Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туристёнок»
рабочая программа по физкультуре (5, 6 класс)
Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие специального туристского снаряжения (кочки, гать), препятствия по судейским перилам (параллельная переправа, бревно с перилами, подъём, спуск), а также умение укладывать рюкзак, разжигать костёр, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы, оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться простыми приёмами ориентирования, преодолевать простые препятствия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turistenok_zaharova.doc | 863.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИЧУРИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ И ТУРИЗМА»
Рассмотрена на заседании педагогического совета МБОУ ДО ЦКиТ Протокол от 30.08.2019 №1 | Утверждаю Директор МБОУ ДО ЦКиТ С.В. Родюкова Приказ от 30.08.2019 № 64 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Туристенок»
(базовый уровень)
Возраст обучающихся 11-12 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Захарова Виктория Родионовна,
педагог дополнительного образования
Мичуринск 2019
Пояснительная записка
Объединение «Туристенок» дает обучающимся определенный круг знаний и умений, необходимых путешественникам, знакомит с историческими и культурными памятниками родного города, животным и растительным миром Тамбовской области.
Содержание программного материала предусматривает ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие специального туристского снаряжения (кочки, гать), препятствия по судейским перилам (параллельная переправа, бревно с перилами, подъём, спуск), а также умение укладывать рюкзак, разжигать костёр, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы, оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться простыми приёмами ориентирования, преодолевать простые препятствия.
В организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения занятий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой, это: беседы, задания игровой направленности, викторины, соревнования, самостоятельная работа, походы, Но основной формой являются учебно-тренировочные занятия, в ходе которых умения и навыки должны отрабатываться до автоматизма, чтобы на соревнованиях обучающиеся могли их выполнять технически быстро и правильно. При проведении занятий рекомендуется применять методы, направленные: - на приобретение специальных знаний (показ, идеомоторная тренировка, демонстрация); - на овладение двигательными умениями и навыками (метод расчленённого и целостного упражнения); - на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств (равномерный, повторный, игровой, соревновательный), а также объяснительноиллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Туристенок» – туристско-краеведческая. Данная программа является модифицированной.
Актуальность программы. Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения. Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности работы, направленной на развитие интеллекта юного туриста, его познавательных, морально-волевых и нравственных качеств перед работой, направленной на освоение предметного содержания.
Сроки реализации образовательной программы
По программе объединения «Туристенок» могут обучаться дети в возрасте от 11 до 12 лет. Срок реализации программы рассчитан на 1 год ( 216 ч.).
Учебный план и программа занятий предусматривают обучение ребят азбуке туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах.
Формы занятий.
Программа включает комплексные занятия, теоретические и практические занятия по туризму и общефизической подготовке (подвижные игры на воздухе).
Средствами общефизической подготовки являются общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами туризма. Теоретические занятия имеют определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
В теоретической части образовательном процессе используются традиционные методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, диспут); наглядные (демонстрация, показ - плакатов, рисунков, схем, графических изображений, карт, видеофильмов, приемов работы); практические (выполнение практических заданий, выполнение исследовательской и общественно-полезной деятельности). Занятия проводятся с использованием различных форм организации учебной деятельности. На занятия в кабинете (аудиторное занятие) используются следующие формы организации учебного процесса:
Фронтальная форма. Данная форма предполагает одновременное выполнение одинаковой работы обучающимися, где происходит сравнение и обобщение полученных результатов (игры, ролевые игры, дидактические игры, викторины, занятия-творчества, видеозаниятия и т.д.).
Групповая (звеньевая) форма. Данная форма характеризуется основным признаками организации процесса обучения: группа делится на подгруппы для решения конкретных задач; каждая подгруппа получает конкретное задании е и выполняет его сообща; задание выполняется таким способом, который позволяет оценить индивидуальный вклад каждого члена подгруппы.
Режим занятий.
Программа «Туристенок» рассчитана на 1год обучения с возможным изменением календарно-тематического планирования. Годовой объём равен 216 часам. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа.
Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, укрепление их здоровья в процессе занятий туризмом.
Образовательные задачи: формирование разносторонних знаний об истории родного края, его культурном наследии; обучение детей умению ориентироваться на незнакомой местности с помощью карты и компаса; знание видов туристских соревнований и правил их проведения; овладение техникой пешеходного туризма.
Воспитательные задачи:
воспитание патриотизма, любви к родному краю, чувства дружбы, взаимопомощи.
Развивающие задачи: развитие физической выносливости; развитие внимания, памяти, любознательности, познавательной активности.
Оздоровительные задачи: оздоровление организма ребенка в процессе туристско-краеведческой деятельности и общения с природой; повышение мышечной активности в результате физических нагрузок.
Содержание программы «Туристенок»:
1.Введение
1.1.История туризма. Виды туризма.
Теория:
История развития туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном и экскурсионном туризме.
1.2.Морально-волевая подготовка.
Теория:
Волевые усилия и их значение в походах и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Законы, правила, нормы и традиции туризма.
2.Наш край
2.1.Первые поселенцы Тамбовщины.
Теория:
Древнейшие следы жизни людей в пределах края. Эпоха неолита. Занятия древних обитателей неолитических поселений. Древняя мордва.
