Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческого направления «ИСТОКИ»
рабочая программа по краеведению (8 класс)
Программа туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Программа разработана с учетом опыта использования в образовательном процессе взаимосвязанных форм туристско-краеведческой работы и на понимании её как целостного явления, включающего обучение, воспитание, оздоровление и развитие детей и подростков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Плёховская основная общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области
Принята на заседании педагогического совета школы. Протокол № __ от «___» _______ 2018г. Председатель педагогического совета ______________/ Пронякина С.И./ | Утверждена. Приказ №____ от «___» _________ 2018г. Директор школы _________/Ламанова Е.М./ |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
туристско-краеведческого направления
«ИСТОКИ»
(Возраст детей:13-15 лет; Срок реализации программы: 1 год, 3 часа в неделю)
Лифатова Светлана Сергеевна
учитель истории и обществознания
I квалификационной категории
с. Плёхово
2018г.
Пояснительная записка
Идея гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания появилась, конечно же, не сегодня. Она складывалась веками в нашей стране, ее основы подкреплялись подвигами известных и безымянных героев. Во все времена, огромное значение, придавалось воспитанию чувства национальной гордости. Проблема воспитания истинных граждан Отечества широко отражена в педагогической мысли начиная с VIII века. Выдающиеся педагоги XX столетия - А.С. Макаренко, В.Я. Стоюнин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие - ратовали за необходимость формирования патриотизма подрастающего поколения как средства для сохранения культурных традиций, исторического наследия России. Понятие «Родина» в трудах В.А. Сухомлинского, является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. … Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» [1].
На молодое поколение современной России оказывается огромное влияние из разного рода источников информации, которые оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на становление личности гражданина Российской Федерации. Крайне снизился уровень воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования, а это главные факторы формирования чувств патриотизма.
«Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество» [2].
Основой любого воспитания является уважение и любовь к своей стране, к ее истории, традициям и богатейшей культуре. Достойного человека и настоящего гражданина невозможно вырастить без уважительного и трепетного отношения к своим истокам.
Программа туристско-краеведческого кружка «Истоки» разработана для занятий с обучающимися 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Программа разработана с учетом опыта использования в образовательном процессе взаимосвязанных форм туристско-краеведческой работы и на понимании её как целостного явления, включающего обучение, воспитание, оздоровление и развитие детей и подростков. Программа направлена на изучение истории своего края, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций; развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям; формирование активной гражданской позиции, чувства родства с историей и культурой России, методом вовлечения в волонтерскую работу. Краеведческая деятельность - универсальный инструмент и испытанное средство в системе духовно-нравственного воспитания, является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом. А туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности и способствует выявлению одаренных детей.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям, как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, программа способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Так как любовь к Родине у маленького гражданина рождается из теплых чувств к родному дому, к березовой роще за окном и маленькой речушке, которая словно обнимает самое дорогое место на планете – родное село. Развитие и углубление патриотических чувств неразрывно связано с представлениями о малой родине. Поэтому крайне важно развивать интерес к истории и культуре родного края.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что программа туристско-краеведческого кружка «Истоки» призвана помочь учителю расширить знания школьников о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Поэтому основу содержания программы составляет история Суджанского района и села Плёхово: герои-земляки, участвующие в Великой Отечественной войне, знаменитые земляки, участники ансамбля «Тимоня», история школы и др. Собирая сведения об истории села, школы, достопримечательностях, о своих земляках. Создавая различные проекты, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Ученики познакомятся с деятельностью школьного и районного музея, поработают с их фондами.
Данная программа продолжает изучение истории нашего края, начатое на уроках исторического краеведения в 7 классе.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Курс не только расширяет знания учащихся о земляках, помогает ощущать свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основное направление кружка – изучение истории родного края.
Межпредметные связи – история Курского края, литература, музыка.
Место курса в образовательном процессе
Программа рассчитана на один год обучения из расчета 3 час в неделю. Всего 102 часа. Программа предназначена для учащихся 8-9 классов.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, встреч, бесед, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 2 раз в неделю в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеке. В ходе реализации программы особое внимание уделяется проектной деятельности, под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и многое другое. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой, недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах по краеведению, на электронных носителях, в интернете, СМИ. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди.
Цели изучения курса
Цели программы:
- Воспитать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, гордости за неё.
- Расширить и углубить знания учащихся о родном крае.
- Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.
- Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.
Образовательные задачи:
- Ознакомление с историей своего края и малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков.
- Овладение начальными навыками исследовательской работы
- Овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю.
- Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждого человеческой жизни.
- Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
- Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
- Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
- Теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);
- Практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы –деятельностный и личностный подходы, партнерство, результативность, творчество и успех.
Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации цели программы, являются:
Организация поисковой деятельности:
- Работа с фондами районного и школьного музея. Работа с периодической печатью (районной газетой «Суджанские вести»), сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях Суджанского района и Курской области.
- Встречи с жителями села, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор информации.
- Написание исследовательских работ в форме докладов и проектов, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах на уровне школы, муниципалитета, области, всероссийские (через сеть интернет).
Оформительская деятельность:
а) составление докладов, отчетов;
б) оформление выставок, плакатов, стенгазет;
в) создание Альбома «Выпускники школы», генеалогического древа семьи, тематических презентаций.
Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, экскурсий;
б) участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях историко-краеведческих клубов и объединений.
Формы занятий:
• индивидуальная и групповая работа;
• работа с документами, электронными источниками информации, сетью Интернет;
• лекции, беседы, диспуты, викторины;
• коллективные творческие дела, встречи с интересными людьми;
• волонтерская работа, экскурсии, пешие прогулки, походы.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проектов исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Образовательные результаты
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты обучения
• Изучение истории Суджанского района и села Плёхово.
• Сбор материала о земляках-участниках Великой Отечественной войны; о знаменитых земляках.
• Овладение навыками работы с фондами музея.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающие должны научиться ▪ видеть проблемы; ▪ ставить вопросы; ▪ выдвигать гипотезы; ▪ давать определение понятиям; ▪ классифицировать; ▪ наблюдать; ▪ делать умозаключения и выводы; ▪ структурировать материал; ▪ готовить тексты собственных докладов; ▪ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексировать (видеть проблемы; анализировать сделанное: почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагать (ставить и удерживать цели); • Планировать (составлять план своей деятельности); • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникационное взаимодействие (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности учащихся:
• тематические презентации;
• тематические плакаты, открытки;
• справочник;
• родословное древо, календарь семейных традиций;
• фотоальбом.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | • формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления • воспитание уважительного и бережного отношения к прошлому. | Организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Познавательные | • умение учиться: формирование навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации; • добывать необходимые знания, с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, музея и интернета. |
Коммуникативные | • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • умение координировать свои усилия с усилиями других; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Теорити ческие | Практи ческие |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Малая Родина. | 13 | 8 | 5 |
3 | Моя школа. | 13 | 2 | 11 |
4 | История моей семьи. | 6 | 2 | 4 |
5 | Знаменитые земляки. | 14 | 4 | 10 |
6 | Суджанский район – гончарная мастерская. | 5 | 3 | 2 |
7 | Суджанские ковры. | 3 | 1 | 2 |
8 | Край мой православный | 25 | 10 | 15 |
9 | Суджанский район в годы ВОВ. | 10 | 3 | 7 |
10 | Итоговые занятия. | 12 | 2 | 10 |
Итого | 102 | 36 | 66 |
Содержание изучаемого курса
Введение в курс «Истоки». 1 час
Раздел 1. Малая Родина. История Суджанского района, города Суджа и села Плёхово. Топонимика родного края (урбанимы (история названия улиц), гидронимы, ойконимы (история названия города, села и близлежащих деревень). Изучение биографий М.С. Щепкина, П.К. Лихина, Ф.С. Конева. Посещение Суджанского краеведческого музея. Обзорная экскурсия по городу. Создание герба села Плёхово. Посещение Дома народного творчества.
Раздел 2. Моя школа. История моей школы. Традиции школы. Создание тематического плаката «Традиции школы». Учителя школы. Встречи с учителями-пенсионерами (Найденова В.Ф, Королева Л.Г., Спицын Н.Е). Педагогические династии (создание письменного проекта или презентации). Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. Выпускники школы. Сбор фотоматериалов. Встречи с выпускниками. Перевод фотоматериалов в электронный вид. Оформление альбома «Выпускники школы».
Раздел 3. История моей семьи. Моя родословная. Создание генеалогического древа. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Встречи с бабушками и дедушками обучающихся. Традиции моей семьи. Создание календаря семейных традиций.
