Факторы, негативно влияющие на здоровье человека.
план-конспект урока по обж (9 класс) по теме
Разработка урока ОБЖ для 9 класса на тему: "Факторы, негативно влияющие на здоровье человека". Методы и приемы обучения: проблемно-поисковый, метод анализа жизненных ситуаций, прием "древо предсказаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_vliyayushchie_na_zdorove.docx | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока ОБЖ для 9 класса на тему: «Факторы, негативно влияющие на здоровье человека»
Цель: углубить знания о факторах, негативно влияющих на здоровье человека; сформировать негативное отношение к вредным привычкам.
Задачи: формирование универсальных учебных действий:
- Личностных - формирование учебно-познавательной мотивации, мотивационной основы учебной деятельности, навыков самоопределения;
- Регулятивных – формирование навыков целеполагания, прогнозирования, оценки результата работы, контроля;
- Познавательных – формирование общеучебных универсальных действий – навыков самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели, поиска и выделения необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, рефлексии;
- Коммуникативных – формирование навыков планирования учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, учёта разных мнений, формулирования и аргументации своего мнения.
Методы и приемы обучения: проблемно-поисковый, метод анализа жизненных ситуаций, наглядные, индивидуально - коллективный метод, прием «древо предсказаний».
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебный фильм, экран, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Мотивация и постановка цели.
Каждый год в нашей стране погибают люди:около 100 человек от ЧС природного характера, около 5000 -от ЧС техногенного характера, а, как вы думаете, от чего погибает еще 1 000 000 человек? (от вредных привычек)
Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Академик Н.М.Амосов утверждает, что запас прочности человека имеет коэффициент около 10, то есть органы, и системы человека могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжение примерно в 10 раз большее, чем ему приходится выполнять в нормальной повседневной жизни.
Реализация возможностей, заложенных в человеке, во многом зависит от образа жизни, от повседневного поведения человека, от его привычек и поведения.
Это путь создания системы здорового образа жизни. Говоря о нем, необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще я школьные годы и от которых потом не может избавиться в течение всей жизни, способствуют не здоровому образу жизни, а быстрому расходу всех возможностей человека, преждевременному старению и появлению необратимых заболеваний. Эти привычки —факторы, негативно влияющие на здоровье человека. (запись темы)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова цель нашего урока?
- Получение новых знаний
1. Попробуйте ответить на вопрос: В последнее время на Западе этих людей неохотно берут на работу, им не разрешают проявлять свои привычки в общих вагонах и салонах самолетов, их противники мажут дегтем двери и окна магазинов, где продают товары для них. Что это за люди? (Подсказка. Это люди с «немодным» сейчас на Западе пристрастием.) Ответ. Курильщики.
Комментарий учителя. Да, действительно, сейчас в мире, а особенно в США, курение выходит из моды. Киноактеры даже за огромные деньги отказываются рекламировать сигареты, зная, что подавляющее большинство американцев против курения. Зато сигареты, произведенные на Западе, с удовольствием раскупают в странах третьего мира, в том числе и у нас.
Табак как представитель дикой флоры известен был еще в древности. Листья его сжигались на костре, и их дым оказывал одурманивающее действие. Курение было частью религиозных ритуалов. Распространение табака среди народов мира связывают с именем Колумба, который вместе со своей командой впервые увидел индийца, «пьющего дым». Очень скоро табак распространился по всей Европе. Но, несмотря на широкое распространение табака, курение через некоторое время было запрещено.
В разных странах меры наказания были различны. В Сант-Яго за курение были замурованы в стену пять монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя.
В Россию табак был завезен еще при Иване Грозном.. В 16 - 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение под страхом смерти запретили. В России курение было разрешено в царствовании Петра I, который сам после посещения Голландии стал заядлым курильщиком Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.
Как вы думаете, в каком возрасте россияне выкуривают свою первую сигарету?
По статистике первую сигарету россияне выкуривают в подростковом возрасте. Пики приходятся на 14, 17 и 19 лет. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25
Как вы думаете, почему курильщик не погибает сразу?
Курильщик не погибает потому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н. П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое «победителей», выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.
Прочитайте отрывки . Как они называются в литературе? Что такое частушка?(это жанр фольклора, в котором отражается народная наблюдательность, фиксируются какие-то жизненные уроки). Почему этот жанр так живуч? Он сегодня активно используется юмористами. Изобразите схематично дерево и заполните его: ствол- курение, корни – причины курения, ветви – последствия.
Чем вы заполнили ваше дерево?
А какие еще вы знаете последствия воздействия на человека курения? (добавляем на дерево)
А зачем же люди курят, если это опасно и вредно?
Организм курильщика со стажем находится в зависимости от яда и требует все новых и новых доз. Здоровье курильщика разрушается и он начинает предпринимать отчаянные усилия, чтобы избавиться от зависимости. Лучший способ избавиться от курения – никогда не начинать курить
Кому выгодно, чтобы люди курили?
Табачным компаниям выгодно, чтобы вредная привычка у людей оставалась. На рекламу сигарет брошены огромные деньги и силы. Вы должны понимать, что рекламщики и производители сигарет охотятся за вашим кошельком. На ваше здоровье им наплевать. Знаете ли вы, что все трое мужчин-актёров, снимавшихся в рекламе «Ковбой Мальборо» (Дэвид Миллар-младший, Дэвид Мэклин и Уэйн Мак Ларен) умерли от рака лёгких.
Есть такая притча. Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.
Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:
– А почему стариком не буду?( Потому что до старости не доживёшь.)
– А почему собака не укусит?( Так с палкой ведь будешь ходить.)
– А почему вор в дом не залезет?( Потому что всю ночь будешь кашлять.) Попробуйте вы ответить на эти вопросы.
Подведем итог: Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного курения»…
2. За какое преступление в древней Индии поили расплавленным серебром, свинцом или медью? Подсказка. У нас это, скорее, порок, ведущий к преступлению. Ответ. Пьянство.
Комментарий учителя. Вред пьянства для человека и общества был отмечен уже давно, и не только в восточных, но и в западных цивилизациях. Даже в Древней Греции, несмотря на большую популярность вина, напиваться считалось крайне неприлично.
А сейчас прочитайте притчу: (приложение 2) "Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла... Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу - становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше -превращались в тупых упрямых ослов". Как вы её понимаете? Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу люди заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. Женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917, году в Красной армии, пьянство карается расстрелом.
Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года. Нарисуйте второе дерево: ствол – алкоголь, корни – причины, ветви – последствия, которое вы заполните при просмотре ролика. Что у вас получилось?
Назовите, какие еще знаете последствия употребления алкоголя:
Алкоголь требует к себе в жертву не только взрослых людей, но и их будущее. Например, на чердаке сарая, где тайком гнали самогон, лежали 160 куриных яиц для последующей инкубации. Каково же было удивление хозяев, когда из яиц вылупилось только 78 цыплят. 40 из них вскоре погибли, а 25 оказались уродами. Зародыши отравились парами спирта и эфирных масел. Всё это относится и к человеку. В пьющих семьях 38 % детей оказываются недоразвитыми и больными. В 2 раза чаще дети рождаются мёртвыми. Алкоголь укорачивает жизнь в среднем на 17 лет. Алкоголь не только ослабляет тело, но и разрушает личность.
Сделайте вывод. Алкоголь очень вреден для здоровья и жизни человека.
3. Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению. Подсказка. По-гречески: narke — оцепенение, mania-влечение. Ответ. Они бы назвали его наркоманом.
Комментарий учителя. Точнее не скажешь: влечение к оцепенению (к вечному оцепенению, т.е. к смерти). Ведь подавляющее число хронических наркоманов не доживают до 30 лет. Средняя продолжительность жизни наркоманов после начала употребления наркотиков -4-4,5 года.
С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль Шахтеры Боливии издавна получали часть жалованья не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, которые жевали или курили. Вообще нет такого народа, который не употреблял бы в том или ином виде наркотические вещества.
Проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, то есть практически каждого пятого жителя. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не были бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.
По данным международной организации «Врачи без границ», уже сегодня в России от 3 до 4 млн. наркоманов, а некоторыми специалистами их число оценивается даже выше 9 млн. чел. Наркомания в России продолжает "молодеть". Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет.
Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей
Нарисуйте третье дерево: ствол – наркомания, корни – причины, ветви – последствия. Заполним вместе.
Можно ли узнать наркомана по внешнему виду? Внешние признаки: расширенные или суженные зрачки, замедленная речь, плохая координация движений, похудение или прибавка в весе, блеск в глазах.
Очевидные признаки: следы от уколов, порезы, синяки, свернутые в трубочку бумажки, маленькие ложечки, капсулы, бутылочки, пузырьки, запахи табачного дыма с примесями запахов трав или синтетики.
Изменения в поведении : нарастающее безразличие, невозможность сосредоточиться, болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения, смена круга знакомых, безобразное отношение к учебе, проявление грубости, лени, нарушение сна .
Токсикомания также относится к вредной привычке.
Токсикомания – это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Человек становится раздражительным, злобным, угрюмым, все время ждет каких – то неприятностей. У него трясутся руки, портится почерк, речь становится несвязной, спутанной. Постепенно он деградирует, как личность, у него окончательно расстраивается память, гаснет интеллект. Серьезные последствия токсикомании для состояния внутренних органов: развиваются различные заболевания легких и желудочно-кишечного тракта, поскольку токсичные компоненты «сжигают» слизистые оболочки почки выходят из строя. При передозировке, возможны летальные исходы.
Вывод: Токсикомания – это яд для здоровья человека. Наркотики – это гибель для человечества.
- Чем похожи алкоголь, наркотики, табак, токсикомания? (ответы детей, можно по деревьям)
- Как влияют на организм ПАВ?
- Решение жизненных задач. Работа в парах. (приложение 3).
Очень часто люди начинают употреблять эти вещества, потому что не умеют вовремя и правильно отказаться. Прочтите ситуации, продолжите фразы отказа. Вам помогут примеры предложения психоактивных веществ и способы отказа от них.
- Рефлексия.
На доске три дерева, а у вас на столах лежат листочки. Напишите на листочках, что можно делать вместо употребления курения, алкоголя и наркотиков. Прикрепите листочки на деревья. Вы видите, как изменились наши деревья, стволы которых можно назвать «жизнью», как можно много сделать, если не иметь вредных привычек.
- Домашнее задание.
Подготовить рассказ о вреде употребления курения, алкоголя, наркотиков
Дополнительное задание: Сочинить сказку «Путешествие в страну вредных привычек».
Приложение 1.
- Не целуюсь я со Светой –
Дурно пахнет сигаретой.
А целуюсь только с Ирой –
Пахнет вкусненько зефиром.
Я про вред куренья знаю,
Да «ботаном» обзывают.
Вот приходится курить,
«Пацаном своим» чтоб слыть.
Сигарета, папироска –
Для мужчин-младенцев соска,
Чтоб волнение сдержать,
Соску в рот привыкли брать.
Сигареты покупаешь –
Дату смерти приближаешь.
В день коль пачка сигарет –
Минусуй десяток лет!
Курит дома папа Дима –
Дочь глотает клубы дыма.
А потом ворчит папаша:
Что ж глупей всех дочка наша!
С класса третьего курила,
Больше мальчиков смолила,
А теперь вот плачет Таня –
У неё уж рак гортани.
Лишь безумный человек
Сокращает сам свой век,
Сам себе курильщик враг,
Не спасти его никак.
Долго жить хотел на свете
Бизнесмен-курильщик Петя.
Всё для счастья приобрёл,
Но вот рак в могилу свёл - Жила цапля на болоте,
Выходила на охоту:
Свежей травки пощипать,
Да лягушек погонять.
И могла стоять носатая,
Целый день в воде как статуя.
Скучно стало цапле жить.
Цапля начала курить…
Выйдет цапля на болото –
Ну, какая тут охота?!
Стал у цапли бледный вид,
и пропал вдруг аппетит!
Так курила цапля лето,
Хоть и знала вредно это!
Стало вскоре цапле плохо:
Цапля чахла, цапля сохла.
К осени бедняга сдохла…
А могла бы долго жить!
И зачем было курить?
Приложение 2. Притча.
"Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла... Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу - становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше -превращались в тупых упрямых ослов".
Приложение 3. Решение жизненных ситуаций
Ситуация 1: Ребята всем классом пошли в поход с ночевкой. Дошли до места, разбили лагерь, девочки стали готовить обед. К Андрею подошли приятели Сережа, Женя и Витя. “Пошли с нами”, - сказал Витя и показал что-то, спрятанное под курткой. Андрей не сразу, но разглядел горлышко бутылки с вином. “Нет”, - возразил он…..
Ситуация 2: Миша пришел на день рождения к однокласснику. Там уже собрались сверстники. Саша достал из кармана сигареты и предложил побаловаться. Петя охотно согласился (подумаешь, один раз), а Миша решительно отказался…
Ситуация 3: Ребята, жившие в одном доме, решили встретиться в новогоднюю ночь во дворе, чтобы покататься с горки. Родители разрешили. Саша зашел за Андреем, затем вместе направились за Сережей и Виталиком. Виталик почему-то долго копался в своей комнате, а когда вышли на улицу, сказал: “А я что принес!” - и достал спрятанную бутылку с вином. “Вот это да!” - восхитился Андрей. Сережа смутился, а Саша решительно заявил: …
Ситуация 4: Девушки собрались у Тани послушать новые диски. Да и потанцевать под хорошую музыку разве плохо? После танца разгоряченные и взбудораженные девчата решили отдохнуть. И тут Катя предложила оттянуться. Родителей не было дома, а на полочке в стенке лежала открытая пачка папиных сигарет: почему бы не попробовать? Достав одну, она протянула зажженную сигарету Маше, та нерешительно протянула руку, но тут же отдернула ее и сказала:….
Примеры предложения ПАВ и способы отказа:
- Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.
Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;
Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).
- Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?
Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;
Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит.
- Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.
Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман;
Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.
- Хочешь выпить?
Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;
Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Факторы влияющие на здоровье человека"
Тема классного часа: «Факторы, влияющие на здоровье человека». Мы выясним, чем опасны некоторые зависимости и вместе определим, как не попасть под их влияние. Цель урока:дать детям понятие «зависимост...
Урок по теме "Факторы влияющие на здоровье человека"
Урок для 8 класса...
Факторы, влияющие на здоровье человека
Факторы, влияющие на здоровье человека...
тема "Негативные факторы риска, влияющие на здоровье школьников"
Самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. Никто не сомневается в том, что большое влияние на развитие и состояние психического и физического здоровья дет...
«Природные факторы, влияющие на здоровье человека»
Здоровье человека всегда было связано с состоянием окружающей природной среды. Давайте рассмотрим...
Психолого – педагогические факторы, негативно влияющие на психологическое здоровье детей.
Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов, что может приводить ...
Защита от факторов, негативно влияющих на здоровье
Здоровье человека – это залог благополучия его жизни. Без хорошего самочувствия, настроения невозможно создать семью, добиться успехов на работе и в обществе. Здоровье является одним из величайш...