Статья " Проектно-исследовательская деятельность как ресурс формирования функциональной грамотности"
статья (9 класс)
В статье представлен опыт работы над формированием функциональной грамотности в рамках проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность как ресурс формирования функциональной грамотности
Сущность функциональной грамотности состоит в способности человека использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Знакомство с инновациями стало доступным каждому ребенку, благодаря развитию:
- работы технопарков кванториумов;
- электронной образовательной среды;
- проектной деятельности обучающихся.
В свете этого особое место начинают занимать знания, умения и навыки, полученные в результате работы обучающихся над проектом.
Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные (общекультурные) компетенции, креативное мышление.
Современному учителю необходимо создать условия для развития функциональной грамотности школьников, использовать такие технологии, которые будут инструментами в ее развитии.
Я бы хотел осветить основные положительные моменты реализации составляющих функциональной грамотности учащихся в ходе разработки проектов, подчеркнуть наиболее легкие задачи и вопросы, решаемые детьми самостоятельно, вопросы, в которых им нужна помощь, подсказка или корректировка, и проблемные вопросы, и задачи, с которыми ребятам справиться самостоятельно очень сложно.
А также ознакомить Вас и поделиться с Вами некоторыми результатами нашей деятельности на примере двух проектов.
(работа со слайдами)
- Тема, Методологический аппарат, Цели, задачи, гипотеза
- Анализ литературных источников
- Анализ существующего метода ТОиР ВАТ
- Креативное мышление – Предлагаемый метод ТОиР
- Апробация на технике
- Акты апробации и реализации
- Экономическая эффективность разработанных решений
(Инициативная НИР)
Вывод: дети приобретают огромный опыт работы с литературой, с людьми, воплощения в реальность знаний и умений, реализации своих практических навыков выполнения и оформления работ. И как итог представление проектов широкому кругу зрителей, компетентному жюри, опыт в самооценке и самокритике, попытке самостоятельно оформить научную статью и подать заявку в РОСПАТЕНТ (ФИПС).
(работа со слайдами)
При работе над вторым проекте дети больше проявляют самостоятельности (материал сложный теоретически и презентационно). Но уже самостоятельно дополнительно к сформированным знаниям, умениям и навыкам функциональной грамотности определили дальнейшие направления исследования и работы, сформулировав основные цели и задачи.
Работа над проектом нацеливает обучающегося на разрешение конкретной проблемы. Зачастую она носит социально значимый характер. А это, ни много, ни мало – приобщение подростка к миру своего будущего, к формированию собственной ответственности и значимости своего труда для всего общества.
Проект эффективен в рамках целей и задач образовательного процесса, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью, а не абстрагированных от жизненного поля. Проектная деятельность активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность учащихся, на основе опыта практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проектно-исследовательская деятельность по биологии как фактор формирования УУД"
Статья раскрывает роль проектно-исследовательской деятельности в формирвании УУД учащихся....
Методическая работа«Внеурочная деятельность по истории как ресурс формирования функциональной грамотности у обучающихся»
Методическая работа определяет место внеурочной деятельности в современном образовательном процессе, а также в работе содержится методическая разработка проекта организации внеурочной деяте...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.
В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности. Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...
Формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность в области естественных наук
Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в разл...
Проектно-исследовательская деятельность школьника как одно из средств формирования функциональной грамотности
Организация учебного исследования – одно из приоритетных направлений научно-методической работы любой современной школы. Основная цель такой работы заключается в том, чтобы создать благоприятные...
Конкурс регионального реестра. Описание практики по теме "Учебно- исследовательская деятельность как способ формирования функциональной грамотности школьников"
Известно, что по анализу исследований международной системы качества образования (PISA) российские школьники показывают низкие результаты.Национальный проект "Образование" определил стратеги...