевые нарушения, плюс педагогическая запущенность, плюс социальная депривация в семье.

У детей данной категории обнаруживается несформированность предпосылок интеллекта, слабость произвольной организации умственной деятельности, низкая работоспособность, повышенная утомляемость, слабая концентрация и распределение внимания, неустойчивость поведения, тенденция к аффективным разрядам и агрессии, снижение способности к дифференцированию существенного от несущественного, гипердинамический синдром [4].

Кроме этого, у них же обнаруживается нарушение эмоционально-волевой сферы: повышенная отвлекаемость, слабость волевых процессов, не всегда эмоциональная живость и лабильность.

Интеллектуальная деятельность осложняется, если обучающийся страдает несколькими подобными нарушениями.

Причины подобного состояния

  • Наследственные задатки, иммунологические и реактивные ресурсы организма;
  • Особенности строения мозговых тканей, т.е. комплекс признаков «наследственной конституции».

Возможные последствия ранее перенесённых заболеваний.

Условия жизни

Состояние психической дезадаптации обычно возникает лишь после того, как к комплексу этиологических факторов присоединяется ещё один компонент – условия жизни.

Под условиями жизни подразумевают микро-и макросоциальные её аспекты, тот уровень требований, который социальное окружение предъявляет к индивиду. При благоприятном стечении обстоятельств, несмотря на наличие лёгких патологических изменений в ЦНС, ребёнок может удержаться на стадии предболезни, хорошо ориентироваться в обществе.

Благоприятным стечением обстоятельств в школе, после поступления в первый класс, является адаптационный период, который состоит из следующих мероприятий: психолого-педагогическое  сопровождение, логопедическое обследование и коррекция, сопровождение социального педагога, медицинского работника, внимательное наблюдение учителя.

Диагностика, используемая в ходе ППС, выявляет дезадаптированных обучающихся, имеющих особенные возможности здоровья. Данная категория детей и составит «группу риска».Родителям в данной ситуации предлагается пройти с ребёнком консультацию у детского психиатра или психоневролога.

Используемые методики для диагностики обучающихся в ходе адаптационного процесса

  • Анкета для родителей первоклассников;
  • Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе;
  • Диагностико-прогностический скрининг Е.Екжановой;
  • Психологический анализ Л.М.Ковалёвой;
  • Диагностика интеллекта: Векслер, Равен, Переслени и др.;
  • Диагностика эмоционально-волевой сферы: Люшер и др.

Одним из важных мероприятий ППС является подготовка пакета документов на обучащихся начальной школы, рекомендованных детским психиатром к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Психологом проводится специальное диагностическое обследование, по итогам которого составляется психолого-педагогическая характеристика на обучающегося, представляемого на ПМПК. (Обследование проводится по соглашению с родителями). Это, как правило, дети «группы риска», испытывающие определённые трудности в обучении, а также дети с ослабленным здоровьем.

По результатам работы областной ПМПК обучающиеся определяются в классы СКК VII вида(специальные коррекционные классы выравнивания), СКК VIII вида(специальные коррекционные классы для детей с лёгкой степенью умственной отсталости.). Остальные обучающиеся определяются на домашнее обучение, дублирование, получают консультацию врача-психиатра, некоторым выписывается медицинское лечение.

За период с 2006 по 2009 год сформировано три класса СКК VII вида:

  • 2006-2007уч.год – 5 класс СКК VII вида;
  • 2007-2008уч.год – 2 класс СКК VII вида;
  • 2008-2009уч.год – 5 класс СКК VII вида.

ПМПК определяет обучающимся с разными возможностями здоровья образовательную программу соответствующего уровня сложности (СКК VII вида, СКК VIII вида). Данные виды программ предусматривают выполнение условий охранительного режима, частью которого являются коррекционно-развивающие занятия психолога. Это способствует успешному обучению по данным программам, регулированию самооценки, выстраиванию адекватного взаимодействия, а стало быть, и социализации данной категории обучающихся. Обучающиеся классов выравнивания (СКК VII вида) при позитивной динамике развития всегда имеют возможность перевода в общеобразовательные классы.

Коррекционно-развивающая работа (Пример 2008-2009 уч.года)

Название курса

(2008-2009уч.год)

Класс/кол-во часов

1. «Профессия-школьник» СКК VII вида

2. «Школа душевных наук» СКК VIII вида

3. «Навстречу» СКК VII вида

4. «Ты сам выбираешь лестницу к небесам» СКК VII вида ПП

2-й класс/1 час

3-й класс/1 час

6-й класс/1 час

8-й класс/2 часа

Обучение основано на специально-коррекционных приёмах, с активизацией всех психических процессов, направленных на снятие негативных моментов деятельности.

