ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
рабочая программа (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы, «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», утвержденным приказом Минобрнауки от 29.08.2013 г. № 1008.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов – источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
По своему профилю школьный музей является комплексным, т.е. ведущий работу по разным направлениям (туристско- краеведческое, историческое, патриотическое и др.)
Актуальность программы в контексте темы Фестиваля и номинации:
«Надо повышать престиж инженерных профессий, без этого никуда, невозможно», – подчеркнул Владимир Владимирович Путин 26 мая 2015 года, выступая в ходе бизнес-форума общественной организации «Деловая Россия».
В последние годы в России возросло понимание важности подготовки будущих квалифицированных инженеров, проектировщиков, нефтяников, геологов еще со школы. В подготовке любого специалиста в области высоких технологий история имеет решающее значение, как, впрочем, в воспитании человека и гражданина вообще. Знание истории родного края, его нефтегазового освоения, истории технических изобретений, знакомство с подвигами первооткрывателей позволяет сформировать у подрастающего поколения патриотизм, инженерное мышление. Образ мысли, основанный на анализе, направлен на созидание, решаемые проблемы имеют социальное значение: повышается производительность труда, облегчаются условия работы.
Цель программы - формирование единого ценностно-смыслового пространства для взрослых и детей путем объединения участников в совместную деятельность, направленную на профессиональное самоопределение подрастающего поколения; всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.
Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:
- создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
- формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;
- внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения;
Цель достигается через решение следующих задач:
- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;
- формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
- профессиональная ориентация подростков;
- формирование прочных трудовых навыков и навыков;
Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем не посредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере - памятники и достопримечательности великой истории и культуры России; природный ландшафт; непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах; включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности; приобретение разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков; формирования дружбы и товарищества путем совместной работы - вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.
Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно
музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте - создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.
Для реализации программы привлекаются педагоги-организаторы, специалисты инженерных и технических профессий.
Для наглядной демонстрации конкретных достижений той или иной отрасли задействованы экспозиционные залы музея.
Программа рассчитана на 1 год обучения (3 часов), преимущественно для обучающихся возрастной группы 12-17 лет.
Формы занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы. Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.
Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по теме «Введение в поисково-исследовательскую деятельность». Занятия в музее продолжаются и в период летних каникул.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 час | 1 раза | 2 часа | 70 часов |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Учащиеся должны знать: историю своего края, посёлка, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с историческими источниками;
- проводить экскурсии, радиолинейки, тематические классные часы, тематические мероприятия;
- оформлять полученные материалы в экспозиции школьного музея и творческих работах.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, поселковых, районных и окружных краеведческих викторинах, конкурсах и др.
Миссия музея: сохранение, выявление, сбор, изучение и популяризация музейных предметов и коллекций, связанных с историей развития геологии, нефтяной и газовой промышленности, экологии на территории Западной Сибири.
Основные направления деятельности:
- сбор и хранение экспонатов,
- научно-исследовательская,
- экскурсионная,
- выставочная.
Музей геологии, нефти и газа собирает и хранит экспонаты, рассказывающие об истории освоения и развития нефтегазового комплекса Тюменского Севера, естественнонаучные коллекции, раскрывающие богатства подземных кладовых.
Основные направления исследований:
- геология,
- освоение месторождений,
- транспортировка нефти и газа,
- информационные технологии,
- полезные ископаемые: технологии их получения и обработки,
- уникальные и редкие образцы минералов.
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Краткое описание содержания занятия | Кол-во часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. | Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы. Теория: Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Практика: Экскурсия по музею. Просмотр экспонатов. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Музей нефти и газа имени Р.И. Кузоваткина. | Теория: знакомство с коллективом. Правила техники безопасности. Обсуждение плана работы на год. Знакомство с историей края. Инструктажи по ПДД, электро - и пожаробезопасности. Условия безопасной работы. Текущие вопросы. Практика: работа с архивными источниками, статистическими данными, отбор литературы, газет, обновляют стенды школьного музея. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Документоведение. | Теория: знакомство с классификацией и систематизацией музейных экспонатов, правилами хранения вещественных исторических источников. Практика: учащиеся помогают в обеспечении учёта и сохранности фондов музея, работают с инвентарной книгой основного фонда школьного музея. | 2 | 1 | 1 | |
