Доклад на тему "Профессиональная подготовка педагога в условиях реализации ФГОС ООО"
статья по географии на тему
В нашу систему образования уже прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС» и выдвинул модель нового учителя:
учитель должен
а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;
б) знать философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;
знать показатели формирования гражданской зрелости человека;
знать сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио..
- быть способен к инновационной профессиональной деятельности;
- иметь мотивацию к непрерывному образованию…
Личность педагога в глобальном (открытом) образовании
Это личность носителя культуры и ее творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта;
творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением;
создатель вариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 37.33 КБ |
seminar_preemstvennost_noo_i_ooo_1.ppt | 668.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная готовность педагога
к реализации требований ФГОС.
Омарова А.С.,
учитель географии
МКОУ СОШ № 9 с. Родниковского
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Так как подготовка учеников к жизни закладывается в школе, то требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
В своем докладе «Комплексный проект модернизации образования» «И.И.Калина обозначил принципиальные сюжеты, связанные с изменением требований к деятельности работников образования: современный директор – это, прежде всего, эффективный менеджер, а современный педагог – успешный организатор, а не транслятор образовательного процесса…»
В нашу систему образования уже прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС» и выдвинул модель нового учителя:
учитель должен
а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;
б) знать философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;
знать показатели формирования гражданской зрелости человека;
знать сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио..
- быть способен к инновационной профессиональной деятельности;
- иметь мотивацию к непрерывному образованию…
Личность педагога в глобальном (открытом) образовании
Это личность носителя культуры и ее творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта;
творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением;
создатель вариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения…
В 2010/2011 учебном году начался повсеместный переход начальной школы на образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
С 2015/2016 учебного года школы перешли на Федеральные
государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Это направление работы в настоящее время стало приоритетным и для педагогического коллектива нашей школы.
В прошлом учебном году в преддверии введения ФГОС ООО мы проводили много мероприятий, направленные на изучение данной проблемы.
Проводя самоанализ готовности ОО к переходу на образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС основного общего образования, я не могла не обратиться к главным участникам образовательного процесса - ученикам и не узнать их мнение
о профессиональной компетентности учителя. Мы провели опрос будущих выпускников – обучающихся 11 класса, предложив им ответить на три вопроса:
В вашем понимании, что такое профессионализм?
Кто такой, по вашему мнению, профессиональный учитель?
Встретили ли вы в своей школьной жизни таких учителей?
На первый вопрос многие ответили, что затрудняются ответить, на третий вопрос ответили почти все, что каждый день встречаем (наши учителя, репетиторы…), а вот второй вопрос ответов много и разных
Итак, собирательный портрет учителя-профессионала глазами учащихся:
Профессиональный учитель – это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой предмет.
Профессиональный учитель сочетает традиционный подход и вносит в процесс обучения свои инновации.
Профессиональный учитель – это тот учитель, который доступно объясняет материал, заинтересован в своей работе, его цель – дать знания ученикам.
Профессиональный учитель – это учитель, желающий учить, мудрый человек; он должен любить свой предмет и своих учеников.
Профессиональный учитель – это грамотный педагог, знающий свой предмет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его ученикам.
Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь ученику в трудную минуту.
Профессиональный учитель – это учитель, умеющий вести урок нестандартно.
Профессиональный учитель – это учитель, знающий свое дело не только в рамках школьной программы, но и на более высоком уровне; человек, который постоянно стремиться к получению новых знаний в своей области, а не останавливается на достигнутом. Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.
Профессиональный учитель – это учитель, обучающий не только своему предмету, но и жизни, это духовный наставник.
Согласитесь, что это собирательный портрет учителя-профессионала глазами выпускников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и время. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».
Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов. Это стало одним из важных направлений национальной стратегии, а, следовательно, и ОУ.
Уважаемые коллеги, вы знаете, что в национальной образовательной инициативе обозначены 6 основных направлений развития общего образования среди которых есть:
совершенствование учительского корпуса.
Мы все хорошо изучили Стандарт и если вы помните, то среди всех
других требований есть и требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Прежде всего, важно понять, какой содержательный смысл вкладывается в трактовку понятия «готовность к реализации ФГОС». Это не только соответствие нормативной базы ОО требованиям ФГОС, материально-технического, методического, информационного, финансового, но и главное - кадрового обеспечения требованиям ФГОС ООО.
Это требование включает:
укомплектованность образовательного учреждения педагогическими, руководящими и иными работниками;
уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;
непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования (курсы 108 часов). Мы с вами знаем, что профессия учителя предполагает непрерывное совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. По Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» и нормам трудового законодательства, учитель может каждые три года повышать профессиональную компетентность в рамках курсовой переподготовки. Он должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать уровнем методологической культуры и сформированной готовности к непрерывному образованию в течение всей жизни.
