Использование современных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ
статья

Никифорова Наталья Тимофеевна

Статья посвящена использованию современных инновационных технологий на уроках русского языка в школе для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Использование современных электронных образовательных ресурсов и Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы

для обучающихся с ОВЗ

Никифорова Н.Т., 

учитель русского языка и литературы

Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения  школы  № 480 Кировского района,
г. Санкт-Петербург, Россия

В настоящее время происходит активная модернизация системы образования,  совершенствование всей его структуры и содержания, формируются определенные условия, способствующие сохранению здоровья школьников. Каждый ребенок, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных особенностей, имеет право на получение общего образования, поэтому созданием безбарьерной среды в специальной (коррекционной) школе 7 вида  для обучающихся с ОВЗ занимаемся и мы.

Безбарьерная или универсальная среда позволяет нашим школьникам, чувствовать себя комфортно и независимо.В рамках создания такой среды в образовательном процессе особая роль принадлежит современным информационным компьютерным  технологиям (ИКТ).

 Следует отметить, что современные ученики растут в новом – информационном – пространстве, основы  компьютерной грамоты они постигают раньше, чем учатся читать и писать. Их всё сложнее становится удивить с помощью старых форм, приёмов и методов обучения. В результате этого школьники теряют интерес к изучению учебных дисциплин. Отсутствие необходимой  внутренней мотивации препятствует эффективному восприятию учебного материала.

Говоря о необходимости использования современных инновационных технологий  в работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности, следует сказать, что

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. При этом у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( в частности с ЗПР)  обнаруживается недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Мышление детей с ЗПР характеризуется поверхностностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонным, стереотипным решениям.

               Организация учебного процесса в с такими обучающимися, прежде всего, должна способствовать активизации  их познавательной сферы, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию школьников. Следовательно,  Информационно-коммуникационные технологии, современные образовательные ресурсы  и  наглядные методы выполняют определенную образовательную функцию, помогают ребенку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.

В своей работе я интегрирую современные образовательные технологии, основанные на применении средств ИКТ, с традиционными формами и методами; расширяю информационно-образовательное пространство обучающихся, создавая тем самым условия для повышения  их  интеллектуального и творческого  потенциала.

Информационные технологии могут применяться на различных этапах урока и на уроках разных типов. Проиллюстрирую на конкретных примерах.

1.На организационном этапе  для создания доброжелательного, творческого настроя учащихся на уроке я использую системы мультимедиа, которые объединяют в едином комплексе информацию, представленную в виде текста, звука, видеоизображения, графического изображения, анимацию, что позволяет демонстрировать различные процессы и явления.

Так, например, на уроке литературы в 6 классе при знакомстве с биографией М.Ю. Лермонтова учащимся предлагается рассмотреть гравюру Фаворского, портрет Горбунова, автопортрет и ответить на вопрос: Каким увидели поэта? Что вы увидели необычного в судьбе  Лермонтова? При изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» ребята знакомятся с репродукциями А.И. Куинджи «Море», С.Ф. Щедрина  «Большая гавань на острове Капри». Данные наблюдения позволяют создать особый эмоциональный настрой, проанализировать, какие краски использует художник, ответить на вопрос,  какие чувства испытывает человек, увидев раскинувшуюся перед глазами морскую гладь?

2.На этапе проверки домашнего задания использование ИКТ способствует выявлению факта выполнения задания, использованию различных форм контроля.

На мой взгляд, применение таких форм контроля, как составление тематических тестов, кроссвордов самими учениками и позволяет удержать внимание школьников и повысить интерес их к этому предмету. Так, например, при изучении сказа Лескова «Левша», учащимся в качестве домашнего задания предлагалось составить кроссворд  с использованием цитатного материала.

3.Использование ИКТ на этапе актуализации знаний или усвоения новых знаний позволяет задействовать различные каналы восприятия информации. Например, на уроках литературы при объяснении нового материала используется созданные цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют эмоционально воздействовать на учащихся и через музыкальные фрагменты, и через демонстрацию визуального ряда. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала обеспечивает более глубокое погружение втему, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

4.Этап закрепления новых знаний.         На этом этапе очень удобно использовать задания  готовых мультимедийных продуктов, например «1С: Репетитор.  Тесты по орфографии». Эти задания очень красочно оформлены, сопровождаются звуковыми и анимационными эффектами, что дает возможность учащимся узнавать и соотносить полученные знания в новых условиях.

Информационные технологии могут применяться на уроках различных типов: урок-заочная экскурсия, урок- путешествие, урок-викторина, урок-КВН и др.

Заочная экскурсия  поможет окунуться в атмосферу исследуемого времени, способствуя активизации познавательной деятельности. Проведение уроков такого типа возможно за счёт использования информационных ресурсов различных музеев и галерей. Учитель вместе с учащимися, не выходя из школьного кабинета, может совершить экскурсию в музей-усадьбу «Тарханы», Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина «Михайловское». Развитие  школьников невозможно без доступа к таким ресурсам, как Третьяковская галерея; Эрмитаж; Русский музей. Использование компьютерных технологий позволяет учителю уплотнять учебный материал, давать какие-то темы блоками. Тогда больше времени можно уделить практике.

         Таким образом, применение ИКТ позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения, сделать его доступным для всех, даже для детей с задержкой психического развития, расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, способствуя повышению интереса к предмету, стимулирует усвоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий. Считаю, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенности детей с ОВЗ. Использование ИКТ дает высокие результаты: развивает творческие способности учащихся, помогает процесс обучения сделать более осмысленным, помогает коррегированию основных психических процессов, что позволяет создать безбарьерную среду для  учащихся с ОВЗ.    

                       

Список литературы

1.Васильев В.Н., Лисицына Л.С., Лямин А.В. Методический интернет-центр.- СПб.: Питер, 2017

2.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР (электронных образовательных ресурсов) по теме "Функция y=ax^2, её график и свойства" (алгебра, 9 класс)

Цели урока: образовательныеввести понятие квадратичной функции;изучить свойства функции  y=ax 2(частного случая квадратичной функции);изучить вопрос об особенностях графика функции...

Использование лицензионных электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

Использование лицензионных электронных образовательных ресурсовв образовательном процессе...

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике"....

Конспект урока по химии "Окислительно-востановительные реакции" с использованием ЭОР (электронных образовательных ресурсов)

Современное образование диктует нам свои требования, поэтому уроки с использованием ЭОР сейчас очень актуальны на уроках химии и даже других предметах....

Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроке английского языка

Современные дети проводят большое количество времени играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ. Кроме того, компьютерные технологии...

Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроках математики

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традицион...

Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе.

Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе....