Обобщенный системный анализ урока
материал
Обобщенный системный анализ урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchennyy_sistemnyy_analiz_uroka.docx | 63.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Критериально-уровневые показатели оценки эффективности «обобщённого» урока
Критерии анализа | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Блок 1. Целеполагание | ||||
1.1. Определение планируемого результата | Учитель запланировал формирование на уроке только предметные знания и умения (традиционный подход) | Учитель номинально определил цель, планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), не определил стратегию их достижения и (или) при анализе урока не смог обосновать | Учитель определил на уровне плана урока планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), разработал стратегию их достижения (при анализе испытывает затруднения в обосновании стратегии достижения и (или) есть несоответствие планируемых результатов, описанных в целевом разделе ТКУ, с этапами урока) | Учитель определил планируемые результаты, на формирование которых рассчитано занятие, разработал стратегию их достижения, соотносящуюся с целью урока, прослеживается соответствие заявленных УУД по этапам урока. При анализе урока аргументированно обосновал стратегию и способы ее достижения |
1.2. Постановка цели на уроке | Отсутствует постановка цели на уроке (не сформулирована), заменена темой или поставлена недиагностично, неизмеримо | Цель поставлена учителем (диагностична, измерима, достижима), ориентирует учащихся на достижение планируемых результатов (учащиеся в постановке цели урока не участвуют) | Цель поставлена учителем совместно с учащимися (вовлечение учащихся в обсуждение, организована деятельность по приему цели) и (или) нерационально использовано время, приёмы постановки цели | Учителем рационально и целесообразно использовано время на данный этап урока, эффективно подобраны приемы постановки цели, организована деятельность по приему целей учащимися (наблюдается согласованность целей учителя и учащихся) |
1.3. Мотивация учащихся | Учитель не обеспечил мотивацию учения учащихся (изучения данной темы) и (или) допустил условия, которые негативно сказались на мотивации учащихся | Учитель не смог поддерживать мотивацию, интерес учащихся на протяжении всего урока (обеспечил кратковременную мотивацию учащихся на выполнение учебной деятельности) | Учитель в течение всего урока применял формы, приемы, методы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся (создав на уроке ситуацию сотрудничества) | Учитель создал мотивационные стимулы, которые обеспечили активизацию учебно-познавательной деятельности, поддержания интереса к теме, учебной деятельности на протяжении всего урока (создав на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха») |
Блок 2. Технологизация | ||||
2.1. Структура урока | Имеются нарушения в структуре выбранного типа урока и (или) нерационально распределено урочное время по этапам урока (нет логической связи между этапами урока) | Структура урока соответствует типу и его дидактическим задачам, но учитель не уложился во времени и (или) наблюдаются резкие переходы от одного этапа к другому без связи с предыдущим | Структура урока соответствует типу и его дидактическим задачам, учитель уложился во времени (плавный переход от одного этапа к другому) и (или) наблюдается нерациональность затрат урочного времени на некоторых этапах урока | Структура урока соответствует типу, поставленным целям, дидактическим задачам этапов, прослеживаются межэтапные связи, их последовательность, дозировка, плотность, рациональность затрат урочного времени на каждый этап урока |
2.2 Содержание учебного материала | Содержание учебного материала, не отражает требований программы, стандарта к теме, цели урока и (или) не соответствует исходному уровню подготовки учащихся | Учебный материал даётся в готовом виде, соответствует теме, цели урока, единице содержания, программным требованиям и (или) имеет место избыточность, недостаточность материала | Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение) не дается в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с учащимися, прослеживается практическая значимость | Оптимально подобран объем содержания учебного материала по всем этапам урока в соответствии с планируемыми результатами, уровня подготовки и специфики класса (предусмотрены дифференцированные задания для одаренных детей и с ОВЗ) |
2.3. Формы, приемы, методы обучения | Формы, приёмы, методы обучения неадекватны поставленным целям, содержанию, уровню подготовки учащихся (используются в основном репродуктивные методы и приемы) | Формы, приёмы, методы соответствуют поставленным целям, но не учтены особенности класса, их уровень подготовленности (преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся и (или) объяснительно-иллюстративный метод) | Адекватность выбора форм, приемов, методов по этапам урока в соответствии с планируемыми результатами; преобладают продуктивные приемы обучения, применяются активные методы обучения, организация групповой, парной, коллективной форм работы | Целесообразное и эффективное использование форм, приемов, методов по этапам урока в соответствии с формируемыми видами деятельности, единицей содержания и уровня подготовки учащихся (основаны на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечили деятельностный характер обучения) |
