План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию
проект
План
мероприятий по духовно-нравственному воспитания в рамках внеурочной деятельности
МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_dnv.docx | 25.07 КБ |
model_dnv.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
План
мероприятий по духовно-нравственному воспитания в рамках внеурочной деятельности
МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2019-2020 учебный год
№ | Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки | Ожидаемые результаты |
Духовно-нравственное воспитание в семье | ||||
1 | Организация совещаний, МО классных руководителей по вопросам взаимодействия школы с семьями учащихся по духовно-нравственному воспитанию. | Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности | В течение года | Распространение позитивного опыта работы образовательных учреждений с семьями обучающихся |
2 | Координация и контроль за проведением в школе традиционных всероссийских праздников:
| Заместитель директора по УР Красносумова М.Н. | По плану воспитательной работы и плану внеурочной деятельности | Повышение статуса «Материнства», семьи в целом. Выработка уважительного отношения к людям старшего возраста |
3 | Информационное обеспечение школьного сайта материалами по проблемам воспитания | Заместитель директора по УР Красносумова М.Н. | В течение года | Повышение уровня научно-методического обеспечения педагогического сопровождения семейного воспитания |
4 | Организация и проведение: -родительских общешкольных и классных собраний по вопросам профилактики курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, по формированию здорового образа жизни; | Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности | В течение года | Формирование культуры знаний родителей по обозначенной тематике, повышение значимости семейного воспитания, авторитета семьи |
5 | Организация посещения музеев и выставочных залов детьми с родителями, дедушками и бабушками в дни традиционных праздников, каникулярное время | Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители | В течение года | Повышение общей культуры воспитания |
Развитие духовно-нравственного воспитания учащихся в системе образования | ||||
1 | Проведение методических семинаров с педагогами школы по проблеме «Развитие духовно-нравственных ориентаций учащихся» | Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители | В течение года | Повышение компетентности педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся на основе использования средств этнопедагогики |
2 | Организация праздников и конкурсов духовно-нравственной направленности | Учителя литературы и истории, учащиеся | По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности | Формирование нравственных идеалов у учащейся молодежи на основе активизации воспитательного потенциала художественной литературы во внеклассной работе |
3 | Проведение цикла мероприятий, способствующих воспитанию у учащихся любви к родному языку; освоению коммуникативных функций и этикетных форм функционирования языка: олимпиады по русскому языку; викторины вежливости и др. | Учителя русского языка и литературы | По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности | Развитие ответственности личности в овладении культурными формами речевого общения, бережного отношения к будущему родного языка, готовности к социальному общению на уровне высоких этикетных норм. |
4 | Мероприятия по воспитанию у детей и учащейся молодежи ценностей здорового образа жизни на основе приобщения к национальным видам спорта и ознакомления с примерами высоких спортивных достижений - любителей и профессионалов: детско-юношеские спортивные состязания; дни Здоровья | Учителя физической культуры, классные руководители | По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности | Воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом; осознание важности хорошей физической формы как условия силы духа в человеке |
5 | Мероприятия по приобщению учащихся к духовным и нравственным ценностям православия - организация лектория для родителей по темам: «Принципы нравственного воспитания детей и способы морального воздействия на опыте мировых религий, «Воспитательная сущность национально-религиозных праздников», - проведение тематических конференций, дискуссий в среде старшеклассников: «Место религии в духовной жизни современного общества»; «Мировоззрение современного молодого человека и вера» и др. | Учителя истории и обществознания, литературы, классные руководители | По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности | Осознание учащимися положительного влияния православия на духовный мир личности; принятие общечеловеческих ценностей и нравственных норм, следование им в поведении |
Развитие качеств толерантности в процессе духовно-нравственного воспитания детей | ||||
1 | Организация бесед с педагогами по проблеме «Воспитание толерантной личности в полиэтнической образовательной среде» | Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности | По плану работы школы | Формирование профессионального сознания и необходимой компетентности в сфере толерантного воспитания учащихся; обладание высоким уровнем культуры толерантного отношения к себе, коллегам, руководителям, родителям, детям |
2 | Изучение проблемы «Россия – страна межкультурного и межконфессионального сотрудничества» с учащимися старших классов во внеклассной работе (темы: «Каким должно быть общество гражданского согласия», дискуссия «Что значит быть толерантным?», дискуссия «Последствия агрессивного поведения», тренинговое занятие «Быть толерантным в общении», мини-игры «Учимся толерантности» и др.) | Учителя истории и обществознания | По плану воспитательной работы и внеурочной деятельности | Развитие знаний учащихся о политике РФ в области межнациональных отношений, воспитание политической культуры и толерантного сознания у молодежи |
3 | Организация школы толерантности и ненасилия для учащихся средних классов. Тематика занятий: «Освоение основных понятий», дискуссия «Справедливо ли делить людей на достойных и недостойных? Твоя позиция по отношению к людям, оказавшимся на социальном «дне»?», «Что мы можем сделать для преодоления межнациональных конфликтов?», деловая игра «Защита программ по сохранению своего языка и культуры» и др. | Учителя школы, классные руководители | По плану воспитательной работы | Формирование ориентации детей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности |
5 | Проведение цикла классных часов для учащихся подросткового возраста по проблеме «Каким я себя вижу?» (Темы: «Мои увлечения», «Я в поле выбора ценностей», «Принять себя», «Формирование толерантности к себе», «Я и другие» и др.) | Классные руководители | По плану воспитательной работы | Формирование ценностного отношения к своей личности, стимулирование самоанализа подростками своего отношения к окружающим |
Духовно-нравственная реабилитация детей и учащейся молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации. | ||||
1 | Организация системы работы с родителями учащихся, имеющих отклонения в поведении в форме лектория, цикла бесед. Тематика занятий: «Семейный климат как основа нравственного и психического здоровья ребенка»; «Семейные конфликты – путь к разрушению личности ребенка»; «Неблагополучная семья – общая социальная проблема» и др. | Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности, Социальный педагог | По плану воспитательной работы | Повышение уровня нравственной и правовой ответственности родителей, не справляющихся с воспитанием детей; активизация родительской общественности в деле содействия судьбе трудных детей |
2 | Мероприятия по организации досуга детей и подростков с девиантной направленностью через включение их во внеурочную деятельность | Классные руководители | В течение года | Постепенное вытеснение из жизни ребенка и подростка асоциальных привычек и настроений негативизма за счет усиления позиции увлеченности деятельностью по интересам |
3 | Групповые и индивидуальные занятия для детей и подростков с отклонениями в поведении. Примерная тематика: «Коррекция негативных социальных установок»; «Снятие синдрома тревожности и страха» и др. | Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог | По плану воспитательной работы, плану педагога-психолога, плану социального педагога | Положительная динамика показателей психического состояния подростков; улучшение социального статуса в системе взаимоотношений личности с родителями, педагогами, сверстниками. |
4 | Система мероприятий в школе по профилактике зависимости от психотропных веществ: - обучение педагогов основам профилактической работы по темам: «О наркологических заболеваниях», «Освоение психотехнических и психотерапевтических приемов», «Способы формирования системы альтернативных наркотикам увлечений» и др.; - проведение информационных бесед для подростков врачами-наркологами, представителями ПДН о вреде для здоровья, психического и физического развития злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами; -индивидуальные беседы и консультации с подростками и родителями подростков, находящихся в «зоне риска зависимости» и др. | Заместитель директора по УР Красносумова М.Н. | По плану воспитательной работы | Необходимый уровень знаний у учителей, родителей, учащихся по проблемам наркомании и других вредных привычек; выработка у учащихся «иммунитета» страха попадания в «сети наркотического дурмана»; уровень достаточной профессиональной компетентности педагогов в работе с учащимися, оказавшимися в «зоне риска»; положительные изменения в преодолении учащимися тех или иных «зависимостей». |
5 | Проведение мероприятий, способствующих формированию нравственно-правового пространства защиты достоинства каждой личности, приоритетности идей человеколюбия перед проявлениями агрессии и насилия, - лекториев правоведческих знаний для формирования правовых знаний у учащихся и их родителей, развития мотивации правопослушного поведения; ознакомления с сутью законодательных актов, защищающих человека от всякого рода насилия; -просветительская и консультативная работа с родителями с целью искоренения насилия в любой из его форм, совершаемого над ребенком в семье; -стимулирование и развитие у учащихся на уроках, внеклассных мероприятиях умений совместной коллективной работы, норм взаимоуважения, создание педагогами ситуаций успеха для учащихся. | Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности, Классные руководители | По плану воспитательной работы | Развитие ценностных ориентаций школьников на гуманное отношение к друг другу, неприятие средств агрессии в решении спорных ситуаций, правовая грамотность в вопросах защиты человеческого достоинства и свобод личности, развитие в школе психологической атмосферы ненасилия, нейтрализация культа физической силы, формирование правильных представлений о мужественности. |
Духовно-нравственное и трудовое воспитание детей как условия формирования социально-ориентированной и конкурентоспособной личности | ||||
1 | Изучение и обобщение деятельности классных руководителей по духовно-нравственному воспитанию учащихся в процессе трудовой деятельности | Рабочая группа по реализации проекта по духовно-нравственному воспитанию в рамках внеурочной деятельности | В течение года | |
2 | Проведение с учащимися бесед, лекций о современных производствах Рославльского района и Смоленской области (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг); встреч с представителями различных профессий, экскурсии на производство | Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители | В течение года | Формирование адекватного представления об экономической ситуации в стране. |
3 | Организация и проведение конференций, круглых столов, совещаний, по духовно-нравственному воспитанию учащихся в процессе трудовой деятельности: «Социализация учащихся в процессе трудовой деятельности», «Подготовка детей к жизненному и профессиональному самоопределению в новых социально-экономических условиях», «Проблемы интеграции школьников в современную систему социально-экономических отношений», «Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе трудовой деятельности» и др. | Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители | В течение года | Внедрение в практику инноваций в области духовно-нравственного воспитания, трудового воспитания детей и учащейся молодежи |
5 | Работа по организации занятости детей и подростков в каникулярное время | Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители | Во время каникул | Социализация и интеграция детей в современную систему социально-экономических отношений. |
6 | Проведение поделок, творческих работ, выполненных учащимися и их родителей | Заместитель директора по УР Красносумова М.Н., классные руководители | По плану воспитательной работы | Привитие привычки к труду, воспитание бережного отношения к национальной культуре |
Предварительный просмотр:
Модель организации духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности с 5 по 8 класс
МБОУ «Открытая (сменная) школа»
- Концептуально-целевой компонент
Выбор приоритетного вектора организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности в школе обусловлен потребностью детей в формировании духовно-нравственной культуры.
Концептуальный замысел модели: передача детям значимых культурных и жизненных ценностей выполняет не семья, а общеобразовательная организация. Кроме того в нашем случае, речь идет о детях, с ранних лет видевших падение нравственности – проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм. Результатом этого является низкий уровень нравственной культуры большинства обучающихся нашей школы, отсутствие умений самоконтроля и самооценки, неразвитость чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации.
Ключевыми для модели являются такие понятия, как «духовность», «нравственность», «национальная культура», «воспитание».
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного выпускника школы.
Добиться достижения данной цели возможно путем решения ряда задач:
- обеспечить нравственное развитие личности, предполагающее осознание обучающимися факта сосуществования и взаимодействия в мире множества культур, каждая из которых имеет свои идеалы, систему духовных и нравственных ценностей;
- формировать моральные качества (совестливости, милосердия, достоинства, любви, добра, трудолюбия, порядочности) и опыт нравственного поведения;
- формировать чувства патриотизма и гражданственности, основанные на любви к своей земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям;
- формировать трудовые и жизненные навыки, что означает воспитание у обучающихся творческого отношения к труду, целеустремленности, трудолюбия, ответственности; развитие у них умений прогнозировать личные и коллективные трудовые успехи, способности к постоянному самообразованию навыков самообслуживания и безопасного поведения;
- формировать навыки здорового образа жизни, проявляющиеся в отношении к своему здоровью как к жизненной ценности, умениях и навыках вести здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты
Для обучающегося: становление личности, укореняющейся в культурно- исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.
Для родителей (законных представителей): становление родителя, опирающегося на традиции православной культуры, принимающего воспитание как добровольное крестоношение, жертвенную любовь, труд, усилия, направленные на установление отношений духовной общности в семье.
Для школы: создание системы продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированного на формировании духовно-нравственной культуры.
Для социума: преобразование окружающей действительности в
совместной деятельности.
- Содержательный компонент
К содержательному компоненту модели организации духовно-нравственного воспитания отнесены: внеурочная деятельность и воспитательная деятельность.
В ходе внеурочной деятельности реализуются:
¬ планы модулей внеурочный деятельности («Связь времен» 5-9 классы; «Календарь Смоленских Святых» 5-6 классы; «Календарь событий» 5-9 классы»), направленные на формирование основ гражданской и социальной активности обучающихся средствами музейнопедагогической деятельности, создание условий для развития нравственной, социально-адаптированной личности, владеющей основами культуры поведения, воспитание любви к родной природе и бережного отношения к ней и т.д.;
Воспитательная деятельность подразумевает включение обучающихся в:
¬ процесс социального творчества, через организацию работы органов ученического самоуправления, разработку и реализацию социально-значимых проектов;
¬ волонтерское движение, которое более других способствует формированию милосердия, доброжелательности, отзывчивости;
¬ изучение краеведческого компонента через организацию поисково-краеведческой деятельности;
¬ активизацию деятельности, как школьного музея, так и сотрудничество с музеем города;
¬ организацию досуговых мероприятий направленных на знакомство учащихся с обычаями, бытом, традициями русского народа на основе традиционных православных праздников.
- Операционно-деятельностный компонент
Структурными элементами, способствующими успешному внедрению компонентов модели, определили направления, методы, формы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно-нравственное образование обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества; потребность в правопорядке. Понятия: «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество»; об этических категориях «свобода и ответственность»; о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «достоинство», «справедливость», «доверие» и др.
Формирование базовых ценностей происходит в ходе: внеклассных мероприятий, информационных часов, круглых столов «День памяти жертв политических репрессий», «День народного единства», «День героев Отечества», «Главный закон государства», «Международный день памяти жертв Холокоста», «900 дней и ночей», «Сталинградская битва», «День воссоединения Крыма с Россией», «Первый человек в космосе», «День Победы», «День защиты детей».
- Воспитание духовности, нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания, терпимость, активная жизненная позиция; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, духовных ценностях народов России.
Понятия: «добро», «зло», «истина», «ложь», «смысл и ценность жизни», «проблема нравственного выбора», «достоинство», «любовь», «нравственная ответственность личности», «толерантность», «миролюбие», «социальное партнерство», «противостояние социальной агрессии, экстремизму и терроризму» и др.
Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: Блиц-интервью «Мир моих - увлечений»; написание мини-сочинения «Быть грамотным – что это?»; мероприятия посвященные дню матери «Самый дорогой человек», «Международный день толерантности»; дискуссия «Кто больше счастлив: кто отдаёт или кто получает»; час раздумья «Сквернословие – привычка или болезнь», «В чем цель жизни?»; диспут «Что такое счастье?»; информационный час «День славянской письменности и культуры».
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость, ответственность, лидерских качеств, организаторских способностей, умения работать в коллективе.
Понятия: «уважение к человеку труда», «трудовая и творческая деятельность», «профессиональная ориентация», «потребности в сфере труда и творчества», «ответственное отношение к труду и творчеству». Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе мероприятий: заочная экскурсия «Береги нашу землю», «Путешествие в город мастеров»; операция «Зеленый подоконник», «Теплый класс»; час раздумья «Куда пойти учиться»; экскурсии в учебные заведения города и района; выставка «Мастер на все руки».
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социальнопсихологического), стремление к здоровому образу жизни, занятий физической культурой и спортом.
Понятия: «культура здорового образа жизни», «навыки сохранения собственного здоровья», «здоровьесберегающие технологии», «ответственное отношение к состоянию своего здоровья», «профилактика вредных привычек и асоциального поведения».
Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: классный час «Курить – здоровью вредить», «Мы за здоровый образ жизни»; оформление стенда «За здоровый образ жизни»; первенство школы по баскетболу и настольному теннису»; День защитника Отечества «Вперед, мальчишки»; ток- шоу «Пусть говорят» на тему «Наркомания – соблазн, приводящий к зависимости».
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества, достижений общечеловеческой и национальной культуры, индивидуальных творческих способностей, эстетического идеала и ценности, мировой и отечественной культуры.
Понятия: «культурный продукт», «эстетический идеал», «творческие способности», «эстетические предпочтения», «эстетические эталоны различных культур и эпох» «технологии диалога культур», «мировая и отечественная культура», «русская и зарубежная литература», «театр и кинематограф», «культура зрителя».
Формирование базовых ценностей данного направления происходит в ходе: фан-игра «О красоте и мужестве»; беседа «Что такое духовное богатство человека»; конкурс-выставка «Осенний букет»; диалог «Гость в доме – хозяину радость»; брей-ринг «Этикет и мы»; конкурс новогодних плакатов «Новогодний калейдоскоп»; конкурс рисунков «Природа громка плачет», «Мы и космос», «День Победы».
- Аналитико-резулътативный компонент
Для диагностики духовно-нравственной сферы обучающихся предлагается ряд методик.
Личностные особенности обучающихся, уровень воспитанности, отношение к нравственным категориям:
- Уровень воспитанности обучающихся Н.П. Капустин.
- Методика «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щуркова.
- Методика «Изучение социализированности личности обучающегося» М.И. Рожков.
- Методика «Изучение уровня воспитанности» М.И. Шилова.
- Диагностика личностного роста И.В.Кулешова, П.В.Степанов, Д.В.Григорьев.
Межличностные отношения:
- Методика изучения удовлетворенности школьной жизнью А.А. Андреев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем».
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся 8 –11 классов: «Чистые сердцем». Мероприятие основано на жизнеописании семьи Царственных мучеников: Императ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
Разработки внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для проведения в классах основной школы. Данные мероприятия посвящены истории Руси, символике государства Российского....
Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно-нравственном воспитании
Роль внеклассных и общешкольных мероприятий в духовно - нравственном воспитании(1 слайд) Прежде чем начать говорить о роли внеклассных и общешкольных мероприятий в ...
Мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Православные праздники, русские народные приметы, обычаи и обряды»
Цели мероприятия:1) Дать учащимся представление об основе многих народных и церковных праздников.2) Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.3) Воспит...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»
Познавательный час, посвящённый Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида с использованием презинтации...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Доброта спасёт мир»
Познавательный час, посвящённый Международному Дню инвалидов. Занятие для начального звена коррекционной школы VIII вида....
План мероприятий по духовно-нравственному воспитанию 2015-2016 МБОУ СОШ №4 г.Льгова
план мероприятий по духовно-нравственному воспитанию 2015-2016 Цикл классных часов по правовой грамотности:«Наши права и обязанности»«Что такое хорошо и что такое плохо»«Уроки милосердия и доброт...