"Наставничество - одна из действенных форм работы с молодыми педагогами"
статья по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Трудности первого года
Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с детьми. Среди проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить как наиболее часто встречающиеся:
в системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей, большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются как неудачи, так и радость от первых самостоятельных шагов;
как ни странно, для молодых учителей свойственен консерватизм мышления и поведения - они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе;
большинство молодых испытывают трудности в общении особенно с подростками среднего и старшего подросткового возраста.
межличностные взаимодействия с учениками класса, с их родителями зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам); с коллегами по работе (особенно с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям.
с администрацией (зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя: слишком много ответственности и трудоемко).
к сожалению, некоторые директора школ в первый год работы молодого учителя назначают его классным руководителем в так называемом трудном классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляясь с возложенными на него должностными обязанностями, уходит из школы. Уходит не потому, что профессионально непригоден, а потому, что напряжение его внутренней жизни не может быть постоянным. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей либо просто нет, либо не всегда эффективна.
Наставничество в нашей школе мы рассматриваем как «постоянное взаимоотношение нового учителя с представителями педагогического сообщества, которое осуществляется в первый год вхождения нового учителя в профессию. Причем это двусторонний процесс, где молодой специалист выступает в роли субъекта отношений, что в первую очередь повышает его самооценку, и вырабатывает ощущение значимости как специалиста для школы.
От выбора наставника зависит дальнейшая профессиональная судьба молодого учителя, поэтому администрация школы к выбору ментора подходит внимательно, с психолого-педагогической грамотностью. А именно, наставником становиться не обязательно административный работник школы (заместители директора), и не только человек, имеющий солидный опыт преподавания, и руководства молодыми учителями. А человек, схожий с молодым специалистом по темпераменту, по мировоззрению и мироощущению, для того, чтобы их дальнейшая совместная деятельность приносила высокие результаты. Наставник должен быть психологически настроен на работу со своими молодыми коллегами и обладать навыками консультирования и оценивания. Важно при этом быть открытым и готовым к диалогу, понимать потребности и образ мыслей молодых учителей, обладать терпением и спокойствием, а также быть примером для молодого учителя в отношениях с учащимися, с учительским сообществом и с родителями. Таким образом, психологической совместимости наставника и его стажера в нашей школе уделяется особое внимание.
Одно из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность педагога - инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной, творческой, проектной деятельности. И поэтому традиционно в нашей школе существует следующий способ профессионально-личностной адаптации. Абсолютно любой молодой учитель-предметник начинает свою педагогическую деятельность с должностипедагога-организатора, причем на основе временного трудового договора. Это необходимо для того чтобы, молодой специалист окончательно решил, хочет ли он посвятить себя школе, не разочаруется ли он в своей интересной, но очень энергозатратной работе. Это время дается руководству школы для выявления педагогического потенциала молодого специалиста, если сказать точнее профессиональной пригодности.
Зачастую, молодой специалист, да и не только, «замыкается» на своем предмете, имеет узкий круг общения, детерминируемый количеством урочных часов в преподаваемых классах. О каком вхождении в педагогический и ученический коллектив, в совместную жизнь школы может идти речь?! Порой, по истечении длительного времени, он даже не помнит имена своих коллег, не говоря уже об учениках. И только начиная свой путь с педагога-организатора, молодому специалисту закладываются основы педагогического мастерства, вырабатываются профессионально-педагогические компетентности, способствующие творческому профессиональному развитию личности молодого учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/27/picture-979066-1511799003.jpg)
Презентация "Наставничество как форма работы с молодыми педагогами"
В данной работе рассматривается проблема наставничества над молодыми педагогами в школе. Эта проблема остается актуальной, так как возрастаюттребования к уровню владения педагогическим мастерством. И ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/15/picture-1163453-1568557204.jpg)
Игра как одна из действенных форм обучения
В статье рассмотрена как одна из форм обучения - деловая игра, которая позволяет углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету, развивает навыки работы с дополнительной литературой. Применение...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/08/picture-775170-1465407507.jpg)
Статья «Наставничество как одна из эффективных форм работы с молодыми специалистами»
В статье рассматривается организация опыта работы по наставничеству в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1051031-1610625942.jpg)
Презентация "Наставничество как форма работы с молодыми педагогами"
Сегодня система наставничества в образовании вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-169534-1357380947.jpg)
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/06/picture-798829-1733504813.jpg)
Выступление "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"
Выступление на методическом объединении воспитателей с темой "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"...
Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Мастер-класс направлен на демонстрацию практической значимости и особенностей работы педагога-наставника и молодого специалиста....