Памятка обучающимся для написания исследовательской работы
учебно-методический материал

Давлеева Людмила Александровна

Памятка  обучающимся для написания исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятки школьнику

 

Основные этапы исследовательской работы:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования)

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Определить последовательность проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Подготовка к защите исследовательской работы, реферата.

1.Введение:

  • почему выбрана эта теме?
  • какие вопросы, задачи стояли передо мной?
  • актуальность выбранной темы
  • можно провести обзор литературы, основных используемых источников

2.Общий обзор по содержанию работы:

  • «интересно было работать над…» (Почему?)
  • «испытал трудности при выполнении…» (Почему?)
  • какие вопросы рассматривались в каждом пункте основной части (краткая характеристика)

3. Заключение (подвести итог своей деятельности):

  • показать методы своей работы (теоретические и практические)
  • провести анализ результатов по достижению поставленных целей и задач: выполнены ли задачи, насколько выполнены, найден ответ или нет, оценить свой вклад в работу.
  • перспективы работы: « работа на этом не закончена и будет дальше развита мною в…»
  • значимость: где можно использовать эту работу?
  • чему научился в результате своей деятельности? (работать с литературой, вести поисковую работу, выбирать нужный материал из большого объёма информации, систематизировать информацию, оформлять работу по требуемым стандартам…)

 

 

Как писать исследовательскую работу.

Дорогой друг, ты стоишь на пороге удивительного и увлекательного мира науки, в котором есть свои законы и правила, они кажутся сложными и непостижимыми. Ты растерян и не знаешь с чего начать работу? Наша памятка поможет тебе совершить много новых и интересных открытий.

1. Установочная консультация.

На ней ты можешь узнать у педагога требования к оформлению работы, познакомиться с основными особенностями и сложностями работы в выбранном направлении, критериями оценивания исследовательских работ.

2. Выбор темы.

Определи для себя проблему и тематику будущей работы, выбери объект и предмет исследования.

Попробуй выдвинуть гипотезу, сформулировать цель и задачи работы.

Определи, какие методы и методики исследования ты будешь использовать в своей работе.

3. Консультация.

Покажи педагогу результаты твоей самостоятельной работы, если есть затруднения, попроси помощи. На этой консультации ты должен точно уяснить сущность научной проблемы, уточнить параметры темы.

Вместе с руководителем составьте примерный план работы, в котором будут определены основные направления работы и сроки их выполнения.

Обрати внимание на рекомендации педагога относительно наиболее значимой по теме литературы, а так же советы относительно предполагаемой структуры работы.

4.Изучение литературы по теме:

Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием. При чтении литературы выдели основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.

Классифицируй выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников, пользуясь закладками, отметь наиболее существенные места или сделай выписки. Проанализируй собранный материал, подумайте и сделайте обобщенные выводы.

5. Составление корпуса черновых материалов

Составь план работы.

Если работа предполагает наличие эксперимента, обрати внимание на своевременность его проведения! Экспериментальная часть работы должна логически вытекать из теоретической, и результаты практической части должны быть обработаны и приведены в работе в полном объёме.

Сформируй компактный текст со всеми важными смысловыми оттенками и сохранением логики исследовательской мысли. В тексте должны найти место изложение и систематизация всех изученных тобой материалы, а так же твоя концепция.

6. Консультация

На этом этапе руководитель работы проверит черновой вариант работы, обратит твоё внимание на ошибки, недочёты, и предложит пути их устранения.

Совместно с педагогом вы откорректируете тему, цели, задачи работы.

Не забудь уточнить у руководителя правила оформления работы: структура, оформление ссылок, приложения, списка литературы, форматирование текста.

7. Оформление чистового варианта работы.

Оформи работу. Прочитай текст и отредактируй его. Обрати внимание на наличие ошибок и опечаток, корректность цитирования первоисточников, правильность оформления ссылок, соблюдение языковых и литературных норм.

8. Консультация

Предоставь чистовой вариант работы руководителю работы для составления рецензии.

9.Публичная защита

Выбери стиль выступления, который должен сочетать принципы научности и доступности.

Структура доклада должна включать в себя – научное обоснование проблемы, историографию вопроса, собственную концепцию, заключение.

Основные положения твоего доклада представь в виде компьютерной презентации.

 

Примерный план исследовательской работы.

1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:

  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
  • противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

2. Основная часть:

  • суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме работы;
  • критический обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.

4. Список использованной литературы.

5. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

 

 

 



Предварительный просмотр:

Памятка

Пишем исследовательскую работу.

1.Титульный лист

2. . Оглавление  

Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

        Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро с интересом. ТЕМА ДОЛЖНА БЫТЬ КОНКРЕТНА.

Введение и Заключение – два раздела очень важные, которые в сжатом виде должны отражать содержание всей работы. Они характеризуют умение автора обобщать и выделять существенное в своей работе.                                                                                                         3.  Введение - первый раздел текста, раскрывающий актуальность темы, цель и задачи теоретической  работы, проведенной учащимся,  методы исследования, краткое описание структуры основных разделов работы. Объем раздела Введение - обычно не более 3 страниц.                                                                                                    Актуальность темы исследования.  Проблема, на решение которой оно направлено. Объект и предмет исследования.               Цель исследования. Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель формулируют со слов: доказать, обосновать разработать, объяснить, определить, установить.    Какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.  Из поставленной цели вытекают задачи исследования.                                                                                            Задачи исследования -  выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.) выявить,  определить установить, изучить  Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Проводится краткий анализ литературы.                                                                                                         Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Однако полезно ключевые слова актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования, методы исследования и т.п. выделять подчеркиванием, жирным шрифтом или курсивом, но не заключать в кавычки.      Гипотезу выдвигать необязательно.                                         В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас. Подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть, обобщаются результаты. Содержание глав основной части должно полностью соответствовать  теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать, умение исследователя сжато,  логично и аргументировано излагать материал.

