Читательская грамотность
методическая разработка (5 класс)

Тельпис Александра Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.krupin_a_ty_ulybaysya.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.Крупин
А ТЫ УЛЫБАЙСЯ!

В воскресенье должен был решаться какой-то очень важный вопрос на собрании нашего жилищного кооператива. Собирали даже подписи, чтоб была явка. А я пойти не смог — не получилось никуда отвести детей, а жена была в командировке.

Пошел с ними гулять. Хоть зима, а таяло, и мы стали лепить снежную бабу, но вышла не баба, а снеговик с бородой, то есть папа. Дети потребовали лепить маму, — потом себя, потом пошла родня поотдаленней.

Рядом с нами была проволочная сетчатая загородка для хоккея, но льда в ней не было, и подростки гоняли в футбол. И очень азартно гоняли. Так, что мы постоянно отвлекались от своих скульптур. У подростков была присказка: "А ты улыбайся!" Она прилипла к ним ко всем. Или они ее из какого фильма взяли, или сами придумали. Первый раз она мелькнула, когда одному из подростков попало мокрым мячом по лицу. "Больно же!" — закричал он. "А ты улыбайся!" — ответили ему под дружный хохот. Подросток вспыхнул, но одернулся — игра, на кого же обижаться, но я заметил, что стал играть он злее и затаенней. Подстерегал мяч и ударял, иногда не пасуя своим, а влепливая в соперников.

Игра у них шла жестоко: насмотрелись мальчики телевизор. Когда кого-то сшарахивали, прижимали к проволоке, отпихивали, то победно кричали: "Силовой прием!"

Дети мои бросили лепить и смотрели. У ребят появилась новая попутная забава — бросаться снежками. Причем не сразу стали целить друг в друга, вначале целили по мячу, потом по ноге в момент удара, а вскоре пошла, как они закричали, "силовая борьба по всему полю". Они, мне казалось, дрались — настолько грубы и свирепы были столкновения, удары, снежки кидались со всей силы в любое место тела. Больше того — подростки радовались, когда видели, что сопернику попало, и больно попало. "А ты улыбайся!" — кричали ему. И тот улыбался и отвечал тем же. Это была не драка, ведь она прикрывалась игрой, спортивными терминами, счетом. Но что это было?

Тут с собрания жилищного кооператива потянулся народ. Подростков повели обедать родители. Председатель ЖСК остановился и пожурил меня за отсутствие на собрании.

— Нельзя стоять в стороне. Обсуждали вопрос о подростках. Понимаете, ведь столько случаев подростковой жестокости. Надо отвлекать, надо развивать спорт. Мы решили сделать еще одно хоккейное поле.

"А ты улыбайся!" — вдруг услышал я крик своих детей. Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.

 

Об авторе

Владимир Николаевич Крупин — известный современный писатель, публицист, общественный деятель. Родился в 1941 г.

В его произведениях – нравственные, философские проблемы. Он пишет о современниках, о нравственных ценностях, резко осуждая непорядочность во всех её проявлениях.


Коды

Читательские умения

Примеры

1

Находить и извлекать информацию

1.1.

Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с творчеством В.Н.Крупина :  https://www.youtube.com/watch?v=Hhy55ZnmSFA

http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/krupin.php

1.2.

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1.

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2.

Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

Назовите главных действующих лиц. Укажите кто есть кто?

1.3.

Определять наличие/отсутствие информации

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

2.

Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1.

Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2.

Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

Составьте план текста.

Какова основная мысль текста?

2.3.

Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4.

Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)

В каком значении

2.5.

Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6.

Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

2.7.

Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8.

Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)

Какое значение имеют слова…. в тексте? Почему…

3.

Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1.

Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2.

Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

Определите стиль текста. По каким признакам вы это поняли?

3.3.

Понимать назначение структурной единицы текста

К какой лексической группе относятся слова…

С какой целью автор использует их в тексте?

3.4.

Оценивать полноту, достоверность информации

3.5.

Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.6.

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4.

Использовать информацию из текста

4.1.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний

4.2.

Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3.

Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню.

Откуда такое бессердечие, такая злость? Кто виноват в этом?  Ответ обоснуйте

4.4.

Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5.

Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую)

Напишите небольшое размышление:

Как воспитывать доброго, порядочного человека?

4.6.

Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью


Основные мысли

  • Жестокость. Она- порождение общества, среды, в которой живёт человек.
  • Особенно страшна жестокость со стороны детей, подростков, ведь её проявление в этом возрасте могут стать сутью характера, чуть ли не принципом в жизни: можно жестоко, грубо относиться к окружающим.
  • Это « можно» почувствовали подростки в рассказе В.Крупина. Они, делая больно другим, унижая их, часто под видом игры, на самом деле очень жестоко относились друг к другу, прикрывая свои действия словами : « А ты улыбайся!»
  • Как страшен финал рассказа: «Они расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню» .Откуда такое бессердечие, такая злость ? Кто виноват в этом?
  • Взрослые пытаются как-то решить этот вопрос, даже собираются все члены ЖКХ, обсуждают вопрос о детской жестокости. Нашли выход- решили построить ещё одно хоккейное поле. Но спасёт ли это положение?
  • Не с семьи ли надо начинать, не с самих ли взрослых, которые так часто далеко от своих детей, заняты своими делами и просто пропускают тот момент, когда ребёнок уже совершает низкие поступки.
  • Доброта, милосердие, сочувствие — всё это закладывается в детстве, в первую очередь, в семье. Пример родителей, вовремя прочитанные хорошие, добрые книги, просмотренные всей семьёй фильмы, совместные прогулки — вот та почва, на которой можно взрастить порядочную личность. Не стоит забывать о этом, словно предупреждает автор. Тогда слова «А ты улыбайся!» действительно будут иметь прямой смысл- улыбайся жизни, людям, близким, будь добр к ним.

Основные проблемы

  • Проблема воспитания детей и подростков. Как воспитать доброго, порядочного человека?
  • Проблема детской жестокости. Как противостоять агрессии, жестокости со стороны детей, что необходимо сделать родителям, взрослым, чтобы сформировать высокие нравственные качества ребёнка?
  • Проблема взаимоотношений родителей и детей. Какими должны быть взаимоотношения родителей и детей, какие принципы должны лежать в их основе. Как заслужить уважение и доверие ребёнка, помочь ему стать личностью?

Русский язык. ЕГЭ Аргументы, темы и проблемы. Тема: «Нравственные проблемы» В.Крупин «А ты улыбайся!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...