Материалы для методических объединений
методическая разработка
Разработки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКУ МО СО
Семейный центр помощи семье и детям
«Преображение»
Доклад на тему
«Информационная безопасность детей»
Выполнила:
Байкова О.Б.
Несомненно, 20 век стал периодом фундаментального роста и развития различных видов массовой информации. Уже в начале 20 века, дети имели доступ к радио, телевидению и журналам, хотя он и был ограниченным. В настоящее время влияние СМИ на детей приобрело более четкий и наступающий характер, что стало поводом частого беспокойства среди педагогов.
На данный момент наиболее распространенными видами информационной техники, которые имеют дети, являются сотовые телефоны, компьютеры и планшеты. Через данную технику ребенок может иметь доступ к таким источникам информации, как доступ к Интернету и различной видеоинформации, которая может негативно повлиять на развитие ребенка.
Чем старше возраст детей, тем больше дети играют в игры с элементами насилия, ценят развлекательный характер передач и меньше – нравственные характеристики своих любимых героев. По Интернету, мобильной связи среди детей распространена также рассылка уличных драк, сцен жестокого насилия. 75% мальчиков так или иначе будут смотреть этот материал, а 32% - будет рассылать своим друзьям и знакомым.
Эта категория детей не занимается самообразованием, не читает в свободное время книги.
Необходима активная профилактическая работа, как со стороны воспитателей, так и всех других специалистов, работающих с детьми.
Участие педагогов в жизни ребенка играет очень большую роль в обеспечении безопасности детей в информационной среде.
От нас будет зависеть, повлияют ли негативно или позитивно различные средства массовой информации, Интернет, видео - и аудио - на развитие воспитанников.
Итак, какие же угрозы содержит Интернет?
1) Угроза заражения вредоносным программным обеспечением.
2) Доступ к нежелательному содержимому
3) Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов и ли электронной почты
4) Неконтролируемые покупки
В нашей семье у всех ребят, кроме Артема и Сергея есть мобильные телефоны
Матвею разрешаем пользоваться телефоном только для связи с бабушкой. А для игр и общения предлагаю свой телефон, на котором, в дальнейшем, планирую установить программу SkyDNS. Эта программа лидер рунета в сфере безопасности, которая позволяет оградить детей от посещения нежелательных интернет-страниц и приложений.
Остальным воспитанникам мы не можем просто запретить посещать Интернет, так как, во-первых, они должны развиваться «в ногу со временем» и не должны отставать в развитии от своих сверстников, во-вторых, они все равно будут посещать интернет-сайты, но только без нашего ведома, что еще больше увеличит угрозу. Поэтому я предлагаю вам некоторые рекомендации, которые я использую в работе, возможно, они помогут Вам защитить своих воспитанников:
1) «Стараюсь посещать Интернет вместе с детьми. Поощряю за успехи и неудачи.
2)Провожу беседы, коллективные и индивидуальные, в ходе которых объясняю детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться со мной своим беспокойством;
3) Объясняю, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями , использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогаю воспитаннику выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
4) Беседую о том, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, и т. д.;
5) Объясняю ребятам, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;
6) Учу воспитанников уважать собеседников в Интернете. Убеждаю, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете и в реальной жизни;
7) Говорю, что не стоит встречаться с друзьями из Интернета. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
8) Информирую, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучаю их спрашивать о том, в чем они не уверены;
9) Регулярно проверяю список контактов своих воспитанников, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем общаются;
10) Периодически проверяю «историю», на какие сайты заходили воспитанники. Требую от ребят соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
И самое главное, стараюсь делать все максимально деликатно, чтобы ребята не подумали, что я наблюдаю за ними не потому что мне это хочется, а потому что я беспокоюсь за них и всегда готова им помочь. Эта работа ведется не только мной, но и Ольгой Михайловной и Аллой Александровной, так как мы работаем в тесном контакте и вместе ищем выходы из разных ситуаций.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
ГКУ МО СО
Семейный центр помощи семье и детям
«Преображение»
Доклад
на тему
«Типология агрессивного поведения современных подростков»
Выполнила:
Байкова О.Б.
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, похожи некоторыми чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости].
