Основные аспекты при написании исследовательской работы по литературе
статья по литературе (10 класс)
Изменения, происходящие в современном образовании, требуют развития способов, технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с формированием у ученика умений самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать свои действия и принимать решения, помогающие при разрешении возникающих в жизни проблем. Одним из методов, способствующих достижению этих целей, является исследовательская деятельность обучащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ir.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные аспекты при написании исследовательской работы по литературе
Изменения, происходящие в современном образовании, требуют развития способов, технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с формированием у ученика умений самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать свои действия и принимать решения, помогающие при разрешении возникающих в жизни проблем. Одним из методов, способствующих достижению этих целей, является исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
-постановку проблемы
-изучение теории, посвященной данной проблематике
-сбор собственного материала, его анализ и обобщение
-научный комментарий
-собственные выводы.
Сотрудничая с учеником в этой деятельности, учитель должен усвоить закон 3х нельзя:
-нельзя говорить, что работа предстоит легкая
-нельзя принуждать, заставлять
-нельзя не привести хотя бы к маленькому успеху.
Положительные результаты – это один из самых сильных мотиваторов любой деятельности, поэтому важно вызвать у ребенка желание написать исследовательскую работу. В роли мотиватора может выступать также и публичная самореализация ученика, т.е. признание его деятельности сверстниками, педагогами, родителями. И здесь неоценимое значение имеет деятельность Научного общества учащихся. Формы работы в НОУ используются разные, но среди них главная – это проведение ученических конференций. Все старшеклассники, присутствующие на этих конференциях, имеют возможность познакомиться с работами учеников и гостей. После подобных выступлений многие превращаются из слушателей в участников этого процесса, кроме того, это является мощным стимулом попробовать свои силы в научной деятельности.
Не секрет, что в связи с изменением образовательной политики и введением ЕГЭ многие старшеклассники относятся к предметам исключительно потребительски: пригодится для сдачи ЕГЭ или нет. Для творчески одаренных учеников исследовательская работа стимулирует их для раскрытия собственного потенциала.
Одним из основных требований, предъявляемых к исследовательской работе, наряду с актуальностью и содержательностью, является то, что тема исследования должна представлять значительный интерес. В этой связи можно обозначить следующую типологию тем:
- Необычная тема ( часто анализируются художественные произведения, входящие в школьную программу, но рассматривается необычный аспект их содержания («Значение имени в рассказах Шукшина»)
- Не программное произведение. («Мастерство и стиль писателя. Цветовая картина мира М.Цветаевой»).
- Сопоставительные темы.( «Тема скупости в произведениях Пушкина, Мольера и Улицкой»)
- Новейшая литература. («Хронотоп романа Е. Водолазкина «Авиатор»)
Успешной работе в этой области способствует четкая организация деятельности, которая состоит из следующих этапов:
-выбор темы будущего исследования,
-консультация учителя,
-определение целей и задач работы,
-сбор материала,
-структурирование материала,
-написание черновых вариантов,
-консультации,
-редактирование текста.
-оформление работы,
-подготовка к защите исследовательской работы.
Как было уже сказано, нельзя заставлять писать исследовательскую работу, поэтому, выбирая тему, необходимо руководствоваться, прежде всего, интересами и увлечениями самого ученика, уровнем его начитанности и его литературными способностями. Иногда ученик или кто-нибудь из его семьи являются поклонниками какого-либо писателя или у них есть любимое произведение, тогда проблема выбора материала решается сама. В противном случае, тему работы может подсказать учитель, его опыт и знания в этом случае неоценимы.
Исследовательская работа - это обоюдовыгодный процесс как для ученика, так и для учителя. С точки зрения ученика, исследовательская работа , помимо получения новых знаний, - это и возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Исследовательская работа с точки зрения учителя – это возможность профессионального роста как учителя-предметника. Кроме того, много новых книг узнаешь благодаря детям, их неординарному выбору или просто имеешь возможность прочитать давно желаемую книгу.
Подобный опыт представляется чрезвычайно полезным и интересным для ученика и учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»
Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...
План написания исследовательских работ
подробный лан написания научно-исследовательских работ,...
Доклад на тему: "Основные аспекты деятельности концертмейстера в работе с учащимися различных специальностей в учреждениях дополнительного образования".
Работа концертмейстера – одна из самых распространенных профессий среди музыкантов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по специальностям (кроме пианистов), и на концертной сцене, и...
Рекомендации по написанию исследовательской работы школьниками.
Теория . Подготовка к научно-исследовптельской работе школьников....
Алгоритм написания исследовательской работы
В данном документе представлена структура исследовательского проекта, особенности написания введения, основной части и заключения....
Статья "Из опыта написания исследовательской работы по литературе в 7 классе «Б.В.Шергин. Музыка северной души»
Статья освещает этапы подготовки исследовательской работы...
Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории
Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе»...