Раздел 4. Знаменитые земляки. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. Встречи с ветеранами, тружениками тыла. Работа с документами сайта «Подвиг народа». Писатель Турков А.П. Круглый стол (знакомство с книгами А.П. Туркова о селе Плёхово). Участники ансамбля «Тимоня». Просмотр тематических фильмов. Встречи с участниками ансамбля. Изучение музыкальных инструментов. Песни плясовые, хоровые, танки и карагоды. Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. Создание тематического плаката или буклета. Изучение народного костюма. Создание моделей.
Раздел 5. Суджанский район – гончарная мастерская. История развития гончарного промысла в Суджанском районе. Знаменитый гончар Ю.С. Спесивцев. Мастер-класс по лепке из глины. Посещения гончарной мастерской. Встреча с Ю.С. Спесивцевым.
Раздел 6. Суджанские ковры. История ковроткачества в Суджанском районе. Мастер-класс по ковроткачеству. Посещение Суджанского техникума искусств (ковроткацкого отделения).
Раздел 7. Край мой православный. История церквей района. Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. Посещение храма в селе Уланок. Создание виртуальной экскурсии по церквям района. Создание набора открыток «Край мой православный». Изучение истории Знаменского собора города Курска. Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Просмотр тематического фильма. Создание презентации. История обретения Чудотворной иконы Знамение Божией Матери Курская Коренная. История обретения Пряжевской иконы Божией матери. Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. Посещение монастыря. История церкви села Плёхово. Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. Посещение часовни на месте Иоанно-Предтеченской мужской пустыни.
Раздел 8. Суджанский район в годы ВОВ. Время оккупации. Ивницкая трагедия. Освобождение района от фашистских захватчиков. Волонтерская работа. Уборка памятников. Посильная помощь ветеранам и труженикам тыла.
Раздел 9. Итоговые занятия. Игровое занятие – викторина «История моего края». Обобщение, полученного материала. Составление и оформление туристического маршрута по Суджанскому району. Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Оформление выставки. Подготовка и проведение открытого мероприятия.
Всего: 102 часа.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Виртуальное путешествие. | 1 | |
Раздел 1. Малая родина. 11 часов | |||
2 | История Суджанского района с древнейших времен до XV века. | 1 | |
3 | Основание города и его устройство. | 1 | |
4 | История города Суджа и Суджанского района в XVII-XIXвв. | 1 | |
5 | История города Суджа и Суджанского района в XX в. – нынешнее время. | 1 | |
6 | Знаменитые земляки: М.С. Щепкин. | 1 | |
7 | Знаменитые земляки: П.К. Лихин. | 1 | |
8 | Знаменитые земляки: Ф.С Конев. | 1 | |
9-10 | Летопись села Плёхово. | 2 | |
11 | Топонимика родного края (ойконимы). | 1 | |
12 | Топонимика родного края (гидронимы). | 1 | |
13 | Топонимика родного края (урбанимы). | 1 | |
14 | Достопримечательности села Плёхово. | 1 | |
Раздел 2. Моя школа | |||
15 | История моей школы. | 1 | |
16-17 | Традиции школы. | 2 | |
18-20 | Учителя школы. | 3 | |
21 | Педагогические династии. | 1 | |
22-25 | Выпускники школы. | 4 | |
26-27 | Оформление Альбома «Выпускники школы». | 2 | |
Раздел 3. История моей семьи. | |||
28-30 | Моя родословная | 3 | |
31 | Моя семья в годы Великой Отечественной войны | 1 | |
32-33 | Традиции моей семьи | 2 | |
Раздел 4. Знаменитые земляки. | |||
34-36 | Земляки-участники Великой Отечественной войны. | 3 | |
37-39 | Писатель Турков А.П. | 3 | |
40-42 | Ансамбль «Тимоня». | 3 | |
43 | Музыкальные инструменты. | 1 | |
44 | Танки и карагоды. | 1 | |
45-47 | Народный кастюм. | 3 | |
Раздел 5. Суджанский район – гончарная мастерская. | |||
48-49 | История развития гончарного промысла в Суджанском районе. | 2 | |
50 | Знаменитый гончар Ю.С. Спесивцев. | 1 | |
51-52 | Мастер-класс по лепке из глины. | 2 | |
Раздел 6. Суджанские ковры. | |||
53 | История ковроткачества в Суджанском районе. | 1 | |
54-55 | Мастер-класс по ковроткачеству. | 2 | |
Раздел 7. Край мой православный. | |||
56 | Церковь Троицы Живоначальной и Вознесения Господня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. | 1 | |
57-58 | Церковь Рождества Христова (с. Уланок). Церковь с. Борки. | 2 | |
59 | Церкви с. Заолешенка, Гончаровка, Замостье, Махновка. | 1 | |
60 | Церкви с. Бондаревка, Пушкарное, Черный Олех. | 1 | |
61 | Церкви с. Погребки, Киреевка, Черкасское Поречное. | 1 | |
62 | Церкви с. Малая Локня, Казачья Локня, Гоголевка. | 1 | |
63-64 | Создание набора открыток «Край мой православный». | 2 | |
65-67 | Создание виртуальной экскурсии. | 3 | |
68 | Знаменский собор | 1 | |
69-72 | Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. | 4 | |
73-75 | Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь. | 3 | |
76 | Пряжевская икона Божией Матери. | 1 | |
77-78 | История церкви села Плёхово. | 2 | |
79-80 | Часовня на месте Иоанно-Предтеченской мужской пустыни. | 2 | |
Раздел 8. Суджанский район в годы ВОВ. | |||
81-83 | Время оккупации. | 3 | |
84 | Ивницкая трагедия. | 1 | |
85 | Освобождение района от фашистских захватчиков. | 1 | |
86-90 | Волонтерская работа. | 5 | |
Раздел 9. Итоговые занятия. | |||
91 | Викторина «Знатоки» | 1 | |
92-96 | Туристический маршрут. | 5 | |
97-98 | Оформление и защита творческих работ. | 2 | |
99 | Выставка. | 1 | |
100-102 | Открытое мероприятие. | 3 |
Методическое обеспечение программы
Нормативно – правовая база:
- Конституция РФ (ст. 1,10,15, 7, 19, 43,32, 50)
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 373 -ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»
- Федеральный закон от 26.09.1997 г. 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
- Федеральные государственные стандарты второго поколения.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. – 2010 № 41(ч.II).- Ст.5250
- «Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.15 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». СанПин 2.4.4 3172 – 14.
- Устав школы.
Используемая литература:
- Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989
- Виноградов С.Ю. , Много помнят воды Псла, Агроальянс, 2013
- Доклады Суджанскому уездному собранию XLV очередной сессии.-Курск. Типография Курской губернии, 1910
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. / Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Российская академия образования. – М: Просвещение, 2009-с.18 [2].
- Медведская Л.А. / Вопросы истории и краеведения/ Курск, 1999
- Прохоров В.А. / Надпись на карте/ географические названия Центрального Черноземья, ЦЧКИ, Воронеж, 1977
- Сухомлинский В.А. /Родина в сердце/ М., 1980-с.14 [1].
- Турков А.П. /Бурьян/ М.:П-Центр, 2013.
- Чертова А.А., Шевердина Л.В. /Путешествия по Курскому краю/ Курск, 2004
- Буклет / Гербы Курского края/
- Статьи из газет: «Суджанские вести», «Курск», «Друг для друга», «Знамя Победы», «Человек, земля и дело».
- Материалы из архива Суджанского краеведческого музея.
Интернет ресурсы:
- http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf
- http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
- http://kurskedu.ru/bez-r/kraevedenie-kurskogo-kraya.php
- http://sobory.ru/geo/distr/1132
- http://sudga.ru/forum/thread4497.html
- http://www.vidania.ru/temple/temple_kurskaya/
- http://курская-епархия.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"
Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" для 2-5 классов, срок реализации 1 год....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Музей нефти...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности " Спортивный туризм" (3 года)
Программа " Спортивный туризм" создана на основе программы " Юные туристы- многоборцы" автор Махов И.И. под ред. Ю.С. Константинова (Программы для системы дополнительного образования детей- М.,ФЦДЮТиК...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет
Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Родные истоки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родные истоки» имеет туристско-краеведческую направленность, по форме организации: групповая. Уровень освоения программы: базо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческая направленность «Истоки»
Программа «Истоки» по содержательной, тематической направленности является туристско-краеведческой, по форме организации – групповой, по времени реализации – годичной. Пр...