Методика выявления одаренных детей на раннем этапе развития
статья
Статья, описывающая опыт работы по выявлению и диагностике особо одаренных детей в детской эстрадно-вокальной студии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_vyyavleniya_odarennyh_detey.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ОРАНИЕНБАУМ"
198412, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Г. ЛОМОНОСОВ, УЛИЦА АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, ДОМ 38, ЛИТЕР А, Т. 422-50-88
«Методика выявления одаренных детей
на раннем этапе развития»
Авторы:
Лукашина Елена Михайловна –
директор, старший методист;
Назарова Елена Александровна,
педагог дополнительного образования
объединения эстрадно – вокальная студия «Модерн»;
Хохулина Алина Михайловна,
концертмейстер
12.04.2022 г.
часть I
Выявление на раннем этапе развития учащегося,
его степени одарённости методами диагностики.
Музыкально - одарённые дети – это особые дети с ярко выраженным музыкальным талантом, с особым музыкальным внутренним миром и углублёнными знаниями. Одарённость ребёнка в творческой деятельности нуждается в особом внимании педагога. Чем раньше педагог расставит приоритеты в музыкальном развитии ребёнка, тем легче и быстрее будет результат.
В эстрадно – вокальной студии «Модерн» педагоги стремятся создать все благоприятные условия для развития таких детей. Студия - уникальное объединение с особой творческой атмосферой, педагогикой сотрудничества между педагогами, воспитанниками и их родителями. Используя методы педагогической диагностики, конструируют образовательный процесс на основе индивидуально-дифференцированного подхода и субъектного взаимодействия. Как правило, на занятиях «ансамбль» учащиеся исполняют сложные сольные партии или вокализы, а на занятиях по вокалу (индивидуальные занятия по постановке голоса) подбираются индивидуальные (более сложные) упражнения для развития голосового аппарата и музыкальные произведения (методом подбора репертуара по индивидуальному маршруту).
И тут на первый план выходит такое понятие как «способности», то есть уровень внутренней подготовленности и грамотности ребёнка. На мой взгляд «способность» – это наиболее быстрое и грамотное решение поставленной задачи. Говоря о степени выявления на раннем этапе одарённых детей нужно в первую очередь понимать, что мы будем иметь дело с разной степенью способности этих детей. Так же будут сказываться возрастные особенности. Всё это следует учесть при составлении диагностических тестов и анкет для воспитанников.
Различные методы выявления и диагностика талантливых детей позволяют раскрыть склонности и интересы в углублённом изучении отдельных областей музыкальной культуры.
На основании диагностических материалов, выявляя одарённых детей, педагог ставит перед собой задачи в обучении и приобщении воспитанников к музыке.
Данные исследования нужны для того, чтобы у воспитанника, которого мы называем одарённым, развивались музыкальные способности.
Участие в различных проектах (вокальные конкурсы, музыкальные олимпиады и смотры, музыкальные сказки, презентации авторских песен и дисков, и т.д.) стимулирует развитие одарённых детей. Принимая участие в таких мероприятиях на 3-5 годах обучения, мы получаем (с помощью определённой системы оценок) результат, который заносится в таблицу успеваемости. Таблица успеваемости рассчитана только для одарённых детей и включает в себя: динамику усвоения основных составляющих музыкального воспитания (ритм, слух, вокальные навыки и умения, разноуровневую динамику результативности выступлений).
Диагностика – это средство управления учебным процессом, позволяющее отслеживать качество обучения, осуществлять анализ результативности и процесса обучения в объединении. Критерии оценки результатов диагностики: уровень обучения воспитанников, теоретические знания, знания технологии, уровень овладения практическими навыками умениями. Формы проведения диагностических срезов: контрольное занятие, зачётная работа, экзамен, защита проекта, открытое занятие и т.д.
часть II
Диагностики развития музыкальных способностей учащихся за период 5 -летнего обучения.
Цель диагностики учащихся – изучение качественных показателей достижений детей и составление объективного представления об индивидуальной траектории развития каждого учащегося в студии.
Задачи итоговой диагностики:
- Изучить особенности к разным видам музыкальной деятельности.
- Изучить особенности музыкальных способностей.
- Определить позиции детей в музыкальной деятельности с дальнейшим выявлением заинтересованных и музыкально - одарённых.
Методы педагогической диагностики:
-индивидуальные беседы с ребенком;
-наблюдения на занятиях за детьми в музыкальной деятельности;
-диагностические игровые ситуации;
-диагностические игры и музыкальные тесты;
-анкетирование родителей.
Данная диагностика, учитывает достижения современной музыкально – педагогической науки и разработана к программе «Эстрадно – вокальная студия «Модерн» в соответствии с требованиями Федеральный закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012. В одно из направлений «Художественно-эстетическое развитие», входит образовательная область «Музыка».
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
• развитие музыкально художественной деятельности и выявление на раннем этапе развития одарённых детей;
• приобщение к музыкальному искусству с целью дальнейшей профориентации
Решение этих задач в свою очередь реализуется с помощью следующих разделов:
• Слушание музыки
• Пение вокальных произведений
• Музыка и движения
• Изучение основ эстетики, нотной грамоты и игра на детских музыкальных инструментах
• Музыкальное творчество и сценическое движение (песенное, танцевальное, игровое)
Чтобы определить уровень развития музыкальных способностей детей в студии, нужны постоянные наблюдения на протяжении всего обучения с проведением диагностических срезов развития: голосовых данных и диапазона, слуха, ритма, музыкальной памяти.
В ходе исследования осуществляется тестирование и диагностирование воспитанников в группах по годам обучения, данные заносятся в таблицы с подсчётами и дальнейшим анализом итоговых диаграмм (входная, промежуточная, итоговая диагностика).
Данная диагностика позволяет выявить особенности музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений внимания, памяти, пластики, координации движений детей, а также оценить все эти параметры:
- Музыкальность.
- Эмоциональная отзывчивость
- Творческие проявления в музыке
- Внимание.
- Музыкальная память.
- Пластичность и гибкость в сценическом многообразии номера
Результаты диагностики отражаются в:
• графике развития детей;
• сравнительной таблице результативности работы за определенный период
Таким образом, можно подвести некоторые итоги: воспитанники, обучающиеся в студии, на протяжении 5 лет обладают высоким уровнем развития музыкальных навыков. Учащиеся эмоционально переживают музыку, с интересом отзываются на нее, а это является первым признаком наличия и развития музыкальности у детей за период 5 лет обучения.
На протяжении (25-летней) работы студии мы наблюдаем чёткую положительную динамику. Разработанные диагностические материалы дают чёткое представление о степени подготовки и развития воспитанников.
Проанализировав результаты диагностик по музыкальному воспитанию можно сделать следующие выводы:
- развился у детей музыкальный слух (различные его виды: динамический, тембровый, ладовое чувство, чувство ритма);
- сформировались певческие навыки (артикуляция, певческое дыхание, дикция и др.);
- сформировалось и усовершенствовалось качество звучания голоса: чистоту интонирования, тембра, диапазона, полетность и подвижность голоса.
- научились выразительно исполнять песни для более яркого и глубокого их переживания, с пением в микрофон и под фонограмму.
Это дает четкое представление о том, что данная работа может быть положена в основу совершенствования учебно-методических комплексов по музыкальному воспитанию детей.
(Раздаточный материал для педагогов дополнительного образования)
Личная карта одарённости учащегося
«Эстрадно – вокальной студии «Модерн»
- Сведения об учащемся.
Ф.И.О., год рождения, домашний адрес, телефон, данные о родителях, анкета «Мои интересы»
- Результаты развития учащегося в процессе обучения.
Параметры исследования: ритм, слух, диапазон, интонация, артистичность.
- Репертуар учащегося по дисциплинам и годам обучения.
Индивидуальный маршрут учащегося. Дисциплины: «Ансамбль» (1-5 год обучения), «Вокал» (3-5 год обучения)
- Диагностические тесты и выводы по годам обучения.
Диагностика успеваемости, уровень подготовки, степень освоения дисциплин, сведения о переводе на следующий учебный год по итогам формы фиксации и карты результативности.
- Динамика результативности учащегося по годам обучения.
Таблица.
- Динамика усвоения дисциплин по годам обучения.
Сводная таблица и выводы успеваемости.
- Творческие достижения учащегося.
Мероприятия различного уровня, дата и место проведения.
Сведения об учащемся
Ф.И.О. | год рождения | домашний адрес | телефон | данные о родителях | Примечания (самостоятельный уход домой) |
Результаты развития учащегося в процессе обучения
№ | Параметры исследования | I полугодие | II полугодие | Итоги за учебный год | Примечание |
1. | Ритм | ||||
2. | Слух | ||||
3. | Диапазон | ||||
4. | Интонация | ||||
5. | Артистичность |
Репертуар учащегося по дисциплинам и годам обучения
Индивидуальный маршрут | I год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения | V год обучения |
Упражнения на дыхание | * | * | * | * | * |
Упражнения, распевы | * | * | * | * | * |
Классический репертуар | * | * | * | * | * |
Эстрадный репертуар | * | * | * | * | * |
Джазовые репертуар (из мюзиклов) | * | * | |||
Авторские произведения | * | * | * | ||
Конкурсные произведения | * | * | * | * |
Динамика результативности учащегося по годам обучения
№ | Уровень (конкурсы, фестивали, акции, концерты…) | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | 5 год обучения |
1. | Международный | * | ||||
2. | Всероссийский | * | * | |||
3. | Городской | * | * | * | ||
4. | Районный | * | * | * | * | |
5. | Уровень учреждения | * | * | * | * | * |
Динамика усвоения дисциплин по годам обучения
№ | Ансамбль | Сольфеджио | Эстетика | Вокал | Сценическое движение | Итоги в % |
1. | % | % | % | |||
2. | % | % | % | |||
3. | % | % | % | % | ||
4. | % | % | % | % | % | |
5. | % | % | % | % |
Творческие достижения учащегося
№ | Мероприятие | Дата проведения | Место проведения | Результативность (дипломы, грамоты, благодарности, статья и фото в газете и т.д.) | Прочие |
1. | |||||
2. | |||||
3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психодиагностические методики по выявлению одаренности детей
Система психодиагностических методик по выявлению одаренных детей...
Работа с одаренными детьми ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», выявление одаренных детей по видам спорта.
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоров...
Методические рекомендации для психологов по выявлению одаренных детей. Этапы психологической диагностики.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестиро...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ В СПОРТЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ.ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ТХЭКВОНДИСТОВ.
Здесь я озвучил свои мысли сформированные исходя из опыта моей работы...
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА – КАК МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Разработка посвящена раскрытию потенциала рейтинговой системы как методике выявления одаренных детей, мотивированных на занятия техническим творчеством. В ней представлен опыт реализации рейтинговой с...
методика выявления одаренности детей
Методика выявления одаренности детей. Методики самодиагностики. Тест - опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника Определить собственный уровень самооценки школьник смож...