Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краевед-исследователь»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Ольга Викторовна Коннова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краевед-исследователь» имеет туристско-краеведческую направленность и реализуется в рамках муниципального заказа на услуги дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\2021-2022 уч. год\Программы 21-22\6 сентября Коннова О.В\Проверено Коннова О.В\istoriya_sel_i_dereven.jpg

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

«Краевед-исследователь» Базовый уровень

Возраст обучающихся: 12 - 17 лет Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Коннова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования

Киселёвский городской округ 2021

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………….

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………

1.3. Содержание программы ……………………………………………………

  1. Учебный план ………………………………………...............................

  1. Содержание учебного плана …………………......................................

1.4. Планируемые результаты ………………………………………………….

РАЗДЕЛ        2.        КОМПЛЕКС        ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

  1. Календарный учебный график ……………………………………………

  1. Условия реализации программы ………………………………………….

2.3. Формы контроля …………………………………………………………….

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………..

2.5. Методические материалы ………………………………………………….

2.6. Список литературы …………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………………..

3

6

7

7

 9

16

17

17

21

22

22

24

26

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Краевед-исследователь» имеет туристско-краеведческую направленность и реализуется в рамках муниципального заказа на услуги дополнительного образования.

Нормативно-правовое обоснование. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации».

 2. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», определяющего одной из национальных целей развития Российской Федерации предоставление возможности для самореализации и развития талантов.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226).

5. Письмо Минобрнауки  России  от  18.11.2015  №09-3242.

«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы).

           6. Постановление Главного государственного санитарного врача «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г. N 28.

           7. Региональные и муниципальные документы по ПФДО (Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» (от 05.05.2019 г. № 740), Распоряжение администрации Киселевского  городского  округа  №191-р  от  22.04.19  «Об  утверждении

Положения        о        персонифицированном        дополнительном        образовании        в Киселевском городском округе и др.).

           8. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р).

          9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Фе-дерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

          10. Устав МАУ ДО ДДЮТЭ.

          11. Положение о структуре и содержании дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МАУ ДО ДДЮТЭ.

Предметные области программы: туризм, краеведение, география, история, этнография.

Актуальность программы. Особый акцент в программе уделяется этнографическим и краеведческим исследованиям. По программе изучается культура и быт малых народов Кузбасса, даются общие знания об истории и культуре малой родины. Изучение материала помогает учащимся видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, а также повышает уровень культуры школьника, увеличивает разносторонность его знаний, приобщает к самостоятельной исследовательской работе.

Отличительные особенности. Программа имеет свои отличительные особенности:

  • опора на поисково-собирательскую деятельность как основной источник знаний;

-использование социальных сетей с целью популяризации историко- культурного наследия своей малой родины в рамках краеведческих исследований;

  • использование этнографии как средства формирования уважительного отношения к малым народам, их культуре и традициям.

Программа имеет базовый уровень, так как предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

Адресат программы. Программа ориентирована на детей среднего школьного возраста: 12-17 лет. Подростковый период - это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем. Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь.

Наполняемость групп и особенности набора учащихся. Количество детей в группе 7 - 8 человек. Состав группы – разновозрастной. Набор детей на программу свободный. Медицинская справка не требуется. Приём учащихся осуществляется на основании письменного заявления одного из родителей (законных представителей) или учащихся достигших 14 лет.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов: 108.

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Занятия рекомендовано проводить 3 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов в неделю – 3 часа. Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями групп не менее 10 минут. По учебному плану 41 час теории и 67 часов отводится на практику.

              Программа может быть реализована с использованием дистанционных образовательных технологий.

Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется в условиях учреждения дополнительного образования.

Содержание и условия реализации образовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

В рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы создаются условия для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так и России в целом посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспедиции, слёты, выездные школы и профильные смены и др.), обеспечивается междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний, оказывается содействие формированию у учащихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, создаются условия для воспитания и развития личности, а также для социализации обучающихся.

В случае реализации программы с использованием дистанционных технологий образовательный процесс организуется в форме видеоуроков, с использованием социальных сетей, WhatsApp и т.д. Видеоуроки могут отправляться учащимся по электронной почте. При необходимости педагогом проводятся индивидуальные консультации с учащимися с использованием приложения для ВКС Zoom, Skype. Контроль выполнения заданий фиксируется посредством фотоотчетов, видеоотчетов, размещаемых детьми и (или родителями) по итогам занятия в группе WhatsApp или на электронную почту педагога (по согласованию).

Усилена воспитательная составляющая в содержании программы, которая реализуется на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Педагогическая целесообразность. Исследовательская деятельность по изучению и познанию своего края и любовь к нему открывает ребенку богатства культуры своего Отечества и способствует воспитанию полноценного гражданина России. Нельзя воспитать человека будущего, нравственно богатого, которому незнакомо прошлое его Родины. Через региональный компонент происходит прикасание к изучению исторического прошлого и настоящего Кузнецкого края.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование основ учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях краеведческой деятельности для участия в краеведческой экспедиции, слёте юных краеведов.