Практика:
Экскурсия в краеведческий музей.
2.2.История Козлова-Мичуринска. Основание крепости Козлов.
Теория:
Указ царя Михаила Федоровича Романова о строительстве на Белгородской черте города-крепости. Схема крепости. Укрепления. Воеводы И.В. Биркин и М. И. Спешнев. Защита крепости от набегов кочевников. История названия города.
2.3.Наш город в 18-21 в.в.
Теория:
Развитие торговли, промышленности в 18-19 в.в. Строительство железной дороги, генеральное межевание города. Город в наши дни. Знаменитые люди и исторические достопримечательности города.
2.4.История улиц. Переименование города.
Теория:
Улицы нашего города. Старые имена городских улиц. История их названий: улицы, задававшие направление; улицы, на которых находились храмы; названия улиц, определяющие их местонахождение.
Практика:
Экскурсия по улице Московской.
3.Основы топографии и ориентирования
3.1.Понятие о топографической и спортивной карте.
Теория:
Топографические и спортивные карты. Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Отличие спортивной карты от топографической. Масштабы спортивных карт. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Практика:
Изучение топографических и спортивных карт. Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Игры на знание условных знаков спортивной карты. Игры на понимание масштаба.
3.2. Топографические знаки, рельеф.
Теория:
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте.
Практика:
Изучение на карте местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков.
3.3. Ориентирование по горизонту, азимут.
Теория:
Основные направления на стороны горизонта: С, Ю, З, В. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»). Определение азимута.
Практика:
Построение на бумаге заданных азимутов. Нахождение азимута с помощью компаса. Игра « По азимуту».
3.4. Знакомство с компасом.
Теория:
Типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Ознакомление со спортивным жидкостным компасом. Правила обращения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Основные действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование.
Практика:
Определение сторон горизонта. Движение по основным направлениям азимута. Игры на знание сторон горизонта.
3.5. Измерение расстояний.
Теория:
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Глазомерный способ измерения расстояний. Способы тренировки глазомера.
Практика:
Измерение своего среднего шага. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах различного масштаба ниткой.
3.6. Общая физическая подготовка.
Теория:
Значение физической подготовки в повышении функциональных возможностей организма. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения.
Практика:
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для туловища и ног. Подвижные игры и эстафеты.
3.7.Основы ориентирования.
Теория:
Виды ориентирования. Ориентирование с помощью карты в походе. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Опрос местных жителей. Сходные (параллельные ситуации). Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути).
Практика:
Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде. Игры по спортивному ориентированию.
3.8.Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.
Теория:
Определение сторон горизонта по солнцу. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов, растительности. Выход на крупные ориентиры, выход к ближайшему жилью.
Практика:
Определение сторон горизонта по солнцу, по особенностям некоторых местных предметов, растительности.
4.Основы пешеходного туризма
4.1. Пешеходный туризм. Туристское снаряжение.
Теория:
Особенности пешеходного туризма. Личное и групповое туристское снаряжение. Перечень личного снаряжения, требования к нему. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Групповое снаряжение, требования к нему.
4.2. Рюкзак. Укладка рюкзака.
Теория:
Типы рюкзаков. Правила укладки рюкзака.
Практика:
Укладка рюкзака.
4.3.Палатка. Установка палатки.
Теория:
Типы палаток: двускатная, трехскатная, палатка «Зима», двухместные, восьмиместные и др. Назначение палаток, преимущества и недостатки. Размещение вещей в них.
Практика:
Установка разных типов палаток, размещение вещей в них.
4.4. Организация бивака.
Теория:
Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Выбор места для палаток, костра, мусорной ямы, мест для забора воды. Уборка места лагеря перед уходом группы.
Практика:
Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака).
4.5.Типы костров и кострового оборудования.
Теория:
Типы костров: «нодья», «таежный», «звездный», «колодец», «шалаш». Назначение костров. Топливо. Правила разведения костра. Техника безопасности. Костровое оборудование: треноги, тросики, кронштейны и др.
Практика:
Складывание разных типов костров. Разведение костра. Соблюдение техники безопасности.
4.6. Техника безопасности в походе.
Теория:
Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения в походе. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Техника безопасности при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком.
4.7. Техника пешего туризма.
Теория:
Особенности соревнований по технике пешеходного туризма. Понятие о дистанции, этапах. Перечень этапов на полосе препятствий: «маятник», «бурелом», «преодоление условного болота по кочкам» и др.
Практика:
Отработка технических навыков на полосе препятствий.
4.8. Общефизическая подготовка.
Практика:
Подвижные игры, эстафеты. Упражнения на быстроту и ловкость.
Составление комплекса упражнений для утренней гимнастики.
4.9. Питание в походе.
Теория:
Значение правильного питания в походе. Упаковка и переноска продуктов. Питьевой режим. Питание в 1-3 дневном походе. Составление меню.
Практика:
Составление меню и списка продуктов для 1-3 дневного похода. Фасовка и упаковка продуктов.
4.10. Должности в походе.
Теория:
Должности: «командир», «костровой», «казначей», «санитар» и др. их роль в походе.
4.11. Дневник похода.
Теория:
Правила ведения дневника похода.
Практика:
Оформление дневника похода.
4.12. Доврачебная помощь в походе.
Теория:
Походная медицинская аптечка. Основные приемы оказания первой медицинской помощи. Помощь при различных травмах. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых. Пищевые отравления. Ожоги. Тепловой и солнечный удар. Гигиена в походе. Способы обеззараживания воды.
Практика:
Оказание первой помощи условно пострадавшему. Игра на запоминание лекарственных средств.
4.13. Подготовка к походу.
Теория:
Правила поведения в походе. Распределение обязанностей в походе. Подготовка снаряжения. Составление плана похода.
Практика:
Распределение по должностям. Подготовка группового и личного снаряжения. Составление плана похода. Составление меню. Закупка продуктов.
5. Природа и мы
5.1.Экологическая грамотность туриста.
Теория:
Правила поведения туристов в природе. Утилизация мусора в походе. Организация фенологических наблюдений.
Практика:
Организация фенологических наблюдений.
5.2.Природоохранительная деятельность в походе.
Теория:
Очистка родника; очистка прибрежной зоны от бытового мусора.
Охрана насекомых, птиц. Забота о птенцах. Правила сбора лекарственных трав. Забота о лесе. Защита от пожара.
5.3. Изготовление поделок из природного материала. Инструктаж по технике безопасности при изготовлении поделок из природного материала.
Теория:
Правила поведения на занятиях при работе с природным материалом. Правила обращения с ножницами.
Практика:
Изготовление икебаны из сухих веточек, цветов, листьев. Изготовление забавных животных из сучков, корешков; фигурок из желудей, каштанов.
Ожидаемые результаты обучения
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющиеся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в развитии следующих компетенций.
Познавательные компетенции:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию личности человека;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающую долгую сохранность творческой деятельности;
понимание спортивного туризма как средства физической культуры по организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. Компетенции личностного самосовершенствования:
бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; проявления доброжелательности и отзывчивости к людям, уважительное отношение к окружающим;
проявление осознанной дисциплинированности, отвечать за результаты собственной деятельности.
Социально-трудовые компетенции:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения.
Коммуникативные компетенции:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику интереса, внимания и уважения; находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы «Туристенок». Приобретаемый опыт проявляется в учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.
Предметные результаты, также, как и метапредметные, проявляются в развитии следующих компетенций.
Познавательные компетенции:
знания по истории и развития спортивного туризма в своем регионе; знания основных видов спортивного туризма, их цели и задачи.
Компетенции личностного самосовершенствования:
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях соревнований;
способность соблюдать правила игр и соревнований;
Социально-трудовые компетенции:
способность выполнять общеразвивающие упражнения по физической подготовке; способность выполнять построение и перестроение в походной колонне;
способность планировать место организации бивака по плану (карте) местности.
Коммуникативные компетенции:
способность осуществлять судейство соревнований по спортивному туризму.
Календарно-учебный график
(I год обучения)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1. | Введение | 4 | 4 | 0 | |
1.1 | Туризм. Виды туризма | 2 | 2 | 0 | |
1.2 | Морально-волевая подготовка юного туриста | 2 | 2 | 0 | |
2. | Наш край | 20 | 12 | 8 | |
2.1 | Первые поселенцы Тамбовщины | 8 | 4 | 4 | |
2.2. | История Козлова – Мичуринска Основание крепости Козлов История улиц Переименование города | 2 | 2 | 0 | |
2.3. | Наш город в 18-21 в.в. | 2 | 2 | 0 | |
2.4. | История улиц. Переименование города. | 8 | 4 | 4 | |
3. | Основы топографии и ориентирования | 76 | 26 | 50 | |
3.1. | Понятие о топографической и спортивной карте | 8 | 2 | 6 | |
3.2. | Топографические знаки, рельеф | 10 | 4 | 6 | |
3.3. | Ориентирование по горизонту, азимут | 10 | 4 | 6 | |
3.4. | Знакомство с компасом | 10 | 4 | 6 | |
3.5. | Измерение расстояний | 10 | 4 | 6 | |
3.6. | Общая физическая подготовка | 10 | 2 | 8 | |
3.7. | Основы ориентирования | 10 | 2 | 8 | |
3.8. | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки | 8 | 4 | 4 | |
4. | Основы пешеходного туризма | 100 | 34 | 66 | |
4.1. | Пешеходный туризм. Туристское снаряжение | 6 | 6 | 0 | |
4.2. | Рюкзак. Укладка рюкзака. | 4 | 2 | 2 | |
4.3. | Палатка. Установка палатки. | 8 | 2 | 6 | |
4.4. | Организация бивака. | 10 | 4 | 6 | |
4.5. | Типы костров и кострового оборудования. | 10 | 2 | 8 | |
4.6. | Техника безопасности в походе. | 4 | 4 | 0 | |
4.7. | Техника пешего туризма. | 8 | 2 | 6 | |
4.8. | Общефизическая подготовка. | 10 | 0 | 10 | |
4.9. | Питание в походе. | 8 | 2 | 6 | |
4.10 | Должности в походе. | 4 | 4 | 0 | |
4.11. | Дневник похода. | 6 | 2 | 4 | |
4.12. | Доврачебная помощь в походе. | 10 | 2 | 8 | |
4.13. | Подготовка к походу. | 12 | 2 | 10 | |
5. | Природа и мы | 16 | 8 | 8 | |
5.1. | Экологическая грамотность туриста | 4 | 2 | 2 | |
5.2. | Природоохранительная деятельность в походе. | 4 | 4 | 0 | |
5.3. | Изготовление поделок из природного материала. Инструктаж по технике безопасности. | 8 | 2 | 6 | |
ИТОГО | 216 | 84 | 132 |
Условия реализации программы.
Занятия по данной программе носят преимущественно практический характер и проводятся в помещении и на местности; часть занятий проводится в форме лекций и бесед.
Учебный план предусматривает обучение ребят азбуке туризма, сообщение им основных сведений о родном крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи.
Дети знакомятся с историей развития туризма, изучают вопросы топографии и ориентирования, технику и тактику пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях.
Способы и формы проверки результатов
При оценке промежуточных результатов усвоения программы используется зачетная система по каждому разделу: сдача нормативов на время и правильность по физической и теоретической подготовке, выполнение практических заданий за контрольное время, решение заданий-тестов, опрос по темам занятий, наблюдение за правильностью выполнения практических заданий во время учебно-тренировочного занятия и занятия на местности, ведение дневника самоконтроля, участие в соревнованиях и конкурсах, выполнение спортивных разрядов, участие в походах.
Формы и виды контроля.
Промежуточный контроль.
- Соревнования, походы выходного дня, полевые выходы, степенные и категорийные походы. На протяжении всего учебного года и все летние месяцы.
- Практическая работа.
Итоговый контроль.
Включение наиболее подготовленных туристов в состав команд для участия в областных туристских соревнованиях. Согласно плану проведения городских и областных туристских мероприятий.
Методическое обеспечение.
На каждом этапе реализации программы используется широкий спектр методов, обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы работы выбираются согласно составу группы, ее обученности, личностным возможностям. Теоретические занятия разумно проводить в форме бесед, лекций-консультаций, семинаров, используя наглядные материалы, сочетая теорию с практикой, полевые занятия – семинары, практикумы (в том числе индивидуальные), творческие, экспериментальные практические работы на местности.
Обучение строится по принципу «от простого к сложному» и по принципу расширения кругозора по данным темам. Занятия проходят с группой в целом, однако акцент ставится на индивидуальный подход к каждому обучающемуся внутри группы. Это объясняется особенностями возрастного развития, как психического, так и физиологического: различный объем памяти и скорость запоминания, различный уровень предварительной физической подготовки, различие стимулов для выполнения того или иного задания. По мере приобретения новых навыков и знаний добавляется принцип приобщения старших, «опытных» воспитанников к обучению младших. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик.
К программе разработаны и подобраны методические рекомендации по организации туристско-краеведческой деятельности:
- нормативно-правовые документы по организации туристско-краеведческой деятельности;
- сборник рекомендаций по Руководству для судей и участников соревнований по технике пешеходного туризма;
- учебно-методические комплексы по отдельным разделам программы;
- рекомендации по организации, подготовке и проведению походов.
В помещении для занятий должны быть:
- доска;
- мел, линейка;
- аптечка, для оказания первой медицинской помощи;
- шкаф.
Для успешной реализации образовательного процесса в наличии должны быть следующие инструменты и материалы, необходимые для работы на занятиях объединения «Туристенок»:
- Рюкзак – 15 штук;
- Туристские коврики – 20 штук;
- Палатки двухслойные - 5 штук;
- Костровое хозяйство – 2 комплекта;
- Туристские котлы 2 комплекта;
- Топоры – 2 штуки;
- Пилы – 3 штуки;
- Ремонтный набор – 2 комплекта;
- Тенты командные – 2 штуки;
- Лопатки саперные – 3 штуки;
- Аптечка походная – 2 комплекта;
- Каски – 6 штук;
- Перчатки брезентовые – 15 пар;
- Системы страховочные – 15 комплектов;
- Карабины альпинистские – 30 штук;
- Веревка основная - 10 бухт;
- Компасы спортивные ;
- Секундомеры.
Оценочные материалы по программе «Туристенок».
Сводный протокол аттестаций знаний, умений, навыков обучающихся.
Ф.И, обучающегося | Разделы программы | Итоговая аттестация | ||||
Введение | Наш край | Основы топографии и ориентирования | Основы пешеходного туризма | Природа и мы | ||
1.
| ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. | ||||||
15. |
Низкий уровень (Н) ________________________________________
Ниже среднего (НС)________________________________________
Средний уровень(С) ________________________________________
Высокий уровень(В) ________________________________________
Выше среднего (ВС)________________________________________
2. Вопросы по спортивному ориентированию.
2.3. Истекло ваше "контрольное время". Ваши действия? |
а) поискать следующий КП и потом пойти на финиш |
б) до конца пройти дистанцию |
в) сразу идти на финиш |
2.4. Что такое контрольная карточка? |
а) документ, в котором делается отметка, посещенных участником КП |
б) документ, в котором указана возрастная группа участника |
в) документ, где стоит допуск врача на соревнования |
2.5. На какой дистанции участник проходит КП в любом порядке? |
а) дистанция по выбору |
б) заданное направление |
в) маркированная дистанция |
3. Узлы, применяемые в туризме. Подписать названия узлов:
- Прямой узел;2. Схватывающий; 3. Проводник; 4. Восьмёрка.
