Конкурс регионального реестра. Описание практики по теме "Учебно- исследовательская деятельность как способ формирования функциональной грамотности школьников"
материал по истории

Ленская Нина Борисовна

Известно, что по анализу исследований международной системы качества образования (PISA) российские школьники показывают низкие результаты.

Национальный проект "Образование" определил стратегию приоритетного развития образования, направленную на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты. Функциональная грамотность в PISA–  это набор определённых компетентностей. Одним из новых направлений в исследовании системы качества образования PISA станут Глобальные компетенции.

Глобальные компетенции –  это способность учащихся:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды - наши собственные и других людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

И снова вопрос: "Как это сделать?"

Что может быть ресурсом образовательной деятельности в рамках школьной системы? На мой взгляд, таким ресурсом может быть исследовательская деятельность, в том числе по краеведению. Логично встала следующая проблема – проблема поиска и применения необходимых образовательных технологий в изучении краеведения.Цель практики:

Представление опыта применения технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время с целью формирования исследовательской компетенции учащихся как одного из составляющих элементов функциональной грамотности школьников.

Задачи:

·                    рассмотреть критерии уровней сформированности исследовательской компетенции и определить их влияние на развитие функциональной грамотности учащихся;

·         выявить эффективность анализа своей работы;

оценить полученные результаты и обобщить опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

МКУ «Центр развития образования»

             

Реестр лучших педагогических и управленческих практик

Федеральный проект "Современная школа"

"Лучшая практика  создания образовательной среды, формирующей функциональную грамотность обучающихся"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №1"

"УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ" 

Автор:

Ленская Нина Борисовна,

учитель истории и обществознания МБОУ

«СОШ № 1», высшая

квалификационная категория

2022 г.

Описание практики

Муниципальное образование: город Усть-Илимск

Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №1"

Ленская Нина Борисовна, учитель истории и обществознания

Направление Регионального реестра: Федеральный проект "Современная школа"

"Лучшая практика создания образовательной среды, формирующей функциональную грамотность обучающихся"

"Учебно- исследовательская деятельность как способ формирования функциональной грамотности школьников"

  1. Направление Регионального реестра

"Учебно- исследовательская деятельность как способ формирования функциональной грамотности школьников"

2. Авторы-разработчики практики (не более 3-х человек)

Ленская Нина Борисовна, учитель истории и обществознания

  1. Место реализации практики

Город Усть-Илимск, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" (МБОУ «СОШ № 1»)

  1. 4. Сроки реализация практики

2016-2024гг.

  1. Ценности представленной практики

История как наука заставляет искать нас ответы на общечеловеческие вопросы. Чему нас учит прошлое? Что нас ждёт в будущем?

Формирование целостных представлений об историческом прошлом осуществляю не за счёт накопления большего количества "проверенных знаний", а в ходе исследовательской деятельности учащихся благодаря их личностному осмыслению исторических фактов и явлений, что способствует развитию образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.

В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей "малой Родине".

Изучение краеведческого материала позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории.

Цели изучения истории, как предмета установлены стандартом, тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. В своей педагогической деятельности новизну стандарта по истории реализую через личностно-ориентированный, деятельностный и практико- ориентированнный подходы.

  1. Целесообразностьи актуальность

Изучение региональной и локальной истории - необходимая часть исторического образования.  

В связи с утверждением в 2022 году ФГОС основного общего образования и в 2014 году Историко-культурного стандарта, вводящих принципы изучения Отечественной истории, требуется обновление и регионального содержания по истории. В концептуальных основах ИКС указано, что "изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины"[2].   Говорится о том, что "преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира.

С другой стороны, в содержательной части ИКС региональное содержание представлено спорадически. Авторы документа резюмируют, что "для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень "сквозных" исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной"[2]. В этой связи обновление регионального содержания школьного исторического образования становится приоритетной задачей. Дополнительным стимулом к этому является и изменение основного принципа изучения истории в школе: переход от концентрической к линейной системе преподавания Отечественной истории в 6–10-х классах.

Одним из механизмов повышения качества общего образования в России является обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с "навыками 21 века", – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.

  1. Соответствие целевой установки сути решаемых проблем

Цель практики:

Представление опыта применения технологии исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время с целью формирования исследовательской компетенции учащихся как одного из составляющих элементов функциональной грамотности школьников.

Задачи:

  • рассмотреть критерии уровней сформированности исследовательской компетенции и определить их влияние на развитие функциональной грамотности учащихся;
  • выявить эффективность анализа своей работы;
  • оценить полученные результаты и обобщить опыт.
  1. Адресная группа благополучателей

Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы педагогами гуманитарных предметов на уроках и во внеурочной исследовательской деятельности.

Востребованность данной практики со стороны педагогического сообщества своевременна, что подтверждается рекомендациями Резолюций, принятыми в рамках Всемирного конгресса учителей истории и IV Съезда Всероссийской общественной организации "Ассоциация учителей истории" (2021г.).

С целью обеспечения единого методического подхода к изучению региональной истории формируется перечень дидактических единиц по региональному компоненту по предмету "История".

Предлагаемые дидактические единицы должны быть синхронизированы с изучаемым материалов по истории России и соотносится с определенной темой.

  1. Краткая аннотация практики

Известно, что по анализу исследований международной системы качества образования (PISA) российские школьники показывают низкие результаты.

Национальный проект "Образование" определил стратегию приоритетного развития образования, направленную на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Через оценку качества образования система образования настраивается на новые результаты. Функциональная грамотность в PISA–  это набор определённых компетентностей. Одним из новых направлений в исследовании системы качества образования PISA станут Глобальные компетенции.

Глобальные компетенции –  это способность учащихся:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды - наши собственные и других людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

И снова вопрос: "Как это сделать?"

Что может быть ресурсом образовательной деятельности в рамках школьной системы? На мой взгляд, таким ресурсом может быть исследовательская деятельность, в том числе по краеведению. Логично встала следующая проблема – проблема поиска и применения необходимых образовательных технологий в изучении краеведения.

Вопрос: Как учить? (вопрос технологии). Подразумевается ответ: через организацию деятельности.

В результате стала очевидной необходимость выхода за пределы классно-урочной системы. В ходе работы для меня, как для учителя истории, на первый план вышла задача формирования мотива у учащихся в изучении краеведческого материала. Развитие мотивов у детей тесно связано с активной деятельностью. Когда ребёнок становится учеником, развитие его мотивации определяет смысл учения.

Анализ содержания деятельности позволил сделать вывод, что у учащихся возникает устойчивый интерес, когда затрагивается личностная тема и просматривается история

(история города, история семьи и история школы, история школы глазами педагогов, родителей, выпускников, строителей-первопроходцев, родословная семьи). То, что связано с местом, где находится твой дом, и стало той "ниточкой" формирования интереса, который позволил уже в дальнейшем учащимся заниматься серьёзной исследовательской работой.

Организация деятельности учащегося на основе его образовательного запроса соответствует педагогической традиции, которую выдающийся французский социолог и философ Пьер Бурдье назвал "исследовательской педагогикой", когда образование мотивировано исследованием. Данная традиция разнообразно представлена в мире.

Исследовательская деятельность учащихся – высший уровень мыслительной деятельности, предполагающий отталкивание от проблем конкретного учебного задания, овладение основными способами культуры умственного труда, развитие человеческих знаний.

Если это урок-исследование, ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). А во внеурочной деятельности ставится одна исследовательская цель. Поставленные цели достигаются в ходе решения ряда задач.

Освоение учащимися исследовательских умений и навыков должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся.

В структуре исследования выделяют этапы:

  • постановка проблемы;
  • определение темы исследования;
  • формулирование цели исследования, определение задач;
  • определение предмета и объекта исследования;
  • выдвижение гипотезы;
  • определение методов исследования;
  • сбор и интерпретация полученных данных;
  • анализ и обобщение собранного материала;
  • формулирование выводов по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в учебной деятельности.

Работа над изучением краеведческого материала проходила через уроки, факультатив "История Приангарья", внеурочную исследовательскую, проектную деятельность учащихся.

В настоящее время все школы города перешли на новые учебники по истории России и линейную систему обучения истории. В нашей школе история России ведётся по учебникам издательства "Просвещение" под редакцией А. В. Торкунова.

При изучении программного материала по истории России (соответствующего периода) параллельно стараюсь углублять знания учащихся по истории родного края.  Для этой цели проанализировала задания учебников по истории России с 6-8 классы.  

