урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии.
план-конспект урока по химии (9 класс)
Урок разработан для проведения практической части на ОГЭ в 9 классе. Пример разбора задания 23 и выполнения задания 24.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разбор задания №23 и выполнение реального эксперимента | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка»
Открытый урок по химии 9 класс
Тема урока:
"Подготовка и проведение реального эксперимента"
Подготовила:
учитель химии
Коптева Е.В.
2019-2020 учебный год
Тема урока: Подготовка и проведение реального эксперимента
Цель урока: решение заданий №23-24 КИМ.
Предметные:
- создать условия для исследования и выявления химических свойств солей;
- обобщить знания об основных понятиях и законах химии;
- способствовать осмыслению понятий “соли, качественные реакции на катионы меди и анионы;
- способствовать развитию умения пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, учебником, рядом активности и таблицей растворимости.
Метапредметные:
- способствовать формированию умения планировать свою деятельность для изучения различных сторон окружающей действительности, умения делать логические выводы из наблюдений по опыту;
- искать пути и средства осуществления целей.
Личностные:
- создание условий для формирования навыков сотрудничества, умения принимать мнения других;
- формирование навыков оценки и самооценки;
- сформировать понимание практической важности теоретических знаний в жизни человека
Задачи:
- Образовательные:
Систематизировать знания учащихся о солях и их свойствах; обобщить и расширить признаки химических реакций; повторить качественные реакции на ионы.
Развивающие:
Продолжить формировать логическое мышление, умения наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, наблюдать за ходом эксперимента, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
- Воспитательные:
Формировать научное мировоззрение учащихся; научить слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, вести беседу.
Планируемые результаты: По окончанию урока учащиеся смогут:
Метапредметные: использовать свои знания и умения для изучения различных сторон окружающей действительности.
Предметные:
Знать: определения изученных понятий: «соли», правила ТБ при выполнении практических работ
Уметь: определять принадлежность неорганических веществ к классу солей по формуле, валентность элементов в солях; описывать свойства отдельных представителей солей; составлять формулы и названия солей; использовать таблицу растворимости для определения растворимости солей
Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы, проводить наблюдение.
Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов.
Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; принимать участие в работе группами; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные - формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач.
Формы работы: групповая (просмотр презентации, выполнение практической работы), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью,), проблемное обучение (решение проблемных вопросов), опережающее обучение.
Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, активизация и обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.
Используемые технологии обучения: проблемного обучение (решение проблемных вопросов), опережающее обучение, личностно – ориентированного обучения, критического мышления, здоровьесберегающая.
Используемое оборудование ИКТ: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, ПСХЭ Д.И. Менделеева. таблица " Растворимость кислот, солей, оснований", карточки с заданиями, пробирки, таблица «Техника безопасности», реактивы.
Ход урока
1.Организационный момент 1-2 мин.
2.Актуализация знаний (фронтальная беседа)
Уч-ль: -Здравствуйте! Присаживайтесь! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что совместная наша работа будет полезной и интересной.
- Посмотрите ребята на экран.
Слайд №1. - Прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы понимаете это высказывание?
-Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Ваши версии. Почему? Какие мысли у вас возникли?
Ответы учащихся:
-Какая же тема урока?
Слайд№2 Тема нашего урока: "Подготовка и проведение реального эксперимента".
-Какая же цель урока?
Слайд №3. Цель урока:
Задачи урока:
Уч-ль: Сегодня на уроке будем проводить эксперимент, поэтому проведём инструкцию по Т.Б.
Слайд №4. Роспись по Т.Б.
Слайд №5 Уч-ль: Приступаем к работе.
-Читаем внимательно задание и подчёркиваем карандашом, что нам необходимо выполнить. (Дети читают)
Беседа по вопросам:
1)Что надо выполнить?(записать молекулярные уравнения реакций)
2) Сколько реакций? (две)
3) Какие реакции записываем?(те, которые являются качественными на ионы в растворе и характеризуют химические свойства вещества)
4)Что ещё нужно указать? (признаки их протекания)
Уч-ль: - Назовите признаки химических реакций.(выделение газа, изменение запаха, образование осадка, изменение цвета, выделение или поглощение тепла, растворение осадка также является признаком химической реакции).
Вывод: Чтобы заработать 4 балла за задание №23, Вы должны написать 2 уравнения реакций и указать их признаки.
- О каком веществе говорится в задании?
-К какому классу оно относится?
-Запишите формулу этой соли и формулы всех остальных веществ. Берём рабочие листы. Записываем формулы соединений.
-К каким классам соединений они относятся?
-Дополните мою мысль: " Чтобы правильно записать молекулярную формулу соли, надо знать....(валентность металлов и кислотных остатков)".- Правильно. Если вы забыли валентность Ме и кислотных остатков , где взять подсказку?(В ПТХЭ, таблица растворимости).
-А если я напишу неправильно формулу вещества? (не засчитают, не получим балл).
- Вспомним определение. Какие вещества называются солями?
Уч-ль: -Назовите качественный состав соли(Катионы Сu2+ и сулфат-анион). Правильно.
-Берём в руки таблицу растворимости и ищем, с помощью какого аниона можно определить катион меди? (гидроксид-ион).
-Следовательно нам надо взять.... растворимое основание.
-У нас есть основание в перечисленных реактивах? (Да). Какое?
-Мы его можем использовать? Почему?(Нет, оно не растворимое, с взаимодействуют только с щелочами.)
- А какое вещество можно?
-Кислоту соляную можем использовать?(нет) Почему?(Нет выделения газа, т.к серная кислота сильная)
- В таком случае, нам необходимо вспомнить химические свойства солей.
Слайд№6.
-Какое вещество мы можем использовать для химической реакции?
-С алюминием сульфат меди вступит в химическую реакцию?
-Какой подсказкой пользуемся?(ряд активности Ме).
Возьмите бланк №2. Заполните его. Вариант не указываем. Записываем первую реакцию.
-Кто запишет это уравнение на доске? При написании уравнений химических реакций какой закон используем?(закон сохранения массы веществ)
- Назовите тип реакции.(замещения)
Слайд №7 Основное правило: Соли взаимодействуют с Ме более активными, чем Ме образующий соль.
-По какому признаку определим, что химическая реакция идёт? (выпадение красного осадка на поверхности металла и изменение цвета раствора )
-Эти признаки должны быть яркими, чёткими. Укажите его в бланке.
-Возвращаемся к таблице растворимости , ищем каким катионом воспользуемся для определения сульфат иона. Соли каких металлов можем использовать? (Соли Ва2+ и Рb2+)
- У нас такая соль есть? (Да, соль бария) .
-Запишем это уравнение.
Вывод: Это качественная реакция на сульфат -ион.
-Назовите тип реакции.
-В каких случаях реакции обмена протекают до конца?
-Стрелкой вниз указываем осадок. Какого он цвета?(белого)
Анализируем другие вещества и подводим итог.
Возьмите бланк №2. Заполните его. Вариант не указываем. Переписываем реакции и указываем признаки.
-Сколько реакций записали в бланк №2?
-Указали признаки? Зачитайте их.
Для закрепления: (по вариантам) Учащиеся выполняют данный вид работы в индивидуальных листах.
- Даны соли FeI2? ZnSO4? AlCl3 . Назовите вещества которые можем использовать для определения катиона и аниона ? Цвет осадка?
Физминутка для глаз. Слайд №12
Практическая работа
- А теперь мы выполняем задание №24.
Работа с инструкцией по ТБ
Прочитайте инструкцию, которая прилагается к заданию КИМ 24. Выделите карандашом то, что для вас важно при выполнении эксперимента. Вы её должны чётко соблюдать. За вами будут наблюдать 2 эксперта и оценивать вашу работу.
-Не волнуйтесь, не спешите, соблюдайте ТБ.
Сегодня, Вы выполняете эксперимент в паре. Распределите свои обязанности.
-Надеваем халат, перчатки и приступаем к работе. Наши эксперты будут наблюдать за вами. Они оценят вашу работу.
- У вас на парте влажные салфетки, вытрите руки.
Итог. В бланке №2 записываем признаки протекания реакций: (Слайд №14)
№24. 1. В результате реакции ........ наблюдается растворение цинка и выпадение..........осадка. Окраска раствора изменилась.
2. В результате реакции .......... наблюдается выпадение ........ осадка. Окраска раствора изменилась.
Итог урока.
-В результате нашего урока, мы убедились, насколько важна теория одновременно с практикой. Практика закрепляет наши теоретические знания.
Домашнее задание.
Вариант 13.Задание 23-24. К заданию 24 составить устный план проведения эксперимента.
Оценка работы учащихся.
На уроке работали хорошо.
Рефлексия.
Ответить на вопросы анкеты.
Анкета
1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был
7. На ОГЭ к заданию 24 | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен приступлю/не приступлю попробую/ ещё не знаю |
Спасибо за работу на уроке.
Скоро прозвенит звонок.
Пора заканчивать урок .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока элективного курса «Подготовка к ГИА по химии», по теме «Решение заданий формата С3»
Задания с развернутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорга...
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии
Технологические карты уроков химии в 10 классе по органической химии составлены согласно требованиям ФГОС. Технологические карты уроков составлены по теме "Углеводороды"....
Урок химии в 8 классе по теме " Химия- наука о веществах".
Данный материал можно использовать молодым педагогам ....
Урок химии в 8 классе по теме " Химия- наука о веществах".
Данный материал можно использовать молодым педагогам ....
Урок химии в 8 классе Что изучает химия
Вводный урок к курсу химии...
Диагностические материалы по неорганической химии для подготовки к ЕГЭ по химии. Галогены.
Представлены тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по химии по теме галогены...
Рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по химии»
Программа «Подготовка к ОГЭ по химии» составлена на базе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №...