Алгоритм написания исследовательской работы
проект по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему
В данном документе представлена структура исследовательского проекта, особенности написания введения, основной части и заключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм написания исследовательского проекта | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ «Школа № 74»
Методические рекомендации
Алгоритм написания
исследовательской работы
учащегося
автор: Пасечник Наталья Викторовна
учитель истории и обществознания
Тольятти, 2017
Алгоритм написания исследовательской работы
Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом
Алгоритм – совокупность действий, правила для решения данной задачи (3).
Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:
- введение (где отражены актуальность проблемы, цель и задачи, предмет, объект исследования, гипотеза, структура работы)
- основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
- заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
- список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
- приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т.д.)
Структура введения:
- Актуальность
- Проблема
- Объект
- Предмет
- Гипотеза
- Цель
- Задачи
- Методы
- Новизна
- Теоретические основания исследования
Актуальность - важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. - почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас /почему данную проблему нужно решать именно сегодня? Для школьников: актуальность исследования исходя из их знаний и опыта.
Проблема - «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Одно исследование – одна проблема.
Объект исследования – философская категория, то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта - что конкретно исследуется?
Предмет исследования - в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект.
Например: «Влияние уровня дохода на объем спроса смартфонов»
Объект исследования: объем спроса на смартфоны
Предмет исследования: влияние уровня дохода покупателей на спрос.
Гипотеза - (от греч. hypothesis– предположение, основание) – предположительное суждение, выдвинутое в науке для объяснения какого-либо явления или процесса – основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. - формулировка: «если ….., то ……». - одно исследование – одна гипотеза.
Например:
- Я предполагаю, что количество выданных кредитов влияют на стоимость недвижимости..
- Перевод зарплат из "серых" в "белые" неминуемо приведет к повышению пенсии гражданина через 20 лет..
- Эффективно обучать детей младшего школьного возраста основам экономических знаний можно при условии проведения ролевых игр и конкурсов.
Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель есть планируемый, ожидаемый результат.
Цель может начинаться со следующих слов:
- Выявление…
- Исследование…
- Оценка…
- Анализ…
- Разработка…
- Изучение… и т.д.
Например, целью проекта «Влияние уровня дохода на объем спроса смартфонов» является изучение влияния уровня дохода потребителей на объем спроса на рынке смартфонов.
Цель достигается через решение определенных задач. Задача – сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения. 3
Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:
- Выявить…
- Разработать…
- Провести…
- Решить…
- Проанализировать…
- Обобщить… и т.д.
Например, если целью исследования является изучение причин возникновения сколиоза у младших школьников, то задачи исследования будут следующие:
- Провести обследование школьных помещений (классов).
- Проанализировать данные медицинских карточек учащихся, имеющих сколиоз.
- Ознакомить администрацию школы с результатами исследования.
Таким образом, поэтапно выполняя задачи исследования, мы добиваемся достижения целей своей работы.
Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методы исследования – способы, направления деятельности.
- теоретические (анализ, объяснение); - эмпирические (опыт, наблюдение); - общенаучные (описание, сравнение); - частные (например, метод световой микроскопии) и др
Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект. При этом следует учитывать, чтобы выбранные методы соответствовали современным принципам научного исследования, т.е. давали надежные результаты и соответствовали логичной структуре работы, находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой методической схеме. В своей работе можно использовать как широко известные методики, так и не очень.
Выполняя практическую часть исследования, необходимо придерживаться определенной схемы – изложения, описания чего-либо в главных чертах. 3
Схема опыта (эксперимента, наблюдения и т.д.) должна отражать суть этапов его выполнения и их взаимосвязь.
Структура опытно – экспериментальной работы 1 :
- Констатирующий эксперимент – проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснить на практике изучаемое исследование.
- Формирующий эксперимент – является основным этапом работы. Организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается их влияние на свойства объекта. На этом этапе очень важны методика фиксации хода и результатов опытной работы и методика анализа полученных данных, их статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д.
- Контрольный эксперимент – дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильность или ошибочность гипотезы).
В бланке данный компонент исследования заполняется по схеме:
Следующий этап в исследовательской работе – наглядное представление опытных данных. Результаты проведенной работы отражаются в виде описательных формулировок, формул, цифровых данных, но нагляднее в виде графических материалов.
Например,
В виде гистограммы: В виде графика: В виде круговой
диаграммы:
При заполнении бланка следует обобщать данные и представлять только самые важные, демонстрирующие ход эксперимента или доказывающие верность гипотезы. В рукописи исследовательской работы данный материал, как правило, оформляется в виде приложения.
Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.
Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования. 2 Необходимо помнить, что выводы должны быть краткими, обстоятельными и соответствовать поставленным задачам.
Рекомендация – советы автора работы по решению данной проблемы. 2
Литература:
- Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
- Культура научной речи: Учебное пособие к спецкурсу для начинающих исследователей-педагогов / Сост. В.Т. Садченко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук, 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
- Петрова Н.Н., Сухинин С.А. Статистический метод // География в школе. – 2004. - №4. – с.51-55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План написания исследовательских работ
подробный лан написания научно-исследовательских работ,...
Алгоритм научно-исследовательской работы
В методической разработке я постаралась создать алгоритм исследовательской работы обучающегося. ...
Методическая разработка на тему: "Алгоритм выполнения исследовательской работы".
Рассматриваются этапы работы над исследовательской работой и порядок деятельности учеников....
Рекомендации по написанию исследовательской работы школьниками.
Теория . Подготовка к научно-исследовптельской работе школьников....
Рекомендации по написанию исследовательской работы
в данной статье приводятся конкретные подробные рекомендации по написанию научно-исследовательских работ учащихся...
Алгоритм создания исследовательской работы по математике в школе.
План исследовательской работы для учащихся и его основные разделы для осуществления индивидуальной исследовательской деятельности в школе, написания и оформления исследовательского проекта ...
Статья "Из опыта написания исследовательской работы по литературе в 7 классе «Б.В.Шергин. Музыка северной души»
Статья освещает этапы подготовки исследовательской работы...