план урока по товароведению
план-конспект урока (10 класс)
план урока тема : "Ознакомление с ассортиментом пряностей и оценка качества по стандарту" Лабораторноная работа № 16
Скачать:
Предварительный просмотр:
СПб ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
План проведения учебного занятия
Дата проведения «_22___» _апреля__ 2022 г.
ФИО преподавателя: | Синицыной Елены Александровны |
Группа: | |
Специальность /профессия: | |
Учебная дисциплина / ПМ, МДК: | |
Раздел, тема программы: | |
Номер занятия в соответствии с КТП: | №16 |
Тема занятия по КТП: | Ознакомление с ассортиментом пряностей и оценка качества по стандарту |
Тип занятия: Лабораторная работа |
Цель и задачи занятия
Цель занятия:
Ознакомление с ассортиментом пряностей. Заполнение таблицы «Оценки качества по стандарту» органолептическим методом.
Методы обучения по источнику знаний:
-словесные (объяснение, рассказ, комментирование, дополнение)
-наглядные (демонстрационный материал)
-практические
Методы обучения по уровням познавательной деятельности:
-информационно-рецептивный (объяснительно-наглядный)
-рефлективный
- частично-поисковый
Методические приемы обучения:
-работа с текстом
-коллективная учебная деятельность.
Оборудование: мультимедийная компьютерная система.
Дидактическое оснащение урока:
раздаточный материал,
слайды
Задачи:
- Учебная: продолжить формирование знаний о пряностях и приправах, вкусовых особенностях и свойствах, маркировке, хранении.
- Развивающая: формирование умений классифицировать ассортимент , сравнивать, анализировать, делать выводы.
-Воспитывающая: воспитание предметно-практической сферы- знаний о пряностях, умений определять и сохранять их качество.
В ходе занятия формируются и развиваются элементы профессиональных и общих компетенций:
ПК:
Обсуждать вкусовые особенности и свойства определенных продовольственных товаров.
Соблюдать условия хранения, сроки годности и реализация продуктов.
ОК:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения;
- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
-использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- работа в команде
Средства обучения:
-словесные – слово учителя
-визуальные – презентация
Формы и методы контроля (в соответствии с типом занятия):
-информационно-рецептивный (объяснительно-наглядный)
-частично-поисковый
-рефлективный
Структура занятия, последовательность этапов и примерное распределение времени по этапам (в соответствии с типом занятия):
Структура занятия, последовательность этапов и распределение времени по этапам:
- Организационная часть 2 мин.
- Актуализация знаний 5 мин.
- Изложение нового материала 10 мин
- Выполнение задания 8 мин.
- Обсуждение практической работы 16 мин
- Подведение итогов, контроль 3мин.
- Выдача задания для домашней работы 1 мин
Содержательная часть занятия
Этап занятия | Время | Цель этапа | Методы, приемы, технологии обучения | Что делает преподаватель | Что делают студенты |
Организационный | 1 мин. | Получение мотивации на углубление знаний по теме занятия | Словесный метод | Приветствует студентов, проверяет по журналу явку, мотивирует на работу, объявляет тему и цель урока | Приветствуют преподавателя, знакомятся с темой, записывают ее в тетрадь, включаются в режим работы |
Актуализация знаний | 5 мин. | Актуализация опорных знаний, которые помогут в выполнении практического задания и в восприятии нового материала. | Словесный метод: беседа, дискуссия | Предлагает вопросы к обсуждению на повторение темы, демонстрирует презентацию Выводит на экран кроссворд. | Отвечают на вопросы кроссворда |
Изложение нового материала | 10 мин. | Изучение нового материала | Словесный метод: объяснение Иллюстративно-наглядный метод: презентация | Рассказывает новый материал о пряностях, демонстрирует презентацию Объясняет правила заполнения лабораторной работы (заполнение таблички) | Слушают преподавателя, смотрят презентацию, заполняют и записывают лабораторную работу. |
Выполнение задания | 8 мин. | Изучение пряностей и специй | Ведение конспекта | Отвечает на вопросы студентов, контролирует трудные моменты | Работают с наглядным материалом, анализируют данные, необходимые для заполнения таблицы. Заполняют кластер, задают вопросы по заданию |
Обсуждение практической работы | 16мин. | Проверка полученных знаний | Словесный метод: Обсуждение | Проверяет правильность ответов, формирует выводы | Слушают ответы студентов, отвечают на вопросы |
Подведение итога | 3 мин. | Проверка полученных знаний, | Словесный метод: Обсуждение | Оценивает работу студентов на уроке | Участвуют в подведении итогов |
Подведение итогов, контроль, домашнее задание | 1 мин. | Оценка работы студентов на уроке | Словесный метод | Оценивает работу студентов на уроке | Участвуют в подведении итогов |
Ход занятия
1. Организационный момент
1.1Проверить по журналу явку студентов.
