Преодоление школьной «неуспешности» на уроках английского языка
материал
Как мотивировать “ неуспешных” учеников учиться?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_shkolnoy_neuspeshnosti.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Преодоление школьной «неуспешности»
на уроках английского языка
«Увидеть и понять проблему –
наполовину решить её,
если же не видишь проблему,
это значит, что она в тебе самом»
Древняя мудрость
В педагогической практике каждого учителя встречаются “неуспешные” ученики.
Причин, почему ученики становятся “ неуспешными ”, множество. Это и:
- Неудачный опыт изучения иностранного языка на начальном этапе
Изучение иностранного языка — это конструктор, постоянное выстраивание системы. Если в самом начале обучения какой-то элемент системы выпал, то под удар попадает вся конструкция. Как правило ребенок мог “проболеть” изучение основополагающих тем, а затем просто не смог наверстать упущенное. А иногда первый опыт изучения языка становится неудачным из-за нас учителей: не смог заинтересовать, невовлеченность самого педагога.
- Это и: Непонимание, как учиться
У многих младших школьников не сформирован навык обучения. Соответственно, без помощи родителей или учителя они не могут качественно спланировать свою учебную деятельность: время на выполнение домашней работы, поиски нужных материалов и т.д.
- Это и: Отсутствие прогресса
Для того, чтобы поддерживать мотивацию к обучению крайне важно видеть свой прогресс, даже небольшой. Опять же, без помощи учителя некоторые ученики не видят свой прогресс. Как результат, их мотивация снижается: им не хочется готовиться к урокам (“зачем, если результата нет?”), выполнять домашнее задание и т.д.
- Это и: Отсутствие внешней мотивации
Особенно у младших школьников, у них ведь нет внутренней мотивации к обучению: они не ставят перед собой цели, не думают о будущем. Поэтому только внешняя мотивация является главной при работе с такими учениками, например, яркие и интересные уроки, личность преподавателя, похвала.
Как мотивировать “ неуспешных” учеников учиться?
Никто не стремится быть “плохим”, “отстающим”, “запущенным”. Такая ситуация — это результат целого ряда причин. Однако, зная причины можно сделать то, что поможет ученикам по другому посмотреть наизучаемый предмет и улучшить успеваемость. Как правило, на уроках английского языка мы не используем какую-либо одну технологию в чистом виде: мы используем приемы игровых технологий, здоровьесберегающих технологий и технологий интерактивного обучения,технологии коммуникативного обучения, информационно-коммуникационных технологий. На сегодняшний день мы активно используем ЦОП “Skysmart”. Вот это все позволяет обеспечить динамичное обучение, смену видов деятельности, повышает мотивацию к изучению предмета.
На своих уроках использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, который предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, грамматическими схемами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует выполнять задание;
- карточек для индивидуальной работы;
- заданий с выбором ответа;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Часто это также использую в работе с детьми, находящимися на инклюзивном обучении в классе.
Никто не отменял использование доски и мела на уроках. В старших классах при объяснении грамматического материала просто обожаю схематично изображать вводимый материал и учу этому детей. Люблю и часто использую метод мнемотехники (Мнемотехника - это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Память многих учеников не приспособлена к “простому запоминанию” ничего не значащего для него иностранного слова. Мнемотехника придумывает для слов и правил свои способы запоминания. Делается это с помощью ассоциаций, благодаря им и начинает работать эмоционально – образная память ребенка. Ярким примером может служить мнемоническая модель запоминания слов с использованием ассоциаций. Мнемотехника представляет собой установление связей между запоминаемыми и хорошо знакомыми объектами. Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.)
Работая в классе необходимо понимать, что давать “неуспешным” ученикам такие же задания, как и всем остальным — не всегда эффективная стратегия. Важно понаблюдать за “запущенным” учеником и понять, что у него получается хорошо, а что — не очень, например, ребенок плохо справляется с тестами, но довольно охотно отвечает устно.
- Когда весь класс сдает контрольную посредством тестирования, то отстающему ученику можно устроить устный мини-опрос.
Если ученик никогда не выполняет стандартное домашнее задание из рабочей тетради, можно задать ему творческое, например, выполнить проект или к примеру, собрать за неделю в тетрадь все этикетки/картинки на английском, которые он увидит вокруг себя и перевести их.
Для меня основными принципами работы с “неуспешными учениками”:
- “повторение – мать учения” или drilling (использую этот приём как можно чаще, объясняю больше разными словами)
- как можно больше наглядности и дидактического материала (различные иллюстрации, предметы, таблицы, схемы помогут ученикам лучше запомнить материал)
- персонализация и адаптация всех заданий (подбираюматериал опираясь на интересы учеников, дифференцирую сложность задания)
- регулярные “ситуации успеха” (даю возможность “неуспешным” проявить себя в том, что они уже знают и умеют, пусть они чувствуют свой прогресс, даже самый маленький)
- более лояльный тайминг (позволяю учащимся провести больше времени над заданием, не тороплю и не ругаю за медленные ответы)
- меньше критики, а больше похвалы (отмечаю любые подвижки на пути изучения языка, радуемсяпобедам вместе)
- предлагаю варианты ответов (пусть ребята выбирают из предложенных вариантов, так они почувствуют себя уверенней)
Как можно помочь таким ученикам?
При обучении чтению:
- разбиваю длинный текст на фрагменты
- перед прочтением всегда прорабатываю незнакомые слова, записываю их на доске, использую визуальные подсказки
- предлагаю к чтению тексты с иллюстрациями
- использую упражнения True/False, а не открытые вопросы
При обучении аудированию:
- предварительно работаем с новым вокабуляром, добавляю картинки к словам
- могу разрешить “слабым” ученикам прослушать аудио на один раз больше
- делюсь транскриптом материала при повторном прослушивании
- в упражнениях на заполнение пропусков всегда даю варианты ответов
- предпочитаю видео материалы аудио, ведь визуальный ряд помогает легче понять говорящих
При обучении говорению:
- даю ученикам время и шанс “порепетировать” свой ответ
- смешиваю в парах “сильных” и “слабых” учеников. Ученику, который не понимает материал, очень скучно работать одному, уроки для него превращаются в настоящую муку. А вот работа с одноклассниками — совсем другое дело. В парах и мини-группах может вестись работа с диалогами, опросами, играми и так далее. Самое главное — обеспечить класс полезными фразами и показать пример выполнения задания, чтобы даже “отстающие” ученики чувствовали себя уверенно. Как результат уроки английского покажутся детям не только интересными, но и помогут оказаться в ситуации успеха.
- мотивирую использовать записи, mindmaps, изображения, планы
- готовлю “опору” для устного высказывания, “скелет” в виде выражений, начала предложений, полезных фраз
- хвалю даже за короткие ответы
Для того, чтобы вызвать интерес к английскому языку у отстающих учеников добавляю в уроки смешные скороговорки (видеофрагмент), неизменно на уроках присутствует физминутка (видеофрагмент) или выделяю 2-3 минуты в конце урока на задания на CLIL. Например, показываю небольшие видео о странах, школьниках в других странах, национальных праздниках, животных, еде. Или задаю аналогичное задание на дом — найти интересное видео, подготовить интересный факт к следующему уроку самостоятельно.
Домашнее задание дается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.
Практика показывает, что реализация выше изложенного позволяет добиться у учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогических умений при обучении устной иноязычной речи учащихся младшего школьного возраста на уроках английского языка
методика обучения АЯ младших школьников...
Применение технологии развития критического мышления у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка
Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его...
Некоторые приемы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира, его физ...
Доклад учителя музыки и МХК "Преодоление школьной неуспешности на уроках искусства"
ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ И МХК «ПРЕОДОЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ НА РАЗВИВАЮЩИХ УРОКАХ МХК» НА ОКРУЖНОМ СЕМИНАРЕ ЮЗАО Г.МОСКВЫ НА ТЕМУ "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД САМОРЕАЛИЗАЦИИ НА...
Методическая разработка «Применение ТРКМ у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка»
В настоящее время в мировом сообществе обозначилась тенденция, связанная с переходом на иной тип образования - инновационный, а для его эффективной реализации требуются иные образовательные техн...
Презентация: "Применение ТРКМ у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка"
ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ РАБОТЫ: Изучить особенности критического мышления школьников 6 класса в процессе анализа литературного текста и провести работу по развитию этого типа мышления....
«Обучение чтению детей младшего школьного возраста на уроках английского языка с использованием современных методик»
Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье ра...