Читательская грамотность
методическая разработка (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.krupin_a_ty_ulybaysya.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Крупин
А ТЫ УЛЫБАЙСЯ!
В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог — не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке.
Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, — потом себя, потом пошла родня поотдаленней.
Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: "А ты улыбайся!" Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. "Больно же!" — закричал он. "А ты улыбайся!" — ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся — игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников.
Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: "Силовой прием!"
Дети мои бросили лепить и смотрели. У ребят появилась новая попутная забава — бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, "силовая борьба по всему полю". Они, мне казалось, дрались — настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того — подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. "А ты улыбайся!" — кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?
Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании.
— Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле.
"А ты улыбайся!" — вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.
Об авторе
Владимир Николаевич Крупин — известный современный писатель, публицист, общественный деятель. Родился в 1941 г.
В его произведениях – нравственные, философские проблемы. Он пишет о современниках, о нравственных ценностях, резко осуждая непорядочность во всех её проявлениях.
Коды | Читательские умения | Примеры |
1 | Находить и извлекать информацию | |
1.1. | Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) | Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с творчеством В.Н.Крупина : https://www.youtube.com/watch?v=Hhy55ZnmSFA http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/krupin.php |
1.2. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации | |
1.2.1. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста | |
1.2.2. | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста | Назовите главных действующих лиц. Укажите кто есть кто? |
1.3. | Определять наличие/отсутствие информации | Какое утверждение не соответствует содержанию текста? |
2. | Интегрировать и интерпретировать информацию | |
2.1. | Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) | |
2.2. | Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) | Составьте план текста. Какова основная мысль текста? |
2.3. | Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста | |
2.4. | Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.) | В каком значении |
2.5. | Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом | |
2.6. | Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста | |
2.7. | Понимать чувства, мотивы, характеры героев | |
2.8. | Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) | Какое значение имеют слова…. в тексте? Почему… |
3. | Осмысливать и оценивать содержание и форму текста | |
3.1. | Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора | |
3.2. | Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов | Определите стиль текста. По каким признакам вы это поняли? |
3.3. | Понимать назначение структурной единицы текста | К какой лексической группе относятся слова… С какой целью автор использует их в тексте? |
3.4. | Оценивать полноту, достоверность информации | |
3.5. | Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах | |
3.6. | Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте | |
4. | Использовать информацию из текста | |
4.1. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний | |
4.2. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний | |
4.3. | Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу | Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню. Откуда такое бессердечие, такая злость? Кто виноват в этом? Ответ обоснуйте |
4.4. | Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста | |
4.5. | Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) | Напишите небольшое размышление: Как воспитывать доброго, порядочного человека? |
4.6. | Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
Основные мысли
- Жестокость. Она- порождение общества, среды, в которой живёт человек.
- Особенно страшна жестокость со стороны детей, подростков, ведь её проявление в этом возрасте могут стать сутью характера, чуть ли не принципом в жизни: можно жестоко, грубо относиться к окружающим.
- Это « можно» почувствовали подростки в рассказе В.Крупина. Они, делая больно другим, унижая их, часто под видом игры, на самом деле очень жестоко относились друг к другу, прикрывая свои действия словами : « А ты улыбайся!»
- Как страшен финал рассказа: «Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню» .Откуда такое бессердечие, такая злость ? Кто виноват в этом?
- Взрослые пытаются как-то решить этот вопрос, даже собираются все члены ЖКХ, обсуждают вопрос о детской жестокости. Нашли выход- решили построить ещё одно хоккейное поле. Но спасёт ли это положение?
- Не с семьи ли надо начинать, не с самих ли взрослых, которые так часто далеко от своих детей, заняты своими делами и просто пропускают тот момент, когда ребёнок уже совершает низкие поступки.
- Доброта, милосердие, сочувствие — всё это закладывается в детстве, в первую очередь, в семье. Пример родителей, вовремя прочитанные хорошие, добрые книги, просмотренные всей семьёй фильмы, совместные прогулки — вот та почва, на которой можно взрастить порядочную личность. Не стоит забывать о этом, словно предупреждает автор. Тогда слова «А ты улыбайся!» действительно будут иметь прямой смысл- улыбайся жизни, людям, близким, будь добр к ним.
Основные проблемы
- Проблема воспитания детей и подростков. Как воспитать доброго, порядочного человека?
- Проблема детской жестокости. Как противостоять агрессии, жестокости со стороны детей, что необходимо сделать родителям, взрослым, чтобы сформировать высокие нравственные качества ребёнка?
- Проблема взаимоотношений родителей и детей. Какими должны быть взаимоотношения родителей и детей, какие принципы должны лежать в их основе. Как заслужить уважение и доверие ребёнка, помочь ему стать личностью?
Русский язык. ЕГЭ Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Нравственные проблемы» В.Крупин «А ты улыбайся!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Презентация на тему "Функциональная грамотность.Читательская грамотность"
материал к Педсовету с Приложением ....
«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»
laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...
Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности
Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
- Мне нравится (1)