1.2Мотивация учебной деятельности.
Объявление темы урока.
Тема урока: Ознакомление с ассортиментом пряностей и оценка качества по стандарту
Цель занятия:
Ознакомление с ассортиментом пряностей.
Заполнение таблицы «оценки качества по стандарту» органолептическим методом.
1 слайд
2.Актуализация прежних знаний (повторение материала предыдущего занятия):
И, так, перед тем, как приступить к новой теме урока, давайте вспомним материал предыдущего занятия.
2-13 слайд. Ответы на вопросы кроссворда.
3. Изложение материала.
14-17 слайд Классификация пряностей
Классификация и ассортимент. В кулинарии национальных кухонь мира используют более 150 видов пряностей.
Классические пряности — пряности, распространенные по всему миру.
В зависимости от того, какая часть растения используется в пищу, классические пряности делят на следующие группы:
семена — горчица, мускатный орех, мускатный цвет;
плоды — ваниль, перец (черный, белый, душистый, красный),
бадьян, кардамон;
цветы и их части — гвоздика, шафран;
листья — лавровый лист;
кора — корица, кассия;
корни — имбирь, куркума.
Помимо классических пряностей для улучшения вкусовых свойств пищи используют местные пряности, употребляемые в свежем виде непосредственно в местах выращивания. Их ассортимент определяется особенностями национальной кухни того или иного региона. Местные пряности в свою очередь делят на пряные травы и овощи.
Пряные овощи — это культурные, широко распространенные растения — луковые, корнеплодные и корневищные овощи. К ним относят различные виды лука (репчатый, многоярусный, шалот, порей, батун, шнитт-лук, алтайский, горный), чеснок, черемшу, чесночник, петрушку, пастернак, сельдерей, хрен.
Пряные травы в большинстве своем дикорастущие, но известны и культурные растения. Как правило, дикорастущие отличаются более выраженным ароматом. Они употребляются и в сушеном, и в свежем виде. У пряных трав чаще используются надземные части — стебли, листья, цветы, плоды, семена. Исключение составляют 2—3 вида трав, у которых употребляют корни (например, аир, дягиль). Типичными представителями пряных трав являются: укроп, кориандр, тмин, анис, мята, эстрагон, фенхель, мелисса, иссоп, базилик, донник, душица, можжевельник, полынь, майоран и др.
Отнесение пряностей к классическим или местным в некоторых случаях весьма условно.
Искусственные пряности вырабатываются для замены дорогостоящих натуральных классических пряностей: ванилин, коричный экстракт, порошкообразные заменители корицы, гвоздики, шафрана, муската. Но они не обладают всем спектром свойств, присущих оригинальным травам.
Смеси пряностей выделяют в отдельную группу, например набор специй для ухи, студня, маринадов. Они подобраны специалистами-кулинарами и наиболее ярко оттеняют вкус блюд.
Горчица поступает в продажу в виде сухого порошка. Получают ее из жмыха после отжатия масла из семян сизой или сарептской горчицы. Жмых высушивают и размалывают в порошок. По качеству горчичный порошок делят на 1 -й и 2-й сорта с содержанием влаги не более 10 %.