Наибольшее количество баллов - 19
Тестовый контроль «Выживание в природе»
Форма проведения: тестовый опрос
Цель: проверка знаний по действиям обучающихся в экстремальных ситуациях.
Задание: вписать в карточку индекс выбранного ответа а, б или в в графу рядом с номером вопроса.
Контрольная карточка ответов на вопросы по правилам поведения в экстремальных ситуациях
Ф.И.обучающегося ______________________________________________________________
номер вопроса | индекс ответа | номер вопроса | индекс ответа |
1 | 6 | ||
2 | 7 | ||
3 | 8 | ||
4 | 9 | ||
5 | 10 |
Вопросы:
1. Находясь в лесу (поле) зимой, вы, кажется, отморозили руку. Будете ли вы:
а) растирать ее снегом,
б) согревать около костра,
в) согревать собственным теплом, растирая шерстяной тканью.
2. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные вспышки молнии Ваши действия:
а) спрятаться под высокое дерево,
б) остаться на открытой местности и продолжить движение,
в) остановиться, накрыться палаткой и переждать.
З. Вам предстоит совершить длительный переход. Задолго до конечного пункта вы обнаружили потертости на ногах. Как вы поступите:
а) протрете подошвы обуви бензином, намочите носки водой и наденете обувь,
б) время от времени будете переодевать носки с одной ноги на другую или наденете
носки наизнанку,
в) наденете обувь на босую ногу.
4. В жаркий знойный день, вы чувствуете, что язык начинает распухать от недостатка воды. Следует ли вам
а) сбросить одежду и продолжить движение,
б) плотно застегнуться и продолжать движение,
в) плотно застегнуться, найти тень и дождаться вечера, затем продолжить движение.
5. От дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как следует поступить:
а) продолжать движение, не обращая внимание на дым,
б) укрыться на высоком дереве,
в) ползти, прижимаясь к земле
6. Совершая поход, вы попали в район, где много ядовитых змей. Будете ли вы во время движения:
а) производить как можно больше шума ногами,
б) идти тихо и спокойно, чтобы не привлекать внимание змей,
в) двигаться медленно, с остановками, через каждые 5-6 шагов внимательно
осматривая заросли впереди.
7 .Если в походе вас укусила ядовитая змея, вы будете:
а) накладывать жгут, чтобы препятствовать проникновению яда,
б) часть яда выдавить с кровью или отсосать ртом,
в) прижечь место укуса огнем или сигаретой.
8. Вы находитесь в лесу и зовете на помощь товарищей. Как вы должны кричать, чтобы вас услышали с большого расстояния:
а) кричать громко, но низким тоном,
б) свистеть с помощью пальцев
9. Вы передвигаетесь по засушливой местности и очень хотите пить. У вас с собой полная фляга воды, но пополнить свои запасы в ближайшие несколько дней вы не сможете. Как следует поступить:
а) беречь воду и пить примерно по чашке день
б) утолить жажду, выпив примерно половину имеющейся воды,
в) пить часто по одному глотку.
10. При какой толщине льда могут переходить водоем отдельные пешеходы:
а) 2-3 см
б) 5-7 см
в) 7-12 см
Критерии оценки: ответы на теоретические вопросы оцениваются по 10 балльной шкале, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл:
высокий уровень (В) - 10-9 баллов
выше среднего(ВС)-8-9 баллов
средний уровень (С) – 7-6 баллов
ниже среднего (НС)- 4-6
низкий уровень(Н) – 3-0 баллов
Практическая работа по теме: Рюкзак. Укладка рюкзака
Цель: проверка теоретических знаний по теме и умения правильно укладывать рюкзак.
Практическая подготовка.
Задание: уложить рюкзак, используя предложенные предметы из личного снаряжения туриста.
Перечень предметов:
-комплект посуды,
-спальный мешок,
-пенополеуритановый коврик,
-сменная обувь,
-предметы личной гигиены: полотенце, зубная щетка, паста, мыло ит.д.
-смена белья,
-дождевик,
-аптечка,
-штормовка,
-канцелярские принадлежности,
- продуктовый набор
Штрафные баллы:
- неправильно уложен спальный мешок – 1 б,
- вещи не упакованы в полиэтиленовые пакеты -1 б,
- уложенные вещи при ходьбе гремят- 1 б,
- не подогнаны лямки рюкзака – 1 б,
- не застегнуты крепления рюкзака - 1 б.
Теоретическая подготовка:
Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл
Задание: дополни предложения:
1. При укладке рюкзака нельзя: -
-
-
2. Правило укладки рюкзака: тяжелое -
мягкое -
объемное -
предметы первой необходимости –
3.Допустимый вес рюкзака для моего возраста: _______________________
4. Полиэтиленовый вкладыш большего, чем рюкзак размера нужен, чтобы ____________________
5.Чтобы предохранить плечи от потертостей и наминов, нужно _________________________________________________________
Критерии оценки: укладка рюкзака и ответы на теоретические вопросы оцениваются по 10 балльной шкале:
высокий уровень (В) - 9-10 баллов
средний уровень (С) - 6-8 баллов
низкий уровень (Н) - 0-5 баллов
Протокол проверки знаний по теме Рюкзак. Укладка рюкзака
№ п/п | Ф. И. обучающегося | теоретические знания | практич. умения | общий балл (1+2+3+4+5+ практич. оценка) | уровень | |||||
1 | 7 | 3 | 4 | 5 | штрафы | оценка | ||||
Проверочная работа на знание основ ориентирования.
