План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
проект

Красносумова Марина Николаевна

План

мероприятий по духовно-нравственному воспитания в рамках внеурочной деятельности

 МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2019-2020 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_dnv.docx25.07 КБ
Файл model_dnv.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

План

мероприятий по духовно-нравственному воспитания в рамках внеурочной деятельности

 МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2019-2020 учебный год

Наименование мероприятий

Исполнители

Сроки

Ожидаемые результаты

Духовно-нравственное воспитание в семье

1

Организация совещаний, МО классных руководителей по вопросам взаимодействия школы с семьями учащихся по духовно-нравственному воспитанию.

Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности

В течение года

Распространение позитивного опыта работы образовательных учреждений с семьями обучающихся

2

Координация и контроль  за проведением в школе традиционных всероссийских праздников:

  • день пожилого человека;
  • день матери;
  • международный день семьи.

Заместитель директора по УР Красносумова М.Н.

По плану воспитательной работы и плану внеурочной деятельности

Повышение статуса «Материнства», семьи в целом.

Выработка уважительного отношения к  людям старшего возраста

3

Информационное обеспечение школьного сайта  материалами по проблемам  воспитания

Заместитель директора по УР Красносумова М.Н.

В течение года

Повышение уровня научно-методического обеспечения педагогического сопровождения семейного воспитания

4

Организация и проведение:

-родительских общешкольных и классных собраний по вопросам профилактики курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, по формированию здорового образа жизни;

Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности

В течение года

Формирование культуры знаний родителей по обозначенной тематике, повышение значимости семейного воспитания, авторитета семьи

5

Организация посещения музеев и выставочных залов детьми с родителями, дедушками и бабушками в дни традиционных праздников, каникулярное время

Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители

В течение года

Повышение общей культуры воспитания

Развитие духовно-нравственного воспитания учащихся в системе образования

1

Проведение методических семинаров с педагогами  школы по проблеме «Развитие духовно-нравственных ориентаций учащихся»

Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители

В течение года

Повышение компетентности

 педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся на основе использования средств этнопедагогики

2

Организация праздников и конкурсов духовно-нравственной направленности

Учителя литературы и истории,

 учащиеся

По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности

Формирование нравственных идеалов у учащейся молодежи на основе активизации воспитательного потенциала художественной литературы во внеклассной работе

3

Проведение цикла мероприятий, способствующих воспитанию у учащихся любви к родному языку; освоению коммуникативных функций и этикетных форм функционирования языка: олимпиады по русскому  языку; викторины    вежливости и др.

Учителя русского языка и литературы

По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности

Развитие ответственности личности в овладении  культурными формами речевого  общения, бережного отношения к будущему родного языка, готовности к социальному общению на уровне высоких этикетных норм.

4

Мероприятия по воспитанию у детей и учащейся молодежи ценностей здорового образа жизни на основе приобщения к национальным видам спорта и ознакомления с примерами высоких спортивных достижений -  любителей и профессионалов: детско-юношеские спортивные состязания; дни Здоровья

Учителя физической культуры, классные руководители

По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности

Воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом; осознание важности хорошей физической формы как условия силы духа в человеке

5

Мероприятия по приобщению учащихся к духовным и нравственным ценностям православия

- организация лектория для родителей по темам: «Принципы нравственного воспитания детей и способы морального воздействия на опыте мировых религий, «Воспитательная сущность национально-религиозных праздников»,

- проведение тематических конференций, дискуссий в среде  старшеклассников: «Место религии в духовной жизни современного общества»; «Мировоззрение современного молодого человека и вера» и др.

 Учителя истории и обществознания, литературы, классные руководители

По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности

Осознание учащимися положительного влияния православия на духовный мир личности; принятие общечеловеческих ценностей и нравственных норм, следование им в поведении

Развитие качеств толерантности в процессе духовно-нравственного воспитания детей

1

Организация бесед с педагогами по проблеме   «Воспитание толерантной личности в полиэтнической образовательной среде»

Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности

По плану работы школы

Формирование профессионального сознания и необходимой компетентности в сфере толерантного воспитания учащихся; обладание высоким уровнем культуры толерантного отношения к себе, коллегам, руководителям, родителям, детям

2

Изучение проблемы «Россия   – страна  межкультурного и межконфессионального сотрудничества» с учащимися старших классов во внеклассной работе (темы: «Каким должно быть общество гражданского согласия», дискуссия «Что значит быть толерантным?», дискуссия «Последствия агрессивного поведения», тренинговое занятие «Быть толерантным в общении», мини-игры «Учимся толерантности» и др.)

Учителя истории и обществознания

По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности

Развитие знаний учащихся о политике РФ  в области межнациональных отношений,

воспитание политической культуры и толерантного сознания у молодежи

3

Организация школы толерантности и ненасилия  для учащихся средних  классов. Тематика занятий: «Освоение основных понятий», дискуссия «Справедливо ли делить людей на достойных и недостойных? Твоя позиция по отношению к людям, оказавшимся на социальном «дне»?», «Что мы можем сделать для преодоления межнациональных конфликтов?», деловая игра «Защита программ по сохранению своего языка и культуры» и др.

Учителя школы,

классные руководители

По плану воспитательной работы

Формирование ориентации детей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости,

законности

5

Проведение цикла классных часов для учащихся подросткового возраста по проблеме «Каким я себя вижу?» (Темы: «Мои увлечения», «Я в поле выбора ценностей», «Принять себя», «Формирование толерантности к себе», «Я и другие» и др.)

Классные руководители

По плану воспитательной работы

Формирование ценностного отношения к своей личности, стимулирование самоанализа подростками своего отношения к окружающим

Духовно-нравственная реабилитация детей и учащейся молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации.

1

Организация  системы работы с родителями учащихся, имеющих отклонения в поведении в форме лектория, цикла бесед. Тематика занятий: «Семейный климат как основа нравственного и психического здоровья ребенка»; «Семейные конфликты – путь к разрушению личности ребенка»; «Неблагополучная семья – общая социальная проблема» и др.

Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности,

Социальный педагог

По плану воспитательной работы

Повышение уровня нравственной и правовой ответственности родителей, не справляющихся с воспитанием детей; активизация родительской общественности в деле содействия судьбе трудных детей

2

Мероприятия по организации досуга детей и подростков с девиантной направленностью через включение их во внеурочную деятельность

Классные руководители

В течение года

Постепенное вытеснение из жизни ребенка и подростка асоциальных привычек и настроений негативизма за счет усиления позиции увлеченности деятельностью по интересам

3

Групповые и индивидуальные занятия для детей и подростков с отклонениями в поведении. Примерная тематика: «Коррекция негативных социальных установок»; «Снятие синдрома тревожности и страха» и др.

Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог

По плану воспитательной работы, плану педагога-психолога, плану социального педагога

Положительная динамика показателей психического состояния подростков; улучшение социального статуса в системе взаимоотношений личности с родителями, педагогами, сверстниками.

4

Система мероприятий в школе по профилактике зависимости от психотропных веществ:

- обучение педагогов основам профилактической работы по темам: «О наркологических заболеваниях», «Освоение психотехнических и психотерапевтических приемов», «Способы формирования системы альтернативных наркотикам увлечений» и др.;

- проведение информационных бесед для подростков врачами-наркологами, представителями ПДН о вреде для здоровья, психического и физического развития злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами;

-индивидуальные беседы и консультации с подростками и родителями подростков, находящихся в «зоне риска зависимости» и др.

Заместитель директора по УР Красносумова М.Н.

По плану воспитательной работы

Необходимый уровень знаний у учителей, родителей, учащихся по проблемам наркомании и других вредных привычек; выработка у учащихся «иммунитета» страха попадания в «сети наркотического дурмана»; уровень достаточной профессиональной компетентности педагогов в работе с учащимися, оказавшимися в «зоне риска»;

положительные изменения в преодолении учащимися тех или иных «зависимостей».

5

Проведение мероприятий, способствующих формированию нравственно-правового пространства  защиты достоинства каждой личности, приоритетности идей человеколюбия перед проявлениями агрессии и насилия,

- лекториев правоведческих знаний для формирования правовых знаний у учащихся и их родителей, развития мотивации правопослушного поведения; ознакомления с сутью законодательных актов, защищающих человека от всякого рода насилия;

-просветительская и консультативная работа с родителями с целью искоренения насилия в любой из его форм, совершаемого над ребенком в семье;

-стимулирование и развитие у учащихся на уроках, внеклассных мероприятиях умений совместной коллективной работы, норм взаимоуважения, создание педагогами ситуаций успеха для учащихся.

Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности,

Классные руководители

По плану воспитательной работы

Развитие ценностных ориентаций школьников на гуманное отношение к друг другу, неприятие средств агрессии в решении спорных ситуаций, правовая грамотность в вопросах защиты человеческого достоинства и свобод личности, развитие в школе психологической атмосферы ненасилия, нейтрализация культа физической силы, формирование правильных представлений о мужественности.

Духовно-нравственное и трудовое воспитание детей как условия формирования

социально-ориентированной и конкурентоспособной личности

1

Изучение и обобщение деятельности классных руководителей по духовно-нравственному воспитанию учащихся в процессе трудовой деятельности

Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности

В течение года

2

Проведение с учащимися бесед, лекций о современных производствах Рославльского района и Смоленской области  (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг); встреч с представителями различных профессий, экскурсии на производство

Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители

В течение года

Формирование адекватного представления об экономической ситуации в стране.

3

Организация и проведение  конференций, круглых столов, совещаний, по духовно-нравственному воспитанию учащихся в процессе трудовой деятельности: «Социализация учащихся в процессе трудовой деятельности», «Подготовка детей к жизненному и профессиональному самоопределению в новых социально-экономических условиях», «Проблемы интеграции школьников в современную систему социально-экономических отношений», «Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе трудовой деятельности» и др.

Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители

В течение года

Внедрение в практику инноваций в области духовно-нравственного воспитания, трудового воспитания детей и учащейся молодежи

5

Работа по организации занятости детей и подростков в каникулярное время

Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители

Во время каникул

Социализация и интеграция детей в современную систему социально-экономических отношений.

6

Проведение поделок, творческих работ, выполненных учащимися и их родителей

Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители

По плану воспитательной работы

Привитие привычки к труду, воспитание бережного отношения к национальной культуре



Предварительный просмотр:

Модель организации духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности с 5 по 8 класс

МБОУ «Открытая (сменная) школа»

  1. Концептуально-целевой компонент

Выбор приоритетного вектора организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности в школе обусловлен потребностью детей в формировании духовно-нравственной культуры.

Концептуальный замысел модели: передача детям значимых культурных и жизненных ценностей выполняет не семья, а общеобразовательная организация. Кроме того в нашем случае, речь идет о детях, с ранних лет видевших падение нравственности – проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм. Результатом этого является низкий уровень нравственной культуры большинства обучающихся нашей школы, отсутствие умений самоконтроля и самооценки, неразвитость чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации.

Ключевыми для модели являются такие понятия, как «духовность», «нравственность», «национальная культура», «воспитание».

Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного выпускника школы.

Добиться достижения данной цели возможно путем решения ряда задач: 

  • обеспечить нравственное развитие личности, предполагающее осознание обучающимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей;
  • формировать моральные качества (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыт нравственного поведения;
  • формировать чувства патриотизма и гражданственности, основанные на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям;
  • формировать трудовые и жизненные навыки, что означает воспитание у обучающихся творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения;
  • формировать навыки здорового образа жизни, проявляющиеся в отношении к своему здоровью как к жизненной ценности, умениях и навыках вести здоровый образ жизни.

Ожидаемые результаты

Для обучающегося: становление личности, укореняющейся в культурно- исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.

Для родителей (законных представителей): становление родителя, опирающегося на традиции православной культуры, принимающего воспитание как добровольное крестоношение, жертвенную любовь, труд, усилия, направленные на установление отношений духовной общности в семье.

Для школы: создание системы продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированного на формировании духовно-нравственной культуры.

Для социума: преобразование        окружающей        действительности в

совместной деятельности.

  1. Содержательный компонент

К содержательному компоненту модели организации духовно-нравственного воспитания отнесены: внеурочная деятельность и воспитательная деятельность.

В ходе внеурочной деятельности реализуются:

 ¬ планы модулей внеурочный деятельности («Связь времен» 5-9 классы; «Календарь Смоленских Святых» 5-6 классы; «Календарь событий» 5-9 классы»), направленные на формирование основ гражданской и социальной активности обучающихся средствами музейнопедагогической деятельности, создание условий для развития нравственной, социально-адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, воспитание любви к родной природе и бережного отношения к ней и т.д.;

Воспитательная деятельность подразумевает включение обучающихся в:

¬ процесс социального творчества, через организацию работы органов ученического самоуправления, разработку и реализацию социально-значимых проектов;

¬ волонтерское движение, которое более других способствует формированию милосердия, доброжелательности, отзывчивости;

¬ изучение краеведческого компонента через организацию поисково-краеведческой деятельности;

 ¬ активизацию деятельности, как школьного музея, так и сотрудничество с музеем города;

¬ организацию досуговых мероприятий направленных на знакомство учащихся с обычаями, бытом, традициями русского народа на основе традиционных православных праздников.

  1. Операционно-деятельностный компонент

Структурными элементами, способствующими успешному внедрению компонентов модели, определили направления, методы, формы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное образование обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества; потребность в правопорядке. Понятия: «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество»; об этических категориях «свобода и ответственность»; о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «достоинство», «справедливость», «доверие» и др.

Формирование базовых ценностей происходит в ходе: внеклассных мероприятий, информационных часов, круглых столов «День памяти жертв политических репрессий», «День народного единства», «День героев Отечества», «Главный закон государства», «Международный день памяти жертв Холокоста», «900 дней и ночей», «Сталинградская битва», «День воссоединения Крыма с Россией», «Первый человек в космосе», «День Победы», «День защиты детей».

  • Воспитание духовности, нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания, терпимость, активная жизненная позиция; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, духовных ценностях народов России.

Понятия: «добро», «зло», «истина», «ложь», «смысл и ценность жизни», «проблема нравственного выбора», «достоинство», «любовь», «нравственная ответственность личности», «толерантность», «миролюбие», «социальное партнерство», «противостояние социальной агрессии, экстремизму и терроризму» и др.

Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: Блиц-интервью «Мир моих  - увлечений»; написание мини-сочинения «Быть грамотным – что это?»; мероприятия посвященные дню матери «Самый дорогой человек», «Международный день толерантности»; дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает»; час раздумья «Сквернословие – привычка или болезнь», «В чем цель жизни?»; диспут «Что такое счастье?»; информационный час «День славянской письменности и культуры».

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость, ответственность, лидерских качеств, организаторских способностей, умения работать в коллективе.

Понятия: «уважение к человеку труда», «трудовая и творческая деятельность», «профессиональная ориентация», «потребности в сфере труда и творчества», «ответственное отношение к труду и творчеству». Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе мероприятий: заочная экскурсия «Береги нашу землю», «Путешествие в город мастеров»; операция «Зеленый подоконник», «Теплый класс»; час раздумья «Куда пойти учиться»; экскурсии в учебные заведения города и района; выставка «Мастер на все руки».

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социальнопсихологического), стремление к здоровому образу жизни, занятий физической культурой и спортом.

Понятия: «культура здорового образа жизни», «навыки сохранения собственного здоровья», «здоровьесберегающие технологии», «ответственное отношение к состоянию своего здоровья», «профилактика вредных привычек и асоциального поведения».

Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: классный час «Курить – здоровью вредить», «Мы за здоровый образ жизни»; оформление стенда «За здоровый образ жизни»; первенство школы по баскетболу и настольному теннису»; День защитника Отечества «Вперед, мальчишки»; ток- шоу «Пусть говорят» на тему «Наркомания – соблазн, приводящий к зависимости».

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества, достижений общечеловеческой и национальной культуры, индивидуальных творческих способностей, эстетического идеала и ценности, мировой и отечественной культуры.

Понятия: «культурный продукт», «эстетический идеал», «творческие способности», «эстетические предпочтения», «эстетические эталоны различных культур и эпох» «технологии диалога культур», «мировая и отечественная культура», «русская и зарубежная литература», «театр и кинематограф», «культура зрителя».

Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: фан-игра «О красоте и мужестве»; беседа «Что такое духовное богатство человека»; конкурс-выставка «Осенний букет»; диалог «Гость в доме – хозяину радость»; брей-ринг «Этикет и мы»; конкурс новогодних плакатов «Новогодний калейдоскоп»; конкурс рисунков «Природа громка плачет», «Мы и космос», «День Победы».

  1. Аналитико-резулътативный компонент

Для диагностики духовно-нравственной сферы обучающихся предлагается ряд методик.

Личностные особенности обучающихся, уровень воспитанности, отношение к нравственным категориям:

- Уровень воспитанности обучающихся Н.П. Капустин.

- Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова.

- Методика «Изучение социализированности личности обучающегося» М.И. Рожков.

- Методика «Изучение уровня воспитанности» М.И. Шилова.

- Диагностика личностного роста И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев.

Межличностные отношения:

- Методика изучения удовлетворенности школьной жизнью А.А. Андреев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов:  «Чистые сердцем».  Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.

Разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для проведения в классах основной школы. Данные мероприятия посвящены истории Руси, символике государства Российского....

Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно-нравственном воспитании

Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно - нравственном воспитании(1 слайд)     Прежде  чем начать говорить о роли внеклассных и общешкольных мероприятий в ...

Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Православные праздники, русские народные приметы, обычаи и обряды»

Цели мероприятия:1)   Дать учащимся представление об основе многих народных и церковных праздников.2)   Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.3)   Воспит...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида  с использованием презинтации...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»

Познавательный  час, посвящённый  Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....

План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию 2015-2016 МБОУ СОШ №4 г.Льгова

план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию 2015-2016 Цикл классных часов по правовой грамотности:«Наши права и обязанности»«Что такое хорошо и что такое плохо»«Уроки милосердия и доброт...