урок химии для 9 класса
план-конспект занятия (9 класс)
Открытый урок по химии для 9 класса на тему ""Углерод : физические и химические свойства.Аллотропия углерода.Адсорбция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_uglerod.docx | 262.53 КБ |
uglerod.ppt | 853 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 56. Глава VI «Углерод и кремний. Подгруппа углерода».
ТЕМА : УГЛЕРОД. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Адсорбция.
УЧИТЕЛЬ: учитель химии и биологии МБОУ «Каракашлинская ООШ» Халиуллина Рима Амировна
КЛАСС: 9 ПРЕДМЕТ : химия
Цели урока: изучить строение атома углерода и его химические свойства свойств, познакомить с аллотропными видоизменениями, которые образует углерод, рассмотреть строение и свойства алмаза и графита, познакомить их практическим значением, дать понятие об аморфном углероде и его сортах, познакомить учащихся с явлением адсорбции и его практическим значением.
продолжать развивать понятие - химическая реакция, степень окисления химических элементов и ее значение, отрабатывать умения и навыки в расстановке коэффициентов в уравнениях, развитие понятия химический элемент и простое вещество на основании уже имеющихся знаний о строении атома химического элемента и зависимости свойств химического элемента от положения его в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником, с научно-популярной литературой, художественными произведениями, продолжить формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов своих собственных исследований, развивать познавательную активность учащихся в работе.
воспитание и развитие навыков индивидуальной работы, развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование умений работать с Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, воспитание бережливости и аккуратности.
Предметные :Умения характеризовать строение атомов углерода, его аллотропию, адсорбционные свойства древесного и активированного угля, химические свойства углерода; описывать круговорот углерода в природе; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода; проводить, наблюдать и описывать реакции с участием углерода с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии:
Метапредметые: Умения использовать знаковосимволические средства для раскрытия сущности процессов; устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение и классификацию; проводить наблюдения, делать выводы; структурировать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
- Личностные: Понимание значимости естественнонаучных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач. Умение грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.
- Учащиеся должны знать: характеристику углерода, как химического элемента и простого вещества, его аллотропные видоизменения и их практическое значение, понятие адсорбции и его практическую направленность.
- Учащиеся должны уметь: доказывать химические свойства углерода, как простого вещества, записывать уравнения химических реакций, пользоваться методом расстановки коэффициентов в результате составления схем электронного баланса, сравнивать и анализировать учебный материал, пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, воспитание бережливости и аккуратности, используя при этом ранее полученные знания.
Используемые образовательные технологии:
- Информационные
- Технология актуализации личного опыта
- Технология ориентации на познавательное развитие личности
- Методы: словесный – беседа, рассказ, наглядно-иллюстративные – демонстрация таблиц, моделей кристаллических решёток углерода, практический .
Решаемая учебная проблема: Как связаны свойства аллотропных видоизменений углерода, древесного и активированного угля с их строением? Какие химические свойства характерны для углерода? Каково биологическое значение углерода
Новые понятия: адсорбция, десорбция, фуллерен, сухая перегонка, сажа, кокс,
- Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, проектор, компьютерная презентация «Углерод», образцы кристаллических решеток алмаза и графита, противогаз, уголь активированный, древесный уголь. раствор KMnO4 ;видеоролик «Углерод».
- Учебник : Химия 9 класс учеб. для общеобразоват. организации\ Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмена.- 6-е изд.-М.: Просвещение,2019.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1. Проверка остаточных знаний. Осознание приращения знания (ликвидация незнания) Диагностическая работа
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | |
Длительность этапа | 3-7 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Самостоятельная работа обучающихся |
Методы обучения | Метод самостоятельной работы |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организаторская, корректирующая. Учитель координирует самостоятельную работу обучающихся |
Основные виды деятельности учителя | Коррекция, координация деятельности обучающихся |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Умения осуществлять сравнение аллотропных видоизменений углерода на основе причинно-следственной связи между типом их кристаллической решетки, свойствами и применением; характеризовать явление адсорбции и его применение, химические свойства углерода, его биологическое значение и круговорот в природе. Умение адекватно воспринимать сообщения обучающихся |
Длительность этапа | До 20 -25 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Ученический химический эксперимент. Устные ответы на вопросы учителя. Работа с иллюстративным материалом учебника. Записи обучающихся в тетрадь |
Методы обучения | Химический эксперимент. Диалогическое изложение, беседа с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа |
Химический эксперимент. Диалогическое изложение, беседа с элементами проблематизации. Систематизирующая беседа | Коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организаторская, консультационная, координирующая |
Основные виды деятельности учителя | Основные виды деятельности учителя |
ЭТАП 3. Организация и самоорганизация обучающихся в ходе дальнейшего усвоения материала
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Умение систематизировать изученный материал, применять знания в незнакомой ситуации |
Длительность этапа | 8-9 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Самостоятельное выполнение заданий |
Методы обучения | Метод самостоятельной работы с последующей само- или взаимопроверкой и коррекцией допущенных ошибок |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная и коллективная мыслительная деятельность |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организаторская, контролирующая |
Основные виды деятельности учителя | Координация и контроль за деятельностью обучающихся |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание.
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос урока |
Длительность этапа | 3-4 минут |
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная, коллективная |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организация самоконтроля обучающихся с последующей самооценкой |
Основные виды деятельности учителя | Координация деятельности обучающихся |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, учитель выставляет отметки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. Домашнее задание с комментариями |
Урок : УГЛЕРОД. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит, карбин, фуллерены. Адсорбция.
- ХОД УРОКА
Ход урока: 1. Организационная часть урока.
2. Проверка знаний учащихся.
Вопросы и задания опроса: слайд 1.
СТРОЕНИЕ АТОМА
Строение атома | Углерод | Кремний |
порядковый номер элемента | 6 | 14 |
номер периода в котором находится элемент | 2 | 3 |
номер группы | IV A | IV A |
атомная масса | 12 | 28 |
заряд ядра | +6 | +14 |
число протонов в ядре | 6 | 14 |
число нейтронов в ядре | 6 | 14 |
число электронов в атоме | 6 | 14 |
число энергетических уровней в атоме | 2 | 3 |
Электронное строение последнего энергоуровня | …2s22p2 | …3s23p2 |
Формула высшего оксида RO2 | C+4O2 | Si+4O2 |
Формула летучего водородного соединения RH4 | C-4H4 | Si-4H4 |
II. Диалог на уроке.
Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением атома углерода, типом кристаллической решетки, свойствами и применением аллотропных видоизменений углерода; характеризовать химические свойства углерода, описывать его биологическую роль и круговорот в природе. Актуализация знаний обучающихся о типах кристаллических решеток и об окислительно-восстановительных реакциях.
Изучение нового материала происходит с опорой на содержание § 31,32 учебника.
1)Видеоролик для определение темы урока.
2) Цель и задачи урока. Слайд 3
3) Вопросы и задания 1) Охарактеризуйте электронное строение атома углерода. Слайд 4.
Учитель: Как видно из схем строения атомов, на внешнем энергетическом уровне этих элементов находится 4 электрона, поэтому, углерод и кремний проявляют степень окисления +4 и -4.
Из схемы видно, что у тома углерода два неспаренных электрона на внешнем уровне ( аналогично и у кремния). Этим объясняется, что углерод и кремний могут иметь степень окисления +2 (Например, СО – угарный газ). Переходя в возбуждённое состояние, один из s-электронов может перейти на свободную p-орбиталь.
Тогда в атомах появляется 4 неспаренных электрона и степень окисления равна +4 и – 4.
4) Записи в тетради :
Электронная формула: +6 С 2е;4е +6 С 1S2 2S22р2
Характер элемента – Углерод неметалл.
Слайд 5
+4 е С - 4е
окислитель с Ме и Н2 восстановитель с НеМе
Mg2С; СH 4 СCl4
Вывод: Углерод отдавая все внешние электроны элементам, окисляется, переходя в С+4. Принимая 4 электрона на свой внешний электронный уровень от более сильных восстановителей, он восстанавливается до С-4.
Углерод в природе, аллотропия углерода.
От характеристики химических элементов – к простым веществам.
Работа с компьютерной презентацией.
Для атомов углерода характерна аллотропия. Учащиеся вспоминают определение понятию – «аллотропия».
Учитель спрашивает: «У каких ранее пройденных химических элементов есть аллотропные модификации?».
Учащиеся приводят примеры: элемент кислород (О) – О2 – кислород, О3 – озон; элемент сера (S) – кристаллическая и пластическая сера.
Учитель : Может быть вам известны аллотропные модификации углерода. Слайд 6,7
Углерод существует в форме следующих простых веществ: алмаз, графит, карбин, фуллерен. Уголь, сажу можно рассматривать как разновидности графита.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что алмаз и графит, состоящие из атомов углерода, имеют такие разные физические свойства. Почему? (не всегда учащиеся могут дать ответ на этот вопрос). Учитель обращает внимание на различное строение кристаллических решеток алмаза и графита.
5)Демонстрации. Модели кристаллических решеток алмаза, графита.
П О Ч Е М У А Л М А З - очень твердый, Г Р А Ф И Т – очень мягкий ?
Слайд 8,9,10
Охарактеризуйте строение кристаллической решетки алмаза и графита. Опишите известные вам физические свойства алмаза и графита. Работа с учебником. Стр.112. (В кристалле алмаза каждый атом углерода образует четыре прочные ковалентные связи, они направлены к вершинам тетраэдра, все расстояния между атомами одинаковые. В графите же расстояние между атомами в слое гораздо меньше, чем расстояние между слоями (образцы кристаллических решеток).
Карбин
Карбин - представляет собой линейный полимер с чередующимися простыми и тройными связями, проявляет полупроводниковые свойства. Чёрный порошок; ρ = 2 г/см3; полупроводник.
Состоит из линейных цепочек –C≡C–C≡C– и =С=С=С=С=.
При нагревании переходит в графит.
В конце 80-х годов XX века было обнаружено ещё одно аллотропное видоизменение – фуллерит. Он, в отличие от алмаза и графита, имеет не атомную, а молекулярную кристаллическую решётку.
Атомы углерода могут образовывать также полые трубки – так называемые нанотрубки. В настоящее время фуллерены и нанотрубки рассматриваются в качестве основы для технологий будущего.
6) Учитель: На предыдущем уроке, в качестве домашнего задания предложила вам найти интересные факты об истории алмаза и подготовить выступлении с компьютерной презентацией. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «АЛМАЗ»
в) Работа с материалом.
Сравнение аллотропных видоизменений углерода.
Аллотропные видоизменения | Строение кристаллической решетки | Физические свойства | Применение |
Алмаз | |||
Графит | |||
Фуруллен | |||
Аморфный углерод |
7) Демонстрационный опыт. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Слайд 11,12.
- Почему исчезает окраска в колбе, в растворе KMnO 4 , если в нее поместить активированный уголь?
Лабораторный опыт.
Записи тетради Сажа и древесный уголь — аморфный углерод, состоящий из разрушенных слоев графита. Они имеют пористую структуру, благодаря чему способны поглощать газы и растворенные вещества (явление адсорбции). Древесный уголь, поры которого очищены водяным паром, называют активированным; он обладает высокой адсорбционной способностью.
Учитель: Где находят применение адсорбционные свойства активированного угля? (противогаз Зелинский).Слайд 12,13.
Учитель: Какими химическими свойствами с точки зрения процессов окисления и восстановления должен обладать углерод? Слайд 14
Составьте уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода.
Демонстрационный эксперимент. Восстановление меди из ее оксида углем.
Химические свойства углерода .
Слайд 15
В реакциях с активными неметаллами углерод легко окисляется:
C+O2=CO2
2C+O2=2CO
C+2S=CS2
C+2F2=CF4
Углерод может проявлять восстановительные свойства и при взаимодействии со сложными веществами:
C+2CuO=2Cu+CО2
C+2H2SO4(конц.)=CO2+2SO2+H2O
2C+BaSO4=BaS+2CO2
В реакциях с металлами и менее активными неметаллами углерод -
окислитель:
2C+H2=C2H2
C+Si=SiC
2C+Ca=CaC2
3C+4Al=Al4C3
Вывод: Углерод проявляет как восстановительные, так и окислительные свойства,
самой распространенной является реакция взаимодействия углерода с кислородом, в результате которой образуются два оксида СО – угарный газ и СО2 – углекислый газ.
III. Обобщение и систематизация пройденного материала .Слайд 16
Самостоятельное выполнение.
1. Углерод является:
а) восстановителем б) восстановителем и окислителем
в) окислителем г) не проявляет окислительно-восстановительных свойств
2. Атомную слоистую кристаллическую решетку имеет:
а) алмаз б) фуллерен в) графит г) карбин
3. Наибольшей прочностью отличается кристаллическая решетка:
а) атомная б) ионная в) атомная слоистая г) молекулярная
4. Наиболее химически активна аллотропная модификация углерода:
а) алмаз б) фуллерен в) графит г) карбин
Слайд 17 взаимопроверка. Ответ 1б 2 в 3 а 4 в
Слайд 18 .Домашнее задание: § 32; выполнить задания № 4—6 стр.117.