Цель: проверка уровня приобретенных теоретических знаний и практических умений и навыков.
Оборудование: карточки с контрольными заданиями по теме, компасы, транспортиры.
Контрольные вопросы и задания:
Теоретические знания: Обведи правильный вариант ответа:
1. Ориентироваться на местности - это значит:
а) уметь находить точку своего стояния,
б) уметь определять стороны горизонта,
в) узнать по описанию местность,
г) уметь найти точку своего стояние и направление движения относительно горизонта.
2. В какое время суток Луна находится ни севере:
а) в 0 часов,
б) в 1 час,
в) в 2 часа.
3. Если определять стороны горизонта с помощью Солнца и часов, то какой угол нужно делить пополам:
а) между часовой стрелкой, направленной на Солнце и цифрой 1 на циферблате часов,
б) между часовой стрелкой, направленной на Солнце и цифрой 12 на циферблате,
в) между часовой стрелкой, направленной на Солнце и минутной стрелкой.
4. Определить стороны горизонта можно по годовым кольцам спиленных деревьев.
Расстояние между ними больше:
а) с юга,
б) с севера,
в) с запада,
г) с востока.
Практическая работа по теме: Палатка. Установка и сборка палатки
Цель: проверка умения обучающихся правильно выбирать место для
установки палатки и знания приемов установки палатки.
Условия проведения: практическая работа проводится на местности в районе Панского леса Заворонежского лесничества. Работа осуществляется в микрогруппах по 2 человека.
Оборудование: двускатные палатки, карточка, фиксирования результатов промежуточной аттестации обучающихся, секундомер.
Задание: выбрать в соответствии с требованиями безопасности и комфортности место для установки палатки и установить двускатную палатку на 2 стойки и 10 колышек (стойки устанавливаются снаружи палатки).
Карточка результатов промежуточной аттестации по теме: Палатка. Установка палатки
№ п/п | Ф. И. обучающихся | штрафные баллы | сумма штрафа | бонусный балл | оценка по 10-балльной шкале | уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3 | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. | ||||||||||
Примечание: бонусный балл выставляется микрогруппе, показавшей лучшее время установки палатки.
Штрафы:
1 .неправильно выбрано место для установки палатки - 16.,
2. перекос палатки - 16.,
3. потеря колышка - 16.,
4. складки на скатах палатки -16.,
5. завал палатки - 16.
Критерии оценки: высокий (В) – 9-10 баллов
средний(С) – 6-8 баллов
низкий(Н) – 3-5 баллов
Проверочная работа по теме: Костры. Типы костров. Костровое оборудованиие
Цель: проверка знаний, умений, навыков по данной теме.
Условия проведения: Проверочная работа проводится в 2 этапа: 1-й - Организация кострища, 2-й - Типы костров. Проверочная работа проводится на местности.
Оборудование: саперные лопатки, вода, емкость для воды, костровое оборудование, спички, дрова, карточки с названиями типов костров, карточка фиксирования результатов.
Задание:
а) на предложенном участке местности выбрать в соответствии с требованиями
безопасности место для организации кострища, организовать кострище, установить костровое оборудование.
б) в зависимости от задания на карточке сложить определенный тип костра, назвать его назначение.
Предлагаемые типы костров: шалаш, таежный, камин, полинезийский, звездный, колодец, решетка, нодъя.
Карточка результатов по теме Костры.
Типы оценки результатов по теме Костры. Типы костров. Костровое оборудование
№ п/п | Ф. И. обучающихся | штрафы | сумма штрафов | оценка по 1 10-балльной шкале | уровень | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 |
Штрафы:
- неправильно выбрано место для кострища - 1 б.
- дерн снят небрежно и не полит водой - 1 б.
- неправильно установлено костровое оборудование -1 б.
- неправильно сложен тип костра - 1 б.
- неправильно названо назначение выбранного типа костра -1 б.
Критерии оценки:
Низкий(Н) _________________________________________
Ниже среднего (НС)
Средний уровень (С) ________________________________________
Выше среднего (ВС)
Высокий уровень (В) ________________________________________
Изучение психологического климата в детском объединении.
Для проведения исследования испытуемым предлагается шкала утверждений, характеризующих их самочувствие, активность, настроение и психологический климат в детском объединении. С помощью этих ситуаций испытуемые оценивают свое доминирующее эмоциональное состояние в данной группе и, в целом, психологический климат.
Организация и проведение исследования.
Исследование может происходить индивидуально с каждым ребенком (возраст от 11 до 13 лет), а так же в групповой форме.
Для этого каждому ребенку раздается бланк с суждениями или зачитываются суждения, а дети оценивают, насколько то или иное суждение точно характеризует их состояние по четырех балльной системе.
Обработка результатов.
Для подсчета баллов необходимо сосчитать все баллы и найти средний показатель. В вопросах 3, 5, 12 и 14 баллы приравниваются соответственно:
4 → к 1
3 → к 2
2 → к З
1 → к 4 баллам.
Сумма баллов, с учетом внесенных изменений, набранная по 15 шкалам, делится на 15 и в результате получается средний показатель, преобладающий у данного ребенка.
Ребенок, получивший от 2 до 2,5 баллов, характеризуется отчужденностью от коллектива, либо он еще не влился в коллектив, либо имеет затруднения в общении и поэтому требует внимание со стороны педагогов и нуждается в помощи.
Дети, набравшие от 2,6 до 3 баллов, влились в коллектив, имеют налаженные отношения с его членами и чувствуют себя в данном коллективе достаточно комфортно.
Ребята, набравшие от 3,1 до 4 баллов, чувствуют себя в данном коллективе очень уверенно, находят поддержку в общении с другими членами коллектива и переживают за дела, победы и неудачи своего коллектива.
По индивидуальным показателям делается вывод в целом о психологическом климате в детском коллективе.
Я и мой коллектив.
Прочитайте внимательно каждое из суждений и, оценив насколько суждение соответствует вашему состоянию, поставьте напротив каждого суждения тот балл, который считаете нужным.
- - нет, не верно.
- - пожалуй, так.
- - верно.
- - совершенно верно.
Над вопросом долго не раздумывай, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Суждения | Баллы (на начало уч. года) | Баллы (на конец уч. года) |
1 | В группе я спокон. | ||
2 | Мне ничего не угрожает. | ||
3 | Я нахожусь в напряжении. | ||
4 | Я чувствую себя свободным. | ||
5 | Меня волнуют возможные неудачи. | ||
6 | Я чувствую поддержку окружающих. | ||
7 | Я ощущаю душевный покой. | ||
8 | Я свободно делюсь мыслями и чувствами. | ||
9 | Я уверен в себе. | ||
10 | В группе я чувствую скованность и напряжение. | ||
11 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. | ||
12 | Я опасаюсь неодобрения со стороны окружающих. |
Ф.И.О. ________________________________________________________
Возраст_____ ________________________________________________
Детское объединение ____________________________________________________________
Каков уровень вашей самооценки?
Отвечая на вопросы, указывайте, как часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:
Очень часто 4 балла,
Часто - 3 балла,
Иногда - 2 балла,
Редко - 1 балл,
Никогда - 0 баллов
Состояния:
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
- Я боюсь выглядеть глупцом.
- Я беспокоюсь за свое будущее.
- Внешний вид других, куда лучше, чем мой.
- Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
- Как жаль, что многие не понимают меня.
- Люди ждут от меня слишком многого.
- Чувствую себя очень скованным.
- Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
- Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
- Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
- Я не чувствую себя в безопасности.
- Мне не с кем поделиться своими мыслями.
- Люди не особенно интересуются моими достижениями.
- Обработка результатов.
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утвержедниям. Сколько получилось в сумме?
Диагноз и консультация психолога.
Если меньше 10 баллов, вам надо избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьмите за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую вы высекли сами или помогли разжечь.
Если набранная сумма превышает 30 баллов, то вы себя недооцениваете.
Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, т.е. реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Вам по плечу самые серьезные дела. Дерзайте.
Видимо, далеко не просто достичь успеха такому человеку, который не способен объективно оценивать свои достоинства и недостатки, неадекватное представление о себе является нередко источником выбора ложных путей к самоутверждению, непомерных претензий и, в конечном счете, серьезных срывов, болезней и различного рода трагических исходов.
Есть ли у вас фантазия?
Бурное время, в которое мы живем, наполнено событиями, еще год назад казавшимися чистой фантазией. А сейчас мы уже фантазируем о чем-то другом, каждый по-своему. Так что объекты фантазии меняются, но важно, что человек продолжает фантазировать. Это можно проверить на себе, если ответить да или нет на предлагаемые вопросы.
Вопросы:
- Занимаетесь ли вы рисованием?
- Часто ли грустите?
- Когда рассказываете какой-нибудь подлинный случай, прибегаете ли к
вымышленным подробностям для украшения? - Проявляете ли инициативу в работе?
- Размашистый ли у вас почерк?
- Руководствуетесь ли вы в одежде больше собственным вкусом, чем модой?
- Когда скучаете на уроке, лекции, рисуете ли одни и те же фигурки?
- Когда слушаете музыку, возникают ли у вас образы, связанные с мелодией?
- Любите ли вы писать длинные письма?
- Снятся ли вам иногда необыкновенные сны?
- Представляете ли вы себе место, в которое стремитесь попасть, но знаете его только по рассказам знакомых?
- Часто ли плачете в кино?
Обработка результатов:
Сопоставьте свои ответы с ключом, в котором указаны только те варианты ответов, за которые вы получаете один или два балла. Все остальные варианты ответов, не имеющиеся в ключе, приносят вам ноль баллов
Ключ:
- балл за ответ да - вопросы 2,3,5,8,10,11,12
- балла за ответ да - вопросы 1, 4,6,9
- балл за ответ нет - вопросы 1,4,6,7, 9
- балла за ответ нет - вопрос 2
Диагноз и консультация психолога:
Если вы набрали в сумме
от 14 до 16 баллов, то у вас буйная фантазия. Если сумеете умело ею воспользоваться.
Жизнь может стать гораздо богаче и принести много радости также и людям,окружающим вас.
от 9 до 13 баллов. Ваша фантазия - не из самых слабых, и только от вас зависит, сумеете ли вы ее доразвить.
от 5 до 8 баллов. Вы реалист, не витаете в облаках. Но дефицит фантазии еще никому не навредил.
Тест на определение уровня
самооценки обучающегося.
Комментарий к выполнению теста: Отвечая на вопросы, указывай, как часты для тебя перечисленные ниже состояния по такой шкале:
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
1. Я часто волнуюсь понапрасну.
2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
- Я боюсь выглядеть глупцом.
- Я беспокоюсь за свое будущее.
- Внешний вид других, куда лучше, чем мой.
6. Как жаль, что многие не понимают меня.
7. Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
8. Люди ждут от меня очень многого.
9. Чувствую себя очень скованным(ой).
10.Мне кажется. Что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
11.Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
12.Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
- Я не чувствую себя в безопасности.
- Мне не с кем поделиться своими мыслями.
- Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Чтобы определить уровень самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям.
Если сумма баллов меньше 10, тебе нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, зазнайства, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек(ла) сам(а) или помог(ла) разжечь.
Если сумма превышает 30, то ты себя недооцениваешь.
Набранное количество баллов от 10 до 30 свидетельствует о психологической зрелости, которая проявляется прежде всего в адекватном самовыражении, то есть реалистичной оценке своих сил, возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела.
Умеете ли вы влиять на других?
Основа основ в руководстве коллективом - умение влиять на окружающих. Но есть ли у вас такая способность, можете ли вы повести людей за собой или вам надо тщательно развивать эту черту характера? Помочь в поисках ответа на этот вопрос призван приводимый ниже тест. Отвечать на вопросы теста можно либо да, либо нет.
Вопросы:
1.Способны ли вы представить себя в роли актёра или поэтического деятеля?
- Раздражают ли вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?
- Способны ли вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?
- Немедленно ли вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?
- Портиться ли у вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую вы считаете для себя самой важной?
- Любите ли вы делать что-то очень трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные возможности?
- Могли бы вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своём деле выдающегося результата?
- Стремитесь ли вы к тому, чтобы круг ваших друзей был неизменён?
- Любите ли вы вести размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?
- Любите ли вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?
- Любите ли вы пробовать новые способы решения старых задач?
- Любите ли вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?
- Любите ли вы доказывать, что ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чём-то не прав?
Обработка результатов:
За каждое совпадение ваших ответов с ключом запишите себе по 5 баллов.
Ключ:
ответ да - вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 10. 11, 12, 13
ответ нет - вопросы 2, 8, 9.
Диагноз и консультация психолога.
От 35 до 65 баллов. Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить. Управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен что-то делать для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Тех же, кому не нравится такой идеал отношений, по вашему мнению, не следует щадить. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае вы легко можете превратиться в фанатика или тирана.
30 и меньше баллов. Увы, хотя вы часто бываете правы, убедить в этом окружающих вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку и хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. При этом вы часто бываете слишком держаны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываясь и неправильно понятым.
Список литературы.
- Алексеев А.А. Питание в туристском походе. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2006.
- Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. - М. ЦРИБ «Турист», 2013.
- Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях среды. - М.: Мысль, 2010.
- Волович В.Г. С природой один на один. - М.: Воениздат, 2009.
- Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ «Русский раритет», 2013.
- Ганопольский В.И.. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. -М.: ФиС, 2007.
- Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. - М.: Профиздат, 2007.
- Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. - М.: Профиздат, 2010.
- Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся, - М., ЦДЮТур МО РФ, 2005.
- Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
- Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. - М.: ФиС, 2008.
- Штюрмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. - М.: ЦРИБ «Турист», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Стратегия и тактика детских походов (как вырастить туристёнка)
Статья для родителей Размещена по адресу: http://a-lapin.narod.ru/taktika.htm...
Основные направления воспитательной работы по направлениям
в воспитательный план...
Разработка урока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля". 9 класс
Материал содержит презентацию, проверочную работу и задачи для закрепление материалаурока по теме "Направление тока и направление линий его магнитного поля".Задачи из учебного пособия: Контрольные и с...
Конспект занятия по направлению внеурочной деятельности общекультурного направления «Культурный калейдоскоп» для обучающихся 2 класса реализации СФГОС НОО , вариант В (глухие дети).
Я, Тулякова Марина Альбертовна, первая квалификационная категория, работаю воспитателем группы продленного дня в КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
"Краткий справочник юного туристёнка" (справочное пособие для младших школьников)
«Краткий справочник юного туристёнка» является частью учебно-методического комплекса к дополнительной образовательной программе «Оздоровительно – познавательный туризм».Цель данной работы: интегр...
«Краткий справочник юного туристёнка»
Содержание и структура пособия обусловлены содержанием тематических блоков и разделов дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности. Весь материал излагается в форме д...