Поставленная цель реализуется через решение конкретных задач:

обучающие:

  • познакомить учащихся с историей, культурой, объектами культурного наследия, природой, географическими особенностями родного края;
  • обучать учащихся правилам поведения при общении с природой и окружающими людьми;
  • формировать основные умения и навыки по организации и ведению учебно-исследовательской работы;

развивающие:

  • развивать самостоятельность и инициативу в сборе краеведческого материала для учебно-исследовательской работы;
  • развивать культуру речи и увеличение словарного запаса учащихся;
  • развивать у учащихся познавательную и социальную активность, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, анализировать;

воспитательные:

               -        воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;

               - воспитывать уважение, познавательный интерес к традициям своего родного края, народов Кузбасса на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

           

  1. Учебный план и содержание программы

Учебный план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Прак- тика

Введение «Край в котором я

живу».

2

1

1

Тест.

1.        Основные сведения о Кемеровской области.

15

5

10

Творческие задания, работа с контурной картой, творческая работа, викторина

«Знаешь ли ты свой город».

1.1. Административные границы

Кемеровской области.

2

1

1

1.2. Символика Кемеровской области: герб, флаг, гимн.

3

1

2

1.3. Символика города Киселёвска.

2

1

1

1.4. Обзорная экскурсия по городу

Киселевску. Правила поведения на экскурсии.

2

-

2

1.5. Города Кузбасса.

6

2

4

2.        Коренные жители области.

6

2

4

Устный опрос, творческая работа, викторина «малые народы Сибири - шорцы и телеуты».

2.1. Шорцы. Особенности образа жизни, традиции и обычаи.

3

1

2

2.2. Телеуты. Особенности образа жизни и их традиции.

3

1

2

3.        Исследователи земли Кузнецкой.

8

3

5

Устный опрос, познавательная игра

«Исследователь».

3.1. Исследователи земли Кузнецкой.

М. Волков, Д. Попов, Ф. Еремеев.

2

1

1

3.2. Исследователи земли Кузнецкой.

Д.Г. Мессершмидт, С.П. Крашенинников,. С.У. Ремезов.

2

1

1

3.3. Исследователи земли Кузнецкой. П.А. Чихачев, П.Н.

Крылов, Л.И Лутугин.

4

1

3

4.        Родословие

12

2

10

Творческая работа

«Моё генеалогическое дерево».

4.1. Поколение, потомки, предки.

2

1

1

4.2. История моей семьи.

2

1

1

4.3. Семейный альбом. Знаменитые

люди нашего рода.

2

-

2

4.4. Профессии моих родителей,

моих предков.

2

-

2

4.5. Музей моей семьи: семейные

реликвии.

2

-

2

4.6. Семейные предания, легенды,

фольклор.

2

-

2

5.        Земляки.

12

4

8

Краеведческое лото

«Земляки».

5.1. Герои Советского Союза –

киселевчане.

3

1

2

5.2. Киселевчане, полные кавалеры

ордена Славы.

3

1

2

5.3. Знаменитые люди города

6

2

4

6.        Полезные ископаемые

Кемеровской области

6

4

2

Устный опрос, познавательная игра

«Отгадай полезное ископаемое».

6.1. Основные месторождения

полезных ископаемых.

3

2

1

6.2. Основные полезные

ископаемые области.

3

2

1

7.        Реки и озера Кемеровской

области

8

3

5

Устный опрос, познавательная игра

«Водоёмы Кемеровской области».

7.1. Реки Кемеровской области (Томь, Кия, Яя).

3

1

2

7.2. Реки Кемеровской области

(Иня, Чулым, Чумыш).

3

1

2

7.3. Озера Кемеровской области.

2

1

1

8.        Растительный мир

Кемеровской области.

10

5

5

Устный опрос, познавательная игра

«Что в лесу растет»,

«По лесным тропинкам», игра

«Умники и умницы».

8.1. Лес – природное сообщество.

Деревья области.

4

2

2

8.2. Кустарники и травы Кемеровской области.

4

2

2

8.3. Красная книга. Исчезающие виды растений Кузбасса.

2

1

1

9.        Животный мир Кузбасса

8

4

4

Устный опрос, познавательная игра

«Эти удивительные животные», игра

«Умники и умницы».

9.1. Звери.

2

1

1

9.2. Птицы.

2

1

1

9.3. Насекомые.

2

1

1

9.4. Красная книга. Исчезающие

виды животных.

2

1

1

10.        Достопримечательности Кузбасса

14

6

8

Творческая работа.

10.1. Кузбасс –жемчужина Сибири.

2

1

1

Краеведческое лото

«Достопримечательн ости Кузбасса».

10.2. Достопримечательности

родного города.

2

1

1

10.3. Семь чудес Кузбасса. (Поднебесные Зубья, Горная

Шория).

2

1

1

10.4. Семь чудес Кузбасса (Скульптура Золотая Шория»,

город Мариинск).

2

1

1

10.5. Семь чудес Кузбасса (Памятник природы «Азасская

пещера».

2

1

1

10.6. Достопримечательности

городов нашей области.

2

1

1

10.7. Проекты

«Достопримечательности Кузбасса».

2

-

2

11.        Этнография и

современность

7

2

5

Практическая работа

«Этнография и современность».

11.1.        Этнография в процессе туристско-краеведческой

деятельности.

