Статья «Наставничество как одна из эффективных форм работы с молодыми специалистами»
статья

Евланова Александра Фёдоровна

В статье рассматривается организация опыта работы по наставничеству в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Статья: «Наставничество как одна из эффективных форм работы с молодыми специалистами»

Евланова Александра Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Алексеевской средней

общеобразовательной школы

№3 им. Г. С. Боровикова

Алексеевского МР  

Республики Татарстан

2022 г.

Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Его концепция диктует новые требования к личности учителя как ключевой фигуре преобразовательной деятельности в сфере образования. В настоящее время значимые инновации в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который бы соответствовал процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования. В обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым типом мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Современной школе сегодня  нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно. Так, статистика показывает, что в среднем, от 30 % до 50 % учителей покидают школу в течение первых 5 лет, а 58 % молодых учителей испытывают серьёзные проблемы с адаптацией в школьном коллективе.

         Решить эту проблему  сегодня помогает  создание  и реализация Программы наставничества молодых педагогов Республики Татарстан.

В марте 2017 года мне посчастливилось стать   обладателем  грантовой поддержки профессионального роста учителей общеобразовательных организаций РТ в номинации «Учитель - наставник».  

Целью  данного гранта было:

  • организация наставничества молодых педагогов
    в первые годы работы в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан;
  • Развитие системы наставничества в виде профессиональной и психологической поддержки, формирующей обратной связи и передачи накопленного опыта новому поколению педагогов.

          Первостепенная роль наставника - оказать адресную помощь молодому специалисту в развитии способностей и уверенности в себе для самостоятельного принятия обдуманных решений, расширении собственных знаний и совершенствовании навыков преподавания и обучения.

В рамках работы над проектом  в 2017 году предполагалась работа по  двум  направлениям:

1. сопровождение  реализации гранта «Старшими учителями»  (их у меня было два  из разных школ Алексеевского района) и

2.  реализация программы наставничества молодых педагогов Республики Татарстан (их у меня  было пять  из разных школ Алексеевского района).

Программа реализации гранта предполагала следующее:

   

  • выявление потребностей молодого специалиста.
  • Посещение наставником трёх  уроков молодого специалиста
    в сентябре – ноябре.
  • Посещение одного урока наставника молодым специалистом.
  • Создание условий для неформального общения между наставником и его подопечными (минимум две  неформальные встречи).
  • Привлечение молодых специалистов к традиционным урочным
    и внеурочным мероприятиям наставника.
  • Присутствие заместителя директора на основных мероприятиях с целью отслеживания прогресса молодого специалиста и готовности продолжить с ним работу после завершения программы наставничества.

По завершению программы предполагалась:

  • обратная связь молодого специалиста и его руководителя
    о проведенной наставнической работе;
  • отчет наставника о наставнической деятельности.

Несмотря на то, что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует  уже давно, тем не менее, администрация образовательных учреждений нуждается в методической поддержке в силу своей загруженности по основной деятельности.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет   опытный наставник, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта.

Педагог - наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

  Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание на  молодого специалиста:

  • на требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
  • разработки программы собственного профессионального роста;
  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;
  • подготовки к первичному повышению квалификации;
  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
  • ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями, активными формами обучения;
  • разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;
  • использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;
  • включить в план работы информирование молодых учителей о новых и параллельных программах и учебниках.

В своей работе с молодыми педагогами важное место отвела  разработке, проведению и анализу уроков по требованиям ФГОС.    

Разработав свои уроки, молодые специалисты отправляли  мне технологические карты, проанализировав которые,  я в корректной форме давала  рекомендации. А посетив уроки,  проводила  не только анализ, но и  помогала выполнить самоанализ урока. Также я сама давала открытые уроки и проводила  их самоанализ и анализ вместе  с молодыми специалистами.

Большинство молодых педагогов не владеют навыками анализа урока, не видят своих промахов на уроке, а значит, не знают над чем работать в дальнейшем. Работа по совершенствованию разработки и проведения современного урока - это одно из  важнейших направлений  профессионального развития молодых специалистов. Работа над совершенствованием урока даёт возможность повышения качества знаний учащихся.

                 Немаловажную роль играли в этой работе  и  неформальные встречи молодых и опытных педагогов. Например,  педагогический коллектив нашей школы обладает богатым социальным капиталом. Пройдя через школу наставничества, учителя  смело участвуют в профессиональных конкурсах и грантах, дают открытые уроки на разных уровнях, добиваются хороших результатов в работе. В  2017 году школа  вошла в рейтинг «100 лучших школ Республики Татарстан по качеству знаний».  Общение с  опытными учителями -ещё одна возможность углубиться в мир выбранной профессии. Во время таких встреч я организовала посещение уроков с последующим анализом по тем предметам, которые преподают опытные специалисты, показала работу научного общества школы «Эврика», познакомила с творческой мастерской учителя - эксперта Байковой Л. А., которая ежегодно готовит победителей муниципального и призёров республиканского уровня по биологии. За круглым столом в методкабинете за чашкой чая и пирогами я выведала   о проблемах, которые встретились моим молодым специалистам за два месяца работы в школе.

Вместе с опытными учителями школы мы подготовили им   различные памятки. Например, такие: «Как можно эффективно  организовать  работу с неуспевающими учащимися», «Анализ и самоанализ урока», «Как правильно организовать работу с родителями», «Методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий» и другие.

Также на примере своего портфолио и других опытных учителей школы, как Кутуева Р. М. и Боровикова О. Н.,  помогла  создать портфолио молодым  специалистам, куда вошли  педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные  ими уроки.  Это дало возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодых  учителей в процессе наставнической деятельности.

Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использовано и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационной категории.  Так, используя накопленный  за 4 года материал,  в 2021году успешно  аттестовалась на первую квалификационную категорию молодой специалист нашей школы  Золотова Татьяна Вячеславовна.  Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Такая целенаправленная работа, несомненно, даёт свои результаты. Так, из семи моих подопечных, в профессии закрепились на сегодняшний день шесть. Я считаю, что это хороший результат, так как  на сегодняшний день проблема с закреплением молодых кадров  в сельской местности стоит остро.

 Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

За последние десять лет наш педагогический коллектив пополнился двенадцатью  молодыми специалистами, так как опытные учителя стали уходить на заслуженный отдых.  Не каждая школа может сегодня похвастаться таким обновлением коллектива! Нужно отметить, что молодые учителя  имеют  довольно хорошую теоретическую подготовку.

   При планировании методической работы ежегодно провожу анкету  «Мои профессиональные запросы», в которую включаю вопросы, связанные с затруднениями,  которые испытывают педагоги в учебно-воспитательном процессе. В методических объединениях школы, а у нас их в школе пять, назначаются или выбираются учителя - наставники, которые помогают адаптироваться в школьных условиях молодым педагогам. Нами  используются различные формы методической работы: консультации, практикумы, семинары, «мастер-классы», работа по единой теме школы, разработка методических, дидактических материалов, методические недели, взаимопосещение уроков и многое другое.

 Ежегодно, в январе, организую вместе с учителями - наставниками методическую неделю «Молодого учителя», в ходе которой учителя с малым стажем дают открытые уроки и анализируют их. Организуется посещение и взаимопосещение уроков с их анализом, а также учителя - наставники делятся своим опытом  с коллегами через обучающие семинары. В итоге такой работы молодые учителя приобретают практические навыки по многим направлениям работы, а учителя-наставники оттачивают своё педагогическое мастерство. Наверное, поэтому в  нашей школе нет «текучести» кадров, каждый учитель по-своему ценен и занимает достойное место в педагогическом коллективе.

Особенно  большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает научно - методическая деятельность. Она предполагает постоянное ознакомление с современными научными исследованиями учёных в области преподавания различных дисциплин; изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных методик и технологий; ознакомление с новыми программами и концепциями обучения, их оценку и внедрение в практическую деятельность.  С этой целью провожу ежемесячные лектории, привлекая к работе молодых специалистов. Апробируем опыт работы через мастер-классы и открытые уроки в ходе предметных недель.

Таким образом, работа по самообразованию как постоянная деятельность учителя включает  научно-исследовательскую работу по определённой  проблеме, участие в педсоветах и семинарах, в предметных секциях, теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов и многое другое. Такая система работы даёт возможность каждому учителю работать над своим  профессиональным мастерством. Поэтому учителя нашей школы смело участвуют в научно-исследовательских конференциях, профессиональных конкурсах, показывая хорошие результаты.

Сегодня одним из наиболее значимых аспектов методической деятельности на уровне образовательного учреждения становится проектирование и планирование профессионально-методического образования учителя  на основе анализа педагогических потребностей педагога. Поэтому в своей деятельности заместителя директора по повышению квалификации существенное внимание  уделяю формированию положительной мотивации учителей, потребности в саморазвитии.

 С введением ФГОС особенно активизировалась работа учителя над самообразованием.  Для изучения и внедрения  ФГОС в учебно-воспитательный процесс, создаю в школе временные проблемные группы учителей, работающие над  изучением и апробацией конкретной темы. Большинство  педагогов являются активными членами школьной  творческой проблемной группы учителей, созданной с целью работы над темой: «Реализация функциональной грамотности обучающихся»; «Реализация ФГОС».

Свой опыт педагоги распространяют на разном уровне, удачно используя в урочной и внеурочной деятельности. Тематика семинаров определяется, исходя из анализа проблем учебно-воспитательного процесса, и продиктована непосредственно запросами учителей. Группы работают над теоретическим изучением вопроса, разрабатывают дидактические материалы, проводят открытые уроки, мастер-классы и многое другое. Такой подход позволяет поставить каждого учителя в активную позицию, общая идея сплачивает людей, формирует понимание необходимости взаимодействия, взаимопомощи, так как результаты работы группы складываются из успешности труда каждого учителя. Самообразование перестает быть формальной обязанностью, сотрудничество повышает результативность и мотивационную основу педагогического труда.

В итоге, в последнее время активизировалась работа учителей по освоению  и внедрению наиболее эффективных образовательных технологий. Анализ результатов диагностики показал, что большинство учителей  владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения, и используют их полностью или поэлементно. Особое внимание уделяю, как заместитель директора по УВР, формам контроля по применению тех практических знаний, которые получены в результате методической учебы. Для этого организуется в школе посещение уроков и внеклассных мероприятий по темам методической учебы, ежегодное проведение   предметных недель, в ходе которых организуем открытые уроки и взаимопосещение.

Целенаправленная работа по формированию педагогических компетенций  существенно отразилась на качестве обучения учащихся. Выросли количество и  уровень детских исследовательских работ.  Накопленный  опыт работы  учителя представляют на мероприятиях различного уровня: конференциях, конкурсах, семинарах. Следовательно, произошло значительное повышение квалификационного уровня учителей. Из 33 педагогов нашей школы  не имеют квалификационные категории 5 учителей, среди них два молодых специалиста, имеющих стаж  работы один – два  года.  

Система работы, направленная на всестороннее повышение профессионального мастерства учителя,  на развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, в конечном счёте, ведет к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Поэтому у нас нет второгодников, а качество знаний по школе практически остаётся в пределах 65 %.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как одна из эффективных форм работы с детьми подросткового возраста.

Игра – это превосходный способ заставить учащихся активно работать на уроке  и во внеурочное время.  Это идеальная возможность расслабиться после трудного  рабочего дня. Разве можно при...

Презентация на тему «Мнемотехника как одна из эффективных форм работы на уроках немецкого языка »

Прием мнемотехники один из самых интересных и эффективных приемов на уроках иностранного языка...

Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»

http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...

Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм   адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...