Раскрытие причин и характера агрессивности детей и подростков требует проведения определённой классификации.
В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:
1. Подростки с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства.
2. Подростки, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.
В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают
необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.
Так, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский различают трудных подростков:
Ø с педагогической запущенностью;
Ø с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
Ø с крайней социальной запущенностью.
С.А. Беличева выделяет три группы:
Ø глубоко педагогически запущенные подростки;
Ø подростки с аффективными нарушениями;
Ø конфликтные дети (неуживчивые).
Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка с сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы:
1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
3. Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Виды агрессии. У каждого автора есть своя классификация агрессии, которая создавалась в зависимости от своего понимания феномена агрессивности. Представим некоторые из них:
Эрих Фромм считает, что существует два вида агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.
А.Ю. Монахова выделяет две основные формы агрессии:
1. Недеструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Вызывается врожденными механизмами и служит для адаптации. Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.
2. Враждебная деструктивная агрессия – это поведение, причиняющее боль. Такая агрессия накапливается и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм – переживание чрезмерной боли или стресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера, а также уменьшить способности к адаптации. Не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая все стороны жизни человека. Таким образом, агрессивность – феномен накопительный.
В то же время среди зарубежных ученых существуют различные виды классификации, в которых агрессия определяется не столь однозначно и одиозно. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одно из плюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию – поведение, при котором агрессия является только средством и направленная на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют Р. Бэрон и Д. Ричардсон (2000 г.), К. Додж и Дж. Койе (1987 г.). Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная – это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда.
Более целесообразными представляются классификации, построенные не на основе деления на группы, лежащие в одной плоскости, а согласно много осевому принципу. Например, Э. Басс (1976 г.) предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – непрямая.
В социальной психологии принято различать три вида агрессивного поведения. Первый – экспрессивная агрессия: это взрыв гнева, вызванный какими-то словами и действиями другого человека, который осознано или нет, стал фактором фрустрации, т.е. помешал достижению цели. В целом подобная агрессия не носит адресного характера, она лишь результат фрустрации. Агрессия второго вида – инструментальная – выражается во враждебных действиях или грозных словах, применяемых для достижения какой-либо цели. Например, человек истошно кричит на кого-то, чтобы заставить поступить его определенным образом (типичную манипуляцию – способ достижения цели за чужой счет). Третий вид – враждебная агрессия; это умышленное нанесение вреда одним человеком другому. Такая «подлинная» агрессия довольно редка.
Классифицировать проявления подростковой агрессивности можно по-разному - можно применить общие схемы, но удобнее использовать специальные классификации, отражающие возрастные особенности проявлений агрессии.
Предварительный просмотр:
ГКУ СО МО Семейный центр помощи семьи и детям
«Преображение»
Доклад
Для выступления на методическом объединении
«Коррекционно-воспитательная деятельность воспитателя в условиях семейного центра»
Подготовила: Байкова О.Б.- воспитатель разновозрастной семейной группы «Сатурн»
Семейный центр для несовершеннолетних – это пристанище для детей, выбитых из жизненной колеи, особое детское учреждение, одновременно и трагическое и оптимистическое.
Дети, поступающие в центр, как правило, из неблагополучных семей, они живут только в настоящем, у них отсутствуют чёткие представления о своём будущем и слабое понимание возможностей самореализации. Большинство из них получили психологические травмы, имеют проблемы в образовании, общении, у них высокий уровень тревожности, агрессивности. Понятно, что у каждого из таких детей своя боль. Попадая в реабилитационный центр, ребёнок проходит процесс адаптации, т.е. приспособление к новым условиям среды жизнедеятельности.
Помещение ребенка в центр, с одной стороны, драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой - рубеж, открывающей возможность возродиться в социально-психологическом плане, поправить здоровье, получить право на достойную жизнь человека. Первичная адаптация ребенка к жизни в социально здоровой среде.
Ребенок в центре обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть возможность хотя бы приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить и в обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно и по-другому относятся друг к другу.
Важнейшая задача воспитателя центра - показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней.
Восстановление и развитие важнейших форм человеческой жизнедеятельности - игры, познания, труда, общения.
Дети, попавшие в центр, не умеют играть и не тянуться к игре, их представление о мире находится на "пещерном" уровне, подростки, для которых общение со сверстниками является наибольшей ценностью, осваивая лишь такие его формы, как вербальная или физическая агрессия.
Игра, познание, труд, общение - это те виды деятельности, без которых невозможна социализация ребенка, адаптация его в нормальном человеческом обществе, социальное возрождение ребенка в центре возможно лишь тогда, когда созданы условия его вхождения в мир, игры, познания, преобразующей области.
Вся деятельность центра нацелена на коррекцию, реабилитацию и формирование личности детей.
Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних – это учреждение временного пребывания ребенка, но в документах, регулирующих его деятельность, этот срок не обозначается, так как программа социального возрождения и устройства дальнейшей жизни каждого ребенка имеет и свое содержание, свою продолжительность во времени.
Как только ребенок приходит в центр реабилитации, у него появляется — воспитатель, который способствует знакомству детей друг с другом, созданию положительной, уютной атмосферы в коллективе, сотрудничества, взаимопонимания. Именно воспитатель, является наиболее значимым в развитии гармоничной, свободной, высоконравственной, духовно обогащенной личности. Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Работая в Социально-реабилитационном центре, мы стараемся решить данную проблему. Наша задача состоит в помощи воспитанникам встать на путь положительного развития, воспитании в них ответственности, доброжелательности, сдержанности, терпимости.
Приоритетным направлением личностного развития является индивидуализация деятельности, позволяющая увидеть неповторимость и уникальность каждого ребенка, выделение в нем хороших сторон и опора на них в своей работе, а не просто опора на возрастную статистическую норму.
Важная задача системы социально-педагогической поддержки детства - восстановить воспитательный потенциал семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное государственное учреждение не сможет заменить ребенку семью, и поэтому следует направить все усилия на то, чтобы реабилитировать ее в социальном, психологическом, педагогическом и других отношениях.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:
Системность.
Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утреннее время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Опора на положительное.
Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Гуманизация воспитательного процесса.
Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
Личностно деятельный подход.
Педагог должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников.
Уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы.
Постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности.
Своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности.
Сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовоспитания.
Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.
Развивать нравственные идеалы, нормы и правила общечеловеческой морали, чувство долга и чести, порядочности, правдивости, честности.
Единство воспитательных воздействий.
Все лица, причастные к воспитанию, должны действовать сообща, предъявлять воспитанникам согласованные требования, идти рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.
В зависимости от того, что мы вложим в душу ребенка, будет зависеть, что возведет ребенок сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Важно не только сформировать моральное сознание, нравственные чувства, но и, самое главное, - включить ребенка в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Только построив отношения с детьми на основе искренности и доверия, уважения их достоинства можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состоятся в нем.
Таким образом, роль воспитателя в формировании личности ребенка очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.
Предварительный просмотр:
ГКУ СО МО Семейный центр помощи семьи и детям «Преображение»
Доклад
выступления на методическом обьединении на тему
«Профилактика игровой и компьютерной зависимости подростков. Основные правила кибербезопасности и медиаобразования в воспитании»
Подготовила :
Байкова О.Б.- воспитатель разновозрастной семейной группы «Сатурн»
Электронная зависимость детей и подростков
Компьютеры и другие электронные гаджеты заполонили всё пространство в последнее время. Без них уже не обходится немалая часть населения, включая детей. Для нас стало нормой использование компьютера и на работе, и дома. Бесспорно, электронные гаджеты приносят человеку ощутимую пользу. Это и обучение, и общение на больших расстояниях, много полезной информации и так далее. Однако, как говорит народная мудрость, из одного и того же цветка пчела берёт мёд, а паук – яд. Так и у нашей «электронной» медали есть обратная сторона. Это психологическая зависимость от компьютера, сети Интернет, сотового телефона, планшета и так далее.
Вначале родители сами знакомят ребёнка с компьютером с целью чем-то занять его, а позже быстро освоившееся чадо уже не представляет свой день без того, чтобы не включить компьютер. В такой момент стоит задуматься о том, что же такое компьютерная зависимость у детей, как её не допустить и преодолеть, если она появилась.
Влияние и последствия компьютерной зависимости на детей и подростков
Понятие «компьютерная зависимость» вошло в обиход ещё в 90-х годах прошлого века, и означает оно пагубное болезненное пристрастие к компьютеру, по большей части к компьютерным играм. Учёные никак не могут определиться, является ли компьютерная зависимость болезнью или же всё-таки социальной проблемой. Сначала компьютерная зависимость обнаруживалась исключительно у взрослых. Однако с учётом интенсивного развития информационных технологий мы стали наблюдать факты компьютерной зависимости у детей. В основном компьютерная зависимость может проявиться у детей 9-10-летнего возраста, хотя бывают случаи и в более раннем возрасте.
«Важно знать, что ребёнок не способен справиться с такого рода зависимостью самостоятельно, так как это серьёзное эмоциональное отклонение».
Родителям нужно знать, какие последствия могут ожидать ребёнка, страдающего от компьютерной зависимости:
- Влияние на формирование характера: Негативные социальные качества: замкнутость, недружелюбность, неумение общаться и сострадать, агрессивность, асоциальное поведение, что в комплексе приводит к дезадаптации.
- Потеря чувства реальности, ощущение безнаказанности, что может подтолкнуть к проявлениям насилия и вседозволенности в реальной жизни (трансляция сюжетов и действий игр в реальной жизни).
- Изменение ценностных ориентаций: под влияем компьютерных игр у ребёнка могут сформироваться неправильные жизненные ценности. Он будет путать добро и зло, дружбу и предательство, милосердие и жестокость, любовь и ненависть.
- Возникновение эмоциональной холодности, неспособности к сопереживанию, инфантильности (неумения брать на себя ответственность и контролировать свои поступки). «Личность с правильными ценностными установками и адекватным поведением формируется исключительно в живом общении с другими людьми».
- Влияние на здоровье: ухудшение зрения, возникновение синдрома «сухого глаза» нарушения осанки проблемы пищеварительного тракта, связанные с нарушением питания (гастрит, запоры, геморрой), истощение организма связанное с перевозбуждением и хронической усталостью.
«Совет. Важно воспитать здоровое адекватное отношение у ребёнка к компьютеру и электронным устройствам»
Причины и типы «компьютерной болезни». Каковы причины компьютерной зависимости детей и подростков? В первую очередь это:
- Недостаток общения. У ребёнка, у которого по тем ли иным причинам ограничен круг общения, либо же он не чувствует родительского тепла, могут появляться разного рода отклонения поведения, в том числе и компьютерная зависимость. В семьях, где родители полноценно участвуют в жизни ребёнка, интересуясь его внутренним миром, такие проблемы случаются гораздо реже.
- Отсутствие любимых занятий, увлечений. Лучше, когда у ребёнка, подростка, есть хобби, не связанные с компьютером. А предложить такие занятия должны родители. Иначе весь круг его интересов может сузиться вокруг виртуального мира, что может стать весомой предпосылкой для появления компьютерной зависимости.
- Неразвитые коммуникативные способности. Бывает так, что ребёнок в силу своих индивидуальных черт характера (например, застенчивости, стеснительности или же наличие физических недостатков) не умеет налаживать отношения с окружающими. Эти предпосылки приводят к нежеланию, а значит, неумению, вступать в даже самые необходимые контакты с окружающими, заводить друзей. В таком случае виртуальный мир кажется ему зоной комфорта.
- Неудачливость. Бывает, что у ребёнка далеко не всё получается: и в школе учится не лучше всех, и в спорте не силён, и не душа компании, да и с родителями часто возникают сложности. Если ребёнок не доволен сложившимися обстоятельствами, то он будет искать себе ситуации, где он может стать главным героем, победителем. А мир компьютерных игр и виртуального пространства вполне подходит для такой цели. Игрок может создать себе образ, который будет противоположным реальному.
Стадии формирования компьютерной зависимости:
- Лёгкая увлечённость.
- Увлечённость.
- Зависимость.
- Привязанность.