Коррекционный урок – это урок с соблюдением всех дидактических принципов, с использованием специальных методик плюс методический учёт типологических особенностей ребёнка. Во всех занятиях обязательно используются приёмы для коррекции всех психических процессов.

Программа коррекционно-развивающих занятий выполняется на основе тематического планирования.

Курс «Профессия - школьник» М.Битяновой был адаптирован для коррекции обучающихся СКК VII вида [1].

Цель курса: Создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности.

Курс «Школа душевных наук»был разработан для СКК VIII вида на основе учебно-методических рекомендаций Г.Я.Кудриной, Г.Ф.Коваленко.

Цель курса: Знакомство детей с внутренним миром человека. Коррекция интеллектуальных возможностей, нравственных чувств, коммуникативных и духовных качеств ребёнка через осознание себя и других. Воспитание у детей способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю.

Курс «Навстречу» разработан педагогом-психологом О.М.Тарасовой на основе рекомендаций Н. Юдиной [5]. Цель курса: Формирование навыков

адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, к другим людям, к себе.

Курс «Ты сам выбираешь лестницу к небесам» (авторский ЭК Тарасовой О.М.) в СКК VII вида выполняется в два этапа. Первая часть – «Самопознание» - в восьмом классе, вторая часть – «Самоопределение» - в девятом классе.

Цели и задачи курса:

Оказание психолого-педагогической поддержки школьникам в их профессиональном самоопределении, в осознанном выборе дальнейшего профессионального образования.

Методы и формы коррекционно-развивающей работы: беседа, ролевая игра, упражнения по межличностной коммуникции, двигательные упражнения, методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

В СКК VII, VIII видов решение любой педагогической, воспитательной, коррекционной задачи необходимо планировать с учётом взаимодействия всех факторов: состояние здоровья, оказывающее влияние на работоспособность; сложность задания; время проведения занятия; степень готовности обучающихся; форма проведения и интенсивность работ. Игнорирование лишь одного из этих факторов может привести к отрицательному эффекту занятий.

А также учитывая несформированность учебной деятельности данных категорий детей и, может быть, негативный опыт предшествующего обучения – возможно расширение количества часов внутри любой темы.

Результаты коррекционно-развивающей работы отслеживаются при помощи входящей и итоговой диагностики. Например в 3 кл.СКК VII вида; беглость и гибкость мышления-при помощи теста И.М.Лущилихиной МИАМ(методика исследования активного мышления); внимание-при помощи корректурной пробы Бурдона;память-при помощи тестов А.Р.Лурия и т.д. Тесты могут быть и другие,но обязательно валидные.

Результаты диагностики 8 кл.СКК VII вида,например,освещены на педагогическом консилиуме педагогов, работающих в восьмых классах. Рекомендации психолога педагогам:

  1. Задействовать психологические резервы для насыщения учебной деятельности обучающихся 8В класса; дифференцировать учебную нагрузку по предметно, при необходимости в сторону увеличения.
  2. Качественно пересмотреть уровень и сложность учебных заданий. Распределить учебную нагрузку по дням недели, исходя из уровня работоспособности .
  3. Согласно диагностики ПВ (продуктивности внимания )у обучающихся- высокий и средний уровень развития внимания, что говорит о сформированности навыка управления своим вниманием, поэтому необходимо так выстроить количество и качество учебной нагрузки, чтобы произошла синхронизация уровня ПВ с задачами учебной деятельности.

Литература:

  1. Битянова М.Р. Профессия-школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников.-М.,2000.
  2. Приказ №333 Министерства образования Российской Федерации от 08. 09. 1992 г. «Об утверждении примерного положения о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».
  3. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: Пособие для администрации школы, педагогов и школьных психологов.- М.: НМЦ им.Л.С.Выготского, 2004.
  4. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития.- НГПУ, 1994.
  5. Юдина Н. Воспитание коммуникативной культуры учащихся 5-6 классов.- Школьный психолог, 2007,№ 12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на ШМО учителей начальных классов на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г.Сергие...

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В данной статье представлен опыт совместной работы инновационной площадки образовательного учреждения и психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского по разработ...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28875011","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А.  Психолого-педагогическое сопрово...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации прое...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29342699","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопровождение...