Интернет-технологии для современной школы
статья

Дистанционное обучение - это способ освоения образовательных программ ФГОС,  предполагающий техническое, программное, учебно-методическое переоснащение образовательного процесса, использование образовательных и педагогических технологий (в том числе электронно-сетевых) и соответствующих организационных форм [3]. Это обучение на расстоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya551.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет-технологии для современной школы

Дистанционное обучение - это способ освоения образовательных программ ФГОС,  предполагающий техническое, программное, учебно-методическое переоснащение образовательного процесса, использование образовательных и педагогических технологий (в том числе электронно-сетевых) и соответствующих организационных форм [3]. Это обучение на расстоянии.

 В век всеобщей компьютеризации дистанционное обучение стало доступным всем, кто владеет элементарными навыками работы с компьютером и Интернет - технологиями. Чаты, вебинары, сайты, видеоуроки и другие формы взаимодействия ученика и учителя позволяют учиться на расстоянии.

В Законе об образовании в порядке использования дистанционных образовательных технологий  говорится, что образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестаций обучающихся [1].

С 1 января 2015 года  вступил в силу профессиональный стандарта педагога. Современный педагог должен применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы [2].

На Пятой международной конференции «Информационные технологии для Новой школы» в Санкт-Петербурге в 2014 году в выступлении Смирновой Ирины Владимировны (руководителя проектов Panasonic в России) говорилось о перевернутой модели обучения (flipped classroom).  Идея мне показалась инновационной и достойной для изучения и использования в работе.

«Перевернутые» уроки я использую, как элемент дистанционного обучения чуть менее года. Для этого был создан личный блог при помощи инструментов  Google. Материалы для ознакомления с новой темой я беру на сайте InternetUrok.ru или school-collection.edu.ru (ЦОР).

Положительными сторонами использования элементов дистанционного обучения в начальной школе считаю повышение у учащихся мотивации к  самостоятельному обучению при помощи ИКТ. Такие уроки позволяют проходить программу быстрее, чем при традиционном  обучении. Освободившееся время можно использовать для практических работ, повторения и закрепления материала, углубленного изучения материала вне стен школы (экскурсии, выставки, походы и т.д.) Работая на «перевернутом» уроке, учащимся приходится овладевать новыми учебными программами и приложениями. Так за полгода учащиеся   третьего класса научились пользоваться инструментами Google: блог, документ, таблица, почта, презентация, YouTube, а также веб-сервисом Padlet и приложением LearningApps.org

Используя элементы дистанционного обучения в  практике работы начальной школы, я столкнулась и с некоторыми проблемами («подводными камнями»), которые нивелируют достоинства данного способа обучения.

Подводный камень номер один - это возрастные особенности учащихся начальных классов. Современные дети быстро овладевают теми гаджетами и программами, которые им необходимы, чтобы проводить время отдыха за компьютером (компьютерными играми), а не образовательными дистанционными технологиями. Дети семи-восьми лет еще не могут пользоваться скайпом, чатами, вебинарами для проведения дистанционного обучения. Поэтому о самостоятельном использовании компьютера для обучения детьми первого или второго класса не может и идти речи.  Даже освоив эти технологии в третьем- четвертом классах, учащиеся относятся к дистанционным урокам, как к игрушке. Видеолекции им малоинтересны. Тренажеры в виде игр уже воспринимаются детьми с большим энтузиазмом. Опыт показал, что использование   таких элементов дистанционного обучения, как чат, видеоурок, «перевернутый урок», дистанционные олимпиады и конкурсы воспринимаются детьми, как некая игра с компьютером. А так как игры современным пресыщенным разнообразием детям быстро надоедают, то и такая игра-обучение тоже рано и поздно им надоедает.

Подводный камень номер два - это обратная связь. Печальный опыт показал, что тесты, Google формы и таблицы, посты на доску Padlet чаще всего делают родители, а не ученики. Желая помочь своему чаду, они рубят на корню все благие намерения учителя.  Учат своих детей овладевать интернет инструментами, приложениями, сервисами лишь небольшая часть родителей. Большинство предпочитают сделать все за детей.

Подводный камень номер три- это острая нехватка качественных дистанционных образовательных продуктов. InternetUrok.ru и school-collection.edu.ru (ЦОР)- это большое подспорье для организации «перевернутого»  обучения. Нет системных МООС для начальной школы.  Образовательный материал к программе приходится собирать по крошкам и размещать на блоге.

Пути решения проблем дистанционного обучения в начальной школе на мой взгляд следующие. Педагогу необходимо постоянно обновлять формы дистанционной работы, т.е. менять учащимся образовательные интернет «игрушки», предлагая новые. Обратная связь должна быть организована так, чтобы родители не могли помочь своим детям. Увы, я вернулась к заданиям, написанным или нарисованным на листочке или в тетрадке, но рукою самого ребенка. Для учеников третьих-четвертых классов необходим урок информатики, на котором они  бы и научились пользоваться необходимыми для них ИКТ. Педагогическому сообществу надо создавать новые и упорядочить уже созданные дистанционные образовательные продукты.

Используемые источники:

1. Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ. Глава 2. Статья 16 [Электронный ресурс]. http://www.zakonrf.info

2.  http://минобрнауки.рф

3. http://social-orthodox.info/pages/5_6_distancion_obuch_opred.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интернет технологий в школьной библиотеке. «Буктрейлер – современный способ продвижения книг».

Темп изменений в обществе нарастает, и время настойчиво стучится в двери школы. Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10-15 лет назад. Сегодня...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «Использование возможностей современных информационных и интернет технологии для повышения качества подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ по физике»

1. Краткая аннотация проекта. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, через массо...

Статья "Использование современных Интернет - технологий в урочной деятельности"

В статье рассматриваются основные современные Интернет - технологии, которыми могут воспользоваться педагоги в урочной деятельности...

статья «Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»

В статье рассмотрены виды современных форм и методов организации  урока с использованием интернет-технологий....

Критерии и показатели эффективности процесса воспитания на уроках литературы с применением интернет-технологий в старших классах школы

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. данная работа представляет собой исследование, в ходе которого мы пришли к выводу, что ...

Роль интернет технологий в современном образовании. Статья

В современном мире роль интернет-технологий и массовых коммуникаций во всех сферах жизни общества чрезвычайно велика. Интернет-революция не обошла стороной и систему образования. Внедрение электронных...

Использование современных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ

Статья посвящена использованию современных инновационных технологий на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ....