ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
рабочая программа (9 класс) на тему

Рогова Марина Александровна

Музей нефти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», утвержденным приказом Минобрнауки от 29.08.2013 г. № 1008.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

По своему профилю школьный музей является комплексным, т.е. ведущий работу по разным направлениям (туристско- краеведческое, историческое, патриотическое и др.)

Актуальность программы в контексте темы Фестиваля и номинации:

«Надо повышать престиж инженерных профессий, без этого никуда, невозможно», – подчеркнул Владимир Владимирович Путин 26 мая 2015 года, выступая в ходе бизнес-форума общественной организации «Деловая Россия».

В последние годы в России возросло понимание важности подготовки будущих квалифицированных инженеров, проектировщиков, нефтяников, геологов еще со школы. В подготовке любого специалиста в области высоких технологий история имеет решающее значение, как, впрочем, в воспитании человека и гражданина вообще. Знание истории родного края, его нефтегазового освоения, истории технических изобретений, знакомство с подвигами первооткрывателей позволяет сформировать у подрастающего поколения патриотизм, инженерное мышление. Образ мысли, основанный на анализе, направлен на созидание, решаемые проблемы имеют социальное значение: повышается производительность труда, облегчаются условия работы.

Цель программы - формирование единого ценностно-смыслового пространства для взрослых и детей путем объединения участников в совместную деятельность, направленную на профессиональное самоопределение подрастающего поколения; всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:

- создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;

- формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;

- внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения;

Цель достигается через решение следующих задач:

- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;

- формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;

- профессиональная ориентация подростков;

- формирование прочных трудовых навыков и навыков;

Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем не посредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере - памятники и достопримечательности великой истории и культуры России; природный ландшафт; непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах; включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности; приобретение разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков; формирования дружбы и товарищества путем совместной работы - вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.

Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно

музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте - создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.

Для реализации программы привлекаются педагоги-организаторы, специалисты инженерных и технических профессий.

Для наглядной демонстрации конкретных достижений той или иной отрасли задействованы экспозиционные залы музея.

Программа рассчитана на 1 год обучения (3 часов), преимущественно для обучающихся возрастной группы 12-17 лет.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность». Занятия в музее продолжаются и в период летних каникул.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раза

2 часа

70 часов

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего края, посёлка, своей школы.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с историческими источниками;
  • проводить экскурсии, радиолинейки, тематические классные часы, тематические мероприятия;
  • оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, поселковых, районных и окружных краеведческих викторинах, конкурсах и др.

Миссия музея: сохранение, выявление, сбор, изучение и популяризация музейных предметов и коллекций, связанных с историей развития геологии, нефтяной и газовой промышленности, экологии на территории Западной Сибири.

Основные направления деятельности:

  • сбор и хранение экспонатов,
  • научно-исследовательская,
  • экскурсионная,
  • выставочная.

      Музей геологии, нефти и газа собирает и хранит экспонаты, рассказывающие об истории освоения и развития нефтегазового комплекса Тюменского Севера, естественнонаучные коллекции, раскрывающие богатства подземных кладовых.

Основные направления исследований:

  • геология,
  • освоение месторождений,
  • транспортировка нефти и газа,
  • информационные технологии,
  • полезные ископаемые: технологии их получения и обработки,
  • уникальные и редкие образцы минералов.

Учебный план

Название раздела,

темы

Краткое описание содержания занятия

Кол-во часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы. Теория: Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности.

Практика: Экскурсия по музею. Просмотр экспонатов.

2

1

 1

2

Музей нефти и газа имени Р.И. Кузоваткина.

Теория: знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы.

Практика: работа с архивными источниками, статистическими данными, отбор литературы, газет, обновляют стенды школьного музея.

2

1

1

3

Документоведение.

Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников.

Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного музея.

2

1

1

4

Введение в поисково-исследовательскую деятельность.

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов.

3

2

1

5

Основы экскурсоведения.

Теория: сущность понятия «экскурсия», её функции и признаки. История экскурсионного дела в России. Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий.

Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей посёлка.

10

1

9

6

«Западная Сибирь: история поиска».

В государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа хранятся уникальные документы в фонде первом, дающие представления о поисках полезных ископаемых на территории Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) автономного округа в 1930-1940-е годы.

Практика: работа с документами, поиск информации в интернете.

12

4

8

7

«Фонд первый. Забытые имена».

