Использование интернет технологий в школьной библиотеке. «Буктрейлер – современный способ продвижения книг».
учебно-методический материал по теме
Темп изменений в обществе нарастает, и время настойчиво стучится в двери школы. Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10-15 лет назад. Сегодня они в дополнение к домашнему компьютеру пользуются гаджетами разного калибра — мобильниками, смартфонами, айпадами, легко совмещают реальность и виртуальность.Российская аудитория Интернета стремительно растет. Ее значительную часть составляет молодое поколение. Жить в цифровой среде — это «круто», поэтому дети и подростки усердно постигают азы компьютерной грамотности, некоторые из ребят в техническом смысле становятся искушенными пользователями. Они беззаботно чувствуют себя в киберпространстве, узнают о новых технологиях и возможностях практически одновременно с их появлением. Вырастает новое цифровое поколение, вооруженное разнообразными гаджетами и чувствующее себя естественно и непринужденно не только в Рунете, но в Глобальной Сети в целом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
20.02.2014г. Зав. библиотекой Заостровская Е.А.
Использование интернет технологий в школьной библиотеке.
Немного истории:
Темп изменений в обществе нарастает, и время настойчиво стучится в двери школы. Современные российские школьники существенно отличаются от детей и подростков, ходивших в школу 10-15 лет назад. Сегодня они в дополнение к домашнему компьютеру пользуются гаджетами разного калибра — мобильниками, смартфонами, айпадами, легко совмещают реальность и виртуальность
Российская аудитория Интернета стремительно растет. Ее значительную часть составляет молодое поколение. Жить в цифровой среде — это «круто», поэтому дети и подростки усердно постигают азы компьютерной грамотности, некоторые из ребят в техническом смысле становятся искушенными пользователями. Они беззаботно чувствуют себя в киберпространстве, узнают о новых технологиях и возможностях практически одновременно с их появлением. Вырастает новое цифровое поколение, вооруженное разнообразными гаджетами и чувствующее себя естественно и непринужденно не только в Рунете, но в Глобальной Сети в целом.
Поколение Х, Y, Z: связь времен
В соответствии с известной теорией поколений экономиста и демографа Нейла Хауза и историка Уильяма Штрауса, в обществе сегодня одновременно сосуществуют шесть генераций — пять возникли в прошлом веке, а самая молодая принадлежит новому тысячелетию. Современная российская школа — это 14 млн учеников плюс немногим более миллиона учителей. Под школьной крышей сегодня встретились четыре поколения. В соответствии с упомянутой теорией, это послевоенное российское поколение (их ровесники на Западе известны как бэби бумеры», 1943-1963) и еще три, получившие названия трех классических неизвестных — Х (Иксы, 1964-1984), Y («Игреки», 1985-2000) и Z («Зеты», начиная с 2001). Проставленные в скобках даты — зта временные границы рождения человека, обозначающие исторические эпохи. Эги эпохи имеют конкретные характеристики и порождают разные системы ценностей, которые формируются у детей до 12-14 лет в каждом поколении.
Рассмотрим подробнее эти четыре поколения современной российской школы сквозь призму развития Интернета в мире и в России.
Школьные педагоги представляют три поколения. Во-первых, это педагоги в возрасте от 50 до 70 лет Их нередко называют также поколением холодной войны и последним советским поколением. Они пережили распад Советского Союза и сложные 90-е годы. У старшей части этого поколения школьные годы совпали с началом космической эры в СССР был запущен первый искусственный спутник Земли. Они ровесники и других важных технологических изменений, отличие которых от современных изменений в том, чтo они не привели к кардинальной трансформации образа жизни oбычных людей.
В современной российской школе самая большая часть учителей принадлежит к поколению Х.
Его представителей в России называют поколением перестройки — им сегодня от 30 до 50 лет. Возраст старших представителей этого поколения соответствует среднему возрасту российского школьного учителя. Среди основных характеристик поколения перестройки социологи называют высокий уровень образования и уникальную способность к адаптации. В то же время в этом поколении наиболее выражена внутренняя дифференциация старшие его представители в школе, еще носили пионерские галстуки, а младшие уже пошли не в советскую, а в российскую школу. Начало школьной жизни старших «Иксов» совпало с началом проникновения Интернета в жизнь россиян :в 1989 году британский ученый Тим Бернерс Ли предложил концепцию Всемирной паутины, а в 1991 году создал первый в мире веб сайт. А вот первые классы школы младших «Иксов» совпали не только с распадом Советского Союза, но и с началом развития национального сегмента Интернета в России. Некоторые из младших представителей этого поколения сегодня самые молодые российские миллионеры в сфере информационных тexнологий.
Следующее поколение — «Игрек» — в настоящее время переходное: оно включает как взрослых, так и детей. В число его представителей входят молодые специалисты, работающие в школе. По существующим данным, их численность среди педагогов немногим более 5 %. Таким образом, младшие «Игреки» в 2013 году — это ученики средней и старшей школы. Именно эта часть школьников, особенно с начала нового тысячелетия, развивалась и социализировалась параллельно со стремительным ростом Интернета в России.
И, наконец, поколение «Зет» — сегодня это главным образом школьники начальной ступени. Те из них, кто поступил в школу в 2011 году (а некоторые и paньше), начали учиться по новому Федеральному государственному образовательному стандарту. В нем уже заложено использование детьми и учителями компьютера и Интернета. Это поколение награждают самыми разными метафорами поколение «большого пальца» (этим пальцем с большой скоростью школьники набирают многочисленные cмc), «цифровые аборигены», «рожденные цифровыми». Именно поколение «Зетов» и «Игреков», тех его представителей, которые в полной мере освоили все новшества информационного общества, сегодня называют цифровым поколением.
Все поколения, которые сегодня представлены в школе, объединяет принадлежность к цифровой эпохе - революционному с точки зрения научно-технического прогресса периоду, начавшемуся примерно полвека назад. Самое старшее поколение сегодняшних школьников — ровесники
начала технологических изменений и первые пользователи Интернета в нашей стране, другие выросли или родились, когда Интернет уже стал влиятельным фактором в обществе.
Рассмотрим некоторые векторы изменений, связанных связанных с высшими психическими функциями.
Память. У детей, активно пользующихся поисковыми системами Интернета, по-другому начинает функционировать память: в первую очередь запоминается нс содержание (какого-либо источ ника информации в Сети), а место, где эта информация находится, а еще точнее путь, способ, как до нее добираться. Взрослые сами понемногу перестают запоминать (телефоны, адреса) и другую ежедневно необходимую информацию, которая раньше естественно удерживалась в нашей памяти. Дети же с рождения живут в цифровом мире. Доступность практически любой информации в любое время с раннего возраста меняет структуру мнемонических процессов. Память становится не только «неглубокой», но и «короткой» («клиповое мышление»). У детей и подростков формируются другое запоминание, другая память, другие механизмы удержания информации.
Внимание. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той, что была 10-15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если прежде ребенок на уроке мог удерживать внимание в течение 40минут, и это считалось нормой, то сейчас в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы.
Мышление. Особенности внимания, а также процессов восприятия теcно связаны с широко обсуждаемым феноменом «клипового мышления». Маршалл Маклюэн, теоретик ХХ века, писал о том, что медиа это не просто информационные каналы, и они не только поставляют мате риал
для наших мыслей, нo еще формируют наше мышление. Формирование «клипового мышления» началось задолго до Интернета — как только у телевизора появилось большое количество «каналов и возможность их легко переключать. Оно построено, скорее, на визуальных образах, чем на логике и текстовых ассоциациях, и предполагает переработку информации короткими порция ми. О существовании и особенностях «клипового мышления» спорят с 1990- х годов, и некоторыми исследователями оно рассматривается как защитная реакция на информационную перегрузку .Феномен клипового мышления — признак того, что мы переживаем важнейший момент в нашей
интеллектуальной и культурной истории — момент перехода от одной модели мышления — линейной— к другой, совершенно на нее не похожей -сетевой.
В то же время в жизни цифрового поколения есть немало преимуществ, обретенных благодаря эпохе Интернета. Возьмем, например, загадочный и ошеломляющий феномен детской многозадачности, который также связан с мышлением. Мы, взрослые, нередко наблюдаем картину, когда ребенок, сидя за компьютером, одновременно общается в чате, занимается поиском в Сети, скачивает музыку, отслеживает обновления френдленты, периодически разговаривает по скайпу, слушает музыку из плейера, пытается делать домашнее задание и при этом пьет сок, и жует бутерброд. Такой режим деятельности xapaктepeн не только для работы за домашним компьютером — это происходит и нa ypoкax в школе. Если учитель будет понимать
суть происходящего, его не будут раздражать дети, которые на первый взгляд невнимательны и стремятся заняться посторонними делами. Другой образ жизни предполагает другой темп, надо успеть многое увидеть, сделать, на многое отреагировать.
Это интересно.
«Буктрейлер – современный способ продвижения книг»
Просматривая в сети библиотечные новости, наткнулась на новое для меня слово - буктрейлер (в анлийском языке – “Вook Trailer”).
Первый корень слова — «бук» (вook) — книга, второй корень «трейлер» (trailer) — означает короткий рекламный видеоролик к кинофильму, часто состоящий из быстро мелькающих несвязных, но наиболее эффектных сцен фильма.
Оказывается, за рубежом буктрейлеры появились ещё в 2002 году, а популярность обрели с развитием видеохостингов — YouTube и аналогов. Впервые широкой публике трейлер продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году.
Получается, что буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-то интересной книге. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. При создании буктрейлера используют видео, иллюстрации, фотографии, развороты книг.
Заинтересовавшись новым способом популяризации книг, «нырнула» в широкие просторы интернета и не зря. В итоге в закладках появилась новая папка “Вook Trailer” с очень нужными ссылками.
Немного теории:
Основные этапы работы по созданию буктрейлера.
1. Выбор книги для рекламы. Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это реклама новых книг и продвижение книг - юбиляров, создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др.
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).
3. Подбор материалов для видеоряда. Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео по тематике в интернете (помним об авторском праве).
4. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию.
5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество
а). Windows MovieMaker. Эту программу могут использовать начинающие работать с видео. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows.
б). Sony VegasPro 11(работать на ПК). SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интернет-технологий в обучении физики
Современные образовательные технологии и инновации в процессе обучения позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления позна...
использование интернет технологий на уроках английского языка
выступление и презентация по теме " Использование интернет-технологий на уроках английского языка"...
Один из способов продвижения книги
Способов продвижения чтения великое множество, но во главе угла стоит один и самый действенный и совсем не новый. В библиотеке должно быть интересно ВСЕГДА! В ней всегда должно что-то происходит...
статья «Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»
В статье рассмотрены виды современных форм и методов организации урока с использованием интернет-технологий....
Использование презентаций в работе школьной библиотеки
В статье идет речь о необходимости применениия ИКТ технологий в работе школьной библиотеки. Иллюстрируется опыт работы....
Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ 07.04.2016 Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению....