Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников
статья

Тимофеева Маргарита Владимировна

Фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка, фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_disgrafii.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у

младших школьников

 

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи [1, 2, 3, 4, 5]. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций. Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоциональноволевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексикограмматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

В настоящее время к дисграфическим ошибкам относят: замены, смещения, вставки букв, слогов, слитное написание слов, раздельное написание элементов одного слова, контаминации, ошибки, связанные с неумением выделять границы предложения, аграмматические ошибки, ошибки в структурном оформлении предложения, пропуски слов в предложении, ошибки оптического характера (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев).

При анализе работ ряда авторов отмечены различия в трактовке происхождения дисграфических ошибок. В основе замен и смешений букв при письме Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, А.Н. Корнев видят недостаточную сформированность фонематического слуха (либо первичную, либо вторичную), И.Н. Садовникова – неправильное обозначение звука буквой.

В основе пропуска букв лежит нарушение звукового анализа (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев).

Перестановки букв И.Н. Садовникова связывает только с недостаточностью звукового анализа. А.Н. Корнев при этом указывает на нарушение фонематического анализа с недостаточностью слухоречевой памяти, внимания. Причину вставок букв И.Н. Садовникова [7, 8] видит в появлении призвука при медленном проговаривании слова в ходе письма. Другие авторы объясняют их несформированностью фонематического слуха и восприятия.

Ошибки, проявляющиеся в нарушении структуры предложения, выделения границ предложения объясняются не только бедностью словаря, ограниченностью понимания слов (Р.Е. Левина), но и состоянием интеллектуальных способностей и предпосылок интеллекта: произвольной концентрации и переключения внимания, динамического праксиса (А.Н. Корнев).

Аграмматизмы, выражающие нарушения согласования и управления, объясняются большей частью авторов одинаково: бедностью словаря, недостаточностью языковых общений, несформированностью морфологического анализа и синтаксиса.

Оптические ошибки при письме Р.И. Лалаева объясняет недифференцированностью представлений о сходных формах недоразвития оптико-пространственного восприятия зрительного анализа и синтеза [6,

с.92]. И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев выделяют из группы оптических ошибок смешения букв по кинетическому сходству, объясняя их несформированностью кинестетической и динамической стороны двигательного акта, медленным формированием кинемы.

Существующие в настоящее время варианты классификации ошибок при письме отражают взгляды исследователей на вероятные механизмы их возникновения.

Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий:

  • артикуляторно-акустическая
  • на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем)
  • на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • аграмматическая дисграфия
  • оптическая дисграфия

Литература:

  1. Ефименкова,  Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова// http://pedlib.ru/Books/1/0301/1_0301-1.shtml  
  2. Иншакова, О.Б.   Нарушения   письма и   чтения учащихся   правшей   и неправшей / О.Б. Иншакова. –  М., 1995.  
  3. Коррекция    сенсорного    и    интеллектуального    развития младших школьников с нарушением слуха / под ред. И.А. Михаленковой. – СПб, 2003.
  4. Лалаева, Р.И.   Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР / Р.И. Лалаева,         Н.В.         Серебрякова, С.В. Зорина//http://pedlib.ru/Books/4/0163/4_0163-1.shtml  
  5. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Бенедиктова // http://pedlib.ru/Books/7/0132/7_0132-1.shtml  
  6. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сборник         методических         рекомендаций // http://pedlib.ru/Books/3/0072/3_0072-1.shtml  
  7. Русецкая, М.Н. Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения / М.Н. Русецкая // Дефектология. – 2007. - № 1. – С. 92-95.
  8. Савельева, Н.А. Работа над формированием навыков грамотного письма / Н.А. Савельева, И.В. Зинченко // Начальная школа. – 1992. – № 4. – с. 29-33.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Такие  специфические  трудности  письма,  как  пропуск  и  смешение  букв,  перестановка  букв  в  слове,  нед...

Статья "Нарушение письма у младших школьников".

В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...

Герасимчик Л.В. Методические раработки по преодолению нарушения письма у младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Принципы логопедической работы...

Статья "Причины нарушения письма у младших школьников с ОВЗ".

В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...

Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.

В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников,  имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...

Нарушение письма у младших школьников

В статье речь идет о дисграфии, как о наиболее распространенной  речевой паталогии у обучающихся начальных классов....