Ваниль — высушенные после ферментации недозрелые плоды вьющихся растений семейства орхидейных. Эта одна из самых дорогих пряностей на мировом рынке трудно культивируется, требует долгой обработки. Используется в хлебопечении, кондитерской, молочной, ликеро-водочной промышленности и кулинарии. В настоящее время производят искусственный заменитель — ванилин — белый кристаллический порошок, обладающий сильным ванильным запахом и жгучим вкусом.
Гвоздика — высушенные нераскрывшиеся цветочные почки гвоздичного дерева семейства миртовых. Обладает жгучим вкусом и сильным ароматом, обусловленным наличием эфирного масла (не менее 14 %). Используется как пряность и как сырье для получения гвоздичного масла. В кулинарии гвоздика применяется главным образом для приготовления маринадов.
Лавровый лист — высушенные листья вечнозеленого кустарника или дерева семейства лавровых. Содержит до 3 % эфирного масла. Применяется при изготовлении мясных, рыбных и овощных консервов, мариновании овощей, грибов, в кулинарии. Правильно высушенный лист лавра зеленоватого цвета, его длина должна быть не менее 3 см. Вкус горьковатый, запах приятный, своеобразный, ароматный. Влажность 12 %. На изгибе лавровый лист не должен ломаться. Его фасуют в бумажные и полиэтиленовые пакеты по 25, 30 и 100 г.
Корица — высушенная кора нескольких видов тропических коричных деревьев семейства лавровых. Имеет нежный приятный аромат и сладковатый, слегка жгучий вкус, обусловленный наличием эфирного масла (1 %). Применяется в кондитерском производствах, мясной и рыбной кулинарии. Лучшая корица имеет светло-коричневую окраску.
Имбирь — высушенные корневища многолетнего травянистого растения семейства имбирных. В молотом виде представляет собой серовато-желтый порошок. Пряный аромат и жгучий, слегка горький вкус определяется наличием эфирного масла (1,4 %). Применяется в производстве колбасных, кондитерских изделий, в кулинарии.
Оценка качества пряностей осуществляется прежде всего по их форме, размерам, окраске, аромату и вкусу. Учитываются также специальные признаки, например тяжесть перца и его способность тонуть в воде, появление эфирного масла при сдавливании гвоздики. Стандартами нормируются содержание влаги, эфирных масел и другие показатели. Наиболее часто встречающиеся дефекты пряностей — недостаточно выраженный аромат и вкус, посторонние запахи и привкусы, ломкость и др.
Упаковка и маркировка. Упаковывают пряности и их смеси в двойные бумажные пакеты в мелкую расфасовку — до 25 г и крупную — до 5 кг. Пряности в мелкой и крупной расфасовке укладывают в ящики массой нетто не более 20 кг. Тара должна быть прочной, чистой, сухой, без посторонних запахов. На этикетке указывают товарный знак или наименование предприятия-изготовителя, название продукта, массу нетто, состав в процентах и кулинарные рекомендации, номер стандарта, дату выработки и срок хранения.
Условия и сроки хранения и транспортирования. Хранят пряности в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях при относительной влажности не более 75 % и температуре не выше 20 °С. Содержащиеся в пряностях эфирные масла очень летучи, особенно при повышенных температурах. Поэтому для некоторых видов пряностей соблюдают особо умеренные температуры.
Транспортируют эту продукцию всеми видами транспорта.
Источник: https://znaytovar.ru/s/Tovarovedenie_i_ekspertiza_prya.html?ysclid=l29dls4jq9
18 слайд Выполнение лабораторной работы
Лабораторная работа № 16(1 час)
Тема: «Ознакомление с ассортиментом пряностей и оценка качества по стандарту»
Цель: приобрести навыки органолептической оценки качества пряностей по стандарту
Оборудование, принадлежности, учебные материалы:образцы, учебники.
Указание к работе:
Вам предстоит самостоятельно изучить тему. Проанализируйте её и выполните практическое задание. Задания выполняйте в строгой последовательности, ответы записывайте в рабочую тетрадь.
- Используя натуральные образцы пряностей заполните таблицу.
Пряности
Пряности - это высушенные продукты растительного происхождения, обладающие специфическими ароматом и вкусом, содержащие эфирные масла, гликозиды и алкалоиды. Хранят в сухих проветриваемых помещениях при температуре ___________ и относительной влажности воздуха 75%.
Характеристика пряностей
№ | Наименование | Форма, цвет, размер | Вкус, запах, аромат | Применение | Нормативный документ | Упаковка Страна производитель | Польза | Вред |
1 | Перец | Черный, тонкая ,сморщенная оболочка, 3.-5 мм | Аромат свойственный черному перцу. Вкус острожгучий | В кулинарии | ГОСТ 29050-91 | Перец черный цельный в бумажных двойных пакетах | Противовоспалительные св-ва, лечит простуду, снимает жар, улучшает пищеварение | Запрещен при язвенной болезни, гипертонии, при беременности и накануне сдачи анализов мочи и крови |
2 | Гвоздика | Высушенные бутоны тропического дерева , | Аромат сильный своеобразный, вкус жгучий | Кулинарии ,маринадах, напитках, алкогольном производстве, медицине, парфюмерии, стоматологии | ГОСТ ИСО 2254-2016 | Бумажных двойных пакетах Индия ,Шри-Ланка | Обезболивающее, противовоспалительные св-ва, улучшает аппетит, при остеопорозе, стимулирует умственную деятельность | Гипертонией, сердечно-сосудистой системе |
3 | Лавровый лист | Высушенные листья вечно зеленого растения | Специя с сладковато-приятным ароматом и горьким вкусом | Кулинарии, медицине, Химической промышленности, косметологии | Гост -17594-81 | Антисептик, противовоспалительные св-ва, обезболивающими, воздействует на нервную системе, выводит соли и жидкость, снижает уровень сахара в крови, при аллергии | Большие дозы могут вызвать отравление, при проблемах с почками, печенью, сердечно-сосудистых , беременным | |
4 | Корица | Высушенная кора дерева | Нежный, сладковатый, слегка жгучий, согревающий, вяжущий вкус | Кулинарии, десерты, кофе, маринадах, алкогольное производство, медицине, ароматерапии | ГОСТ ИСО 6539-2016 ГОСТ 29049-91 | Индия, Китай, Индонезия | Согревающие мази, укрепляет иммунитет, снижает уровень холестерина, снижает уровень сахара в крови, улучшает обмен веществ | Чрезмерное употребление может привести к злокачественным процессам, поражению печени, может вызывать головную боль, при беременности |
5 | Соль пищевая добавка | Бесцветные кристаллы с разными оттенками | ГОСТ Р 51574-2000 | Способствует усвоению углеводов, ускоряет переваривание, регулирует жидкости в организме | Заболевание сердца и сосудов, повышает давление, суставах ,в почках |
Вывод:
19 -30слайд ответы на лабораторную работу
Подведение итогов.
На данном уроке, мы с вами ознакомились с яркими специями и приправами. Полученные знания способствуют расширению вашего кругозора, и дают общее представление в мире о культуре специи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по товароведению "Качество продовольственных товаров"
Презентация по профилю "Продавец продовольственных товаров" по дисциплине "Товароведение" к теме "Качество продовольственных товаров"...
Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)
Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....
План урока "Свойство углов треугольника" (1 урок). 5класс
На уроке в 5 классе для освоения новой темы используется проблемная ситуация через выполнение практических заданий.(УМК под редакцией И.И.Зубаревой и А.Г. Мордковича)...
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
перспективно тематический план урока по товароведению
ПТП товароведение...
План конспект урока. Требования к плану урока.
План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...
Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.
В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...