План воспитания 11 класса
учебно-методическое пособие (11 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 3 п. Дарасун»
муниципального района «Карымский район» Забайкальского края
ПЛАН
ВОСПИТАНИЯ
11 КЛАССА
Классный руководитель: Коберская Г.Н.
Дарасун, 2021
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды (взаимоотношения, температурный режим, дизайн) для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через деятельность в школе детской и молодежной общественной организации РДШ, Юнармия, «Активный волонтёр» которые объединяют детей и взрослых яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов, как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и обновления форм воспитания как условий его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела;
-коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ и результатов совместных дел педагогов и школьников;
- активизация роли учащихся в совместных делах (от наблюдателя до организатора, лидера, тьютора);
- поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников в проводимых общешкольных делах;
- формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций, профильных отрядов и детских объединениях, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевыми фигурами воспитания в школе являются классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно-развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции, организатор РДШ, педагог дополнительного образования и педагог-организатор, реализующие организацию и проведение коллективно-творческих дел, общешкольные мероприятия.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Достижению поставленной цели воспитания школьников способствует решение следующих основных задач:
1.реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- использовать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- продолжить деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций(РДШ, Юнармияи профильные отряды);
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- совершенствовать профориентационную работу со школьниками через проект «Билет в будущее»;
- развивать работу школьных медиа используя возможности интернет ресурсов и онлайн, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- продолжить работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
- организовать в школе волонтерскую деятельность через отряд «Активный волонтёр» и «Вожатское дело».
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. Конкретизация общей цели и задач воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты для учащихся среднего общего образования:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной и тьюторской деятельности;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
На школьном уровне:
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
- День Учителя (поздравление учителей школы и ветеранов педагогического труда, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);
- День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за порядком в школе и т.п.);
- праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники, Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и др.;
- Предметные недели (литературы, русского и английского языков; математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и географии; начальных классов);
- День науки (подготовка проектов, исследовательских работ и их защита)
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
-«Посвящение в первоклассники»;
-«Посвящение в пешеходы»;
-«Прием в РДШ»;
-«Вступление в ряды Юнармии»;
церемонии награждения «За честь школы» (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
- еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением грамот и благодарностей;
- награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам учебного года Похвальными листами и грамотами обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе «Лучший класс школы»;
- мероприятия, конкурсы в режиме онлайн на случай ограничительных карантинных мер.
На уровне классов:
- выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
- участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы;
- индивидуальная помощь ребенку в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Работа с классным коллективом:
-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
-организация интересных и полезных совместных дел с учащимися класса для личностного развития ребенка в познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности;
-проведение классных часов для плодотворного и доверительного общения классного руководителя и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка и тематического классного часа один раз в месяц;
-сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование, однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями, празднования в классе дней рождения детей, внутриклассные «огоньки» и конкурсные программы;
-выработка совместно со школьниками законов и традиции класса, обсуждение Устава школы;
- воспитательная и организационная работа через социальные сети в группах класса в период ограничительных карантинных мероприятий.
Индивидуальная работа с учащимися:
-изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением в их повседневной жизни;
-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.);
-индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи;
-коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями;
- профилактическая и организационная работа с учащимися через социальные сети в группах класса в период ограничительных карантинных мероприятий.
Работа с учителями, преподающими в классе:
-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
-проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
-привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
-привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей;
- организационная работа между учениками класса, родителями и учителями-предметниками через социальные сети в период ограничительных карантинных мероприятий.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
-регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
-помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
-организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников через родительский лекторий;
-создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в решении вопросов в воспитании и обучении их детей и благоустройстве классных кабинетов;
-привлечение членов семей школьников к организации и проведению праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;
- воспитательная, организационная и профилактическая работа с родителямичерез социальные сети в период ограничительных карантинных мероприятий.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, кружки русского языка и математики, образовательная робототехника, проектная деятельность.
Художественное творчество.
Туристско-краеведческая деятельность.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности: спортивные секции волейбол, футбол, баскетбол, карате, сдача норм ГТО, профильный отряд юнармейцев.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности: профильные отряды отряд волонтёров, вожатский отряд, социальная практика десятиклассников, трудовая бригада.
Игровая деятельность.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
-установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
-применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
-инициирование и поддержка исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках реализации ими разработанных индивидуальных и групповых проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственныхидей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- организация дистанционного обучения, онлайн уроков через социальные сети и образовательные платформы в период ограничительных карантинных мероприятий.
3.5. Модуль «Самоуправление»
На уровне школы:
- через деятельность Актива школы - совета лидеров классов, объединяющего лидеров классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
- через работу постоянно действующего школьного актива, (совет старшеклассников ИТГ «Энергия жизни», штаб РДШ, штаб ВВПОД «Юнармия»), инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, праздников, флешмобов и т.д);
- через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
- через деятельность созданного Совета СШМ примирения из наиболее авторитетных старшеклассников и социальных педагогов по урегулированию конфликтных ситуаций в школе;
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через деятельность Советов классов отвечающих за различные направления работы;
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и дежурством по классу и школе.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Дает ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
- организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
- добровольным вступлением в организации является желание и заявление, подписание договора;
- клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детских общественных организаций для обсуждения вопросов планирования дел в школе;
- лагерные сборы детских объединений, профильные сменыпроводимые в каникулярное время на базе школьного и загородных лагерей. Здесь, в процессе совместного пребывания вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется набор значимых дел;
- рекрутинговые мероприятия в детских домах и начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечение новых участников в форме квестов, презентаций, театрализованных и показательных выступлений;
- поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребёнка чувство общности с другими членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении( символика, ежегодные церемонии посвящения, проведение традиционных огоньков, поддержка интернет-странички детского объединения в соцсетях);
- участие членов детского общественного объединения в Днях единых действий организуемых РДШ по всей стране, профильных слётах, сменах, волонтёрских и патриотических акциях «Поздравь ветерана», «Георгиевская ленточка», «свеча Памяти» «Голубь мира и др., в деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом;
- участие в военно-патриотических играх «Граница Победа» и юнармейских сборах;
- поиск новых форм и активизация дистанционной работы в детских общественных объединениях через социальные сети в период ограничительных карантинных мероприятий;
- сотрудничество с военно-патриотическими, волонтёрскими общественными организациями разных уровней.
