Методическая работа«Внеурочная деятельность по истории как ресурс формирования функциональной грамотности у обучающихся»
методическая разработка по краеведению (6 класс)

Волкова Галина Николаевна

 Методическая работа определяет место внеурочной деятельности в современном образовательном процессе, а также в работе содержится методическая разработка проекта организации внеурочной деятельности по краеведению, с целью развития познавательного и социального интереса к истории в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнемазинская средняя школа имени Д.В.Давыдова»

Методическая работа

по  теме  «Внеурочная деятельность по истории как ресурс формирования функциональной грамотности у обучающихся»

Работу  выполнила:

Волкова Галина Николаевна,

учитель   истории и обществознания

 МОУ «Верхнемазинская сш им.Д.В.Давыдова»

МО «Радищевский район»

Верхняя Маза

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        5

ГЛАВА 1.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        19

1.1. Внеурочная деятельность как часть образовательной деятельности        9

1.2.  Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО        13

1.3. Цель и задачи внеурочной деятельности по истории        19

2.1.Опыт организации внеурочной деятельности по истории        27

 Дистанционный курс «Наш край родной»  как одна из форм организации внеурочной деятельности по истории        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ        31

Введение

Актуальность. Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.

     И несомненно, что новые требования предъявляются к преподаванию школьных предметов, и учителю гуманитарных наук в частности. Учителям нужно пересмотреть навыки приобретения критического мышления на уроках, в этом им могут помочь занятия по внеурочной деятельности.    В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь» для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе».

На сегодняшний момент происходит обновление учебно-воспитательной работы школы, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность. В ФГОС общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве одного из главных компонентов включена внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс. У обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний.

Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками. С этим высказываем трудно не согласиться.

Проанализировав определения внеурочной внеклассной деятельности школы, следует выделить некоторые из них. Т.А. Ильина внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классным руководителем и учителями-предметниками с учащимися школы .

Е.В. Советова считает, что внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

 Действительно, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кроме того, в настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Т.А. Ильина отмечает, что задача внеучебной работы состоит в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Так, внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса.

В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании занимает внеурочная работа по истории, которая является одной из составных частей деятельности учителя истории. Внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. Целью внеклассной работы по истории являются углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории, организация процесса познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

В научных исследованиях вопросы методики применения различных внеклассных форм обучения истории, их видов и особенностей нашли отражение в работах А.А. Вагина И.Я. Лернера, А.Ф. Родина, А.А. Рудина, Ю.Е. Соколовского и др.

Обобщив все вышесказанное, можно утверждать, что внеурочная работа по истории - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, которые обеспечивают необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта. 

Итак, организация внеурочной работы с обучающимися в любом образовательном учреждении является одной из важных направлений деятельности педагогов. Занятия с подростками, помимо уроков, имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

Объектом работы является процесс организации внеурочной деятельности по истории как ресурса формирования УУД у школьников.

Предметом методическая разработка рабочей программы  внеурочной деятельности по истории в общеобразовательном учреждении.

Цель работы выяснить, какую роль играет внеурочная деятельность в современном образовательном процессе, а также методическая разработка проекта организации внеурочной деятельности по истории, с целью развития познавательного и социального интереса к истории в рамках внеурочной деятельности.

Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:

- охарактеризовать внеурочную деятельность как вид образовательной деятельности;

  • описать формы организации  внеурочной деятельности;
  • раскрыть требования, предъявляемые ФГОС, к организации внеурочной деятельности;
  • показать важность организации внеурочной деятельности по истории;

В рамках системно-деятельностного подхода, диктуемого ФГОС, организация внеурочной деятельности требует к себе применение различных технологий и форм.

ГЛАВА 1.        ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Внеурочная деятельность как часть образовательной деятельности

События, происходящие в жизни современного общества, привели к процессу  формирования и реализации новой модели образования, которая  обеспечивает доступ к качественному образованию соответствующему требованиям инновационного развития экономики, потребностям современного общества и каждого гражданина.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. [1]

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать неотъемлемую часть образовательного процесса в школе,  осуществляемую в формах, отличных от классно-урочных, и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности, способствующие воспитанию, социализации и обучению учащихся. Она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учеников.

Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика. Она обеспечит воспитание свободной личности,  а также поможет ученику к существованию в современном обществе.

Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества. [2]

Для осуществления внеурочной деятельности разработано большое количество программ, которые позволяют выбрать свой вариант внеурочной деятельности в образовательной организации. Большее количество программ позволяет решать большее количество образовательных задач с привлечением большего количества педагогических работников. Чем меньше программ, тем более сложные задачи они позволяют решать.

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о соблюдении прав человека и гражданина   учащийся не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует соблюдение прав.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков обществознания, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок обществознания может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения .

 А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает. [3]

Таким образом,  внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируются с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.

Общие правила разработки программ

внеурочной деятельности по истории

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ (см. далее).

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (1—4 классы), младших подростков (5—6 классы) и старших подростков (7—9 классы).

3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит:

- введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

- перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

- описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

- характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы (объёмом 34 ч) для каждого класса, например, такую, как представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности учащихся класса. Во втором случае школа создаёт модульные программы (объёмом, значительно превышающим 34 ч) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

1.2.  Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО

В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Задача школы нового поколения: создание системы воспитывающей внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное действие.

В ФГОС ООО определены рамочные параметры организации внеурочной деятельности, что позволяет выбирать наиболее оптимальную модель для конкретного образовательного учреждения. Программа внеурочной деятельности может осуществляться в течение ряда лет (например, с 5 по 9 класс), что позволит решать еще более сложные образовательные задачи [4].

При разработке программы внеурочной деятельности по предмету следует учитывать:

1.  Потребности обучающихся и их родителей, который будет соотнесён с кадровым ресурсом учреждения и особенностями программы развития.

2. Разнообразие направлений внеурочной деятельности, предполагающее реализацию всех направлений внеурочной деятельности, предложенных в Стандарте и разнообразие форм организации внеурочной деятельности.

3. Оптимальное использование учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности.

4. Возрастные особенности учащихся, возможность расширения и углубления предметных знаний, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение». [5]

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей».  [6]

Конкретных требований к количеству часов, предусмотренных на реализацию внеурочной деятельности в основной школе, нет. Решение данного вопроса относится к компетенции образовательного учреждения.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» время, отводимое на внеурочную деятельность, образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Внеурочная деятельность проводится по утвержденному руководителем образовательного учреждения расписанию занятий. Время определяется по согласованию с родителями (законными представителями).

Учитывая, что в соответствии с п. 1.5 и п.4 ст. 34 Закона РФ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводится в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом

При организации внеурочной деятельности по предусмотренным ФГОС ООО направлениям с целью обеспечения разностороннего развития личности учащегося рекомендуется равномерно распределять имеющееся для этого время и иные ресурсы. Разработка программ внеурочной деятельности должна осуществляться на основе разработанных методических рекомендаций.[7]

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.[8]

Не менее значимой особенностью организации внеурочной деятельности по истории является формирование  региональной идентичности школьников младшего и  среднего возраста на основе изучения историко-культурных, природных, национальных особенностей населенных пунктов той местности, где проживают школьники, т.е. организация внеурочной деятельности с широким применением условий и возможностей регионального компонента.

Современные условия организации образовательного процесса в Ульяновской области способствуют реализации  курсов внеурочной деятельности в любой школе, даже самой отдаленной от областного центра, используя педагогическое мастерство педагогов области путем применения дистанционного образования. Данный проект организации дистанционного образования реализуется в Ульяновской области второй год. Мной реализуется Программа внеурочной деятельности «Наш край родной» ,особенностью которой является ее реализация в форме виртуального путешествия по Радищевскому району и Ульяновской области, организация встреч с интересными и известными людьми нашего края ( поэты, писатели, художники и краеведы) в дистанционном режиме (используя оборудование для дистанционного образования). Так же возможна организация экскурсий в каникулярное время в ранее изученные населенный пункты, заповедники и заказники, закрепление краеведческих знаний в условиях реального путешествия.

ФК ГОС по истории основной школы

Базовый уровень

В результате изучения истории ученик должен: знать / понимать:

 - Основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней;

Уметь:  

- Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;

-  Определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых дат;

ФК ГОС по истории старшей школы

 В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен: знать / понимать

 - Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- Периодизацию всемирной и отечественной истории;

 Уметь:

 - Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);…

 - Устанавливать пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

На профильном уровне идеальные знания и умения выпускников, имеющие отношение к хронологии, представлены следующим образом:

 - знать принципы периодизации всемирной истории…

- уметь осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания, степень достоверности)

 - уметь использовать принципы временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений .

Таким образом, на протяжении всего школьного курса истории и на всех уровнях школьного исторического образования подготовка учащихся в сфере хронологии остаётся ведущим компонентом целей и содержания учебного предмета «история». Гуманистическая миссия современного педагога состоит в том, чтобы, с одной стороны, не переусердствовать с датами и не отбить у своих учеников интерес к временной атрибутике прошлого, а с другой — вместе с учениками от «работы со временем» двигаться к «работе над временем».

1.3. Цель и задачи внеурочной деятельности по истории

Образование всегда было синтезом обучения как индивидуального процесса познания, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. В парадигме личности центрированной педагогики, которую, декларирует ФГОС, синтез - это не просто сумма процессов, форм, видов деятельности и других компонентов специального организуемого процесса образования в школе. Синтез есть всегда "созидательный процесс" - взаимопроникновение и взаимовлияние.

Внеурочная деятельность - это всего лишь координата пространства школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации на "оси" вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной жизни. Ее нельзя сводить только к деятельности школьников. К ее организации должны быть подключены все участники - взрослые и дети, учителя и ученики, родители и педагоги-организаторы, методисты и другие специалисты школы. Она нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом.

В качестве методологического ключа к пониманию и объяснению сущности внеурочной деятельности предложим, прежде всего, обратить внимание на категорию "деятельность". Именно в процессе деятельности природа, общество, но создаются все социальные свойства и способности человека. Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное производство идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязь таких ее структурообразующих элементов, как цель, средство, результат, субъект, объект. Посредством деятельности не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующие индивидуальное поведение, базовое общественное отношение "господство - подчинение", которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации деятельности. Разнообразные формы деятельности являются способами социализации индивида, становление личности, ее идентификации, а также самоидентификации социальной организации (в нашем случае образовательной организации или учреждения).

Внеурочная деятельность - это, прежде всего процесс, какое-то действие, способ исполнения чего-либо. Придание внеурочной работе статуса деятельности кардинально меняет ее качество.

Для школы, как и любого другого образовательного учреждения, внеурочная деятельность становится новым видом подотчетной деятельности, за которую она несет ответственность. Используя различные формы этой деятельности, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности. Эта деятельность может стать показателем ее уникальности, привлекающим внимание потребителей и заказчиков.

Ведущей составляющей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и вещественных исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает многообразием форм.

1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,

во-первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и,

во-вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач и т. д.

2. Школьные исторические кружки и общества. Чтобы они были полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно, по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных историков, филателистов, нумизматов и др. (Экономическое, юридическое, правовое, художественное и др. направления).

3. Исторические конференции, диспуты, олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно-музыкальные композиции.

Названные формы требуют значительного разнообразия в их подготовке. К примеру, конференции предполагают исследование, статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей, анализ и выработку предложений практического характера по завершении работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической подготовки участников.

Для данных форм работы характерен высокий дух состязательности и т. д. Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды и декораций и т. д.

4. Создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местности. История органов власти, предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально определиться в после школьной жизни и т. д.

5. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя было бы проявить себя следопытам. Следопыт - это «тот, кто отыскивает следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей, поиск атрибутов жизни, деятельности, культуры ушедших поколений людей и т. д.

6. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам и т. п. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней) России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о событиях - днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников, и благодарную память потомков.

Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции школьных предметов, таких как литература, география, МХК и др.

Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях являются:

-создание школьных музеев (музейных комнат);

- благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важнейших военно-исторических событий;

- сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов;

-поисковая работа;

- проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и героям;

- встречи с участниками войн;

- военно-исторические игры;

- посещение воинских частей, военно-учебных заведений и т. д.
В ходе работы по празднованию дней воинской славы у учащихся формируется любовь к Родине, потребность в служении Отечеству, готовность защищать родную землю

Значение методов и форм внеурочной работы в формировании патриотического воспитания учащихся. Учителя обществознания активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 42.

Воспитывать патриотизм необходимо, во-первых, систематично, во-вторых, независимо от сложностей, переживаемых Отечеством. Особенно важно, чтобы под воздействием окружающей действительности у учащихся не сложилось губительное для России мнение: где лучше жить, там и родина.

Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края. В последнее время обострился интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники также принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о названиях близлежащих улиц и отдельных районов.

Не потеряла своего значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам, проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы - участники Великой Отечественной войны», «Орден в твоем доме», «Твоя родословная».

Внеурочная деятельность достаточно эффективно способствует реализации одной из идей стандартов - достижение метапредметных результатов обучения. Их реализация может проводиться путем включения в учебный процесс междисциплинарных (по терминологии ФГОС - интегрированных) курсов. Под междисциплинарными курсами (далее МДК) следует понимать учебные дисциплины, содержание которых ориентировано на максимальную адаптивность к требованиям и потребностям учеников. Междисциплинарность курсов определяется взаимосвязью с несколькими науками и предметными областями, максимальной гибкостью содержания, высокой степенью свободы учителя в выборе форм и методов обучения. Содержание МДК определяется познавательными и возрастными особенностями учеников, логикой изложения МДК, научными предпочтениями учителя и требованиями к результатам обучения.

Мной  реализуется междисплинарный курс на начальной ступени основного общего образования в 5 классе ««Чудеса и тайны древних цивилизаций», в рамках которого интегрируются такие предметы как история и математика.

Особенностью данного курса  является то, что он восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим  и математическим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе изучения материала. Так же содержание курса позволяет в реальной действительности применить математические и исторические знания   в их взаимодействии на примере возникновения и развития исторических цивилизаций. Данный курс позволяет решить на наш взгляд самую важную проблему  современного образовательного процесса – получать знания не ради знаний, а уметь их применять в реальной действительности, уметь воспользоваться ими в незнакомой ситуции.

Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять.

Как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов?

Используя элементы истории на уроках математики ученики узнают о древних единицах измерения длины, площади, массы. Интересны сведения о системе записи чисел у разных народов. Короткие биографии ученых-математиков рассказывают об их важнейших открытиях. Еще один пример того, как можно учить, не отпугивая от математики, - интеграция исторических знаний и математических задач, связанных с этими знаниями. Ученикам гораздо интереснее решать именно такие задачи. В то же время наибольшую трудность у них вызывает математика. Может быть, в какой-то мере интеграция исторических и математических знаний на примерах задач исторического содержания поможет привить интерес и к истории, и к математики. Cуществует большое разнообразие направлений реализации межпредметных связей математики с историей. Их использование учителем в образовательном процессе является несомненным достоинством  и способствует более полной реализации целей изучения математики в школе.


ГЛАВА 2.        ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСТОРИИ.

2.1.Опыт организации внеурочной деятельности по истории

 Дистанционный курс  «Наш край родной» как одна из форм организации внеурочной деятельности по истории

Программа внеурочной деятельности для школьников 5 класса  «Наш край родной» предназначена для использования в учебно-воспитательном процессе основного общего образования образовательных организаций Ульяновской области.

 Данная программа реализуется по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Организация образовательного процесса в соответствии с данной программой позволит формировать региональную идентичность школьников среднего возраста Ульяновской области на основе изучения историко-культурных, природных, национальных особенностей населенных пунктов Радищевского района и Ульяновской области , проведенной проектной и исследовательской деятельности.

Программа внеурочной деятельности предназначена для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу, учителей основной школы, педагогов дополнительного образования детей, педагогов-исследователей, студентов.

Программа реализуется в условиях организации дистанционного образования, что позволяет широкой консолидации педагогов и учащихся в изучении истории и культуры родного края, а так же расширяет возможности школьников и педагогов в этом направлении.

Особенностью программы является ее реализация в форме виртуального путешествия по Радищевскому району и Ульяновской области, организация встреч с интересными и известными людьми нашего края ( поэты, писатели, художники и краеведы) в дистанционном режиме (используя оборудование для дистанционного образования). Так же возможна организация экскурсий в каникулярное время в ранее изученные населенный пункты, заповедники и заказники, закрепление краеведческих знаний в условиях реального путешествия.

Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу, за год – 34 часа.

Ценность данной программы заключается в том, что она личностно-ориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции. Так же программа позволяет формировать устойчивые патриотические чувства в условиях использования потенциала регионального краеведения.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Данная задача является одной из основных составляющих всестороннего развития личности. Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Только зная историю родного края, соотнося её с судьбами близких людей, можно научиться по-настоящему любить Родину, стать гражданином своего Отечества, готовым принять на себя ответственность за судьбу России. Юные краеведы сохраняют и приумножают лучшие традиции культурного наследия малой родины.

Новизна программы – в подборе тем, отражающих историю, культуру, традиции, связанные с непосредственным окружением обучающихся, жизнью поселка  Радищево и близлежащих сел и поселков, а также достопримечательных мест Ульяновской области. Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра-путешествие, викторина, наблюдение, встречи с интересными и известными людьми, мастер-классы в дистанционном режиме и так далее.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

  1. Программа помогает закрепить основы краеведения, усовершенствовать навыки по исследованию родного края, полученные на ступени начального общего образования.
  2. Благодаря реализации программы у обучающихся  5 класса формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.
  3. Программа учит быть не просто пассивными слушателем, но учиться проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать открытия, делать находки, делиться своими знаниями с окружающими.

При обучении по данной программе используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • частично-поисковый;
  • проектный;
  • исследовательский.

Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Наш край родной»: игра-путешествие по родному краю в дистанционном режиме, сопровождающая встречами с творческими и известными людьми (местными поэтами, писателями, художниками, краеведами), показом мастер-классов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности  школьника среднего возраста на основе  краеведческой деятельности.

Данная цель реализуется в следующих задачах:

1. Образовательные

- расширение и углубление знания учащихся об истории, культуре, природе родного края;

 - овладение начальными навыками исследовательской работы;

- формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации;

2.Воспитательные:

 - развитие гражданских качеств, любви к истории и природе родного края;

- воспитание у учащихся понимания личной ответственности за судьбу малой родины;

- воспитание инициативы, ответственности;

- воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

3.Развивающие:

- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

 - стимулирование стремления учащихся знать как можно больше об истории, культуре и  природе родного края, повышение интереса к краеведению;

 - формирование умений: формулировать проблему, определять тему, цель и задачи, методы исследования; делать выводы и предложения;

  • развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Структура программы обучения

Программа включает Вводное занятие и  4 раздела:

  1. Путешествие по населенным пунктам Радищевского района ( Радищево, Верхняя Маза, пос. Октябрьский, Софьино, Ореховка, Вязовка, Адоевщина, Дмитриевка)
  2. Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области
  3. Я- исследователь. Методики историко-культурных исследований и их применение
  4. Подведем итоги. Краеведческая игра, итоговое тестирование. Летние задания

.

Результаты изучения программы

 «Наш край родной»

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Содержание программы

  1. Вводное занятие

        Цель: Знакомство с целями и задачами курса, формами и методами работы. Карта Ульяновской области как ориентир предполагаемого путешествия по родному краю.(проводится по усмотрению учителя очно)

2. Путешествие по населенным пунктам Радищевского района

Цель: познакомить с историей, культурой, природой ,традициями известными людьми Радищевского края. Познакомить школьников с достопримечательностями малой родины.

2.1.  Тема: Верхняя Маза –жемчужина культурно-исторического наследия России.

Теория: История и легенды о возникновении села. Жизнь и творчество героя Отечественной войны 1812 года, поэта Д.В.Давыдова. Виртуальная экскурсия в музей Дениса Давыдова в Верхней Мазе.

Практика: Знакомство с произведениями Д.В.Давыдова. Конкурс чтецов стихов о родине. Знакомство с творческой интеллигенцией населенного пункта( В.Инчин – поэт , композитор).

Методы и формы: Рассказ, виртуальное путешествие, фрагменты  интерактивного музейного часа, творческая встреча в дистанционном режиме.

2.2.-2.3. Тема: Радищево – прошлое и настоящее

Теория: История возникновения посёлка. Известные люди поселка. Достопримечательности поселка.

Практика: Ролевая игра «Я-туроператор», разработка туристического маршрута для гостей родного поселка (творческий проект)

2.4. Тема: Поселок Октябрьский – имение внучки Д.Давыдова- С.Н.Буторовой

Теория: Поселок Октябрьский, его прошлое и настоящее. Бывшее имение правнучки Д.Давыдова – С.Н.Буторовой.

Практика: виртуальная экскурсия в школьный краеведческий музей поселка Октябрьский. Творческая встреча и мастер –класс от местного художника А.Е.Андреева.

2.5. Тема:  Село Софьино – творческий исток Радищевского края

Теория: Знакомство  с историей возникновения села, его названия. Софьино -родина талантов ( жизнь и творчество поэта Панова).

Практика: творческая встреча и мастер- класс от Ермаковой Н.А.

2.6. Тема:Село Дмитриевка –родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.

Теория: село Дмитриевка –родина Героя Советского Союза Лёвина Д.П.

История подвига Лёвина Д.П.

Практика: Мини-сочинение на тему « Что такое подвиг?», «Каждый ли может совершить подвиг?», «Кто такой герой?»

2.7. Тема: Село Ореховка – героические истоки мужества и героизма наших современников.

Теория: История села. Воин-интернационалист Анатолий Карпухин –истоки героизма современника.

Практика: виртуальная экскурсий в школьный музей

2.8. Тема:Село Вязовка – родина поэта А.М.Никифорова

Теория: Возникновение села как форпоста для защиты Русского государства от набегов кочевников. Храмы в Вязовке. Жизнь и творчество поэта А.М.Никифорова.

Практика:Чтение и обсуждение произведений А.М. Никифорова.

2.9. Тема:село Адоевщина –самый древний населенный пункт на территории Радищевского района

Теория:Князь Одоевкий –основатель Адоевщины. Закревские.

Практика:Мастер –класс от краеведа Качалиной М.А.

2.10. Тема:Мои путевые заметки.

Практическое занятие: обработка материалов путевых заметок, которые вели школьники. Составление рекламных буклетов для туристов, желающих приехать в Радищевский район и познакомиться с его историей, культурой и природой.

3.Путешествие по достопримечательным местам Ульяновской области

Цель: Познакомить учащихся с достопримечательностями, природным богатством Ульяновска и Ульяновской области.Организация виртуальных путешествий по Ульяновской области.

3.1. Тема: Никольская гора.

Теория: Белая гора – возвышенность Сурского района.

Практика: видео-пушествие на Никольскую гору, осуждение увиденного.

Работа по путевым заметкам.

3.2. Тема: Языково.

Теория: родовое имение дворян Языковых.

Практика:видео-пушествие в Языково. Чтение и обсуждение произведений   Н.М.Языкова,его жизнь и творчество.

3.3. Тема: Ундоровский источник.

Теория: водолечебница, минеральная вода «Волжанка».

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи об Ундорах. Дегустация минеральной воды..

3.4.Тема: Останец «Гранное Ухо»  Сенгилеевский район

Теория: Сведения о месте: Гранное ухо.Описание его уникальности. Работа с понятиями «Останец», «Памятник природы», «Диатомит».

Практика: фототур по Грангому уху. Составление путевых заметок.

 3.5. Тема: Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь, с. Самородки Барышского района

Теория: 300-летняя история обители.

Практика: Виртуальное путешествие по монастырю. Знакомство с памяткой поломника.

3.6. Тема:Прислониха – родина замечательного художника Аркадия Пластова

Теория: живописец, график.

Практика: знакомство с творчеством А. Пластова.Виртуальное пушествие в музей им.Пластова.

3.7. Тема: Уникальный Акшуатский дендропарк, заложенный в 80-е годы XIX века тогдашним владельцем села Акшуат В. Н. Поливановым.

Теория: Знакомство с жизнью и деятельностью В.Н.Поливанова.Работа с понятиями «Дендропарк». История создания Акшуатского дендропарка.

Практика:виртуальная экскурсия в Акшуатский дендропарк. Мастер-класс от биолога, краеведа Шибилист Л.М.

3.8. Тема :Белое озеро- исторический и природный памятник Ульяновской области.

Практика: Теория: История и природа Белого озера. Работа с понятиями «Флора», «Фауна», «Экология», «Лимбай».

Практика: Путевые заметки путешественника.

 3.9.Тема: Достопримечательности  города Ульяновска.

Теория:10 достопримечательностей г.Ульяновска( памятник букве «Ё», памятник Богдану Хитрово,памятник Н.М.Карамзину,памятнику И.А.Гончарову, памятник Дмитрию Разумовскому, Спасо-Вознесенский кафедральный собор , музей-заповедник «Родина В.И.Ленина» и др

Практика: Работа по карте г.Ульяновска. Виртуальное путешествие.

3.10. Тема: Известные люди города Ульяновска(групповая работа)

Теория:

1) Андрей Блаженный-  юродивый, канонизация, святой. (Знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного).

  2) Ленин (Ульянов) Владимир Ильич –политический деятель, революционер, создатель партии большевиков.

  3) Матросов Александр Матвеевич - герой Советского Союза, трудовая колония.

 4) Разумовский Дмитрий Александрович- герой России, наш современник.

(террорист, героизм).

Практика: Творческие проекты учащихся  «Из жизни известных людей Ульяновской области».

3.11.Тема:Промышленные и культурные объекты Ульяновска

Теория:

1)Авиастар -крупнейший производитель авиационной техники.

2)Музей-заповедник  «Родина В.И.Ленина», 6 музеев, 4 музейных центра.

3)Драматический театр имени И.А.Гончарова, кукольный театр имени В.Леонтьевой, театр юного зрителя.

Практика: Путевые заметки

3.12.Красная Книга Ульяновской области

Теория: что такое Красная книга, история её возникновения. Виртуальная Красная книга Ульяновской области

Практика: Работа по Красной книге Ульяновской области.

3.13. Тема: Храмы  Ульяновска

Теория: православные церкви, мечети, синагоги, кирхи.

Практика: экскурсии по православному Симбирску- Ульяновску.

3.14.Тема : Река Волга – главная водная артерия России.

Теория: Теория: Волжское водохранилище, Президентский и  Императорский мосты через Волгу..

Практика: Просмотр видеофильма о строительстве Президентского моста, обсуждение.

4.Я-исследователь. Исторические источники.Методики историко-культурных исследований и их применение

Теория: Разновидности исторических источников. Краеведческое и историко-культорологическое исследование учщегося. Методические рекомендации.  

Практика: Разработка памятки Юного исследователя.

5.Подведем итоги.

Практические итоговые занятия в форме Краеведческой игры «Путешествие по родному краю», краеведческой викторины, демонстрацией собственного творчества( мини-сочинения, стихи, художественное творчество, презентации, проекты и др.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

 Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой ОУ решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Этот вид деятельности учащихся становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению, а также неготовность педагогов меняться в соответствии с требованиями современности.

Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества, а также помогает усвоить материал программы основного общего образования.

 Внеурочная деятельность по истории позволяет сформировать у подростков познавательный интерес к предмету, развивать предметные умения, позволяющие успешно применять правовые знания в социальной практике.

В первой главе нами были рассмотрены общие положения о внеурочной деятельности как виду образовательной деятельности, представлены требования ФГОС ООО к реализации внеурочной деятельности, а также мы описали направления и формы её организации.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Также определены развивающие возможности внеурочной деятельности по истории, требования к результатам и способы ее оценки.

Во второй главе мы показали важность организации внеклассной работы по предмету истории, также  рассмотрен опыт реализации внеурочной деятельности по истории, которая подразумевает различные формы работы по правовому воспитанию и образованию в школе: правовая игра, школьные исторические кружки, школьные конференции, исторический клуб, круглый стол, викторина и др.

Многообразие рассмотренных форм позволяет сделать вывод о том, что  существует большое количество методических разработок по организации внеурочной деятельности по праву, однако существует проблема  в  готовности педагогов реализовывать разработанные программы педагогов - инноваторов.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Внеклассная работа позволяет развивать социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулировать развитие личности, значительно расширять кругозор, формировать историческю культуру, применять исторические знания в различных жизненных ситуациях.

Новые интересные формы внеклассной работы стимулируют мотивацию учения, вызывают у школьников интерес и желание хорошо выполнить задание, положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению исторического пространства, развивают личный опыт каждого участника.

Таким образом, выявив теоретические и методические особенности организации внеурочной деятельности школьников по истории в свете ФГОС ООО,   разработана рабочая программа дистанционного курса внеурочной деятельности «Наш край родной».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдрахманова, А. М. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты [Электронный ресурс] / А. М. Абдрахманова. – Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii (дата обращения 12.12.15 г.)
  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. — М., 1984. Андреевская Н.В. и др. Методика преподавания истории в 8 летней школе. — М., 1970
  1. Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления [Текст] : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
  1. Бердашкевич, А. П. Образовательные стандарты и непрерывное образование // Народное образование. –  №2 – 2011. –  С.16
  1. Борисова Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М. – 1982. С. 152.
  1. Будикин , И. Е. Юниор консультант: школьная информационно-правовая служба [Текст] :  проект внеурочной деятельности / И. Е. Будикин. – Режим доступа :  https://open-lesson.net/2934/ (дата обращения 12.12.15 г.)
  1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М. – 1972. – С. 311.
  1. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст] : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
  1. Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2001. – № 6.
  1. Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие для учителей. М., 1999—2002.
  1. Вяземский Е.Е. Методические рекомендации учителю истории: основы профессионального мастерства: Практическое пособие. М., 2000—2002.
  1. Григорьев, Д. В. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] : метод. пособие для учителей / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М..: Просвещение, 2010. – 193 с.
  1. Демакова, И. Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования [Текст] / И. Д. Демакова // Методист. – 2008. –  №  7. С. 14 – 19.
  1. Доржиева, Л. А. Стромилова, Л. М. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС [Электронный ресурс] : / Л. А. Доржиева, Л. М.
  1. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории: краеведение. – М. – 1975.
  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками на 27 июля 2014г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря – № 237; Собрание законодательств Российской Федерации. – 2014. – №4. – Ст. 1691.
  1. Короткова М.В. Методика преподавания игр и дискуссий на уроках истории. – М. – 2003.
  1. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей/Н.С. Борисов.-М.: Просвещение, 1982.
  1. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова. — М., 1990


[1] Доржиева, Л. А. Стромилова, Л. М. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС  – Режим доступа : http://sch11.rybadm.ru/1/DswMedia/organizaciyavneurochnoydeyatel-nosti.doc (дата обращения 12.12.15 г.)

[2] Абдрахманова, А. М. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные результаты – Режим доступа : http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii (дата обращения 12.12.15 г.)

[3]  Григорьев, Д. В. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников: метод. пособие для учителей / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М..: Просвещение, 2010.

[4] 4.        Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.

[5] Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

[6] Там же. С . 25

[7] Григорьев, Д. В. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников : метод. пособие для учителей / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М..: Просвещение, 2010.

[8] 11.        Керимова, Ц. А., Каримулаева, Э. М.  Об особенностях организации внеурочной деятельности на уроках. –  Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1243/14605 (дата обращения 12.12.15 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся"

Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся", 144 ч....

Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.

Использование заданий по работе с текстом для отработки функциональной грамотности и подготовки к итоговой аттестации...

Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.

Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.Одной из главных тем в сфере образования становится функциональная грамотность.Что это такое?Само понятие было впервые употребле...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБОУ СОШ №2 «Формирование функциональной грамотности среди обучающихся

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБОУ СОШ №2«Формирование функциональной грамотности среди обучающихся...

Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики

Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики...

Статья " Проектно-исследовательская деятельность как ресурс формирования функциональной грамотности"

В статье представлен опыт работы над формированием функциональной грамотности в рамках  проектной деятельности...

«Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»

В представленном материале описаны способы и педагогические приемы, применяемые мной на уроках и во внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности по химии....