ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моя малая родина»
рабочая программа (6 класс)
Направленность программы: программа предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди участников программы, учащихся 6 «а» класса, формирование и развитие их гражданско-правовой и патриотической позиции, воспитание чувства гордости за свою Малую Родину, формирование экологической культуры.
Программа разработана с опорой на общие принципы: актуальности, доступности, наглядности, системности, последовательности, массовости, сочетания коллективных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитательной работы.
В программу входит несколько тематических разделов. В каждом разделе локальные темы из цикла экскурсий, тематических лекций, бесед с применением игровых форм, мастер-классов, дополняющих знания участников программы по различным краеведческим темам.
По данной программе группы участников могут заниматься на протяжении нескольких лет, так как материал курса включает в себя основополагающие темы, к которым можно возвращаться на последующих этапах воспитательного процесса, привлекая все более сложный и обширный материал. Особенностью данной краеведческой программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться. Возможна разработка и внедрение новых тем краеведческого характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_malaya_rodina.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель МО протокол № от « » 2021г. | «Согласовано» заместитель директора по ВР _______Е.А. Ильяшенко « » 2021г. | «Утверждено» Директор ___________В.Д.Ремпель приказ № от « » 2021г. |
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Моя малая родина»
34 часа
6 «А» класс
Составитель: Власова Инна Александровна, классный руководитель 6 «А» класса
с.Завьялово
2021г
Пояснительная записка
Направленность программы: программа предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди участников программы, учащихся 6 «а» класса, формирование и развитие их гражданско-правовой и патриотической позиции, воспитание чувства гордости за свою Малую Родину, формирование экологической культуры.
Программа разработана с опорой на общие принципы: актуальности, доступности, наглядности, системности, последовательности, массовости, сочетания коллективных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитательной работы.
В программу входит несколько тематических разделов. В каждом разделе локальные темы из цикла экскурсий, тематических лекций, бесед с применением игровых форм, мастер-классов, дополняющих знания участников программы по различным краеведческим темам.
По данной программе группы участников могут заниматься на протяжении нескольких лет, так как материал курса включает в себя основополагающие темы, к которым можно возвращаться на последующих этапах воспитательного процесса, привлекая все более сложный и обширный материал. Особенностью данной краеведческой программы является ее функциональность. Тематика программы в рамках определенных программных разделов может изменяться и дополняться. Возможна разработка и внедрение новых тем краеведческого характера.
Актуальность программы: Программа, направленная на популяризацию краеведческих знаний, является эффективным вспомогательным средством для расширения кругозора участников, позволяет дополнять и развивать комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных в основной системе образования; способствует созданию полноценных социокультурных отношений.
Цели программы:
Популяризация краеведческих знаний.
Формирование у участников целостного представления о районе.
Сохранение культурных достижений и традиций.
Эффективное функционирование системы патриотического воспитания детей по отношению к селу, окружающей природе.
Задачи:
Усваивание комплекса краеведческих знаний о природе, истории и культуре нашего района
Формирование личностно-ценностного отношения к своему району, потребности в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию района.
Укрепление семейных связей: заинтересовывать содержанием проекта не только учащихся, но и родителей, привлекать к изучению истории края семейные архивы, рассказы родителей, родственников.
Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды.
Формирование толерантности и толерантного поведения.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины и др.).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ).
Форма и режим занятий: индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа, работа с привлечением родителей, экскурсии, беседы, викторины, коллективные творческие дела, конкурсы.
Планируемые результаты освоения программы
Программа внеурочной деятельности дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные УУД
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, русскому и родному языкам, народным традициям, старшему поколению;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
- стремление к саморазвитию, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими
Регулятивные УУД
- организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными познавательными задачами и условиями их реализации, находить средства для их осуществления;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их.
Познавательные УУД
- осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
- осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения поставленных задач, наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
- вырабатывать умения высказывать свое мнение.