Теория:

Практика: работа с архивными данными, поиск информации

6

2

4

8

Выставка «Звёзды нефтяной эпохи Югры».

10 сентября 2004 года, в честь добычи 8-миллиардной тонны нефти в Ханты-Мансийском автономном округе было заложено в фасад здания Музея геологии, нефти и газа пять звезд, на них имена таких титанов нефтяной и геологоразведовательной отраслей, Героев Социалистического труда, таких как Юрий Эрвье, Виктор Муравленко, Борис Щербина, Лев Ровнин и Фарман Курбанович Салманов. В период освоения Западной – Сибири много фамилий звучало на всю страну, но фамилии этих пяти звучали особенно громко. Каждый внес в неоценимый вклад в развитие Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области.

Теория:

Практика:

6

2

4

9

Выставка «Известные земляки – первопроходцы».

6

2

4

10

«Компании века на службе человека». Викторина.

Цель данной викторины – познакомить учащихся с работой крупных нефтяных кампаний округа; привлечь для участия в выставке детских рисунков, сформировав у учащихся интерес к профессии нефтяника.
Каждый класс заранее готовит свою команду. Два этапа викторины: интеллектуальный конкурс «Эрудиты», творческий конкурс « Нефтяная компания будущего».

Теория: подготовка заданий викторины.

Практика: проведение викторины.

4

3

1

«Мой папа нефтяник».

Выставка детских рисунков. Дети в красках могут отразить своё видение нефтяной отрасли.

Практика:

2

1

1

«Ключик к успеху».

«Музей собирает друзей»: встреча с сотрудниками кампании Юганскнефтегаз.

«Картоквест».

Ребят ждет увлекательное путешествие по экспозиционным залам музея. Поиски полезных ископаемых приведут к заветному кладу – знаниям!

Теория: подготовка мероприятия. Составление заданий.

Практика: проведение мероприятия.

4

3

1

«Нефть на карте Югры».

Теория: работа с архивными источниками, , отбор литературы, ребята научатся читать карту автономного округа, найдут на ней все нефтяные, газовые и кварцевые месторождения, поймут, насколько богата природными ресурсами родная Югра.

Практика: проведение экскурсий.

5

2

3

«Нефть и окружающая среда».

Экология – очень важная тема современности. На занятии дети узнают, как нефть влияет на окружающую среду, научатся очищать воду от маслянистой жидкости.

Теория:

Практика:

4

2

2

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы. Подшивка материала.

2

1

1

Календарный учебный график

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Вводное занятие.

2

2

Музей нефти и газа имени Р.И. Кузоваткина.

2

3

Документоведение.

2

4

Введение в поисково-исследовательскую деятельность.

3

5

Основы экскурсоведения.

10

6

«Западная Сибирь: история поиска».

12

7

«Фонд первый. Забытые имена»

6

8

Выставка «Звёзды нефтяной эпохи Югры».

6

9

Выставка «Известные земляки – первопроходцы».

6

10

«Компании века на службе человека». Викторина.

4

11

«Мой папа нефтяник».

2

12

«Ключик к успеху».

13

«Картоквест».

4

14

«Нефть на карте Югры».

5

15

«Нефть и окружающая среда».

4

16

Итоговое занятие.

2

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:        Воспитательная работа:

- практическая работа на местности;        - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне  музея;        - встречи, конференции вне музея;

- экскурсии в музее;        - встречи, сборы, собрания;

- уроки в музее;        - экскурсии, встречи в музее

- самостоятельное изучение        

Методическое обеспечение программы.

Используемые технологии:

  • технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
  • технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
  • технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями посёлка, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи посёлка, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Ханты-мансийского округа. Посещение и беседы с жителями посёлка, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

Литература для учителя:

  1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
  2. Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
  3. Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
  4. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
  6. Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
  7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.

Литература для обучающихся:

1.Архивные документы.

2. Воспоминания очевидцев.

3. Исторические справки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности " Спортивный туризм" (3 года)

Программа " Спортивный туризм" создана на основе программы " Юные туристы- многоборцы" автор Махов И.И. под ред. Ю.С. Константинова (Программы для системы дополнительного образования детей- М.,ФЦДЮТиК...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческого направленности

   Туристское  объединение  «38 Меридиан»  работает  по  дополнительной  общеразвивающей программе. Образовательная  программа туристско...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности  "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет

Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...