«Использование социокультурного пространства в воспитательном и образовательном процессе»
статья на тему
В современном мире невозможно, не выходя за территориальную границу учреждения, без взаимодействия с социальными институтами воспитать гармонично развитую личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samigullina_m.f.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование социокультурного пространства в воспитательном и образовательном процессе»
«От того, как прошло детство, кто
вел ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от
этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет
сегодняшний малыш…»
В.А. Сухомлинский
Современная модернизация образования, осуществляемая в стране , связана с проблемами создания единого мирового культурного пространства, в том числе и образовательного. Современные требования к организации воспитания предполагают интенсивные поиски различных форм и способов взаимодействия социокультурных институтов, которые могли бы суммировать векторы современной интеллектуальной, духовной, художественной, экономической, экологической жизни растущего человека в едином жизненном пространстве. Под социальной адаптацией подразумевается процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей социальной среды; виды и качество взаимодействия личности в социуме. Первичной такой средой является для ребёнка семья, потом школа, творческое объединение. Значимость своего творческого объединения вижу в созидательно-творческой деятельности ребёнка отвечающей потребностям ребёнка что-то делать своими руками. Основной моей функцией ПДО сегодня является создание условий для развития независимой творческой индивидуальности – саморазвивающейся, самодостаточной личности, отвечающей за свои поступки, проявляющей себя субъектом социального бытия (Э. Фромм), свободно реализующейся в динамичном мире. А люди по своей природе заинтересованы находиться в комфортной для них социальной среде для того, чтобы максимально выполнять свои задачи и функции. Проблема формирования такой личности выходит далеко за рамки внутришкольного воспитания, и задача взаимодействия со средой, в которой происходят важнейшие процессы социализации, образования и воспитания растущего человека, становится сегодня насущной в теоретическом и практическом плане.
В современном мире невозможно, не выходя за территориальную границу учреждения, без взаимодействия с социальными институтами воспитать гармонично развитую личность. Установление подобных связей с социумом – один из путей повышения качества образования. Развитие социальных связей с культурно - образовательными центрами города даёт дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребёнка. Организация связей, контактов с этими учреждениями ведёт к обогащению результатов и моей педагогической деятельности.
В своём выступлении постараюсь показать, как я использую образовательные возможности социокультурного пространства нашего города для развития воспитания и дополнительного образования детей своего творческого объединения. Так, одной из форм организации работы по социализации личности ребенка в творческом объединении стало взаимодействие с различными городскими учреждениями образования, культуры: Музейным ресурсным центром, Центром детского творчества, Центром национальных культур, городским центром ремёсел. Каждое из этих учреждений ,несёт свой воспитательный потенциал, обусловленный их функциями и задачами, к-рые они в себе несут и позволяют использовать их в решении общих задач воспитания. Они взаимно дополняют друг друга в своем позитивном влиянии на ребенка. На данном этапе инициатива организации взаимодействия чаще исходит с их стороны. Но, несмотря на это, сотрудничество творческого объединения с данными учреждениями значительно обогащает детей не только в собственно художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах.
При сотрудничестве с каждым учреждением у обучающихся значительно расширяется кругозор, развивается мотивация личности к познанию и творчеству, любознательность, повышается мотивация к обучению в объединении.
Мастер-классы, посещение выставок, экскурсии – разные формы сотрудничества с ними способствует развитию коммуникативных качеств, повышает уровень творческого саморазвития. Опыт работы показывает, что такое взаимодействие делает учебно-воспитательный процесс более интересным, плодотворным, а самое главное качественным.
Выставки расширяют кругозор детей, позволяют приобщать их к лучшим образцам декоративно-прикладного искусства, творческому общению с мастерами.
Во время проведения творческих мастерских дети приобщаются к элементарным общепринятым социальным культурным нормам и правилам межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми из творческих объединений других образовательных учреждений, правилам безопасной жизнедеятельности.
Организация и проведение мастер – классов формируют интерес к определенному виду деятельности, обогащают практический опыт детей за счет освоения новых видов рукоделия под руководством профессионалов. Происходит познавательное творческое общение со сверстниками, старшими детьми и со взрослыми. У детей складываются позитивные взаимоотношения с окружающими людьми, наблюдается снижение напряженности, скованности в общении с окружающими людьми, развиваются трудовые и эмоционально-нравственные качества.
Также повышается интерес родителей к тому, чем же занимается их ребёнок в свободное от учёбы время. Они начинают проявлять активность - совместно с детьми посещают музеи, выставки, становятся участниками наших мастер-классов.
Но главным для нас оказалось то, что образовательно-воспитательные задачи всех этих учреждений нацелены на гармоничное вписывание ребенка в окружающий его специфический социум нашего городка, где доминирующей воспитательной идеей является освоение ценностей русской культуры на основах патриотизма, высокой нравственности и духовного богатства.
Вывод:
Исходя из вышесказанного можно сказать, что интеграция в воспитательном пространстве многочисленных групповых и индивидуальных субъектов (семья, школа, культурные учреждения и другие социальные институты), объединенных решением общих задач воспитания, значительно увеличивает их воспитательный потенциал, создает условия для его развития.
- Взаимодействие социальных институтов – эффективный способ оказания помощи семье в социализации ребенка и ориентации его на постижение основных ценностей отечественной культуры, что является основой гармонично развитой личности.
- Через использование социокультурного пространства города в позиции детей - расширяются возможности участия в разных видах деятельности, связях и взаимоотношениях участников взаимодействия, в основе которых лежит сотворчество детей друг с другом и со взрослыми; создание дополнительных возможностей для стимулирования активной позиции детей и взрослых.
в позиции педагогов: отмечено, что приобретаемый ими в ходе взаимодействия опыт ориентирует их на инновационный характер деятельности, создает условия и открывает широкие возможности не только для использования среды, но и для ее преобразования, значительно повышает воспитательный потенциал обучения за счет расширения рамок различных видов деятельности.
Литература
- Якушкина, М.С. Условия взаимодействия социокультурных институтов как способа создания воспитательного пространства // Вестник Университета Российской Академии Образования. – М.: УРАО. – 2007. – №2. – С. 27–29 (0,3 п.л.).
- Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. / под ред. Ершовой А.П. - М.: Просвещение, 1991.
- Левшина И.С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы. Искусство и эстетическое воспитание молодежи. - М., 1981.
- 3. http://arunet.kg/stati/73-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инфокоммуникативные технологии как средство моделирования социокультурного пространства в процессе изучения иностранного языка
Инфокоммуникативные технологии как средство моделирования социокультурного пространства в процессе изучения иностранного языка Ревазян Е.М. (Краснодарский край, Динской район, ст. Новотитар...
Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в открытом социокультурном пространстве
С 2011 года школа №12 с. Дивноморское реализует инновационный проект "Педагогические условия формирования позиции школьника как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории в откр...
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...
презентация "Intel club": Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством включения в социокультурное пространство
Идея клуба "Intel": Использование инновационных идей в расширении среды межкультурного общения и развитие социокультурной компетентности личности...
Опыт сотрудничества в социокультурном пространстве
Описание опыта сотрудничества в социокультурном пространстве...
Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербурге»
Статья "Использование социокультурного пространства города в рамках освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Образовательный туризм в Санкт-Петербург...