Например, в учебнике 6 класса, в рубрике "Думаем, сравниваем, размышляем" учащимся предлагается задание: узнать древние стоянки первобытного человека на территории нашего района, области.

Изучение материала по истории России в 7 классе дополняем сведениями об экономическом развитии Сибири в 17 веке.

Материал для самостоятельной работы и исследовательской деятельности учащихся 8 класса обозначен следующими темами:

  • Сибирь в 18 веке. Освоение Урала и Сибири.
  • Походы В. Беринга и Г. Шелехова.
  • Российская империя при Екатерине II

При изучении темы «Российская империя при Екатерине II» делаю акцент на личность А. Н. Радищева. Привожу пример задания:"Найдите в книге А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" отрывки, которые, по вашей оценке, стали причиной сурового приговора автору. Объясните причину этого выбора?"

Это задание нацеливает школьников на критическое восприятие Екатерининской эпохи. Радищев показывает несоответствие между словами и делами Екатерины; показной блеск, пышный, декоративный фасад империи, который скрывает за собой ужасные картины угнетения.

При изучении программного материала по истории России учащимся предлагаются на выбор темы исследовательских работ. Такими стали, "Илимская ссылка А.Н. Радищева", "Декабристы в Сибири", "Судьба Русской Америки в истории Российского государства", "Сталинские репрессии в Иркутской области" и т. д.Тематика работ разнообразна и охватывает разные периоды по изучению истории родного края.

В результате внеурочной, проектно-исследовательской деятельности был собран краеведческий материал и структурирован мной по тематике в модули (приложение I).

В процессе исследовательской деятельности ценным является знание, добытое своим трудом, которым можно поделиться с другим.  

Таким образом, выстраивается продуктивная деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта — интеллектуального, познавательного. Исследовательская работа развивает мыслительные навыки, необходимые не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать), что и требуется для развития функциональной грамотности школьников.

  1. Основные мероприятия

Результаты: удовлетворение работой учащихся прослеживалось через мотив. Показателем устойчивого мотива являлось самостоятельное обращение учащихся к исследовательской деятельности. Исследовательская компетентность является примером ключевой компетенции учащихся.

В 2014-2015 учебном году школа стала пилотной площадкой опережающего введения ФГОС ООО.

Цель работы пилотной площадки: отработка механизма внедрения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

В рамках данной площадки мною была разработана междисциплинарная программа "Основы проектной и исследовательской деятельности", которая является составной частью Основной образовательной программы основного общего образования.  По этой программе в течение 5 лет я работала с учащимися пилотного класса.

Итогом исследовательской работы в течение этого  периода  (5-9 классы) стала публичная защита проектов и исследовательских работ учащихся(приложение II).

  1. Результаты

Уровни сформированности исследовательской компетентности обозначены в положении об индивидуальном проекте обучающихся основного общего образования МБОУ "СОШ №1".

На этапе начальной школы и переходного этапа (5-6 класс), осваивается базовый уровень, учащиеся впервые по - настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к ситуации свободного действия.

На этапе самоопределения (7-9 класс), осваивается повышенный уровень ученики приобретают необходимые навыки планирования, целесообразного действия, оформления исследовательских работ их презентации. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный продукт, мера ответственности за собственную работу возрастает.

На этапе старшей школы (10-11 класс), осваивается творческий уровень) ученики ведут самостоятельную исследовательскую деятельность.

Вывод: на основе данных к 10 классу 31,8% учащихся имеют творческий уровень сформированности исследовательской компетентности (приложениеIII).

  1. Факторы, влияющие на достижение результатов

В ходе работы для меня, как для учителя истории, на первый план вышла задача формирования мотива учащихся в изучении краеведческого материала. Развитие мотивов у детей тесно связано с активной деятельностью, когда ребёнок что- то для удовлетворения ранее возникших потребностей. Когда ребёнок становится учеником, развитие его мотивации определяет смысл учения.

Учение как деятельность формирующая учебные мотивы, представляет собой сложный процесс, обязательно включающий в себя в развёрнутом или свёрнутом виде звено создания готовности принятия учебной задачи, ориентировка в ней, звено учебных действий, преобразования учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти элементы функционируют как составляющие личности, выполняются совместно и под руководством учителя носят осознанный характер. Исследованы виды мотивов учения. Чаще всего говорят о познавательных мотивах, о различных социальных мотивах. В первую группу включают широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебно-познавательные мотивы, ориентированные на усвоение способов добывания знаний, мотивы самообразования, направленные на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

К второй группе относятся широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтоб быть полезным Родине, обществу, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности, а также узки6е социальные (позиционные) мотивы, состоящие в стремлении занять определённую позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение. Сюда относятся мотивы социального сотрудничества: желание общаться, сотрудничества. Сочетание мотивов и других побуждений составляют необходимое условие развитие личности школьника.

Анализ содержания деятельности позволил сделать вывод, что у учащихся возникает устойчивый интерес, когда затрагивается личностная тема, и просматривается история (родословная семьи, история города, история семьи и история школы, история школы глазами педагогов, родителей, выпускников, строителей- первопроходцев). То, что связано с местом, где находится твой дом, и стало той "ниточкой" формирования интереса, который позволили уже в дальнейшем учащимся заниматься серьёзной исследовательской работой. Так мотив личностный стал основой мотива внешнего.

  1. Основные риски реализации практики

Риски реализации практики.

Недостаточно проработана нормативная база регионального компонента по предмету "История".

Меры, позволяющие минимизировать основные риски.

В соответствии с рекомендациями Резолюций, принятых в рамках Всемирного конгресса учителей истории и IV Съезда Всероссийской общественной организации "Ассоциация учителей истории», с целью обеспечения единого методического подхода к изучению региональной истории  в 2022 г. формируется перечень дидактических единиц по региональному компоненту по предмету "История" Предлагаемые дидактические единицы должны быть синхронизированы с изучаемым материалов по истории России и соотносится с определенной темой. (Например: тема "Внутренняя политика Екатерины II- личность императрицы , идеи просвещения, "Просвещённый абсолютизм"- соответствующая дидактическая единица регионального компонента  "1764г.- образование Иркутской губернии ; личность А. Н. Радищева".

  1. Необходимые навыкии компетенции авторов и исполнителей практики
  • Предметная компетенция- знания в области методики преподавания предмета "История";
  • социально-психологическая компетенция- решать профессиональные задачи в режиме развития;
  • профессионально- коммуникативная компетенция- определяет степень успешного педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
  • креативная компетенция- умение выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень
  1. Методическое и информационное обеспечение реализации практики
  1. Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент исторического образованияhttp://old.prosv.ru/ebooks/Vazemskii_Nacional_komponent/.
  2. Историко- Культурный стандарт. Концептуальные основы историко - культурного стандарта.
  3. Манюхин Игорь Семенович Историко- культурный стандарт: анализ содержания. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2017/6-2/55.html
  4. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016 г.).
  5. Краеведение и искусствознание в школе. Наука- сервис Восточно-Сибирское книжное издательство. Иркутск 1996 год.
  6. Методика историко-краеведческой работы в школе. Под редакцией Н. С. Борисова, Москва «Просвещение» 1982 год.
  1. Данные, подтверждающие обоснованность применения практики с точки зрения профессионального опыта и экспертизы

МБУК "Краеведческий музей", отзыв о работе учителя истории и обществознания Ленской Н. Б., директора МБУК "Краеведческий музей" Мишалкиной Н. В.

Информация об отзыве находится в отдельном сканированном файле.

  1. Роль социальных партнеров в реализации практики

В процессе познания краеведческого материала важное значение приобретает деятельность городского краеведческого музея. Полные знания о родном регионе несут в себе огромный воспитательный потенциал для подрастающего поколения.

В рамках краеведческого музея, наиболее выгодно воссоздать исторические реалии, вовлекая человека в историю определенного края и вызывая чувство сопричастности к значимым событиям.

  1. Позитивные изменения (результаты) у благополучателей по итогам реализации практики

Историко-культурный стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации. Общество предъявляет к системе образования высокий уровень требований. Задача формирования функциональной грамотности становится актуальной. Школьные учителя ведут поиск путей, форм и механизмов создания эффективной системы, отвечающей потребностям современного российского общества.

В своей работе критерием определения личностного роста учащихся обозначила показатель адаптивности в микросоциальных отношениях через изучение освоения учащимися социальных ролей. Метод изучения - наблюдение позволил увидеть такие сформированные навыки учащихся, как умение делового и межличностного общения.

Выводы: у учеников формируется (активная) позиция познавательной деятельности:

  • устойчивая учебная мотивация;
  • способность ставить цель и определять пути её достижения;
  • способность к самоконтролю, самооценке результатов собственной деятельности;
  • ученики приобретают навыки культуры совместного взаимодействия;
  • способность переносить приобретённые навыки общения в различные сферы жизнедеятельности.

Таким образом, активная познавательная деятельность школьников, способствует  развитию образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности школьников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

Модуль

Содержание

1.

История строительства города

  • "По страницам дневника клуба интернациональной дружбы "Голубок";
  • "Улицы моего микрорайона";
  • "Ровесник московской олимпиады";
  • "В проекте не значился";
  • "История школы в судьбах педагогов".

2.

Солдатская родословная

  • "Мой прадед, ветеран Великой Отечественной войны Шпагин Роман Павлович".

3.

Страницы истории школы

  • "Это гордое имя - учитель";
  • "История школы в судьбах педагогов".

4.

Гражданская война

"В тылу Колчака".

5.

Великая Северная экспедиция

Муниципальный конкурс эссе "Великая Северная экспедиция"

  • "По следам Витуса Беринга";
  • "Прошлое и современность в истории родного края".

6.

Роль личности в истории

  • "Мой знаменитый дед";
  • "Твои люди, Усть-Илим";
  • "Это гордое имя- учитель".

Приложение II

2016-2017гг

6 класс

2017-2018гг

7 класс

2018-2019гг

8 класс

2019-2020гг (9класс)

2020-2021гг.

10 класс

Школьный уровень

Публичная защита проектов и исследовательских работ

Школьный уровень

Публичная защита проектов и исследовательских работ

Б.М.,Б. Т.,Б. А.

Школьный уровень

Публичная защита проектов и исследовательских работ.

П. Л.,

А. Д., Ч. Е., М. А. , М. М.

Школьный уровень

Публичная защита проектов и исследовательских работ.

А. Д., М. А., П. Л., С. С., К. А.,К. Д.

Муниципальный уровень

VIII городская конференция поисково -исследовательской деятельности школьников"Усть- Илим, твои ветры в дорогу зовут!".

Б.М.  (ДипломI степени)

Муниципальный уровеньIXгородская научно- практическая конференция школьников " Усть- Илим, твои ветры в дорогу зовут!".

Б. М.  (Диплом I степени)

Муниципаль-

ный уровень

X городская научно- практическая конференция школьников" Усть- Илим, твои ветры в дорогу зовут П. Л. (призёр)

Муниципаль-

ный уровень Муниципальная научно- практическая конференция "Шаг в будущее" для школьников старшей школы (9-11 классы)

П. Л.  9 класс (призёр)

Региональ-

ный уровень НПК "Шаг в будущее Сибирь!"

П.Л. (свидетельство)

Муниципаль-

ный уровень Городская олимпиада по ТРИЗ, номинация "Теория". К. Е.  (Диплом I степени)

Муниципаль-

ный уровень Краеведческие чтения

Б. К. (призёр)

Муниципаль-

ный конкурс эссе

"Маршрутами Великой Северной экспедиции"

Л.А. (победитель)

М. А. (призёр)


Приложение III

Уровни сформированности исследовательской компетенции учащихся

Вывод: на основе данных к 10 классу 31,8% учащихся имеют творческий уровень сформированности исследовательской компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...

«Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД школьника»

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а ...

Статья " Проектно-исследовательская деятельность как ресурс формирования функциональной грамотности"

В статье представлен опыт работы над формированием функциональной грамотности в рамках  проектной деятельности...

Отчет ШМО учителей математики МБОУ «Селезневская средняя школа» «Региональная неделя математики «Формирование функциональной грамотности школьников»: опыт, инновации»

Отчет ШМО учителей математикиМБОУ «Селезневская средняя школа»   «Региональная неделя математики «Формирование функциональной грамотности школьников»: опыт, инн...

Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкц...

Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования естественнонаучной грамотности школьников на уроках физики.

Из опыта работы. Приемы формирования естественнонаучной грамотности на уроках физики....