конспект открытого урока и самоанализ на тему ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР в 1960-1980 годы
план-конспект урока (10 класс)
конспект к уроку истории по разделу СССР в 1945-1991 годы.
конспект сопровождается презентацией и самоанализом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 459.09 КБ |
самоанализ | 15.05 КБ |
презентация | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Предмет: история
Класс: 10
Учительница: Гучигова Х.Х.
Дата: 17.05.22
ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1960-Х – СЕРЕДИНЕ 1980- Х ГОДОВ
Цель урока:
- противоречивость общественно-политической жизни СССР в 1965 — начале 1980-х гг.,
- сущность процессов «застоя» в политике;
Задачи урока
Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес к прошлому своей страны
Предметные : сформировать представление о косыгинской реформе в промышленности, показать ее результаты; показать причины упадка советского сельского хозяйства и нарастания кризисных явлений в советской экономике к началу 1980-х гг.; раскрыть причины неспособности советской экономической модели ответить на вызовы постиндустриального общества
Метапредметные: 1) коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; 2) регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; формировать целевые установки учебной деятельности; 3) познавательные: работать с учебной информацией, собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
Оборудование: учебник Н.И.Торкунова, проектор, презентация, индивидуальные и групповые карточки.
Ключевые события: «оттепель», застой.
Основные термины и даты: геронтократия, стагнация, 1953 – компромисс, диссидентство.
ХОД УРОКА
СЛАЙД ----
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
УЧИТЕЛЬ: - Здравствуйте ребята, вижу у всех прекрасное настроение, ну-ка ну-ка, вы чувствуете это? Как же энергично и плодотворно пройдет наш урок, на такой позитивной волне. Настроились? Прекрасно! Итак, у нас урок истории, и как вы заметили, на нашем уроке гости, не смущайтесь ребята, и да самое главное!!! покажите, какие вы у нас активные и способные ученики!
Садитесь, открывайте тетради, учебники.
СЛАЙД ---
- АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
УЧИТЕЛЬ: Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?
УЧЕНИК: - изучали тему «Политика Мирного сосуществования в 1950-1960 годах.
УЧИТЕЛЬ: - хорошо, давайте проверим насколько хорошо вы усвоили эту тему, напоминаю вам, что мы на уроке соблюдаем правило поднятой руки!
СЛАЙД- ОПРОС - 6 ВОПРОСОВ
УЧИТЕЛЬ: 1. Чем завершился новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу? А Конфронтация что это означает, все знают?
- в правильном ответе должно быть
УЧЕНИК: - после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Объективно оценивая опасность ядерного оружия, Маленков выступал за мирное соглашение. Он полагал, что мирное будущее зависит в основном от развития отношений СССР с Западом.
– Конфронтация это усугубление, осложнение конфликта, как правило при конфронтации используют силу, в войнах это военная мощь страны.
УЧИТЕЛЬ: 2. В итоге как складывались отношения с западом?
УЧЕНИК:- шла примирительная политика, между СССР и США в 1953 году заключили компромисс…
- так же между Турцией и Югославией заключались мирные соглашения,
УЧЕНИК: В 1954 году достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае…
А в 1955 году страны- победительницы подписали государственный договор в Австрией, по выводу войск с ее территории.
УЧИТЕЛЬ: 3.А кто мне скажет какое значение имел тезис о мирном сосуществовании закрепленный в Коммунистической Партии Советского Союза?
УЧЕНИК:- тезис подразумевал создание коллективной безопасности в Европе, как отметил Хрущев., а затем и Азия прошла процесс разоружения. Тем не менее, наблюдались и противоречия, так, некоторые акции имели явный пропагандисткой характер, как «специфическая форма кассовой борьбы».
УЧИТЕЛЬ: 4. К каким итогам в отношении с западом пришли на тот момент, кто скажет?
УЧЕНИК: - в июне 1962 года из за жестких позиций Хрущева план политики мирного сосуществования при встречи с Дж. Кеннеди провалился. Отношения Восток-Запад обострились. На этом фоне, пытаясь на потерять свое влияние. СССР в 1961 году отказался от моратория на ядерные взрывы и начал активно практиковать освоения ядерной мощи. Отношения стремительно накалялись в точке Кубы, тем не менее в последний момент удалось прийти к компромиссу и заключить мирный договор между США и СССР.
УЧИТЕЛЬ: 5. Каковы итоги мирной социалистической системы?
УЧЕНИК: -После мирного урегулирования Карибского кризиса размежевание сил приобрело окончательный характер. Глава КНР МАО Цзэдун критиковал советский ревизионизм. А попытка Хрущева апеллировать в этом вопросе лишь привели к открытому противостоянию этих противоречий.
УЧИТЕЛЬ: 6. Кто расскажет о значение СССР и стран третьего мира?
УЧЕНИК: После Второй Мировой Войны кризис и крушение колониальных империй открыли Советскому Союзу возможность для ведения внешней политики. В следствии этой политика отношения с США лишь обострились, а западные страны стали более тесно координировать свои действия в борьбе против «советской экспансии», то есть расширения территории.
СЛАЙД ---
- МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП
УЧИТЕЛЬ: - Ребята, мы с вами узнали про особенности политической обстановки СССР в 50-60 годах.
Посмотрите, вы узнаете этих политических деятелей? Назовите их имена
СЛАЙД ---
- Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев.
Учитель: Верно. Предположите, какова будет тема урока?
Ученик: Смена политических лидеров, приход к власти Брежнева после Хрущёва. Политическое развитие СССР в середине 1960-х – начале 1980-х годов.
УЧИТЕЛЬ: - В соответствии с нашей темой нам необходимо достичь следующие цели:
- Узнать какие изменения произошли при смещении Н.С.Хрущева;
- рассмотреть подробности политического развития 1960-1980-х годах.
УЧИТЕЛЬ: - Откройте тетради, запишите тему урока
«Политическое развитие 1960-х середине 1980-х годах».
СЛАЙД --- ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1960-Х СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГОДОВ
ПЛАН:
- Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С.Хрущева
- Л.И.Брежнев и смена политического курса
- Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма»
- Конституция СССР 1977 года
СЛАЙД---
- ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
УЧИТЕЛЬ: ВОПРОС «При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва?»
УЧЕНИК: - Заговор против него и смещение со всех постов
УЧИТЕЛЬ: Что послужило причинами заговора?
УЧЕНИК: Во первых, недовольство народа повышением цен и ухудшения уровня жизни в целом, а также….
провал внешнеполитической стратегии и Карибский кризис,
неуверенность высшего политического руководства в прочности своего положения
Ущемление роли и значения партийной номенклатуры (решение Хрущёва о ротации кадров)
То, что был исчерпан авторитет Хрущёва в обществе и его реформаторский потенциал
УЧИТЕЛЬ: -Да, вы правы и как вы думаете, к кому перешла власть?
- Власть перешла к Л.И.Брежневу,
- а именно:
СЛАЙД ---14 октября 1964 года Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва от должности Первого секретаря ЦК КПСС.
15 октября указом Президиума Верховного Совета СССР от должности главы правительства Советского Союза.
СЛАЙД --- На заседании Политбюро Л.И. Брежнев обвинил действующего руководителя партии в:
создании культа личности;
оскорблении единомышленников и членов партии;
совмещении должностей;
ошибках в управлении страной.
СЛАЙД --- Под эпохой застоя - СТАГНАЦИИ - понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х.
СЛАЙД --- В 1972 г. члены политбюро отказались от критики Сталина и обвинили Хрущёва в надругательстве над вождём.
Совнархозы были заменены отраслевыми министерствами.
В 1971 г. на 24-м съезде КПСС официально закрепили право контроля над деятельностью администрации научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и здравоохранения.
СЛАЙД --- А В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР, в основу которой, была положена концепция «развитого социализма» (этап общества на пути к коммунизму, в котором достигается гармоничное соединение всех сфер общества).
СЛАЙД ---
- Первичное закрепление: Читательская грамотность
На стр.141-142 прочитайте первый абзац и ответьте на вопросы.
СЛАЙД ---
Задание
1. Как назвали период прихода Л.И.Брежнева для партийно-государственного аппарата? (золотой век)
- Основной лозунг как звучал? (Стабильность кадров)
- Какой критерий при назначении должности чиновника оставался главным? (личная лояльность чиновника).
СЛАЙД ---
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Гимнастика глаз.
Выполняют упражнение на расслабление глаз, шеи и рук.
Посмотрим вверх, вправо, влево, закрываем глаза
Шею в правый бок, в левый бок, круговое движение.
Руки вперед! Вообразим себя пианистом?
Молодцы, отдохнули?
Теперь можно и поработать!
СЛАЙД---
- 2.Вторичное закрепление. Работа в группах.
Класс делится на три группы.
На каждую группу я раздала задание
И индивидуальные карточки (приложение 1) нескольким ученикам (Эскерханов, Эльбиев, Арсаханов), вы не отвлекайтесь и выполняйте свои задания
Ну а все остальные, у вас задание на группу, дружно стараемся внимательно все прочитать, обсудить и сделать вывод, как закончите, поднимите руку.
Задание 1 группе (Сложный уровень)
1 группа: На основе п.1 пар.35 составит схему «Итоги правления Н.С.Хрущева» (дополним наши знания после беседы)
Схема ??? (превзошел все ведущие страны по темпам роста ВВП)
1950-е гг в СССР ???( было построено более 8 тыс. предприятий)
стремительный рост
??? (значительно вырос уровень жизни народа)
??? (лидирующие позиции по развитию научно-
технического прогресса, велось освоение космоса,
созданы предпосылки для реализации социальных
программ)
все это указывает на «советское экономическое чудо»
ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):
1. __________________ ( отказ властей от использования экономических стимулов к труду);
2.__________________ (сохранение идеологических ограничений);
3.__________________ (усталость общества от постоянных перемен)
2 группа : на основе п.2 пар.35 характерные выявить черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг»
3 группа : Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)
Ответ 2 группа
1.Несменяемость руководящих кадров; старение руководства страны(геронтократия- власть старейших); (стабильность кадров»-лозунг Л.И.Брежнева): «законсервировали» политический режим
2.коллегиальное руководство страной;
3.Централизация управления;
4.Идеологизация общественной жизни;
5.Реабилитация И.В.Сталина –неосталинизм;
6.Повышение руководящей роли КПСС и её контроля над всеми сферами общественной жизни;
7.полное сращивание государственного и партийного аппарата;
8.Отрыв правящей элиты от общества и превращение её в закрытый привилегированный слой (партноменклатура);
9.Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти;
10.возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной;
11.расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране.
3 группа Ответ:Конституция 07.10. 1977 г
1.закрепила руководящую роль КПСС:
- Провозгласили курс на построение «развитого социалистического общества»;
- Покончено с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой;
- Партия стала «политическим ядром»;
- Политический аппарат стал главной политической силой;
- Важное место занимали социально-экономические права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, отдых.
Параллельно идет работа со слабомотивированными по карточкам
СЛАЙД ---
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
УЧИТЕЛЬ: Так, к чему мы пришли? Какие цели мы ставили вначале урока? мы сегодня смогли достичь наши цели?
УЧЕНИК: - Да, мы узнали подробности политического развития в 60-80 годах, как, при каких обстоятельства было смещение Хрущева…
УЧИТЕЛЬ: Кто продолжит?
УЧЕНИК: - Также главной особенностью политического развития СССР в середине 60-80 годах 20 века стало консервация политического режима, усиление господства партийного аппарата, наметившийся кризис официальной идеологии.
УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте запишем новое определение
Диссидентство - несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.
УЧИТЕЛЬ: Записали? А теперь составим с вами синквейн по теме урока!
СЛАЙД ---
- РЕФЛЕКСИЯ
Синквейн
- Существительное (тема урока – РЕФОРМА- РАЗВИТИЕ)
- 2 прилагательные (ПОЛИТИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ)
- 3 глагола (СМЕЩАТЬ, ПРОВОДИТЬ, СМЕНИТЬ КУРС)
- 1 Предложение (РАЗВИТИЕ В СТРАНЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ)
- Существительное – вывод (ИЗМЕНЕНИЯ)
СЛАЙД ---
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК
ПАРАГРАФ - 35, ПРОЧИТАТЬ, ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ НА СТР.145
Приложение №1
Предварительный просмотр:
Самоанализ
Данный урок по предмету история является уроком №11 в системе уроков по разделу СССР в 1945-1991 году.
Тема урока: Политическое развитие в 1960-середине 1980-ом году
Цели урока: образовательные – рассмотреть противоречивость общественно-политической жизни СССР в 1965-начале 1980-х годах, развивающие – рассмотреть сущность процессов «застоя» в политике
В данном классе я поставила следующие задачи (развивать устойчивый познавательный интерес к прошлому своей страны), направленные на формирование УУД ( познавательные: работа с учебной информацией, коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задаче , регулятивные: составление плана действий и их достижение)
Тип урока – изучение нового материала.
Он включал в себя 7 взаимосвязанных этапов по критериям ФГОС .
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: дифференцированный подход в обучении, анализ текста, групповая дискуссия на этапе изучения нового материала, терминология- словарная работа на этапе подведения урока, синквейн на этапе рефлексии.
Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания соответствующие возрастным особенностям.
Материал урока оказался легким, обучающиеся хорошо справлялись с заданиями.
В ходе урока была организована фронтальная, групповая работа учащихся.
Наиболее эффективной оказался групповая работа, потому что все учащиеся были вовлечены в работу группы.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы с низкомотивированными учащимися.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, различные источники информации и др.
Темп урока монотонный/динамичный; исходя из возможностей класса.
Распределение времени было рациональное.
Мне частично удалось уложиться по времени, за исключением комментирование домашнего задания.
Мне было не сложно вести урок. Учащиеся включались в работу активно, хотя тревожность отражалась в поведении учащихся.
Меня порадовали Изнаур, Мовсар, своей активностью, удивили Юсуп и Жанета, терялись в ответах, но старалась закончить ответ, на публику это был их первый урок, дети были взволнованы.
Результаты урока совпадают с целью урока.
Я полагаю, что все научились анализировать учебную информацию, что подтверждают результаты самоконтроля учащихся.
Домашнее задание имеет оптимальный объем, доступность, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.
В целом урок можно считать удовлетворительным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуализация знаний
Опро с Чем завершился новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу? К ак складывались отношения с западом? Какое значение имел тезис о мирном сосуществовании закрепленный в Коммунистической Партии Советского Союза ? К каким итогам в отношении с западом пришли на тот момент? Каковы итоги мирной социалистической системы? З начение СССР и стран третьего мира?
МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП
КТО ЭТИ ЛЮДИ? НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЕВ ЛЕОНИД ИЛЬИЧ БРЕЖНЕВ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-Х – НАЧАЛЕ 1980-Х ГГ. УЗНАТЬ КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ ПРИ СМЕЩЕНИИ Н.С.ХРУЩЕВА? РАССМОТРЕТЬ ПОДРОБНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В 1960-1980-Х ГОДАХ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-Х – НАЧАЛЕ 1980-Х ГГ. ПЛАН: Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С.Хрущева Л.И.Брежнев и смена политического курса Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма» Конституция СССР 1977 года
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЗАВЕРШИЛОСЬ ПРАВЛЕНИЕ н.с.ХРУЩЕВА ?
14 октября 1964 года Пленум ЦК КПСС освободил Н.С. Хрущёва от должности Первого секретаря ЦК КПСС. 15 октября указом Президиума Верховного Совета СССР от должности главы правительства Советского Союза.
На заседании Политбюро Л.И. Брежнев обвинил действующего руководителя партии в: создании культа личности; оскорблении единомышленников и членов партии; совмещении должностей; ошибках в управлении страной.
Под эпохой застоя - СТАГНАЦИИ - понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х.
В 1972 г. члены политбюро отказались от критики Сталина и обвинили Хрущёва в надругательстве над вождём. Совнархозы были заменены отраслевыми министерствами. В 1971 г. на 24-м съезде КПСС официально закрепили право контроля над деятельностью администрации научно-исследовательских институтов, учреждений культуры и здравоохранения.
А В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР, в основу которой, была положена концепция «развитого социализма» (этап общества на пути к коммунизму, в котором достигается гармоничное соединение всех сфер общества).
I. Закрепление СТР.141-142
ЗаданиЯ Как назвали период прихода Л.И.Брежнева для партийно-государственного аппарата? Основной лозунг как звучал? Какой критерий при назначении должности чиновника оставался главным?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
II. Закрепление работа в группах 3 ГРУППЫ - 3 ЗАДАНИЯ
оценивание 5 баллов= Более 6 ответов 4 балла= 3-4-5 ответов 3 балла= Менее 3 ответов
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Наши цели в начале урока? Достигли? Диссидентство - несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.
Рефлексия СИНКВЕЙН
СОСТАВИМ СИНКВЕЙН?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 35, прочитать, ответить на вопросы на стр.145
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..
Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...
План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема: "Времена года"
План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема урока: "Времена года"...
Конспект открытого урока по математике на тему: «Отечественная война 1812 года в цифрах и задачах»
Урок маткматики в рамках недели истории....
Открытый урок истории в 11 классе.Внешняя политика СССР в 1930-ые годы. Презентация.
Презентация к уроку истории по теме: "Внешняя политика СССР в 1930-ые гг." содержит 40 слайдов, урок расчитан на 90 минут. Презентация очень подробно раскрывает изменение направления внешней политики ...
Проект урока истории в 9 классе по теме: «Политическая система СССР в 30-е годы» с элементами технологии развития критического мышления.
Осмысление нвого материала средствами технологии критического мышления...
Разработка урока истории в 9 классе по теме: "Политическое развитие СССР в 1920-е годы"
Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС, адресована как начинающим учителям, так и педагогам, активно реализующим системно-деятельностный подход....
Политическое развитие в сер 1960-1980 гг.
Рабочий лист по истории России, 11 класс...