Существуют такие виды компьютерной зависимости:
- Игровая зависимость — это зависимость от компьютерных игр. Ребёнок слишком увлечённо играет в индивидуальные компьютерные игры и групповые (сетевые). Игра выходит на первый план в жизни: игрок бросает учёбу, не следит за питанием и распорядком дня, не обращает внимания на родителей и близких. Вся жизнь его перемещается в виртуальный мир.
- Зависимость от социальных сетей — это эмоциональная зависимость от общения в социальных сетях. Ребёнок не может обойтись без активности в соцсетях, форумах, чатах. Такой зависимости подвержены робкие и неуверенные в себе люди, которые пытаются поднять свою репутацию путём виртуального общения.
- Интернет-зависимость — это вид информационной зависимости, которая проявляется в бесконечном бесцельном брожении с сайта на сайт (интернет-сёрфинг). Есть мнение, что это один из самых опасных видов зависимости. Да, ребёнок не играет и не «торчит» всё время «Вконтакте», но зато он тратит уйму времени на то, чтобы, переходя со страницы на страницу, просматривать огромные пласты информации, которая ему не пригодится в жизни.
Диагностика, симптомы
Распознать компьютерную зависимость у ребёнка можно по следующим симптомам:
- Потеря интереса к другим занятиям.
- Трата всего своего свободного времени на компьютер, планшет.
- Сведения общения с другими детьми только посредством онлайн общения или только на тему компьютерных игр.
- Утрата контакта с родителями.
- Не особое стремление к общению с другими людьми, поверхностный характер общения.
- Формальные ответы на вопросы, избегание разговоров по душам.
- Появление лжи, чтобы заполучить желаемое.
- Скрытие ребёнком, сколько он на самом деле времени провёл за компьютером или планшетом.
- Нервная реакция на любые ограничения, связанные с компьютером, планшетом или смартфоном: сильные переживания, обида, грубость, плач.
- Потеря ребёнком контроля над временем, проведённым за экраном.
- Приём пищи у компьютера.
- Рвение к компьютеру, планшету с самого утра.
- Сразу после прихода из школы ребёнок включает компьютер или берёт планшет.
«Совет. Заметили какие-то из этих признаков? Лучше не игнорировать их, а принять меры по-быстрее. А лучше всего не ждать, пока они проявятся, а глубоко изучить тему детской компьютерной зависимости и не допустить появления её у вашего ребёнка».
Советы психолога по профилактике развития компьютерной зависимости у детей и подростков
- Воспитывайте у ребёнка понимание, что компьютер — только часть нашей жизни, а вовсе не альтернативный мир. Компьютер нужен, чтобы помогать человеку, а не порабощать его.
- Предлагайте альтернативные способы проведения досуга: семейные экскурсии, поездки, пикники, настольные игры, занятия в спортивных секциях и творческих кружках. Не стесняйтесь пригласить в дом друзей вашего ребёнка. Так вы расширите и укрепите круг его общения, и сами будете знать, с кем общается ваше чадо.
- Если ребёнок всерьёз увлекается компьютерами, можно направить его энергию на созидание, отдав на компьютерные курсы в сфере информационных технологий.
- Помните, что не все компьютерные игры вредят: многие из них носят обучающий, развивающий характер. Если ребёнок уже «втянулся» в компьютерный мир, то лучше не запрещать всё сразу резко, а делать это последовательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для методического объединения КРО
Мысль о возможности и необходимости изучения, воспитания и обучений умственно отсталых детей зародилась одновременно с развитием медицины (преимущественно психиатрии) и педагогики.. К концу XVIII - на...
Материалы школьного методического объединения учителей филологического цикла
План работы ШМО, протоколы заседаний ШМО, план недели (декады), итоги проведения декады....
Материалы Муниципального методического объединения классных руководителей городского округа Домодедово
Планировала и анализировала работу Муниципального методического объединения классных руководителей городского округа Домодедово в качестве руководителя...
Материалы школьного методического объединения учителей естественного цикла.
Материалы школьного методического объединения учителей естественного цикла....
Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ
В помощь руководителю школьного методического объединения...
Материалы районного методического объединения учителей русского языка и литературы
Анализ работырайонного методического объединения учителей русского языка и литературы Нижневартовского района за 2017/2018 учебный год...
Отчетные материалы руководителя методического объединения.
В материале представлены отчетные материалы руководителя методического объединения....