Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина-Управленческий городок»
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Приводится программа внеурочной деятельности для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя малая Родина-Управленческий городок»
Программа внеурочной деятельности
для обучающихся 6-х классов
программа составлена
учителем географии высшей категории
Сименко Ю.В.
Пояснительная записка
Народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что «малая Родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности младшего школьника является краеведческая деятельность. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка; развитие мотивации к познанию и творчеству; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для творческой самореализации личности ребёнка; взаимодействие с семьёй.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов географии, истории, обществознания, литературы и др. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы учащихся в процессе поисково-исследовательской работы.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематика - экспозиционный план, экскурсию, исследовательский проект), школьник тем самым раскрывает свои способности, самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Направленность программы: духовно-нравственная.
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и духовно-нравственного воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Цели и задачи программы
Цель – развитие духовно-нравственных, патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся через краеведческую деятельность:
- воспитание интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;
- воспитание любви к природе родного края;
- стремление к творческой деятельности по изучению, сохранению духовных ценностей родного края.
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся об истории своей семьи, городка;
- формировать знания, умения, навыки в краеведческой работе;
- содействовать гармоничному развитию личности;
- формировать гуманное отношение к окружающей среде и любовь к родному краю.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 6 класса в течение одного года обучения в объёме 34 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится и приобретёт:
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к краеведческой и научно-исследовательской деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- находить на карте свой регион; район;
- устанавливать причинно ‐ следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьником знаний об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх, о правилах конструктивной групповой работы, об основе разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) приобретение школьником опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления, самоорганизации и организации совместной проектной деятельности.
Принципами и подходами, лежащими в основе программы, являются:
- принцип гуманности
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
Организация проведения занятий:
Организация индивидуальной и коллективно – творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны:
- экскурсии и походы по родному краю;
- подготовка сообщений, презентационных материалов;
- проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);
- сбор и оформление материалов для школьного музея.
Содержание программы
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | «Летопись времени» | 15часов |
2 | «Достопримечательности Управленческого городка» | 14 часов |
3 | «Управленческий – сегодня» | 5 часов |
Всего: | 34 часа |
- «Летопись времени»
Цель: познакомить с историей нашей местности, с основания поселка Управленческий и его основателями;
- «История поселка Управленческий в период с 1919 – 1936 г.»
Цель: познакомить с историей развития в период с 1919 – 1936 г., строительство Самарского порохового завода, строительство здравницы;
- «Поселок в годы Великой Отечественной войны»
Цель: познакомить с историей развития поселка в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, создание завода №145 «им. С.М. Кирова»;
- «Достопримечательности Управленческого городка»
Цель: познакомиться с историей и посетить достопримечательности Управленческого городка: Коптев овраг, Вертолетная площадка, музей им. Н.Д. Кузнецова
- «Управленческий – сегодня»
Цель: провести исследование и найти сходства и различия прошлого и настоящего Управленческого городка.
Календарно-тематическое планирование 6 класс | ||||||||
№ | Темы | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Теория | Практика | Сроки | |||
Личностные | Общеучебные | Коммуника- тивные | Регулятивные | |||||
1 | Что изучает наука «история» и что такое краеведение? | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Используя дополнительные источники информации, находить факты | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | 1 | ||
2 | Географическое положение поселка Управленческий | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | На основе имеющих знаний определить положение поселка на карте | Ориентировать-ся на позицию партнера в общении | Задавать вопросы с целью получения информации; обращаться за помощью | 1 | ||
3 | Строительство порохового завода | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | 1 | ||
4 | Основатели поселка Управленческий | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Знать символику своего села; уметь ее расшифровывать | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером | 1 | ||
5 | «Декавилевский путь» | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | На основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов | Готовить и выступать с сообщениями | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | 1 | ||
6 | Строительство кирпичного завода в 1919г. | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; обращаться за помощью; оказывать помощь другим | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | 1 | ||
7 | Обряды и обычаи жителей поселка в 19 веке (экскурсия) | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | 1 | ||
8 | Обряды и обычаи жителей поселка в 19 веке (экскурсия) | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | 1 | ||
9 | Основание школы и распространение грамотности | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Использовать различную литературу о нашем крае, с целью поиска и извлечения познавательной информации | Готовить и выступать с сообщениями | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером | 1 | ||
10 | «А как раньше обучались дети?» (экскурсия) | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом | 1 | ||
11 | Развитие поселка: строительство Здравницы | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | 1 | ||
12 | Развитие села: строительство Здравницы | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Использовать различную литературу о нашем крае, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; обращаться за помощью; оказывать помощь другим | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | 1 | ||
13 | Развитие села: строительство винтовой дороги | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме | 1 | ||
14 | Управленческий в годы Великой Отечественной войны. | Познавательный интерес к новому материалу | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы | Ориентироваться на позицию партнера в общении | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером | 1 | ||
15 | История создание завода №145 «им. С.М. Кирова» | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Используя дополнительные источники информации, находить новые факты | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Задавать вопросы с целью получения информации; обращаться за помощью | 1 | ||
16 | Генеральный конструктор завода СНТК Николай Дмитриевич Кузнецов (посещение музея им. Н.Д. Кузнецова) | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации | Готовить и выступать с сообщениями | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | 1 | ||
17 | Генеральный конструктор завода СНТК Николай Дмитриевич Кузнецов (посещение музея им. Н.Д. Кузнецова) | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации | Готовить и выступать с сообщениями | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | 1 | ||
18 | «Генеральский дом» | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | 1 | ||
19 | Экскурсия в школьном краеведческом музее | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Готовить и выступать с сообщениями | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | 1 | ||
20 | Легенды поселка Управленческий | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Использовать различную литературу о нашем крае, людях с целью поиска информации | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества с партнером | 1 | ||
21 | Вертолетная площадка | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различную литературу и информацию; перерабатывать полученную информацию: делать выводы | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | 1 | ||
22 | Немецкие специалисты на Управе | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации | Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; обращаться за помощью; оказывать помощь другим | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации | 1 | ||
23 | «История немецкого кладбища» | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Работать в семейных архивах | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | 1 | ||
24 | Коптев овраг | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | 1 | ||
25 | «Берёзовая роща» история создания (поход) | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Работать в семейных архивах | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности | 1 | ||
26 | «Берёзовая роща» история создания (поход) | Формировать чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков | Использовать встречи с ветеранами села, участвовавшими в ВОВ, с целью получения и сбора информации для музея | Готовить и выступать с сообщениями | Учится задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества | 1 | ||
27 | Памятник природы «Пещера Братьев Греве» | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию | 1 | ||
28 | «Школы поселка Управленческий» | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Работать в семейных архивах | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | 1 | ||
29 | Фонтан поселка Управленческий (виртуальная экскурсия) | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Использовать различную литературу о нашем крае, достопримечательностях, и встречи с людьми с целью поиска и извлечения познавательной информации | Учится адекватно использовать речь; задавать вопросы с целью получения необходимой информации | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели | 1 | ||
30 | Топонимика улиц поселка Управленческий | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; анализ объектов с целью выделения признаков | Готовить и выступать с сообщениями | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над исследованием | 1 | ||
31 | Управленческий – прошлое и настоящее: образование | Познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; анализ объектов с целью выделения признаков | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над исследованием | 1 | ||
32 | Управленческий – прошлое и настоящее: медицина | Учиться ориентироваться в важнейших для села событиях и фактах прошлого и настоящего | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов; анализ объектов с целью выделения признаков | Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над исследованием | 1 | ||
33 | «Каким я вижу свой поселок в будущем» | Активная мотивации к деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные, внешние и внутренние мотивы | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной | Самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к занятию | 1 | ||
34 | «Когда я стану взрослым – я бы хотел …» | Приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности | Формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом | 1 |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
1. Астахов Е. Три шага в будущее: заметки писателя о людях и делах Куйбышевгидростроя. – Куйбышев: книжное издательство, 1981. 128 с.
2. Барашков В.Ф. История в названиях рек. – Куйбышев: Кн. изд-во, 2001. – 80с.
3. Васильев И.Б., Матвеева Г.И. У истоков истории Самарского Поволжья. – Куйбышев: Книжное издательство, 2003. 232 с., илл.
4. В.В. Воронин, В.А. Гавриленкова. Самара–Учебник по географии Самарской области -изд. Просвещение 2010г – 335с.
5. Демидов А., Демидова И. Мелодии старой Самары. – Самара, 2002. -108с.
6. С.А. Ильинский «Управленческий» С.Е. – Самара: ООО «Офорт», 2012. – 464с., илл.
7. Зеленый шум. Сост. В.И.Тимошенко. – Самара: Кн. Издательство,2001. 171 с.
9. Самарская область. Учебное пособие. – Самара: Самарский Дом печати, 2001.– 440 с.
10. Храмков Л.В. Введение в Самарское краеведение. Учебное пособие. - Самара: НТЦ, 2003.
11. Храмков Л.В., Храмкова Н.П. Край Самарский. - Куйбышев: Книжное издательство, 2008.
12. Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. – Самара, 2003. 288 с.
13. Сайт «Самарский краевед». Научно-популярный сайт об истории Самарского края.
Перечень оборудования в кабинете для реализации программы:
- Учительский ноутбук
- Мультимедиапроектор
- Интерактивная доска
- Интернет.
- DVD проигрыватель
- Диски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника....

Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Программа внеурочной деятельности "Моя малая Родина"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина"
Данная рабочая программа внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5-6 классаов. Соответствует ФГОС ООО....

программа внеурочной деятельности "основы малого предпринимательства"
программа предназначена для учащихся 8 класса...
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для учащихся 6 классов
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина»для учащихся 6 классов...

программа внеурочной деятельности основы малого предпринимательства
внеурочная деятельность социального направления для учащихся 8 класса...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Моя малая родина»
Направленность программы: программа предусматривает повышение уровня краеведческих знаний среди участников программы, учащихся 6 «а» класса, формирование и развитие...