3.7. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Включает:
- ежегодные туристические походы на природу, организуемые в них Дни здоровья и экологические акции «Сохраним леса России»;
- регулярные сезонные экскурсии на природу, организуемые в начальных классах их классными руководителями («Природа зимой», «Осенний парк», «Приметы весны» и т.п.);
- выездные экскурсии в музей, на предприятия; на представления, в кинотеатр, драмтеатр, цирк;
- экспедиции по изучению географических особенностей определенных районов Забайкальского края , по изучению ареалов произрастания отдельныхвидов растений и изменений среды обитания некоторых животных в Даурском заповеднике для участия в научных конференциях;
- экспедиции по маршрутам в ходе реализации международного проекта «Путем Палласа»;
- туристические походы в рамках экспедиции Всероссийского георгафического общества;
- экскурсии и военно-патриотические сборы юнармейцев на пограничную заставу и в воинские части;
- виртуальные экскурсии через интернет платформы в период ограничительных карантинных мероприятий.
3.8. Модуль «Профориентация»
Эта работа осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
-профориентационные игры: деловые и ролевые игры, квесты, решение кейсов,расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия посёлка Дарасун, п.Карымское, г.Читы дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- посещение ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
-организация на базе ОАО «ЗГО» практики, профессиональных проб на предприятияхв работе которых принимают участие инструкторы в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;
- участие в работе Всероссийского профориентационного проекта, «Билет в Будущее» созданного в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие вмастер классах, посещение открытых уроков;
-освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования;
-индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессий.
3.9. Модуль «Школьные медиа»
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение через школьную газету, «Школьные новости» наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
- школьная газета «Шпаргалка», здесь организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей, проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем,;
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы, а также поиск новых форм работы школьных СМИ в интернет пространстве в период ограничительных карантинных мероприятий;
- участие группы кружка «Юных журналистов» в конкурсах , проектах школьных медиа.
3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.)
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе;
- озеленение пришкольной территории
- поддержание в рабочем состоянии в рекреации школы стеллажей, отражающих достижения школы;
- благоустройство классных кабинетов
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
3.11. Модуль «Работа с родителями»
На групповом уровне:
- Управляющий Совет школы и родительские комитеты классов, участвующие в управлении школы и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
- дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
- общешкольные родительские конференции, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
- родительские форумы при классных интернет-сайтах, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы и поиск новых форм их деятельности во время дистанционного обученияв период ограничительных карантинных мероприятий.
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, заседаниях «Совета профилактики» собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности, в текущем ремонте школы и классных кабинетов;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
- предоставление возможности получения по запросу родителей консультаций педагогов, специалистов через социальные сети в интернет пространстве, как во время традиционного обучения, так и в режиме дистанционного обучения в периодограничительных карантинных мероприятий.
Модуль 3.12. «Волонтёрская деятельность»
На внешкольном уровне:
- разработка и реализация проектов «Доброта не уходит на каникулы» на получение мини-грантов, направленных на развитие волонтёрского движения;
- участие школьников в организации акций, встреч с ветеранами войны и труда, проводимых на базе школы, Совета ветеранов района, посадка и уход за поселковой аллеей Памяти и Славы и памятным знаком;
- посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в посёлке;
- привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские дома, центры социальной помощи семье и детям,) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений;
- участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся, организация благотворительных ярмарок и концертов;
- сотрудничество и расширение связей с волонтёрскими организациями разных уровней для координации совместных действий.
На уровне школы:
- участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятиях, встречах с гостями школы;
- участие школьников в работе вожатых с младшими ребятами в ЛДП: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
- участие школьников в работе на школьной территории ( благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками;
- поиск новых форм работы в интернет пространстве через социальные сети в период ограничительных карантинных мероприятий.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой школы.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, Советом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников;
- качеством развития социальной значимости волонтёрской деятельности.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитания и развития личности 6 класса на 2011 - 2012 учебный год
План воспитания и развития личности расчитан на учащихся 6 класса....
План воспитания и социализации 8 а
План воспитания и социализации 8 а...
План -конспект открытого урока "Работа над произведениями технического плана в классе фортепиано ДМШ"
Работа над техникой в старших классах ДШИ...
План воспитания и социализации_ 7 А класс
План воспитания и социализации составлен в соответсвии с требованиями, содержит все основыне разделы. Направления деятельности классного руководителя служат основной цели воспитательной системы ...
План воспитания и социализации классного руководителя 8 класса
План воспитания и социализации классного руоковдителя...
План воспитания МБОУ"Улюкчиканская ООШ" на 2022-2025 учебный год
Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из нап...
План воспитания и социализации обучающихся 5 класса
План воспитательной работы...