Основные аспекты при написании исследовательской работы по литературе
статья по литературе (10 класс)

Изменения, происходящие в современном образовании, требуют развития способов,  технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с формированием у ученика умений самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать свои действия и принимать решения,  помогающие при разрешении  возникающих в жизни проблем. Одним из методов, способствующих достижению этих целей, является исследовательская деятельность обучащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ir.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Основные аспекты при написании исследовательской работы по литературе

Изменения, происходящие в современном образовании, требуют развития способов,  технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с формированием у ученика умений самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать свои действия и принимать решения,  помогающие при разрешении  возникающих в жизни проблем. Одним из методов, способствующих достижению этих целей, является исследовательская деятельность учащихся.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

-постановку проблемы

-изучение теории, посвященной данной проблематике

-сбор собственного материала, его анализ и обобщение

-научный комментарий

-собственные выводы.

Сотрудничая с учеником в этой деятельности, учитель должен усвоить закон 3х нельзя:

-нельзя говорить, что работа предстоит легкая

-нельзя принуждать, заставлять

-нельзя не привести хотя бы к маленькому успеху.

Положительные результаты – это один из самых сильных мотиваторов любой деятельности, поэтому важно вызвать у ребенка желание написать исследовательскую работу. В роли мотиватора может выступать также и публичная самореализация ученика, т.е. признание его деятельности  сверстниками, педагогами, родителями. И здесь неоценимое значение имеет деятельность Научного общества учащихся. Формы работы в НОУ используются разные, но среди них главная – это проведение ученических конференций. Все старшеклассники, присутствующие на этих конференциях, имеют возможность познакомиться с работами учеников и гостей. После подобных выступлений многие превращаются из  слушателей в участников этого процесса, кроме того, это является мощным стимулом  попробовать свои силы в научной деятельности.

Не секрет, что в связи с изменением образовательной политики и введением ЕГЭ  многие старшеклассники относятся к предметам исключительно  потребительски: пригодится для сдачи ЕГЭ или нет. Для  творчески одаренных учеников исследовательская работа стимулирует их для раскрытия собственного потенциала.

Одним из основных требований, предъявляемых к исследовательской работе, наряду с актуальностью и содержательностью,  является то, что тема исследования должна представлять значительный интерес.  В этой связи можно обозначить следующую типологию тем:

- Необычная тема ( часто анализируются художественные произведения, входящие в школьную программу, но рассматривается необычный аспект их содержания («Значение имени в рассказах Шукшина»)

- Не программное произведение. («Мастерство и стиль писателя. Цветовая картина мира М.Цветаевой»).

- Сопоставительные темы.( «Тема скупости в произведениях Пушкина, Мольера и Улицкой»)

- Новейшая литература. («Хронотоп романа Е. Водолазкина «Авиатор»)

Успешной работе  в этой области способствует четкая организация деятельности, которая состоит из  следующих этапов:

-выбор темы будущего исследования,

-консультация учителя,

-определение целей и задач работы,

-сбор материала,

-структурирование материала,

-написание черновых вариантов,

-консультации,

-редактирование текста.

-оформление работы,

-подготовка к защите исследовательской работы.

Как было уже сказано, нельзя заставлять писать исследовательскую работу, поэтому, выбирая тему, необходимо руководствоваться, прежде всего,  интересами  и увлечениями самого ученика, уровнем его начитанности и его литературными способностями.  Иногда ученик  или кто-нибудь из его семьи  являются поклонниками  какого-либо писателя или у них  есть любимое произведение, тогда проблема выбора материала решается сама. В противном случае, тему работы может подсказать учитель, его опыт и знания в этом случае неоценимы.

  Исследовательская работа  -  это обоюдовыгодный процесс как для ученика, так и для учителя. С точки зрения ученика, исследовательская работа , помимо получения новых знаний, - это и  возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Исследовательская работа  с точки зрения учителя – это возможность профессионального роста как учителя-предметника.  Кроме того,  много новых книг узнаешь благодаря детям, их неординарному выбору  или просто имеешь возможность прочитать давно желаемую книгу.

Подобный опыт представляется чрезвычайно полезным и интересным для ученика и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

теме «Формирование индивидуального стиля педагога как один из основных аспектов управленческой функции методической работы в школе»

Можно с уверенностью сказать, что сегодня каждый руководитель образовательного учреждения заинтересован в педагогическом коллективе, обладающим общекорпоративным духом («команда единомышленников...

План написания исследовательских работ

подробный лан написания научно-исследовательских работ,...

Доклад на тему: "Основные аспекты деятельности концертмейстера в работе с учащимися различных специальностей в учреждениях дополнительного образования".

Работа концертмейстера – одна из самых распространенных профессий среди музыкантов. Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе по специальностям (кроме пианистов), и на концертной сцене, и...

Рекомендации по написанию исследовательской работы школьниками.

Теория . Подготовка к научно-исследовптельской работе школьников....

Алгоритм написания исследовательской работы

В данном документе представлена структура исследовательского проекта, особенности написания введения, основной части и заключения....

Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории

Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе»...