IV. Слайд 19 .Подведение итогов Обучающиеся устно отвечают на проблемный вопрос урока.
Подведение итогов. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строение атома Углерод Кремний порядковый номер элемента номер периода в котором находится элемент номер группы атомная масса заряд ядра число протонов в ядре число нейтронов в ядре число электронов в атоме число энергетических уровней в атоме Электронное строение последнего энергоуровня Формула высшего оксида RO 2 Формула летучего водородного соединения RH 4 СТРОЕНИЕ АТОМА
Цели урока -- рассмотрение строения атома, аллотропии углерода; формирование представлений о строении, свойствах и применении алмаза и графита; ознакомление с явлением адсорбции, характеристика физических и химических свойств углерода. --углерод атомы төзелеше һәм аның аллотропия төрләре ; алмаз һәм графитны төзелешен, үзлекләре һәм куллану турында күзаллаулар формалаштыру; Углеродның физик һәм химик үзлекләре ;адсорбция күренеше белән танышу.
0 С + 4 ē -4 ē Окислитель восстанавливается Восстановитель окисляется
Аллотропные модификации углерода графит алмаз фуллерен
П О Ч Е М У А Л М А З - очень твердый, Г Р А Ф И Т – очень мягкий ? Ни өчен алмаз бик каты,ә гр афит йомшак? Кристаллическая решетка алмаза Кристаллическая решетка графита
А Л М А З Алмаз имеет атомную кристаллическую решетку, в которой каждый атом углерода связан с четырьмя атомами. В пространстве эти атомы располагаются в центре и углах тетраэдров, соединенных своими вершинами. Это очень симметричная и прочная решетка.
Г Р А Ф И Т Графит имеет слоистую структуру. В кристаллической решетке графита атомы углерода, лежащие в одной плоскости, прочно связаны в правильные шестиугольники. Связи между слоями малопрочны.
Г Р А Ф И Т Сходное с графитом строение имеют: Графит бел ән охшаш төзелешле: Сажа Корым Древесный уголь Агач күмере типографская краска, картриджи, резина, косметическая тушь твердое топливо, адсорбент для очистки газов и жидкостей
Адсорб ция Десорбция
Н.Д.Зелинский
Угольные фильтры В бытовых фильтрах, в промышленном производстве, на очистных сооружениях – уголь поглощает вредные вещества из воды
Химические свойства углерода С +4 С 0 С -4 С +2 Восстановитель -4 ē Окислитель +4 ē -2 ē (О 2 ) Cl 2 , F 2 , O 2 , Me, H 2
Химические свойства углерода В реакциях с активными неметаллами углерод легко окисляется: C+O 2 =CO 2 2C+O 2 =2CO C+2S=CS 2 C+2F 2 =CF4 Углерод может проявлять восстановительные свойства и при взаимодействии со сложными веществами: C+2CuO= 2 Cu+C О 2 C+2H 2 SO 4 ( конц.) =CO 2 +2SO 2 +H 2 O 2C+BaSO 4 =BaS+2CO 2 В реакциях с металлами и менее активными неметаллами углерод - окислитель: 2C+H 2 =C 2 H 2 C+Si=SiC 2C+Ca=CaC 2 3C+4Al=Al 4 C 3
Т е с т 1. Углерод является: а) восстановителем б) восстановителем и окислителем в) окислителем г) не проявляет окислительно-восстановительных свойств 2. Атомную слоистую кристаллическую решетку имеет: а) алмаз б) фуллерен в) графит г) карбин 3. Наибольшей прочностью отличается кристаллическая решетка: а) атомная б) ионная в) атомная слоистая г) молекулярная 4. Наиболее химически активна аллотропная модификация углерода: а) алмаз б) фуллерен в) графит г) карбин
ПРОВЕРЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ Ответы к тесту 1.б; 2.в; 3.а; 4.в
Домашнее задание § 32 стр.117 упр. 4, 5. Используя дополнительную литературу и информацию в Интернете сделать сообщение по теме: «Применение углерода»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс Путешествие в страну "Неорганическая химия"
Заключительный урок по разделу "Неорганическая химия"Урок-путешествие для учащихся 9 класса...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...
Урок химии 7 класс "Химия в центре естествознания"
Урок химии 7 класс - это урок зачет, который проводится по итогам изучения I раздела пропедевтичекого курса "Химия 7 класс" О.С. Габриэляна "Химия в центре естествознания". На данн...
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.
Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24....
урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.
Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....
Технологическая карта урока химии 8 классе учителя химии
Формированние УДД...