Методические рекомендации для психологов по выявлению одаренных детей. Этапы психологической диагностики.
методическая разработка по психологии на тему
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эффективная идентификация одаренности | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методист ГБУ ДО ЦППМСП
Выборгского района
Педагог-психолог
высшей категории
Коноплева О.В.
Методические рекомендации для психологов по выявлению одаренных детей.
Этапы психологической диагностики.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени - значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);
- преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентификации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и специального обучения.
С учетом вышесказанного можно сделать следующие выводы. Процесс установления одаренности нельзя основывать на единой оценке (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). К сожалению, в школьной практике достаточно часто ограничиваются оценкой коэффициента интеллекта (IQ), который определяется с помощью психометрических тестов интеллекта. Именно эти тесты (часто вместе с тестами креативности, применяемыми для измерения творческих способностей) чаще всего используются при отборе детей в классы и школы для одаренных.
По существу, любая форма отбора (селектирования) детей на основе показателей тестов интеллекта оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной одаренности, в частности. Следует принять во внимание и то обстоятельство, что так называемые “проходные баллы”, используемые в тестах на интеллект (в виде показателей конвергентной и дивергентной продуктивности) не имеют под собой четких теоретических или эмпирических обоснований.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы относительно сферы корректного применения тестов интеллекта в работе с одаренными детьми.
Таким образом, психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» либо «неодаренным».
Данная программа поэтапного выявления одаренных детей использует комплексный подход.
Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует особого внимания. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребенок. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер.
Одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребенок. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер.
Диагностика проводится в 2 этапа:
1этап: сбор данных от учителей и родителей (Анкетирование)
2этап: диагностика в помещении класса с учащимися, отобранными после 1 этапа диагностики и рассчитана на 35 минут.
Алгоритм проведения
- Подготовка раздаточного материала.
- Проведение 1 этапа диагностики.
- Обработка и интерпретация результатов.
- Проведение 2 этапа диагностики
- Оработка и интерпретация результатов
- Разработка рекомендаций для осуществления индивидуального подхода в обучении или уточнение образовательного маршрута
МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ
1 ЭТАП
Методика «Карта одаренности» Д. Хаана и М. Каффа. (для родителей)
1I ЭТАП
Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Навешивание ярлыков типа «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет существенно расширить сферу используемых психодиагностических методик и учесть целый ряд дополнительных моментов:
- особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
- наличие (или отсутствие) различных форм диссинхронии (неравномерности) в развитии одаренного ребенка;
- особенности развития эмоциональной сферы ребенка и т.д.
Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, требует создания специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов (экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации).
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Трудно предположить, что можно сразу найти учителей, обладающих такими личными и профессиональными качествами, которые бы полностью отвечали требованиям новых программ обучения и запросов, администрации образовательных учреждений для одаренных школьников.
Педагогическая администрация не только должна отбирать специалистов, максимально отвечающих поставленным требованиям, но и, по возможности, постоянно заниматься специальной подготовкой кадров (повышение квалификации) в оперативном порядке, т.е. по месту работы (лекции, семинары, консультации, конференции).
Основные принципы отбора учителей.
1.Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей.
2. К учителям, работающим с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования.
3. Не все учителя способны работать с одаренными детьми младшего возраста. Именно школьная администрация должна своевременно выявлять учителей, которые не могут или не хотят работать с малолетними одаренными детьми, и стараться сделать так, чтобы последние не попадали к таким учителям.
4. Учитель, отличающийся низкой самооценкой, как правило, испытывает чувство опасения перед своими талантливыми воспитанниками, а значит, не может вызывать у них уважения. Среди других важных качеств учителя можно выделить зрелость, успешный опыт педагогической работы, эмоциональную стабильность, целеустремленность и творческое начало.
5. Профессиональная компетенция педагога, обучающего одаренных детей.
- Теоретическая подготовка и практическая деятельность учителя должны включать работу с разными категориями детей; В силу того, что обычно одаренные и талантливые дети обучаются в одной группе вместе со всеми остальными детьми, обладающими разными способностями и особенностями.
7. Учителя одаренных детей должны разбираться в специальных программах для дошкольников и младших школьников.
8. Правильный выбор учебного материала так же характеризует уровень учителя, работающего с одаренными детьми.
9. В концепцию учителя обязательно входит умение правильно оценивать успехи детей. Желательно при подборе учителей для одаренных детей следует учитывать необходимость их принадлежности к одной культуре.
Обучение одаренных:
Основной вопрос - чем должны отличаться программы для одаренных от обычных учебных программ.
Ускоренное обучение. Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученых психологов, так и среди педагогов и родителей.
Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению?
Одной из бросающихся в глаза особенностей интеллектуально одаренных детей является их раннее речевое развитие. В силу разных причин эти дети понимают большее количество слов и больше сообщений. Отсюда - быстрота и схватывание сущности, смысла, характерная для них. Как правило, такие учащиеся способны усваивать учебную программу с высокой скоростью.
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка по ошибке помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое-то время его поведение будет похожим на поведение всех остальных детей в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Как показывают многочисленные исследования, существуют различия между обучением нормального ребенка в классе для детей с задержкой умственного развития и той, где одаренный ребенок учится в обычном классе. Дело в том, что учитель, получивший специальную подготовку для работы с умственно отсталыми детьми, гораздо легче заметит нормального ребенка в своем классе, чем обычный учитель выделит одаренного в классе обычном.
Все специалисты сходятся в том, что ускорение должно быть для одаренных детей. Ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.
Раннее поступление в школу. Раннее поступление в школу весьма желательно для девочек, т.к. они часто проявляют готовность к школе раньше, чем мальчики.
От раннего поступления в школу многое выигрывают дети из семей с низким образовательным уровнем.
Ускорение в обычном классе. Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Попытки такого рода целесообразнее на этапе начальной школы. Частичная индивидуализация программы некоторых детей под силу лишь энергичному, увлеченному педагогу с опытом и высокой квалификацией.
Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми более старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может быть по чтению во втором или даже в третьем классе. Может быть, так же посещение уроков в параллельном классе, где обучаются несколько иначе.
Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок. Посещение более старшего класса может быть разрешено группе детей, что требует согласованной работы 2-3 учителей.
Перепрыгивание через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его учеников. Исследования по этой проблеме показали, что нет фактических доказательств социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении при перепрыгивании через класс. Проверка учащихся и опросы их родителей показали, что эта практика имеет гораздо больше положительных последствий, чем отрицательных (можно было бы использовать чаще).
Профильные классы. Классы со специализацией учебных программ и отобранным составом учеников. В этих классах один или несколько предметов проходят в более быстром темпе, по более сложной программе. Такой вид ускорения хорошо подходит учащимся с выраженной расположенностью к какой-нибудь области знания - математике, химии, биологии, иностранный язык. (Целесообразно использовать в старших классах, когда интересы и способности в значительной степени определились).
Частные школы. В нашей стране практика частных школ еще очень мала. Однако мировой опыт показывает, что они высоко эффективны в обучении далеко продвинутых в умственном отношении детей. В таких школах больше склонны использовать ускорение для того, чтобы обучение соответствовало уровню обучения учащихся. Ускорение является особенностью учебных программ, причем учащийся может сдать экзамен по предмету в любое время, если у него есть достаточно знаний. Школа позволяет к 14-15 годам сделать выбор относительно того, что каждого из них привлекает больше всего.
ОБОГАЩЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. В некоторых случаях обогащение подразделяют на " горизонтально" и "вертикальное". Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, т поэтому его иногда называют ускорением. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам. Большие возможности развития мышления, креативности, умения работать самостоятельно.
1.Обогащение познавательных процессов. Ориентировано на развитие самих умственных процессов учащихся (шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр и т.д.)
Обогащающее обучение может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, синектика и т.д.
2.Существуют программы обогащения, ориентированные на дополнительные материал и более сложное содержание, направленные на увеличение знаний в конкретной области и на развит ие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные миникурсы по темам, проблемам или отдельным навыкам. (например - антропология, мифология, голография и т.д.)
Корректрирующие, развивающие и интерактивные программы. Первые программы создаются для одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояние эмоциональной сферы, в них используются такие упражнения, как ролевой тренинг, тренинг сензитивности и т.д.
Интерактивные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты.
ЛИТЕРАТУРА
Одарённость: благословение или препятствие? В. Фрадков
Пед. техника. - 2011.
Развитие системы поддержки талантливых детей Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская Одар. ребенок. - 2011.
Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся А. В. Литвинова Одар. ребенок. - 2011.
Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними И. Г. Антонова Одар. ребенок. - 2011.
Проблема выявления одаренных детей в школе М. А. Лемешевская
Одар. ребенок. - 2011.
Роль преемственности в формировании и развитии детской одаренности О. В. Лузганова
Одар. ребенок. - 2012.
Абатурова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми ГБОУ СОШ №5 ОЦ «Лидер», выявление одаренных детей по видам спорта.
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.Здоров...
Психолог-педагогическая поддержка одаренных детей. Проблемы и возможности одаренных детей
Проблемы и возможности одаренных детей...
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).
Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
Методы диагностики по выявлению одаренных детей
В материале представлены разные методы диагностики по выявлению одаренных детей....
Методика выявления одаренных детей на раннем этапе развития
Статья, описывающая опыт работы по выявлению и диагностике особо одаренных детей в детской эстрадно-вокальной студии....
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры
Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....