2.4. Применение современных образовательных технологий | Учитель не использовал современные образовательные технологии | Учитель использовал на уроке технологию/и (не соблюдая правила и особенности выбранной технологии), и (или) при анализе не смог аргументированно обосновать целесообразность и уместность ее использования по достижению планируемого результата | Учитель использовал приемы и методы разных технологий (или одной), адекватные планируемым результатам, единице содержания образования, особенностям класса | Учитель использовал технологию/и нацеленные/ую на достижение планируемых результатов, соблюдая и учитывая при этом правила и особенности технологии. При анализе смог аргументированно обосновать целесообразность использования |
Блок 3. Познавательная деятельность учащихся | ||||
3.1. Учебная деятельность учащихся | Нет целенаправленного чередования видов учебной деятельности учащихся, вовлечены в репродуктивную деятельность и (или) неорганизованность, наличие нарушений дисциплины | Не прослеживается целенаправленность в организации учебно-познавательной деятельности учащихся по этапам урока, но есть чередование различных видов деятельности и (или) темп урока слишком быстрый, медленный | Учащиеся вовлечены в целенаправленную продуктивную деятельность с чередованием различных ее видов (темп обеспечил активность большинства учащихся) | Учащиеся вовлечены в целенаправленную продуктивную учебную деятельность, разнообразную по содержанию и форме; обеспечен оптимальный для учащихся темп урока, использован широкий спектр заданий проблемного и развивающего характера, адекватных поставленным целям и индивидуальным особенностям обучающихся |
3.2. Самостоятельная работа учащихся | Самостоятельная работа учащихся на уроке отсутствует и (или) непосильна, низкий уровень самостоятельности выполнения заданий, качество выполнения | Самостоятельная работа присутствует номинально (учащиеся выполняют однотипные, однообразные задания), большую часть работы выполняется совместно с учителем, работа носит репродуктивный характер | Учитель организовал самостоятельную работу учащихся, обеспечил учебно-методическое обеспечение (карточки с заданиями, дополнительной информацией и т.д.) | Учителем оптимально подобран объем и формы самостоятельной работы учащихся, в соответствии с целью, планируемыми результатами, организован контроль за выполнением с оказанием своевременной помощи (наличие дифференцированных заданий с учетом уровня подготовки учащихся) |
3.3. Домашнее задание | Домашнее задание не задано или задано номинально (указаны номера, продукт деятельности без объяснений и инструктажа учителя), и (или) объем заданий не соответствует нормативам | Домашнее задание соответствует нормативам, недостаточно доступно проведен инструктаж, нет дифференциации заданий | Домашнее задание соответствует нормативам, есть инструктаж, соответствует целям урока, способствует закреплению материала, доступность инструктажа, дифференциация заданий | Домашнее задание соответствует содержанию, учебной деятельности, проходимой на уроке; дифференцированно, проведен инструктаж, соблюден оптимальный объём, предоставлено право выбора выполнения домашнего задания. В случае отсутствия домашнего задания учитель при анализе аргументированно обосновал его отсутствие |
Блок 4. Результативность урока | ||||
4.1. Оценивание | Оценивание учеников отсутствует | Оценивание традиционное, без объяснения выставленной оценки или после звонка | Оценивание критериальное с объяснением выставленных баллов, своевременный текущий контроль (анализ ошибок) эффективно подобраны средства контроля (КИМы), элементы формирующего оценивания | Оценивание с использованием КОЗ, КОТЗ, оценочных листов и (или) соответствие методов обучения и процедур оценивания (учащиеся включены в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания по установленным критериям) |
4.2. Рефлексия | Рефлексия на уроке отсутствует (не организована мобилизация обучающихся на осмысление того, что было сделано на уроке) | Рефлексия присутствует только в конце урока (мобилизация обучающихся на осмысление того, что было сделано на уроке, чему научились) | Частое использование рефлексивного анализа по ходу урока. Учитель организует экспресс-диагностику на уроке так, чтобы каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит поработать | Рефлексивный анализ проводится в течение всего урока, на разных его этапах, с использованием приёмов рефлексии; обучающиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия (выявляют причины учебных затруднений, возникших в ходе урока и пути их устранения) |
4.3. Результат урока | Поставленная в начале урока цель не выполнена, результат не достигнут | Поставленные цели реализованы не в полном объеме, не все планируемые результаты достигнуты и (или) нет возврата к цели в конце урока с оценкой ее достижения | Поставленные цели выполнены в полном объеме, планируемые результаты достигнуты, однако в ходе рефлексии учебной деятельности и выполнения учебных заданий у учащихся выявлены затруднения | Соответствие полученных результатов целям, планируемым результатам (совместно с учащимися определен уровень достижения цели) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Системный анализ урока"
Программа повышения квалификацйии педагогических кдров "Системный анализ урока"...
Системный анализ урока.
Системный анализ урока в соотвествии с требованиями ФГОС ООО....
Системный анализ урока
Системный анализ урока...
Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС
Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОСДиагностическая карта анализа урока на основе...
Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода
Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода...
Схема анализа урока открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода
Критерии результативности урока на всех этапах урока...