2

-

2

11.2.        Собирание и фиксация этнографических материалов

2

1

1

11.3.        Историко-этнографический маршрут (экскурсия по выбранной участниками экспозиции из музейных предметов)

3

1

2

Итоговое занятие «Наш край

родной»

1

1

-

Тест.

Итого:

108

41

67

Содержание программы

Введение в программу «Край в котором я живу». (2 ч.)

Теория. Основные краеведческие понятия. Практическая часть. Вводное тестирование. Форма контроля: тест.

Раздел 1. Основные сведения о Кемеровской области. (15 ч.)

  1. Административные границы Кемеровской области. (2 ч.)

Теория. На севере Кемеровская область граничит с Томской областью, на востоке – с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на юге и юго-

западе граница проходит с Республикой Алтай и Алтайским краем, на западе

– с Новосибирской областью.

Практическая часть. Работа с контурной картой Кемеровской области.

  1. Символика Кемеровской области: герб, флаг, гимн. (3 ч.)

Теория. Герб, флаг, гимн Кемеровской области.

Практическая часть. Творческие задания по номинациям: поэзия, сказка, эссе.

  1. Символика города Киселёвска. (2 ч.)

Теория. Герб, флаг, гимн города Киселёвска.

Практическая часть. Творческие задания по номинациям: поэзия, сказка, эссе.

  1. Обзорная экскурсия по городу Киселёвску. Правила поведения на экскурсии. (2 ч.)

Теория. Историческое прошлое, месторасположение города на карте Кемеровской области, районы города, главные достопримечательности города, основные предприятия города. Правила поведения на экскурсии.

Практическая часть. Викторина «Знаешь ли ты свой город».

  1. Города Кузбасса. (6 ч.)

Теория. Физико-географическая характеристика городов Кузбасса на карте Кемеровской области. История образования некоторых городов: Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Киселевск.

Практическая деятельность: Работа по презентации «Города Кемеровской области».

Формы контроля: тест, творческие задания, работа с контурной картой, творческая работа, викторина «Знаешь ли ты свой город».

Раздел 2. Коренные жители области. (6 ч.)

  1. Шорцы. Особенности образа жизни, традиции и обычаи. (3 ч.)

Теория. Шорцы-коренные жители Кузбасса. История заселения территории коренными жителями, их быт, основные занятия, традиции, народное творчество. Роль коренного населения в развитии Кузбасса.

Практическая деятельность: Анализ видео презентаций некоторых обрядов шорцев. Работа с атласом для школьников по Кемеровской области.

  1. Телеуты. Особенности образа жизни и их традиции. (3 ч.)

Теория. Телеуты-коренные жители Кузбасса. История заселения территории коренными жителями, их быт, основные занятия, традиции, народное творчество. Роль коренного населения в развитии Кузбасса.

Практическая деятельность: Анализ видео презентаций некоторых обрядов телеутов. Работа с атласом для школьников по Кемеровской области.

Формы контроля: устный опрос, творческая работа, викторина «Малые народы Сибири - шорцы и телеуты».

Раздел 3. Исследователи земли Кузнецкой. (8 ч.)

(2 ч.)


  1. Исследователи земли Кузнецкой. М. Волков, Д. Попов, Ф. Еремеев,

Теория. Выдающиеся исследователи Кузбасса: М. Волков, Д. Попов, Ф.

Еремеев. Их роль в изучении и развитии Кузбасса.

Практическая деятельность. Работа с картой атласа для школьников по Кемеровской области «Пути исследователей Кузбасса».

  1. Исследователи        земли        Кузнецкой.        Д.Г.        Мессершмидт,        С.П, Крашенинников, С.У. Ремезов. (2 ч.)

Теория. Выдающиеся исследователи Кузбасса: Д.Г. Мессершмидт, С.П, Крашенинников, С.У. Ремезов. Их роль в изучении и развитии Кузбасса.

Практическая деятельность. Работа с картой атласа для школьников по Кемеровской области «Пути исследователей Кузбасса».

  1. Исследователи земли Кузнецкой. П.А. Чихачев, П.Н. Крылов, Л.И Лутугин. (4 ч.)

Теория. Выдающиеся исследователи Кузбасса: П.А. Чихачев, П.Н. Крылов, Л.И Лутугин. Их роль в изучении и развитии Кузбасса.

Практическая деятельность. Работа с картой атласа для школьников по Кемеровской области «Пути исследователей Кузбасса».

Формы        контроля:        устный        опрос,        познавательная        игра

«Исследователь».

Раздел 4. Родословие. (12 ч.)

  1. Поколение, потомки, предки. (2 ч.)

Теория. Основные понятия: «поколение», «потомки», «предки». Родственные связи. Степени родства в семье. Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода. Преемственность в семье.

Практическая деятельность. Подготовка рассказов о своей семье.

Демонстрация семейного альбома.

  1. История моей семьи. (2 ч.)

Теория. Основные понятия: род, родня, родные. История рода.

Практическая деятельность. Подготовка рассказов о членах своей семьи.

  1. Семейный альбом. Знаменитые люди нашего рода. (2 ч.)

Теория. Роль отца и роль матери в семье. Дружба и взаимовыручка в семье. О бабушках и дедушках. Краткие автобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения.

Практическая деятельность. Подготовка рассказов о членах своей семьи. Демонстрация семейного альбома. Составление генеалогического дерева.

  1. Профессии моих родителей, моих предков. (2 ч.)

Теория. Профессии моих родителей, моих предков.

Практическая деятельность. Представление рассказов о профессиях своих родителей, предков.

  1. Музей моей семьи: семейные реликвии. (2 ч.)

Теория. Понятие «Семейная реликвия», семейные реликвии.

Практическая        деятельность.        Представление        мини        докладов        о семейных реликвиях с демонстрацией презентаций.

  1. Семейные предания, легенды, фольклор. (2 ч.)

Теория. Семейные предания, легенды, фольклор.

Практическая деятельность. Представление семейного фольклора, преданий, легенд.

Форма контроля: творческая работа «Моё генеалогическое дерево».

Раздел 5. Земляки. (12 ч.)

  1. Герои Советского Союза-киселевчане. (3 ч.)

Теория. Киселевчане - Герои Советского Союза (Черных И.С., Беляев И. Ф., Буслов Ф. В., Гореликов И. П., Колпаков П. И., Перепечин П. М., Туйгунов Л. Н.).

Практическая деятельность. Тест «Мои земляки-герои».

  1. Киселевчане, полные кавалеры ордена Славы. (3 ч.)

Теория. Киселевчане, полные кавалеры ордена Славы (В.В. Гутник, Д.И. Иванов, А.Е. Солдатов, Н.И. Щелканов).

Практическая деятельность. Тест «Мои земляки-герои».

  1. Знаменитые люди города. (6 ч.)

Теория. Знаменитые люди города (Шишкина Анастасия Ивановна, Синяков Григорий Фёдорович, Драничников Александр Михайлович, Найдов Михаил Иванович, Рычков Валентин Дмитриевич, Сафронов Герман Иванович, Калюга Иван Фёдорович, Иванов Дмитрий Иванович, Завражнов Юрий Васильевич, Солдатов Алексей Ефимович, Чумов Афанасий Гаврилович).

Практическая деятельность. Творческая работа «Мои земляки – герои».

Форма контроля: краеведческое лото «Земляки».

Раздел 6. Полезные ископаемые Кемеровской области. (6 ч.)

  1. Основные месторождения полезных ископаемых (3 ч.)

Теория. Основные месторождения полезных ископаемых в городах и районах Кемеровской области.

Практическая деятельность. Работа по страницам атласа для школьников по Кемеровской области.

  1. Основные полезные ископаемые области. (3 ч.)

Теория. Основные полезными ископаемыми нашей области, их свойства, практическая значимость для развития Кузбасса.

Практическая деятельность. Определение полезных ископаемых по виду и свойствам. Работа с картой «Основные месторождения полезных ископаемых Кемеровской области». Определение местонахождения месторождений, нанесение их на карту.

Формы контроля: устный опрос, познавательная игра «Отгадай полезное ископаемое».

Раздел 7. Реки и озера Кемеровской области. (8 ч.)

  1. Реки Кемеровской области (Томь, Кия, Яя). (3 ч.)

Теория. Знакомство с основными реками Кемеровской области, их протяженностью, толкованиями названий, характером течения, питания, местоположением.

Практическая деятельность. Работа с картой, нанесение рек на картосхему «Реки Кемеровской области».

  1. Реки Кемеровской области (Иня, Чулым, Чумыш). (3 ч.)

Теория. Знакомство с основными реками Кемеровской области, их протяженностью, толкованиями названий, характером течения, питания, местоположением.

Практическая деятельность. Работа с картой, нанесение рек на картосхему «Реки Кемеровской области».

  1. Озёра Кемеровской области. (2 ч.)

Теория.        Теория.        Знакомство        с        основными        озёрами        Кемеровской области, их площадью, толкованиями названий, местоположением.

Практическая деятельность. Тестовые задания «Озера нашего края».

Формы        контроля:        устный        опрос,        познавательная        игра        «Водоёмы Кемеровской области».

Раздел 8. Растительный мир Кемеровской области. (10 ч.)

  1. Лес-природное сообщество. Деревья области. (4 ч.)

Теория. Деревья Кемеровской области. Хвойные и лиственные деревья.

Практическая        деятельность.        Составление        презентаций        «Деревья нашего края».

  1. Кустарники и травы Кемеровской области. (4 ч.)

Теория. Кустарники и травы Кемеровской области.

Практическая        деятельность.        Работа        с        природным        материалом, изготовление поделок для выставки.

  1. Красная книга. Исчезающие виды растений Кузбасса. (2 ч.)

Теория. Редкие и исчезающие виды растений Кузбасса.

Практическая деятельность. Сбор фотоматериала о редких растениях области. Рисование редких растений в тетрадь.

Формы контроля: устный опрос, познавательная игра «Что в лесу растет», «По лесным тропинкам», игра «Умники и умницы».

Раздел 9. Животный мир Кузбасса. (8 ч.)

  1. Звери. (2 ч.)

Теория. Животный мир Кемеровской области. Классы животных. Виды оленей Кузбасса. Хищные и другие животные Кузбасса.

Практическая        деятельность.        Кроссворд        «Звери        Кузбасса».

Практическая работа в тетрадях.

  1. Птицы. (2 ч.)

Теория. Птицы Кузбасса. Виды птиц. Оседлые и перелетные птицы.

Хищные птицы, промысловые птицы.

Практическая деятельность. Составление презентаций по теме. Сбор фотоматериала и записи наблюдений о птицах Кемеровской области.

  1. Насекомые. (2 ч.)

Теория. Виды насекомых Кемеровской области.

Практическая деятельность. Составление презентаций по теме. Сбор фотоматериала с описанием о насекомых Кемеровской области.

  1. Красная книга. Исчезающие виды животных. (2 ч.)

Теория. Животные, внесенные в Красную книгу Кузбасса.

Практическая        деятельность.        Составление        презентации        «Красная книга Кузбасс».

Формы        контроля:        устный        опрос,        познавательная        игра        «Эти удивительные животные», игра «Умники и умницы».

Раздел 10. Достопримечательности Кузбасса. (14 ч.)

  1. Кузбасс –жемчужина Сибири. (2 ч.)

Теория. Историческое прошлое Кузбасса. Географические особенности.

Природные ресурсы края.

Практическая деятельность. Составление презентации «Богатство родного края».

  1. Достопримечательности родного города. (2 ч.)

Теория. Достопримечательности родного города (Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», Церковь святых Апостолов Петра и Павла, Церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского, Краеведческий музей г. Киселёвска, стадион «Шахтёр»).

Практическая деятельность. Тест «Достопримечательности Киселевска».

  1. Семь чудес Кузбасса. (Поднебесные Зубья, Горная Шория). (2 ч.) Теория. Семь чудес Кузбасса. (Поднебесные Зубья, Горная Шория). Практическая деятельность. Тест «Семь чудес Кузбасса».
  2. Семь        чудес        Кузбасса        (Скульптура        Золотая        Шория»,        город Мариинск). (2 ч.)

Теория. «Золотая Шория», город Мариинск.

Практическая деятельность. Составление презентации «Семь чудес Кузбасса».

  1. Семь чудес Кузбасса (Памятник природы «Азасская пещера»). (2

ч.)


Теория. Памятник природы «Азасская пещера.

Практическая        деятельность.        Составление        презентации

«Достопримечательности края».

  1. Достопримечательности городов нашей области. (2 ч.)

Теория. Достопримечательности городов нашей области (Кемеровский областной краеведческий музей, Музей Ф. М. Достоевского в Новокузнецке, Набережная реки Томь в Кемерово, Парк Чудес в Кемерово, Новокузнецкий драматический театр, Спасо-Преображенский собор в Новокузнецке, Знаменский кафедральный собор в Кемерово).

Практическая    деятельность.    Составление    презентации

«Достопримечательности края».

  1. Проекты «Достопримечательности Кузбасса». (2 ч.)

Теория. Достопримечательности Кузбасса.

Практическая        деятельность.        Защита        проектов

«Достопримечательности Кузбасса».

Формы   контроля:   творческая   работа.   Краеведческое   лото

«Достопримечательности Кузбасса».

Раздел 11. Этнография и современность. (7 ч.)

  1. Этнография в процессе туристско-краеведческой деятельности. (2 ч.)

Теория. Понятие «этнография». Музейные экспонаты, экспозиции.

Предметы или явления в их живой реальности, в комплексе со всеми связями и в историческом развитии, в процессе которого изменяется и их функция.

Практическая деятельность. Посещение выставок, музеев.

  1. Собирание и фиксация этнографических материалов. (2 ч.)

Теория. Научное описание экспоната. Способ изготовления предмета, социальная среда его бытования, народные обряды или обычаи, атрибутом которых является данный предмет.

Практическая деятельность. Сбор данных о предмете. Работа с фотоматериалами, с источниками информации и справочной литературой. Опрос населения, работа с информаторами. Составление паспорта предмета.

  1. Историко-этнографический маршрут (экскурсия по выбранной участниками экспозиции из музейных предметов). (3 ч.)

Теория. Историко-этнографический маршрут (экскурсия по выбранной участниками экспозиции из музейных предметов). Маршрут экскурсии и объекты показа.

Практическая деятельность. Мини-экскурсия по выбранной участниками экспозиции из музейных предметов.

Формы контроля: Практическая работа «Этнография и современность».

Итоговое занятие «Наш край родной». (1 ч.)

Теория. Основные краеведческие понятия.

Практика. Итоговое тестирование.

Форма контроля: тест.

1.4. Планируемые результаты

По окончании 1 года обучения учащийся знает:

  • физико-географическое положение области;
  • основные полезные ископаемые области;
  • реки и города Кемеровской области;

-наиболее типичных представителей животного и растительного мира Кемеровской области;

  • основных представителей животного и растительного мира Красной книги Кемеровской области;
  • малые народности Сибири (шорцы, телеуты, калмаки, татары).
  • символику Кемеровской области;
  • исследователей Кузбасса и их вклад в его развитие;
  • особенности рельефа Кемеровской области;

умеет:

  • работать с литературными и интернет источниками, архивными материалами;
  • владеть приёмами публичных выступлений при защите своих учебно- исследовательских работ;
  • собирать краеведческий материал по определенной тематике;
  • наблюдать        и        описывать        предметы        материальной        культуры, исторические памятники, события, традиции;
  • работать с каталогами, краеведческой и справочной литературой, документами, архивными материалами;
  • обобщать, систематизировать, делать выводы, заключения;
  • составлять краткие сообщения, мини доклады;
  • определять положение        области        на карте        России,        показывать и называть границы Кемеровской области;
  • отличать основные полезные ископаемые области по виду;
  • определять        наиболее        типичных        представителей        животных        по внешнему виду, описанию;
  • определять основные породы хвойных и лиственных деревьев;
  • различать малые народности Сибири по костюмам и традициям.

