Программа «Школа наставничества»
рабочая программа
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
1.Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога; создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.
2. Задачи программы:
- Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
- Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
- Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_nastavnichestva_maou_litsey_81.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ лицея №81
___________Е.В.Лобовская
«01» сентября 2019 г.
Программа
«Школа наставничества»
Срок реализации – 3 года
Пояснительная записка
В современных условиях профессионального образования недостаточное внимание уделяется практико - ориентированной подготовке будущих специалистов, поэтому выпускник вуза, колледжа вынужден в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. В МАОУ лицей 81 процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.
Современной школе нужен профессиональный компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.
Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.
1.Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога; создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепления молодых специалистов в коллективе.
2. Задачи программы:
- Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.
- Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
- Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
3. Планируемые результаты Программы:
- подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;
- совершенствование системы методической работы;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества образования;
- повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
4. Индикативные показатели Программы:
- умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую на основе творческого поиска через самообразование;
- овладение методикой проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ООО.
- овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;
- умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;
- умение проектировать воспитательную систему;
- умение индивидуально работать с детьми;
- овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
- становление молодого учителя как учителя-профессионала;
- повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;
5. Организация работы по программе:
Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.
5.1. Основные направления работы по реализации Программы
1. Составление планов работы с молодыми специалистами.
План работы включает:
* создание оптимальных условий для успешной работы;
* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;
* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.
2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.
3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы.
Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
4 . Составление плана работы молодого специалиста.
План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также, с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.
5. Работа по Программе «Школа наставничества» – составная часть методической службы.
Этапы реализации Программы:
– 1 этап – диагностический
– 2 этап – самостоятельный творческий поиск
– 3 этап – оценочно-рефлексивный
I этап (1 год работы)
Тема: «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
| Знакомство с учителем. |
| август |
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | Круглый стол:
| сентябрь |
| Современный урок. Требования к организации. |
Практикум «Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока» | октябрь-ноябрь |
| Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. |
Практикум «Организация дифференцированного подхода к учащимся» | Декабрь |
| Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке. |
Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций» | февраль |
| Самообразование учителя – лучшее обучение. |
| апрель |
| Бенефис молодого учителя. |
Круглый стол «Педагогическая культура учителя – основа гуманизации учебно-воспитательного процесса» | май |
| Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
II этап (2 год работы)
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1. | Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август |
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь |
| Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. |
| Октябрь |
| Современные образовательные технологии | Круглый стол «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии» Практикум «Организация исследовательской работы учащихся, оформление работ, подготовка к выступлению и защите реферата» | Ноябрь –Декабрь |
| Основы целеполагания урока. Самоанализ урока. |
| Январь – Февраль |
| Анализ урока. |
| Март |
| Методическая выставка достижений молодого учителя. | Динамика роста профессионализма молодого учителя:
Круглый стол «Компетенции и компетентность» | Апрель–Май |
| Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
III этап (3 год работы)
Тема «Выбор индивидуальной линии»
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1. | Реализация программы «Школы молодого специалиста» | Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | Август |
| Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | Сентябрь |
| Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. |
| Октябрь – ноябрь |
| Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий. |
| Декабрь |
| Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодых специалистов в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. |
| Февраль – март |
| Повышение квалификации и профессиональная переподготовка. |
| Апрель |
| Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития. | Подведение итогов работы «Школы наставничества»:
Практикум «Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей деятельности» Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других». | Май |
| Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций. Участие молодых специалистов в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д. | В течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе "Школа 2100"
Программа составлена по программе "Школа 2100" по УМК Р.Н. Бунеева и Е.В. и на основе - Федерального базисного учебного плана 1998 года; - Обязательного минимума; - Федерального компонента государстве...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"
Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...
Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)
В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...
Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества
Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка
Использование формы наставничества «ученик-ученик» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатского мастерства» МБУДО ДДТ г.Донецка ...