Как видите, одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешно реализовать ФГОС в школе, - подготовка кадров потому, что все знают истину: учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе.
Для того чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей:
- учебные
- исследовательские
- социально-личностные
- коммуникативные
- сотрудничество
- организаторская деятельность
- личностно-адаптивные…
Проблем у нас, как и у всех у нас очень много
Из опыта работы школы я знаю, что у педагогических работников есть немало проблем, которые требуют разрешения:
- стремление придерживаться старых подходов к обучению;
-сложившаяся традиционная методика проведения урока;
-слабое понимание сущности и технологии реализации нового подхода к обучению учащихся;
-недостаточная мотивация к осуществлению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
-непонимание новой роли учителя как тьютора;
-принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
-отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы в той части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, рабочих программ, системы оценки, соответствующей ФГОС и др.
- настороженное отношение ряда педагогов и родителей или полное отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности введения ФГОС.
Чтобы разрешить данные проблемы, в образовательных организациях нужно постоянно проводить разъяснительную работу среди участников образовательного процесса, организовать обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, консультирование…
Традиционными формами работы в нашей школе являются:
- тематические методические и педагогические советы;
- индивидуальная работа;
- аттестация;
- самообразование педагогов;
- семинары - практикумы;
- открытые уроки и мастер- классы;
- взаимное посещение уроков;
- круглые столы, семинары;
- предметные недели;
- творческие отчеты;
- информирование и обсуждение методических новинок;
- портфолио учителя.
Огромную роль в готовности педагогов к реализации ФГОС играют методические объединения ОУ. Основной целью методической работы является создание предпосылок для реализации ФГОС нового поколения в школе, обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального роста.
И так
Каким же должен быть учитель нового поколения?
ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю в большей мере приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, транслятором знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.
Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика.
Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях:
модифицировать учебные программы,
работать по учебному плану,
консультировать учащихся,
оказывать помощь в самостоятельном получении знаний.
Итак, для того чтобы реализовать ФГОС, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».
А сейчас я предлагаю вам анкету…..
Анкета для диагностики профессиональной компетентности учителя
в соответствии с задачами реализации ФГОС общего образования
Наименование разделов/ вопросы для диагностики | Варианты ответа |
1. Общая компетентность в вопросах содержания ФГОС | |
Знаю структуру федеральных государственных образовательных стандартов начального общего/ основного общего / среднего (полного) общего образования | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу объяснить, в чем заключаются наиболее важные отличия ФГОС нового поколения от предыдущих образовательных стандартов | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю требования ФГОС к личным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю сущность системно-деятельностного подхода | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю, какие структурные компоненты должна включать основная образовательная программа образовательного учреждения | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю особенности формирования учебного плана в условиях ФГОС | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю, каким образом федеральным государственным образовательным стандартом регулируются вопросы организации и содержания внеурочной деятельности | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Готовность к организации учебной деятельности, обеспечивающей достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных ФГОС | |
Знаю особенности психофизиологического развития детей и подростков в условиях социокультурной среды современного общества | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Учитываю особенности психофизиологического развития современных детей и подростков в своей профессиональной деятельности | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Владею методами мотивации детей к познавательной деятельности, развития их познавательных интересов | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Умею применять принципы системно-деятельностного подхода при проектировании и проведении учебных занятий | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Организую обучение предмету на основе системно-деятельностного подхода | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю и могу охарактеризовать содержание различных групп универсальных учебных действий (УУД), предусмотренных ФГОС | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю, какие методики и педагогические технологии позволяют эффективно формировать регулятивные УУД | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю, какие методики и педагогические технологии позволяют эффективно формировать коммуникативные УУД | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Владею методиками и педагогическими технологиями, позволяющими формировать различные группы познавательных УУД (работа с информацией, осуществление логических операций, постановка и решение проблем) | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Умею самостоятельно разрабатывать /корректировать задания для формирования конкретных групп УУД | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Целенаправленно планирую работу по достижению личностных и метапредметных результатов в ходе подготовки к каждому учебному занятию | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу провести самоанализ учебного занятия с позиций требований ФГОС нового поколения | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю сущность и педагогические возможности метода проектов | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Использую в учебной деятельности метод проектов | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю сущность проблемного обучения | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Использую проблемное обучение в преподавании предмета | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
3. Готовность к решению задач воспитания личности, предусмотренных ФГОС | |
Знаю содержание базовых национальных ценностей, положенных в основу разработки ФГОС нового поколения | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю требования ФГОС к содержанию программы духовно-нравственного развития, воспитания /программы воспитания и социализации обучающихся | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу спланировать работу с учащимися по комплексной реализации основных задач и направлений программы духовно-нравственного развития, воспитания /программы воспитания и социализации обучающихся в рамках внеурочной и учебной деятельности | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Понимаю и могу объяснить содержание, вкладываемое в понятие «гражданская идентичность личности» | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Осуществляю активное взаимодействие с семьями обучающихся в целях формирования гражданской идентичности детей | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Умею разрабатывать программу формирования гражданской идентичности обучающихся (на учебный год; на период обучения, соответствующий ступени образования) | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Имею представление о методах формирования этнокультурной толерантности и готовности к межкультурному диалогу | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Осуществляю практическую работу по формированию у обучающихся этнокультурной толерантности, готовности к межкультурному диалогу | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Понимаю и могу объяснить роль предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в решении задач воспитания обучающихся | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
4. Готовность к осуществлению индивидуализации образовательного процесса | |
Могу оказать практическую помощь обучающемуся и его семье в определении индивидуальной образовательной траектории | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Имею представление о сущности и технологических основах тьюторского сопровождения обучающихся | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Владею технологией тьюторского сопровождения обучающихся | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю требования к структуре, содержанию и реализации дополнительных образовательных программ | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу разработать дополнительную образовательную программу с учетом интересов и образовательных запросов обучающихся, их родителей | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Реализую самостоятельно разработанную программу дополнительного образования, элективного или факультативного курса | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
5. Готовность к проектированию образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС | |
Знаю, какие требования к структуре и содержанию рабочей программу по предмету предъявляются в соответствии с ФГОС | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу провести анализ существующей учебной программы по предмету с точки зрения соответствия ФГОС | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу скорректировать существующую учебную программу по предмету для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС. | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу разработать на основе примерной программы рабочую программу по предмету, курсу с учетом специфики образовательных задач, решаемых образовательным учреждением, а также | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю функции и виды оценки в учебном процессе | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю основные особенности подходов к оценке образовательных результатов в условиях ФГОС | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю требования к разработке тестовых заданий для оценки образовательных достижений обучающихся | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу разрабатывать контрольно-измерительные материалы для оценки предметных, метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу провести развернутый анализ результатов итогового или промежуточного оценивания с точки зрения достижения планируемых результатов основной образовательной программы | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю принципы использования технологии портфолио для оценки индивидуальных образовательных результатов | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Использую технологию портфолио для оценки индивидуальных образовательных результатов | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
7. Готовность к эффективному использованию возможностей современной информационно-образовательной среды | |
Знаю, что представляет собой информационно-образовательная среда образовательного учреждения, и какие требования к ней предъявляются | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю санитарно-гигиенические нормы использования информационно-коммуникационных технологий, компьютерной техники и мультимедийного оборудования в образовательном процессе | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу проанализировать и сделать обоснованный выбор УМК по предмету с учетом требований ФГОС | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю имеющиеся электронные образовательные ресурсы по предмету и их возможности | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу организовать эффективную учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность учащихся с информационными ресурсами сети Интернет | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Использую электронные образовательные ресурсы для организации контроля образовательных достижений учащихся | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Разрабатываю и использую собственные контрольно-измерительные материалы с использованием прикладных программных средств | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю методику и технические аспекты организации оценивания с использованием систем интерактивного опроса | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Использую программные средства (электронные таблицы и т.д.) для обработки, анализа, представления и хранения результатов оценки образовательных достижений | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Использую электронный журнал для фиксации результатов оценки образовательных достижений | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Знаю принципы использования интерактивной доски | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Могу работать с интерактивной доской, используя ее базовые функции | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
Поддерживаю дистанционный контакт с учащимися и родителями с использованием информационно-коммуникационных технологий (электронная почта, скайп, электронный дневник, школьный сайт) | Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет |
В анкете 58 вопросов и если вы ответили «да» и «скорее да, чем нет» 40 раз, то вы готовы к реализации всех требований ФГОС ООО.
Уважаемые коллеги, хочу вернуться к началу нашего разговора к собирательному портрету учителя-профессионала глазами школьников. И нам надо соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный Стандарт, но и школьники.
А чтобы соответствовать, мы должны помнить очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Так, что, коллеги, нам нужно учиться, учиться и учиться!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на пед. совете на тему "Влияние личности педагога на качество образования в современной школе. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС."
выступление на пед. совете...
План работы социального педагога в условиях реализации ФГОС на 2015-2016 уч.год
План работы социального педагога в условиях реализации ФГОС на 2015-2016 уч.год...
"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. Баландина
"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. БаландинаСамообразование педагога-целенапр...
Доклад на тему Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС
Важнейшей задачей изучения информатики является: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение обуч...
Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"
Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"...
Дистанционный курс повышения квалификации для педагогов «Технология формирования информационно-образовательной среды педагога в условиях реализации ФГОС»
Программа:Повышение квалификации Форма обучения: Заочная (дистанционная) Трудоемкость: 72 часа Срок обучения: от 14 дней Документ: Удостоверение о повышен...
Доклад на педагогический совет: «Формирование и развитие творческого потенциала педагогов в условиях реализации ФГОС ОВЗ».
Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к орган...