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие

личностные качества как:

  • готовность        и        способность        обучающихся        к        саморазвитию        и личностному самоопределению;
  • развитие компетенции «уметь учиться»;
  • формирование национальной и гражданской идентичности;
  • сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности;
  • развитие        системы        значимых        социальных        и        межличностных отношений.

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

  • самостоятельность        в        планировании        и        осуществлении        учебной деятельности;
  • организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;

-способность        к        построению        индивидуальной        образовательной траектории,

  • владение        навыками        учебно-исследовательской,        проектной        и социальной деятельности.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ

  1. Календарный учебный график

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Кол-во учебных дней

Даты начала и окончания

учебных периодов/ этапов

Продолжитель ность каникул

1

108

36

3 занятия в неделю по 1 часу

108

01 сентября –

31 мая

27 декабря-10 января

  1. Условия реализации программы

Методическое обеспечение

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, метод проектов.

Формы        организации        учебного        занятия:        экскурсия,        дидактическая        и познавательная игра, рассказ педагога, защита проекта, доклад.

Педагогические технологии: технология разноуровневого обучения, игровая, здоровьесберегающая, проектная технология.

Педагогические технологии.

Технология разноуровневого обучения, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, С, что дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, Б, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Технология проектной деятельности предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность воспитанника;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  • систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Здоровьесберегающая технология это:

  • 1. условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания).
  • 2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными и гигиеническими требованиями).
  • 3. соответствие физической и учебной нагрузки возрастным возможностям ребёнка.
  • 4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ребёнка.

Игровые технологии.

Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

-его внеклассной работе.

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их. Развивающие умения отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

Алгоритм учебного занятия 1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

  1. этan - проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

  1. этап - подготовительный. (подготовка к восприятию нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

  1. этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
  1. Усвоение новых знаний и способов действии.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

  1. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют  пробные  практические  задания,  которые  сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

  1. Закрепление знаний и способов действуй применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
  2. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

  1. этап – контрольный.

Задача:        выявление        качества        и        уровня        овладения        знаниями,        их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

  1. этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

  1. этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

  1. этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача:        обеспечение        понимания        цели,        содержания        и        способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Материально-техническое обеспечение программы: 1.Мультимедийное оборудование (в том числе интернет-соединение, флеш- накопитель). (1 ед.)

  1. Атлас географический. (10 ед.)
  2. Ручки, простые и цветные карандаши, фломастеры. (8 ед.)
  3. Бумага А4 офисная (цветная). (2 ед.)
  4. Наглядные пособия для проведения занятий. (8 ед.)
  5. Справочная и учебная (краеведческая) литература. (8 ед.)
  6. Архивные материалы (образовательного учреждения). (1 ед.)
  7. Архивные материалы (семейные). (8 ед.)
  8. Бумага А4 офисная (белая). (2 ед.)

Информационное обеспечение: программа Power Point, платформа Google Classroom, сайты https://wordart.com, https://nsportal.ru , https://wikipedia.org, http://kemoblast.ru/ , интерактивные игры по краеведению, мультимедийное обеспечение к занятиям для творческих заданий.

Кадровое обеспечение:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Краевед-исследователь»        реализуется        педагогом        дополнительного образования, высшей квалификационной категории.

Педагог имеет высшее педагогическое образование по специальности

«Учитель начальных классов», систематически проходит курсы повышения квалификации.

  1. Формы контроля

Тест, устный опрос, творческие задания, работа с картой, познавательные и дидактические игры, практическая и творческая работа, викторина, защита мини-проекта, доклад, работа с контурными картами.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Результатом реализации программы является определяемый уровень сформированности у учащихся среднего школьного звена обозначенных в предполагаемых результатах освоения программы знаний, умений, навыков частично-поисковой и учебно-исследовательской деятельности.

Результативность усвоения программы определяется в ходе наблюдения, проведения тестового контроля, выполнения практических работ. В процессе реализации программы проводится вводная, тематическая (после изучения каждого раздела), промежуточная и итоговая диагностика результатов усвоения программы и личностного развития учащихся. Изучение курса завершается краеведческим лото, которое включает вопросы по всем темам и разделам программы.

Диагностика результатов обучения осуществляется в несколько этапов:

  • вводный контроль проводится с целью выявления образовательного уровня учащихся на начало обучения и способствует подбору эффективных форм и методов деятельности для учащихся;
  • промежуточный - проводится в конце первого полугодия с целью отслеживания уровня освоения программного материала;
  • тематический контроль позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков по темам программы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях и оказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала;
  • итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

Формы подведения итогов различны: конкурсно-игровые программы, творческие конкурсы и практические работы, олимпиады по краеведению, туристско-спортивные программы, а также проведение тестов, устных опросов, творческих заданий, работа по контурной карте и атласу, познавательные и дидактические игры, викторины, защиты мини-проектов, докладов; участие учащихся в туристско-краеведческих экспедициях, конкурсах, выставках, слетах; презентация результатов учебных и социально- значимых проектов.

Использование на занятиях разнообразных форм проведения занятий: игры-путешествия, экскурсии, викторины, игровые, познавательные программы. Результативность усвоения программы определяется через выполнение тестовых заданий, разработанных к программе.

За время обучения учащиеся могут принимать участие в творческих конкурсах, учебно-исследовательских конференциях туристско- краеведческой направленности разного уровня.

  1. Оценочные материалы

Диагностическая методики: тестовые задания.

Этапы

диагностики

Форма диагностики

вводный

Тест

промежуточный

Тест

тематический

Тест

итоговый

Тест

Формы и методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение, создание ситуаций проявления качеств, умений.

Формы фиксации результатов: протокол.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

  1. Методические материалы

  1. Конспекты занятий по темам.
  2. Годовой календарный учебный график первого года обучения.
  3. Годовой календарный учебный график второго года обучения.
  4. Сборник диагностических работ.
  5. Методическая разработка «Малые народы Сибири - шорцы».
  6. «Методические        рекомендации        по        составлению        краеведческих олимпиад».
  7. «Сборник тестовых заданий по краеведению».
  8. «Краеведческое лото».
  9. Мультимедийное сопровождение к занятиям по темам:
  1. Символика города Киселёвска.
  2. Символика Кемеровской области.

3.1. Киселевчане - Герои Советского Союза.

5.2. Основные полезные ископаемые Кемеровской области.

  1. Реки Кемеровской области (Томь, Кия, Яя).
  2. Реки Кемеровской области (Иня, Чулым, Чумыш).

7.1. Лес – природное сообщество. Деревья области.

  1. Кустарники Кемеровской области.
  2. Красная книга. Исчезающие виды растений Кузбасса.
  1. Звери.
  2. Птицы.

8.3 Насекомые.

8.4. Красная книга. Исчезающие виды животных.

9.1. Шорцы. Особенности образа жизни и их традиции. Телеуты. Особенности        образа жизни и их традиции.

  1. Словесные краеведческие игры:
  1. «Юный краевед».
  2. «Четыре стихии».
  3. «Краеведческое ассорти».
  4. «Знатоки родной природы».
  5. «Угадай растение по его описанию».
  6. «Угадай исследователя по описанию». Список литературы

2.6. Список литературы

Для педагога

  1. Липатова С.Н. Организация летнего отдыха детей и подростков в городских и загородных детских оздоровительных лагерях: методические материалы / С.Н. Липатова. – Кемерово: КРИПКРиПРО, 2016.-103 с.
  2. Мешкова С.И. Игры, конкурсы, соревнования в детском оздоровительном лагере: методическое пособие / С.И. Мешкова, И.С. Дубровина, М.А. Комлева и др.- Кемерово : КРИПКРиПРО, 2016.-149 с.- (Серия «Педагогика каникул»).
  3. Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе [Текст]: учебно-методическое издание / А.Г. Озеров, М.: ФЦДЮТиК, 2017.- 216 с.
  4. Свияш, А.Г. Здоровье в голове, а не в аптеке: учебное пособие / А.Г.Свияш, М.: ЗАО Центрополиграф, 2017-320 с.
  5. Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Туристско- краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / П.В. Степанов, С. В.  Сизяев, Т.Н. Сафронов. – Москва «Просвещение», 2017. – 79 с.

Для учащихся

  1. Соловьёв, Л.И. «Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей»: Учебное пособие / Л.И. Соловьёв. – Кемерово, 2016 – 405 с.
  2. Соловьёв, Л.И. «География Кемеровской области. Природа» / Л.И. Соловьёв. – Кемерово: Изд-во «СКИФ», «Кузбасс», 2016. – 377с.
  3. Соловьев, Л.И. География Кемеровской области: учебное пособие по географии / Л.И. Соловьев. – Кемерово: «Скиф» - «Кузбасс», 2016.-377 с.

Дополнительная учебная литература

  1. Атлас  для  школьников        В.Н.  Гнатишин.        –        Новосибирск:  Изд-во

«Просвещение-регион», 2002. – 31 с.

  1. Куликов        Л.В.        Психология                личности                в        трудах        отечественных психологов.        –        СПб:        Издательство        «Питер»,        2013.        –        480                с.        –        (Серия

«Хрестоматия по психологии»).

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000-576, 256с.
  2. Шабалин        В.М.        «Тайны        имён        земли        Кузнецкой»:        Краткий топонимический словарь Кемеровской области 3000 названий / В.М.

Шабалин. –        Кемерово, 1994. – 222с.

Интернет ресурсы

  1. Значение туризма и краеведения в воспитании любви к родине, к родному краю В.А. Локтев педагог-организатор муниципального учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г.  Калтан, 2011 г. loktevva.blogspot.ru›2011/10/blog-post_21.html
  2. Кемеровская область: гербы и флаги. - Режим  доступа: https://geraldika.ru/i/%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE

%D

  1. Красная книга Кемеровской области Том II [Электронный ресурс]. - Режим        доступа: http://kuzbasseco.ru.
  2. Кузбасс . – Режим доступа: http:old.ako.ru/Kuzbass/simbols.

