Программа «Школа наставничества»
рабочая программа

Попова Ольга Викторовна

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога­ наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

1.Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога; создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.

 

2. Задачи программы:

  1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
  2. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
  3. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
  4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_nastavnichestva_maou_litsey_81.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ лицея №81

___________Е.В.Лобовская

«01» сентября 2019 г.

Программа

«Школа наставничества»

 

Срок реализации – 3 года

Пояснительная записка

В современных условиях профессионального образования недостаточное внимание уделяется практико - ориентированной подготовке будущих специалистов, поэтому выпускник вуза, колледжа вынужден в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. В МАОУ лицей 81 процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.

Современной школе нужен профессиональный компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

1.Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога; создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.

2. Задачи программы:

  1. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
  2. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
  3. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
  4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

3. Планируемые результаты Программы:

  1. подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;
  2. совершенствование системы методической работы;
  3. обеспечение непрерывного совершенствования качества образования;
  4. повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

4. Индикативные показатели Программы:

  1. умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую на основе творческого поиска через самообразование;
  2. овладение методикой проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО.
  3. овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;
  4. умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;
  5. умение проектировать воспитательную систему;
  6. умение индивидуально работать с детьми;
  7. овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
  8. становление молодого учителя как учителя-профессионала;
  9. повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;

5. Организация работы по программе:

Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.

5.1. Основные направления работы по реализации Программы

1. Составление планов работы с молодыми специалистами.

План работы включает:

* создание оптимальных условий для успешной работы;

* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;

* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;

* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.

2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.

        С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.

3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы.

        Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.

        Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

4 . Составление плана работы молодого специалиста.

        План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также, с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.

5. Работа по Программе «Школа наставничества» – составная часть методической службы.

Этапы реализации Программы:

– 1 этап – диагностический

– 2 этап – самостоятельный творческий поиск

– 3 этап – оценочно-рефлексивный

I этап (1 год работы)

Тема: «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»

Тема

Краткий обзор рассматриваемых

вопросов

Дата

  1. 1.

Знакомство с учителем.

  1. Организационные мероприятия:
  • собеседование с молодым специалистом;
  • знакомство с традициями школы;
  • выбор и назначение наставников.
  1. Диагностика умений и навыков молодого учителя.
  2. Заполнение информационной карточки.
  3. Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.
  4. Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами.

август

  1. 2.

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

Круглый стол:

  1. Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке электронных журналов, тетрадей и дневников учащихся.
  2. Знакомство с УМК, предметными программами.
  3. Коррекция календарных и поурочных планов молодых специалистов.

сентябрь

  1. 3.

Современный урок. Требования к организации.

  1. Методические требования к уроку.
  2. Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».
  3. Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче. 
  4. Соответствие методов обучения формам организации уроков.
  5. Примерная схема тематического плана урока.
  6. Неделя открытых уроков.
  7. Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников.

Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока»

октябрь-ноябрь

  1. 4.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.

  1. Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.
  2. Нормы оценивания учебной деятельности.
  3. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.
  4. Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, бланк анализа проведённых контрольных работ и мониторинговых исследований
  5. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся»

Декабрь

  1. 5.

Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.

  1. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций  
  2. Изучение методических разработок: «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся»; «Анализ внеклассного мероприятия», «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний»

Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций»

февраль

  1. 6.

Самообразование учителя – лучшее обучение.

  1. Выбор методической темы. Планирование  работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой (программа саморазвития)
  2. Микроисследование организации работы с начинающими педагогами в школе и уровни компетенции молодого специалиста

апрель

  1. 7.

Бенефис молодого учителя.

  1. Творческий отчёт молодых педагогов.
  2. Творческий отчет учителя-наставника.

Круглый стол «Педагогическая культура учителя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса»

май

  1. 8.

Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

В течение года

II этап (2 год работы)

Тема «Самостоятельный творческий поиск»

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

1.

Реализация программы «Школы молодого специалиста»

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Август

  1. 2.

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь

  1. 3.

Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся.

  1. Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).
  2. Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы.
  3. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.
  4. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.
  5. Классный час как урок взаимопонимания.

Октябрь

  1. 4.

Современные образовательные технологии

Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии»

Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата»

Ноябрь –Декабрь

  1. 5.

Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.

  1. Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.
  2. Самоанализ по качеству цели и задач урока.
  3. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализ урока. Памятка для проведения самоанализа урока.
  4. Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителями-наставниками с целью оказания методической помощи.

Январь – Февраль

  1. 6.

Анализ урока.

  1. Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока
  2. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

Март

  1. 7.

Методическая выставка достижений молодого учителя.

Динамика роста профессионализма молодого учителя:

  •  открытые уроки;
  •  выступления-презентации на педсовете по теме самообразования;
  •  методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности);
  •   представление молодого учителя наставником.

Круглый стол «Компетенции и компетентность»

Апрель–Май

  1. 8.

Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

В течение года

III этап (3 год работы)

Тема «Выбор индивидуальной линии»

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

1.

Реализация программы «Школы молодого специалиста»

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

Август

  1. 2.

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь

  1. 3.

Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников.

  1. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.
  2. Портфолио аттестуемого

Октябрь – ноябрь

  1. 4.

Нестандартные формы урока.

Использование информационных технологий.

  1. Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.
  2. Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.

Декабрь

  1. 5.

Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.

  1. Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.
  2. Система работы с одаренными детьми.
  3. Определение «одарённые дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарёнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.
  4. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов.

Февраль – март

  1. 6

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

  1. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.
  2. Организация работы учителя по достижению уровня умений и навыков, заложенных в модели выпускника  школы.

Апрель

  1. 7

Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития.

Подведение итогов работы «Школы наставничества»:

  • Портфолио молодого учителя. Тесты-матрицы «Влияние стимулов на деятельность учителя», «Портрет учителя глазами коллег и учащихся», «Модель значимых качеств учителя», «Формальные критерии успешности учителя».
  • Анализ карьерных перспектив молодого учителя.

Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности»

Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».

Май

  1. 8

Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе "Школа 2100"

Программа составлена по программе "Школа 2100" по УМК Р.Н. Бунеева и Е.В. и на основе - Федерального базисного учебного плана 1998 года; - Обязательного минимума; - Федерального компонента государстве...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"

Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...

Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)

В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка

Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка ...