«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников»
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrektsii_pismennoy_rechi_-_kopiya.zip | 12.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (М., 1996);
- федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;
- федерального компонента государственного образовательного стандарта.
1. Актуальность
Речевая функция является одной из важнейших психический функций. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушение речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, сказываться на овладении грамотой, на успеваемости в целом. Кроме того, наличие речевых нарушений может стать препятствием при выборе определенных профессий, привести к появлению психологических комплексов, оказать отрицательное влияние на процесс социализации и интеграции в современную социокультурную среду.
С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями устной и письменной речи. Причин такого роста много: помимо проблем, связанных с нарушениями функционального и органического характера, следует отметить и острую нехватку квалифицированных специалистов-логопедов в дошкольных общеобразовательных учреждениях, рост количества асоциальных детей, которым родители уделяют недостаточное количество времени и т.д. Еще одна проблема заключается в том, что не все существующие педагогические подходы к организации работы по коррекции речевых нарушений соответствуют новому государственному образовательному стандарту.
Существует необходимость создания коррекционной программы, отвечающей современным требованиям и направленной на решение обозначенных проблем.
Обучающиеся, имеющие логопедическое заключение «Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза», испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
По этой причине логопедическая работа с такими обучающимися должна иметь коммуникативную направленность и способствовать преодолению первичного дефекта на уровне письменной речи.
2. Проблема
Проблема изучения и коррекции нарушений письменной речи остается одной из первоочередных задач логопедии. Для предупреждения и коррекции специфических ошибок на письме необходима планомерная и последовательная коррекционная работа, рассчитанная не на один год.
По мнению многих ученых, педагогов и психологов (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, Д.Б. Эльконина и др.) в начальной школе необходимо продолжать пропедевтическую работу, а при ее невозможности своевременно устранять специфические ошибки на письме.
3. Цель
Освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами для успешного овладения программой обучения русскому языку в общеобразовательной школе.
4.Основные задачи:
- формировать навыки грамотной, устной и письменной речи, навыки культуры речи.
- формировать навыки звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.
- формировать полноценные представления о предложении, тексте.
Адресат: обучающиеся вторых классов с дисграфией, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
5. Обеспечение
- Методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза»(автор: Е.В. Мазанова, 2010 г.)
- Рабочие тетради для обучающихся по программе «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» автор: (Е.В. Мазанова, 2010 г.)
6. Методы
- Частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование и решение творческих и нестандартных заданий).
- Исследовательский (работа с дополнительными источниками информации).
- Проблемный (создание проблемных ситуаций).
7. Технологии
- Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии:
- упражнения, направленные на совершенствование общего моторного развития (игры с мячом, коррекционные игры из «Психогимнастики», развитие чувства равновесия и координации движений).
- пальчиковая гимнастика и упражнения для развития кистей рук.
- Технология учебного диалога.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Технология проектной деятельности.
8. Режим работы
Программа рассчитана на 1 год, предназначена для учащихся 2 класса. Количество часов в год – 64. Форма организации занятий: подгрупповая. Обучение на занятиях – основная форма коррекционной работы с детьми. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35-40 минут. Занятия планируются на весь учебный год – с 16 сентября до 15 мая, проводятся 2 раза в неделю. Диагностика с 1 сентября по 15 сентября, с 15 мая по 30 мая. Учебная деятельность учащихся организуется в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения с реализацией системно-деятельностного подхода к формированию универсальных учебных действий.
Планируемые результаты
1. Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться:
- различать гласные и согласные звуки;
- правильно называть мягкие и твердые звуки в словах, показывать мягкость согласных на письме;
- определять место ударения в слове, выделять безударную гласную;
- графически обозначать звуки, слоги, слова, предложения;
- вычленять слова из предложений;
- применять на письме морфемный анализ и синтез слов;
- дифференцировать словосочетания, предложения, текст;
- дифференцировать написание предлогов и приставок;
2. Метапредметные результаты:
- Познавательные универсальные учебные действия (УУД) – учащиеся научатся анализу и синтезу объектов, выбору оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, построению логической цепи рассуждений, доказательств, самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Регулятивные УУД – учащиеся будут совершенствовать навык волевой саморегуляции;
- Коммуникативные УУД – учащиеся будут совершенствовать потребность в общении со взрослыми и сверстниками, учет разных мнений и умение обосновать свое, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
3. Личностные результаты
- Личностные УУД – учащиеся будут совершенствовать положительное отношение к учению социальной роли ученика, познавательных и учебных мотивов.
Примерное перспективное тематическое планирование
Группа: «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза»
Класс: 2
Учитель-логопед: Т.А.Шустова
Планирование составлено на основе пособия «Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы». Автор: Е.В. Мазанова, Москва, Издательство ГНОМ 2011 г.
Количество часов в год: 64
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год
1. Звук
Тема занятия | Часы | Содержание работы |
Звуки в речи | 1 | Понятие звук. Знакомство с речевыми звуками. Артикуляция гласных и согласных звуков. |
Гласные звуки | 3 | Образование гласных звуков 1 ряда. Звукобуквенный анализ слов. Соотнесение звуков с символами. Развитие неречевых процессов. |
Согласные звуки | 4 | Образование согласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов. Соотнесение звуков с символами. Развитие фонематического восприятия и слуха. |
Обозначение мягкости согласных (ь) в разных позициях. | 4 | Закрепление понятия буква. Формирование умения выделять мягкие согласные в речевом потоке. Закрепление передачи мягкости согласного на письме с помощью (ь). Роль разделительного мягкого знака. Развитие зрительного восприятия, внимания. |
Гласные II ряда | 4 | Гласные II ряда. Дифференциация согласных звуков перед гласными II ряда. Соотнесение количества звуков и букв в слове. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза. |
2. Слог
Тема занятия | Часы | Содержание работы |
Слог | 2 | Знакомство со слогом, как частью слова, не заключающего в себе смысла. Работа над слоговой структурой различных слов. Развитие зрительного, слухового восприятия. |
Слогообразующая роль гласных | 3 | Знакомство с ударным слогом, гласной в словах. Графическое обозначение ударения в слове. Обогащение словаря признаков. |
Коррекция несформированности звуко-буквенного анализа (ударные и безударные гласные) | 3 | Знакомство с безударными гласными в словах. Закрепление написания безударных гласных в словах. |
Дифференциация слога и слова | 2 | Слоговой анализ и синтез слов. Соотношение слов со схемой. |
3. Слово
Тема занятия | Часы | Содержание работы |
Слово | 1 | Общее понятие слова. Деление предложений на слова. Пополнение предметного словаря. |
Различение однокоренных и родственных слов | 3 | Понятие родственные слова. Формирование навыка дифференциации однокоренных и родственных слов. Выделение корня в словах. |
Практическое применение слов, образованных при помощи приставок | 4 | Знакомство с понятием приставка. Графическое изображение приставки. Обогащение глагольного словаря с помощью приставок. Развитие зрительного и слухового внимания. |
Практическое применение слов, образованных при помощьи суффиксов | 4 | Понятие суффикс. Графическое изображение суффикса. Выделение суффикса в словах. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных по теме «Детеныши». |
Морфемный анализ и синтез слов | 2 | Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе, окончании. Закрепление навыка разбора слова по составу по теме «Антонимы». |
Предлоги и приставки | 4 | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие временно-пространственных представлений. Работа с синонимами. |
4. Словосочетание и предложение
Тема занятие | Часы | Содержание работы |
Словосочетание | 2 | Знакомство со словосочетанием. Виды связи в словосочетаниях. Построение словосочетаний. Обогащение фразовой речи путем ознакомления с явлением многозначности. |
Предложение | 3 | Деление предложения на слова. Определение количества и последовательности слов в предложении. Работа с графическими схемами предложений. Анализ и синтез предложений. |
Словосочетание и предложение | 2 | Сопоставление словосочетаний и предложений как речевых единиц. Развитие неречевых процессов. Обогащение номинативного словаря словами-омонимами. |
5. Связная речь
Тема занятия | Часы | Содержание работы |
Повествовательный рассказ | 4 | Знакомство с понятием текст, его признаками: смысловой целостностью, законченностью. Выделение логико-смысловых связей текста. |
Рассказы описательного характера | 4 | Составление текста по отдельным деталям, вопросам. Работа над деформированным текстом. |
Последовательный рассказ с опорой на картину, на серию картин | 5 | Составление текста по картине, по серии картин. Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. |
Информационные источники
А) Литература
1. Аманатова М. М. Справочник школьного логопеда. М.М. Аманатова. Ростов, Феникс, 2009
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников/ Н.Г. Андреева. М.: Владос, 2010.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи обучающихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. М., 2001.
6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 2008
7. Коррекция нарушений речи у младших школьников/ авт.-сост. С.Е. Дорофеева, Л.В. Семенюта, Л.А. Маленьких. М.: ТЦ Сфера, 2011.
8. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии: учебное пособие для студ. по учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева; под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Книга для логопедов М.: « Владос», 1995.
10.Мазанова Е.В. школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов / Е.В. Мазанова. М.; Гном, 2010.
11 Мазанова Е.В. коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
12. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по преодолению дисграфии на почве языкового анализа и синтеза у младших школьников / Е.В. Мазанова. М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
Б) Источники в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1. http://festival.1september.ru/articles/624989/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Такие специфические трудности письма, как пропуск и смешение букв, перестановка букв в слове, нед...
Статья "Нарушение письма у младших школьников".
В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...
Герасимчик Л.В. Методические раработки по преодолению нарушения письма у младших школьников
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Принципы логопедической работы...
Статья "Причины нарушения письма у младших школьников с ОВЗ".
В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговарива...
Рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников.
В методической разработке представлена рабочая программа по коррекции устной речи и профилактике нарушений письма у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Рассматриваютс...
Нарушение письма у младших школьников
В статье речь идет о дисграфии, как о наиболее распространенной речевой паталогии у обучающихся начальных классов....
Причины, механизмы и симптоматика нарушений письма у младших школьников
Фонематический слух является особым видом физического слуха человека, позволяющим слышать и дифференцировать фонемы родного языка, фонематическое восприятие есть анализ звукового состава слова....