Мастер-класс
методическая разработка

Ахметов Степан Идрисович

Мастер-класс разрабатывался для участия в конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Добрый день, коллеги!

- Скажите, пожалуйста, а Вы знаете самый главный инструмент учителя? Что это, как думаете? (Правильно, это язык).

- А что такое язык? (Верно, орган). 

- Что же тогда такое русский язык? (Средство общения). 

- Язык, как средство общения, порождает что? (Речь). 

- Может ли учитель обойтись без речи? (Может, но он столкнётся с трудностями).

- Речь в жизни каждого из нас играет важную роль. Это одна из главных потребностей и функций человека. Современная действительность требует от нас совершенного владения речью, развитого умения грамотно, точно и беспрепятственно излагать мысли, передавать или усваивать накопленный опыт. Общение при помощи речи существенно упрощает процесс понимания. Речь выступает связующим звеном во взаимосвязи между поколениями.

- Что касается учителя, то его речь сознательно или бессознательно является образцом для подражания. Высказывания учителя неизменно повторяются детьми и тиражируются. Поэтому его речь – главный инструмент воздействия - должна быть эталонной, то есть отвечать всем качествам хорошей речи: ясности, доступности, логичности, выразительности, эстетичности. Нужно иметь большой объём знаний, чтобы найти нужное слово в той или иной ситуации общения с детьми.

- Внимание на слайд.  

Анка подходит к Петьке:

— Я вчера на балу была. Такой фужер произвела!

— Глупая, не фужер, а — фураж!

— Сам глупый. Пойдем, у Василь Ивановича спросим.

Подходят к Василию Ивановичу.

— Слушай, Василь Иванович: как правильно сказать — фужер или фураж?

— Ребята, знаете: я в этом деле не копенгаген.

- Смешно, коллеги? Смешно! Казалось бы, чего тут сложного-то?

Хорошо, послушайте меня внимательно.

Два единственных вопроса тревожат меня сегодня:

  1. Должен ли хороший учитель во всём показывать образец своим подчинённым? Данный вопрос имеет важное значение для меня.
  2. Обязаны ли учащиеся набувать сменную обувь в школе? Выясняется, что существует достаточно невеж в этом вопросе.  

- Нашли, коллеги, ошибочки? (Чуть-чуть). Посмотрите на подчёркнутые фразы. Что с ними не так? (Рассуждают и отвечают). 

- А какие это ошибки, коллеги? (Лексические (речевые) ошибки).

- Давайте попробуем классифицировать ошибки. Внимание на слайд.

  • Употребление слова в несвойственном ему значении.

Старцев гарцует на бричке с ленивым кучером. (Гарцевать можно только верхом на лошади).

  • Неверное использование иноязычных слов.

В плеяде помещиков особенно страшен Плюшкин. (Слово «плеяда» мы употребляем, когда говорим о группе выдающихся людей, но никак не о гоголевских помещиках).

  • Неточное разграничение значений паронимов, то есть близких по звучанию однокоренных слов, но имеющих разное значение.

Ему была представлена возможность поехать на юг. (Перепутаны значения паронимов представить и предоставить. Нужно употребить глагол предоставить, то есть дать возможность).

  • Нарушение лексической сочетаемости слов.

Важное значение в экономике нашей страны имеет нефтяная промышленность.

  • Употребление лишних слов.

Я впервые познакомилась с ней в прошлом году. (Познакомиться – это и есть встретиться в первый раз. Слово «впервые» лишнее).

- Как Вы думаете, каковы основные причины возникновения речевых ошибок?

1. Непонимание значения слова. Костёр всё больше распалялся.  (Распаляться – нагреться до очень высокой температуры).

2. Лексическая сочетаемость. Хороший учитель во всём должен показывать образец. (Показывать можно пример).

3. Употребление синонимов. Совершив оплошку, директор завода сразу же стал её исправлять. (Употребление синонимов без учёта стилистической окраски может привести к речевой ошибке).

4. Употребление омонимов. Экипаж находится в отличном состоянии. (Экипаж – это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно, но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст).

5. Употребление многозначных слов. Он уже распелся. (Непонятно: или он начал петь, увлёкся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко).

6. Многословие.

Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов). Все гости получили памятные сувениры.

Использование лишних слов.

Тавтология. Слова автора – это авторские слова.

Слова-паразиты. Вот, ну, это…

7. Лексическая неполнота высказывания. Противоположна многословию.

8. Новые слова. В прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 200 тысяч рублей. (Только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» - ремонт ям на дороге).

9. Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы.

10. Слова иноязычного происхождения.

11. Диалектизмы.

12. Разговорные и просторечные слова.

13. Профессиональные жаргонизмы.

14. Фразеологизмы.

15. Клише и штампы.

- Как же бороться с ошибками? Есть предположения? (Учителя высказываются).

- Достаньте содержимое файла. Посмотрите внимательно. Вам о чём-нибудь это говорит? (Учителя предполагают, а я рассказываю о содержимом файла).

- Заполняйте, коллеги, журнал ошибок, делайте скриншоты, составляйте карточки, читайте книги, повторяйте правила, рассуждайте… и тогда с вашей речью будет всё в порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...