Ресурсы сети «Интернет» по теме «Профсамоопределение обучающихся»
электронный образовательный ресурс (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Федорова Елена Владимировна

Материал представляет собой обзор возможностей сети Интернет для использования в профориентационной работе в образовательном учреждении. Даны ссылки на ресурсы, рекомендованные к использованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл resursy_seti_internet.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсы сети «Интернет» по теме

«Профсамоопределение обучающихся»

Артемьева Лариса Игоревна,

педагог-психолог ГБОУ средней школы № 230 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Огановская Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры основного и среднего общего образования ГБУ ДПО СПб АППО, координатор городского методического объединения организаторов профориентационной работы

Федорова Елена Владимировна,

Лындина Елена Николаевна, методисты отдела научно-технического творчества и профессионального самоопределения детей и молодежи ГБНОУ ДУМ СПб

Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг. За ответом на вопрос «Кем быть?» стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе.

Профессиональное самоопределение – это и определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые (психологи-профконсультанты, педагоги, родители) могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь.

По данным журнала «Гид молодого специалиста» активно в настоящий момент развиваются сферы рекламы, PR, маркетинга. Высок спрос на персонал в сфере торговли, на специалистов по продажам. Вообще сфера торговли при большом желании и активности работника позволяет в достаточно короткие сроки вырасти в должности и повысить уровень заработка. Неплохие шансы на карьерный рост у специалистов фармацевтической и телекоммуникационной отраслей, растѐт спрос на инженеров. Несмотря на стабильность спроса на финансистов и бухгалтеров, требования к этим специалистам увеличиваются. Быстрыми темпами в России развивается страховой рынок, благодаря чему постоянно увеличивается потребность в кадрах в этой сфере. После некоторого спада набирает обороты рынок издательских услуг.

Используя сеть «Интернет», можно решить различные задачи по организации профориентационной работы. Всемирная сеть позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Так же на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.

Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения. В сети «Интернет» достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования.

Кроме того, сеть «Интернет» в настоящее время становится мощным не только информационным, но и образовательным ресурсом. В последнее время всё большую популярность приобретает возможность дистанционного образования. Сейчас уже имеется успешный опыт реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, полученный в ходе вынужденного дистанционного обучения во время пандемии.

В результате можно выделить следующие группы сайтов в сети «Интернет», которые выполняют функцию профориентации и могут использоваться не только психологами и педагогами, работающими в этой области, но и школьниками и их родителями для самостоятельного сбора информации:

  1. сайты, посвящённые вопросам профориентации;
  2. образовательные порталы, предоставляющие различную информацию для школьников и их родителей по вопросам поступления в различные учебные заведения;
  3. собственные сайты школ, колледжей и ВУЗов, на которых представлена необходимая информация для студентов и абитуриентов относительно данного учреждения.

Ниже представлена информация о наиболее посещаемых и интересных ресурсах сети.

  1. Сайты, посвящённые вопросам профориентации

«Профориентация: кем стать?» – https://www.proffuture.ru/, https://proforientator.ru/ – сайт Центра тестирования и развития МГУ «Гуманитарные технологии», где можно найти массу полезной информации о профессиях, получить оперативные новости о «днях открытых дверей» и образовательных выставках, пройти краткий профориентационный тест, получить ответ специалиста на форуме. На этом сайте содержится много тематических статей по вопросам выбора профессии. Можно познакомиться с рассказами опытных психологов-консультантов о том, что влияет на выбор профессии, какие типичные ошибки совершают молодые люди. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. Отдельный раздел составляют описания ВУЗов, профильных школ, подготовительных курсов, а также представлена информация о способах поступления.

https://www.proffuture.ru/

https://proforientator.ru/ 

«Учеба.ру» – https://www.ucheba.ru/ – на сайте представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, этот сайт – крупнейший портал, посвящённый обучению и образованию.

«Электронный музей профессий» – http://www.profvibor.ru/  – сайт, на котором размещены банк видеофильмов о профессиях, радиопередачи, видеоэкскурсии и профориентационные мультифильмы.

«Кто кем работает: азбука профессий» – http://www.kto-kem.ru/ набор профессиограмм.

Академия дополнительного профессионального образования, Центр довузовской подготовки и профориентации –

https://spbapo.ru/centr-proforientacii?yclid=6213232940638315022 

  1. Образовательные порталы

«Мое образование» – база данных по вопросам получения образования, в том числе дистанционного, сдачи ОГЭ и ЕГЭ, информация о ВУЗах и колледжах РФ, информация о специальностях и профессиях, а также большой профориентационный блок с возможностью прохождения тестов как по предметам, так и профориентационных.

https://moeobrazovanie.ru/. 

«Образован.ру» – https://obrazovan.ru/ – образовательный портал Санкт-Петербурга с информацией об образовательных учреждениях всех уровней. Размещены списки направлений высшего образования и профессионального образования со ссылками на сайты ВУЗов и колледжей Санкт-Петербурга. Постоянно обновляется информация о ближайших Днях открытых дверей.

«Проектория»  https://proektoria.online/ 

Портал «ЗАСобой»  https://xn--80acqkxbs.xn--p1ai/ -

  1. Собственные сайты школ и ВУЗов

На сегодняшний день абсолютное большинство ВУЗов и множество школ имеют свои собственные странички в сети «Интернет», и найти их бывает довольно просто при помощи известных поисковых систем либо по базам данных на общеобразовательных порталах. Именно на персональном сайте ВУЗа или школы можно узнать наиболее подробную и достоверную информацию о правилах приёма, экзаменах, направленности классов в школах, наличии курсов и специальности в ВУЗах, учебных планах и др.

  1. Виртуальные кабинеты профориентации

Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых в жизни. Как не ошибиться при выборе профессии, где получить консультацию по профориентации, какая профессия подходит больше всего – ответы на эти и другие вопросы можно найти в виртуальном кабинете профориентации.

Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) – одна из форм инновационной организации профориентационной работы, он создается на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.

Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) поможет учащемуся познакомиться с миром профессий; получить информацию об учебных заведениях; пройти профориентационное и психологическое тестирование; получить консультацию о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры; посмотреть видео-, фотоматериалы о профессиях.

Вся работа виртуального кабинета профориентации должна быть направлена на активизацию обучающегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, о перспективах своего профессионального пути.

Список сайтов образовательных учреждений – победителей Городского конкурса виртуальных кабинетов профориентации – https://padlet.com/zlatavysotskaya/jr5hwgpp5su4 

  1. On-line тестирование

On-line тестирование для школьников можно пройти на сайте Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» в комплексе «ПРОФОРИЕНТАТОР» https://proforientator.ru/.

Преимущество такого вида организации профориентационных занятий заключается в том, что не все подростки, учитывая их психологические особенности, легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения между ребёнком и психологом.

Результаты такого тестирования не всегда эффективны и точны, потому что ребёнок в ходе беседы стеснителен, не активен, не искренен в ответах. А когда современный подросток, выросший в эпоху компьютерного бунта, видит перед собой компьютер – эту чудо-машину – он чувствует себя уверенно, потому что  это – то новое, что интересует современную молодёжь.

С компьютером ребёнок на «ты». Ведь компьютер в его жизни это всё – учёба, досуг, интересы. И именно наедине с компьютером и самим собой ему нечего скрывать от самого себя. Он более реально и правдиво отвечает на вопросы, понимает, что это важно узнать, и отсутствие того нежелательного давления на себя, которое присутствует при личном контакте с педагогом, помогает в этом. Поэтому на компьютерное тестирование дети соглашаются более охотно.

Ещё учащихся привлекает и тот факт, что результаты тестирования можно сразу посмотреть и, если захочется, проконсультироваться с педагогом или психологом. Данные результаты ребёнок рассматривает как личное достижение. И, если они сходны с его внутренним состоянием и предпочтениями, он доволен вдвойне.

http://prevolio.com/tests.aspx

https://prof-test24.ru/test  

http://testoteka.narod.ru/prof/0.html

http://metodkabi.net.ru/

В последнее время сеть «Интернет» становится всё более насыщенным и доступным для использования информационным источником.

На профориентационных занятиях в образовательном процессе можно использовать готовые программные продукты с различными психологическими тестами, такими как карта интересов, тест Йовайши, тест Шмишека, тест темперамента Айзенка, тест профессионального предпочтения и многие другие.

ИКТ дополняют такие традиционные формы работы, как экскурсии на предприятия, встречи с работодателями и пр., значительно расширяют возможности, снимая ограничения связанные, например, с местом проживания. Интернет-технологии позволяют провести виртуальную экскурсию на производство, посещение которого невозможно из-за особенностей технологического процесса или большой удалённости, стать участником on-line-конференции с руководителем предприятия или успешным бизнесменом.

Можно использовать также видеоэкскурсии, доступные в сети «Интернет»:

http://www.profvibor.ru 

https://proekt-pro.ru/ 

Благодаря таким экскурсиям обучение выходит на качественно новый уровень за счет совмещения познавательного процесса с полным погружением. Результат виртуальной экскурсии – это полное ощущение реальности происходящего, наглядность изучаемого материала, возможность контроля знаний в виде тестов.

Заслуживает внимания ресурс http://dteach.ru/profi,  на котором собраны ссылки на наиболее значимые источники информации по вопросам профессионального самоопределения: 

В целом использование ИКТ в профориентационной работе является фактором, повышающим эффективность этой работы, повышает социальную защищенность подростков, оказывает им моральную и психологическую поддержку, расширяет круг выбора будущей профессии, открывает перед ними возможность дальнейшего образования или получения выбранной профессии.

 Отличительной особенностью современной инновационной формы организации профориентационной работы является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой.

Другие полезные Интернет-ресурсы по профориентации

  • www.msu.ru/work    Раздел «Профориентация и трудоустройство» сайта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
  • https://spb.hh.ru/   «Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства». Профессиональный ресурс для подбора сотрудников по всем регионам России, стран СНГ и Балтии и поиска работы по 37 отраслям.
  • http://prof.eduprof.ru/  - официальный сайт Департамента труда и занятости г.Москвы. Содержит информацию, необходимую для содействия в трудоустройстве и подборе персонала.
  • www.proftime.edu.ru  сайт «Время выбрать профессию» Московского психолого-социального института.
  • www.start4you.ru сайт «Образование  карьера». Информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТМинистерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационны...

Проект на тему « Новый вид источников учебной информации по истории –образовательные ресурсы сети Интернет»

Цели и задачи исследования. Понимая  всю сложность и многогранность работы по использованию образовательных Интернет ресурсов по истории , я попыталась при помощи  изучения разнообразных ре...

Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке английского языка.

Аннотация         В настоящее время всё большую роль во всех сферах деятельности, в том числе  и в образовании, начинают играть новые информационные...

Использование ресурсов сети Интернет на уроках английского языка.

Выступление на педагогическом совете школы 30. 10. 2011 года....

Рекомендации по использованию ресурсов сети Интернет в работе учителя.

Презентация  с перечнем некоторых сайтов сети Интернет, использование которых может помочь в работе как учителям английского языка,  учителям-предметникам, так и классным руководителям.Реком...

План- конспект урока "Вегетативное размножение растений", 6 класс, с использованием возможностей ресурсов сети Интернет (ресурсов образовательных сайтов)

Представленный урок по теме "Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология  Живой ор...