4 | Введение в поисково-исследовательскую деятельность. | Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами проектных работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы. Практика: составление индивидуальных проектных и исследовательских работ, выступления и защита своих работ; проведение тематических классных часов. | 3 | 2 | 1 | |
5 | Основы экскурсоведения. | Теория: сущность понятия «экскурсия», её функции и признаки. История экскурсионного дела в России. Знакомство с видами экскурсий, памяткой проведения экскурсий. Практика: проведение экскурсий для учащихся школы, жителей и гостей посёлка. | 10 | 1 | 9 | |
6 | «Западная Сибирь: история поиска». | В государственном архиве Ханты-Мансийского автономного округа хранятся уникальные документы в фонде первом, дающие представления о поисках полезных ископаемых на территории Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) автономного округа в 1930-1940-е годы. Практика: работа с документами, поиск информации в интернете. | 12 | 4 | 8 | |
7 | «Фонд первый. Забытые имена». | Теория: Практика: работа с архивными данными, поиск информации | 6 | 2 | 4 | |
8 | Выставка «Звёзды нефтяной эпохи Югры». | 10 сентября 2004 года, в честь добычи 8-миллиардной тонны нефти в Ханты-Мансийском автономном округе было заложено в фасад здания Музея геологии, нефти и газа пять звезд, на них имена таких титанов нефтяной и геологоразведовательной отраслей, Героев Социалистического труда, таких как Юрий Эрвье, Виктор Муравленко, Борис Щербина, Лев Ровнин и Фарман Курбанович Салманов. В период освоения Западной – Сибири много фамилий звучало на всю страну, но фамилии этих пяти звучали особенно громко. Каждый внес в неоценимый вклад в развитие Ханты-Мансийского автономного округа и Тюменской области. Теория: Практика: | 6 | 2 | 4 | |
9 | Выставка «Известные земляки – первопроходцы». | 6 | 2 | 4 | ||
10 | «Компании века на службе человека». Викторина. | Цель данной викторины – познакомить учащихся с работой крупных нефтяных кампаний округа; привлечь для участия в выставке детских рисунков, сформировав у учащихся интерес к профессии нефтяника. Теория: подготовка заданий викторины. Практика: проведение викторины. | 4 | 3 | 1 | |
«Мой папа нефтяник». | Выставка детских рисунков. Дети в красках могут отразить своё видение нефтяной отрасли. Практика: | 2 | 1 | 1 | ||
«Ключик к успеху». | «Музей собирает друзей»: встреча с сотрудниками кампании Юганскнефтегаз. | |||||
«Картоквест». | Ребят ждет увлекательное путешествие по экспозиционным залам музея. Поиски полезных ископаемых приведут к заветному кладу – знаниям! Теория: подготовка мероприятия. Составление заданий. Практика: проведение мероприятия. | 4 | 3 | 1 | ||
«Нефть на карте Югры». | Теория: работа с архивными источниками, , отбор литературы, ребята научатся читать карту автономного округа, найдут на ней все нефтяные, газовые и кварцевые месторождения, поймут, насколько богата природными ресурсами родная Югра. Практика: проведение экскурсий. | 5 | 2 | 3 | ||
«Нефть и окружающая среда». | Экология – очень важная тема современности. На занятии дети узнают, как нефть влияет на окружающую среду, научатся очищать воду от маслянистой жидкости. Теория: Практика: | 4 | 2 | 2 | ||
Итоговое занятие. | Подведение итогов работы. Подшивка материала. | 2 | 1 | 1 |
Календарный учебный график
Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | |||||
1 | Вводное занятие. | 2 | ||||
2 | Музей нефти и газа имени Р.И. Кузоваткина. | 2 | ||||
3 | Документоведение. | 2 | ||||
4 | Введение в поисково-исследовательскую деятельность. | 3 | ||||
5 | Основы экскурсоведения. | 10 | ||||
6 | «Западная Сибирь: история поиска». | 12 | ||||
7 | «Фонд первый. Забытые имена» | 6 | ||||
8 | Выставка «Звёзды нефтяной эпохи Югры». | 6 | ||||
9 | Выставка «Известные земляки – первопроходцы». | 6 | ||||
10 | «Компании века на службе человека». Викторина. | 4 | ||||
11 | «Мой папа нефтяник». | 2 | ||||
12 | «Ключик к успеху». | |||||
13 | «Картоквест». | 4 | ||||
14 | «Нефть на карте Югры». | 5 | ||||
15 | «Нефть и окружающая среда». | 4 | ||||
16 | Итоговое занятие. | 2 |
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - встречи, конференции вне музея;
- экскурсии в музее; - встречи, сборы, собрания;
- уроки в музее; - экскурсии, встречи в музее
- самостоятельное изучение
Методическое обеспечение программы.
Используемые технологии:
- технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);
- технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);
- технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).
Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями посёлка, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи посёлка, проведение викторин, внеклассных мероприятий. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Ханты-мансийского округа. Посещение и беседы с жителями посёлка, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.
Литература для учителя:
- Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.
- Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.
- Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.
- Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.
- Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
- Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.
- Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.
Литература для обучающихся:
1.Архивные документы.
2. Воспоминания очевидцев.
3. Исторические справки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности " Спортивный туризм" (3 года)
Программа " Спортивный туризм" создана на основе программы " Юные туристы- многоборцы" автор Махов И.И. под ред. Ю.С. Константинова (Программы для системы дополнительного образования детей- М.,ФЦДЮТиК...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческого направленности
Туристское объединение «38 Меридиан» работает по дополнительной общеразвивающей программе. Образовательная программа туристско...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед" адресована детям младшего и среднего школьного возраста 9-12 лет. Прог...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет
Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...