Коммуникативные УУД
- обосновывать свою точку зрения, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
- проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам;
- проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации, стенгазеты, альбомы)
Содержание программы:
История Завьяловского района. | |||||
1 | Общие сведения о районе. Завьяловский район в истории края. История образования. | тематическая беседа | |||
2 | О быте, традициях, обычаях старожилов Завьяловского района. | экскурсия в районный музей | |||
Социально - экономическое развитие района. | |||||
3 | Развитие района в разные годы. | беседа | |||
4 | Завьяловский район в наши дни. | экскурсия в центральную библиотеку | |||
5 | Из истории развития организаций. | лекция | |||
6 | Памятные доски, архитектурные и исторические памятники, исторические места на территории района. | круглый стол | |||
7 | «Мой адрес - Завьяловский район. Улицы села». | презентация | |||
8 | «Мой адрес - Завьяловский район. Улицы села». | мини-проекты | |||
Природное наследие. | |||||
9 | Географическое положение района. Климат. Растительный мир. Животный мир. Красная книга. | лекция | |||
10 | О животных и растениях. | викторина | |||
11 | Удивительный мир озёр. Заповедник района. | видеозарисовка, беседа | |||
12 | Основные источники загрязнений. Экологическая ответственность. | встреча с приглашением специалистов | |||
13 | Поэты Завьяловского района о природе и животных. | литературная страничка | |||
Наше новогоднее детство. | |||||
14 | "Новогодняя открытка Доброты". | мастер-класс | |||
Семейные традиции и обряды. | |||||
15 | С чего начинался дом переселенца. Быт переселенцев. Основные орудия труда и занятия жителей. | экскурсия в районный музей | |||
16 | Из бабушкиного сундучка. Современные мастера и мастерицы. | встреча со Смолкиной Н.И. , Луценко Н.А. | |||
Родословие. | |||||
17 | Написание родословных. | Работа с документами, практическое занятие | |||
18 | Загляни в свой семейный альбом. | семейный праздник | |||
Литературное наследие. | |||||
19 | «Поэт, учитель, гражданин Г. Чариков». | литературная композиция | |||
20 | Творчество В. Гердта. | экскурсия по музею, презентация | |||
21 | Сборник стихов завьяловских поэтов "О той земле, где ты родился». | литературная страничка | |||
Художественное наследие. | |||||
22 | Творчество художников (Ю.Зырянов, Н. Панченко) | встреча с приглашением Н.Панченко | |||
23 | Красочный мир В. Смердина. | экскурсия по музею, презентация | |||
24 | Юные художники района. | беседа | |||
Заслуженные люди нашего района. | |||||
25 | Заслуженные люди нашего района. | презентация | |||
26 | Заслуженные люди нашего района. | встреча с Соломахиной Л.И. | |||
27 | Наша служба и опасна и трудна. | экскурсия в пожарную часть | |||
Военные события. | |||||
28 | Герой России В. Вольф. Локальные войны. | беседа | |||
29 | Ратный подвиг. Герои Советского Союза. | презентация | |||
30 | "В названии улиц имена героев". | мини-проекты | |||
31 | Неизвестные герои. Покас Николай Павлович | Работа с документами. Проект, создание видеофильма. Участие в конкурсе соответствующей направленности. | |||
Знаю. Помню. Горжусь. | |||||
32 | Мы – многонациональный народ. | круглый стол | |||
33 | «Моя малая Родина» | конкурс рисунков | |||
34 | Мой дом, мое село, мой край, мое Отечество! | итоговое занятие |
Ожидаемый результат:
По окончании курса участники программы должны знать:
- Историю образования района.
- Природные и климатические условия.
- Растительный и животный мир.
- Историю заселения села, семейные традиции и обряды.
- Военные события и послевоенное развитие района.
- Людей, внесших большой вклад в развитие района. Династии района.
- Историю своей семьи.
Список используемой литературы:
1.Управление архивного дела Администрации Алтайского края, Администрация Завьяловского района «Завьяловский район. История. События. Люди», Барнаул, 2000.
2.Приходько И.И., Соболев И.И. «История села Завьялова Завьяловского района», 1997 г.
3.В.А. Липинская «Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII - начало XX века, Москва, Наука, 1996 г.
4.Управление архивного дела Администрации Алтайского края «Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае», Барнаул, 1997 г.
5.Администрация Алтайского края, Комитет природных ресурсов по Алтайскому краю, Алтайский государственный университет, Всемирный фонд дикой природы «Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории». Издательство Алтайского университета, Барнаул
2002 г.
6.Администрация Алтайского края, Управление Алтайского края по культуре и архивному делу « Воинская Слава Алтая»
7.Администрация Завьяловского района «Память в сердце жива», Завьялово. 2005 г.
8. Книга «Мы ждали вас, сыновья»...Барнаул, 1999 г.
9.Истории поселений Завьяловского района, написанные старожилами.
10.Воспоминания людей Завьяловского района.
11. Архивный материал Завьяловского историко-краеведческого музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...
Отчет о работе кружка внеурочной деятельности «Моя малая Родина» за 2014-2015 учебный год
В 2014-2015 учебном году в кружке «Моя малая родина» занималось более 30 человек, учащиеся 5-6 классовКружок работал по программе кружка «Моя малая Родина» руководитель Бугаева Татьяна Александро...
Программа курса внеурочной деятельности «Моя малая Родина»
Программа может быть реализована в практической деятельности учителей, воспитателей, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования для проведения занятий в рамках внеурочной деятельност...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5-6 классаов. Соответствует ФГОС ООО....
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина-Управленческий городок»
Приводится программа внеурочной деятельности для 6 класса...
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для учащихся 6 классов
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина»для учащихся 6 классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5 классов (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В....