        Все материалы, которые не являются насущно важными, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части,  выносятся в приложения и примечания. Приложения должны тщательно отбираться и иллюстрировать наиболее яркие моменты работы. В приложения рекомендуется включать копии редких фотографий, документов, различные таблицы, графики, рисунки, но эти приложения должны быть связаны с текстом исследования. Обязательны ссылки на приложения в тексте исследования. Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования.          Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

3. Практический этап (этап выполнения) На данном этапе  выполняются  согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют учебно-исследовательскую работу. Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

        Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

        Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая (если возможно), которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

        И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.  

 Заключение по работе  Заключение – завершающий раздел текста исследовательской работы, содержащий краткое изложение основных итогов и выводов работы.  По тому, как написано Заключение, судят о Вашем умении обобщать, выделять то существенное, что достигнуто в результате проведенного исследования. Содержание данного раздела должно вытекать из теоретического анализа литературы, данных эмпирического  исследования и представлять собой обобщение наиболее значимых результатов и выводов, сформулированных в конце как теоретической, так эмпирической (практической) главы.

                         



Предварительный просмотр:

Я –исследователь.  Как правильно оформить исследовательскую работу.

  1. Кто про себя из читающих мой текст  может сказать: «Я исследователь». Кому было интересно?
  2. Была ли трудность в оформлении работы?.

Давайте разберёмся, с чего начинается исследовательская работа:

1. С проблемы, с постановки темы.

 Важное условие для учащегося и научного руководителя: общий интерес к теме! Проблема, отражающая в работе должна быть актуальной  и выполнимой. Тема   должна быть узкой( конкретна объекту или местности)  и  оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, загадочности.  «Мой удачный эксперимент» ваши предположения, вы догадались, о чём идёт речь? «Эти загадочные, восхитительные существа».

Работа должна содержать собственный эксперимент и собственные выводы, только тогда она сможет вызвать интерес.

2. Итак, оформление  исследовательской работы начинается с введения. Каждый новый раздел (ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ) начинается с новой страницы.

Главы должны иметь заголовки, которые оформляются прописными буквами. Расстояние между заголовком и текстом – 1 пустая строка.

Главы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Не нумеруются следующие разделы: ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Введение - первый раздел текста не более 3-х страниц. Содержит: актуальность,  объект исследования,  предмет исследования.

Цель и задачи исследования.  Цель формулируют со слов: восстановить, выявить, доказать, показать, определить, установить. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.                                                                  

Из поставленной цели вытекают задачи исследования.  Задачи формулируют со слов: - провести анализ (социологический опрос, интервью и т.д.) выявить,  определить установить, изучить, найти, собрать.  Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач  несколько. Задачи показывают, каким образом будет достигнута цель  работы.

Гипотеза исследования начинается со слов я уверен, я докажу, я предполагаю.  Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение. И обязательно ссылка на неё в заключении, подтверждена или опровергнута она в результате работы.

Методы исследования. Конкретные явления изучаются с помощью – анализа литературы. наблюдения, ,анкетирования,  сравнения, эксперимента и лабораторного опыта. Немаловажна  практическая значимость учебно-исследовательской работы.

В основной части текста оформляются главы, в которых сжато,  логично и аргументировано изложен материал.  В этой же части приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

Заключение  должно соответствовать задачам. Это краткие выводы по результатам

исследовательской  работы.  По заключению, судят о вашем умении обобщать, выделять то существенное, что достигнуто в результате проведенного исследования.

Список литературы. Все источники  располагаются в алфавитном порядке и нумеруются. Должны быть указаны: фамилия, инициалы автора, название книги, выходные данные издательства, год издания, количество страниц.

В Приложения вносят таблицы, фотографии, графики, рисунки, на которых в тексте сделаны ссылки.

Как правильно оформить  текст исследовательской работы.

Обязательно внимательно прочитать условия конкурса. Для оформления текстов исследовательских работ существуют общие требования и правила. Объем колеблется от 5 до 25 страниц печатного текста (без приложений). Текст, выполняется на компьютере, размер шрифта -12-14 пт, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5. Обратите внимание на размеры полей. Выравнивание - по ширине. Цвет шрифта – чёрный. Титульный лист исследовательской работы должен быть напечатан по образцу, который прилагается в условиях конкурса. Контуры полей не наносятся.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер на нём не ставится (ВВЕДЕНИЕ – стр. 3). Номер страницы проставляют в правом нижнем углу без точки.

Философ, просветитель Софокл говорил: "Великие дела не делаются вдруг”. Чтобы достичь высоких результатов, нужна долгая кропотливая совместная работа учителя, ученика, а может и родителей.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План написания исследовательских работ

подробный лан написания научно-исследовательских работ,...

Рекомендации по написанию исследовательской работы школьниками.

Теория . Подготовка к научно-исследовптельской работе школьников....

Алгоритм написания исследовательской работы

В данном документе представлена структура исследовательского проекта, особенности написания введения, основной части и заключения....

Рекомендации по написанию исследовательской работы

в данной статье приводятся конкретные подробные рекомендации по написанию научно-исследовательских работ учащихся...

Инструкция по написанию исследовательских работ

Данная инструкция служит пошаговым примером для написания исследовательских работ для научно-практической конференций....

Основные аспекты при написании исследовательской работы по литературе

Изменения, происходящие в современном образовании, требуют развития способов,  технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с формированием у ученика умений самостоятельно мыслит...