Приложение

Контрольно-оценочные материалы Вводный контроль

Цель: оценка исходного (начального) уровня знаний и умений учащихся перед началом образовательного процесса по программе «Краевед- исследователь»

Форма проведения: тест

Содержание: учащиеся индивидуально выполняют тестовые задания. Отвечают на открытые вопросы или выбирают правильные варианты ответов на вопросы теста.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Параметры оценки: выбор правильного ответа, «+»/ «-» или ответ на открытый вопрос.

Критерии определения результата: Параметры оценки ответов

Оптимальный уровень (3 балла)

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
  3. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники, Интернет источник.

Хороший уровень (2 балла)

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных тем; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных

терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи педагога; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы педагога.

  1. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации.
  2. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Допустимый уровень (1 балл)

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Оценка уровня знаний

Оценка уровня знаний осуществляется по итогам реализации программы итоговым тестом. Степень усвоения знаний учащимися контролируется в ходе текущей диагностики на занятиях письменным опросом по изученным темам.

Параметры оценки

  1. Оптимальный        уровень        (3        балла)        -        (75%        -100% правильных ответов).
  2. Хороший        уровень        (2        балла)        -        (50-74%правильных ответов).
  3. Допустимый уровень (1 балл) – (менее 50% правильных ответов).

Итоговый контроль

Цель: оценка итогового уровня знаний и умений учащихся в завершении образовательного процесса по программе «Краевед-исследователь»

Форма проведения: тест

Содержание: учащиеся индивидуально выполняют тестовые задания. Отвечают на открытые вопросы или выбирают правильные варианты ответов на вопросы теста.

Форма оценки: уровень (высокий, средний, низкий).

Параметры оценки: выбор правильного ответа, «+»/ «-» или ответ на открытый вопрос.

Критерии определения результата: Параметры оценки ответов

Оптимальный уровень (3 балла)

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы педагога.
  3. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники, Интернет источник.

Хороший уровень (2 балла)

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных тем; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи педагога; в основном усвоил

учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы педагога.

  1. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации.
  2. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Допустимый уровень (1 балл)

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно.
  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Оценка уровня знаний

Оценка уровня знаний осуществляется по итогам реализации программы итоговым тестом. Степень усвоения знаний учащимися контролируется в ходе текущей диагностики на занятиях письменным опросом по изученным темам.

Параметры оценки

  1. Оптимальный уровень (3 балла) - (75% -100% правильных ответов).
  2. Хороший уровень (2 балла) - (50-74%правильных ответов).
  3. Допустимый уровень (1 балл) – (менее 50% правильных ответов).

Контрольно-измерительные материалы Критерии сформированности знаний и умений:

  1. знание символики Кузбасса и его городов, умение объяснить элементы гербов;
  2. знания основных сведений о Кемеровской области, умение отметить на контурной карте административные границы, соседей, основные города;
  3. знание основных сведений о рельефе горных систем Кемеровской области, определение вершин горных систем, их высоты и названия, рассмотрение основных горных хребтов, умение наносить их на контурные карты;
  4. знание сведений об основных исследователях Кузбасса: М. Волков, Д. Попов, Ф. Еремеев, П.А. Чихачев, С.У Ремезов, Л.И. Лутугин, П.Н. Крылов;
  5. знание основных полезных ископаемых и их месторождений в

Кемеровской области, умение нанести на контурную карту;

  1. знание основных сведений о реках и озёрах Кузбасса, умение показать их на карте;
  2. знание о растительном мире Кемеровской области, умение работать с атласом Кемеровской области, справочной литературой, Интернет

– источниками;

  1. знание о животном мире Кемеровской области, умение работать с атласом Кемеровской области, справочной литературой, Интернет – источниками;
  2. знание основных представителей растительного и животного мира, занесённых в Красную книгу;
  3. знание характеристики месяцев по временам года, народные названия, основные климатические особенности, умение наблюдать за изменениями в природе и работать над дневником наблюдений. Знание народных примет по временам года, умение оформлять сборника примет.
  4. знание об обрядах русского народа, умение различать их по циклам, составлять паспорт обряда;
  5. знание о народных играх, умение составлять паспорт игры;
  6. знание быта и традиций коренных народов Сибири, умение отличать предметы быта и обычаи шорцев, телеутов, калмаков, сибирских татар;
  7. знание        основных        сведений        о        памятниках        Киселевска, посвященных Великой Отечественной войне;
  8. оформлять творческую работу, в том числе презентацию;
  9. умение работать с контурными картами;
  10. умение составлять и решать кроссворды;
  11. умение рассуждать на заданную тему.

Оценочный лист

Разделы программы

    Ф.И. учащегося

1. Основные сведения о Кемеровской области

2. Исследователи и землепроходцы земли Кузнецкой

3. Известные земляки нашего края

4. Родословие

5. Полезные ископаемые Кемеровской области

6. Реки и озера Кемеровской области

7. Растительный мир Кемеровской области

8. Животный мир Кузбасса

9. Этнография и современность

Итого

баллов

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Основы исторической реконструкции»

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по истории в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышления, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»

Программа  туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО,  Концепцией духовно-нравстве...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»

Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие спец...