"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. Баландина
презентация к уроку на тему
"Профессиональное самообразование педагога в условиях реализации ФГОС". Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2» г. Магнитогорска М.Б. Баландина
Самообразование педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС. Раздел IV. п. 22 Требования к кадровым условиям реализации ООП ООО включают: … Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего образовательную программу основного общего образования.
В условиях реализации ФГОС, использования современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Совершенствование качества обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование педагога целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики. Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога: 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности). 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период): в рамках курсовой подготовки в ИПКРО с использованием дистанционных технологий 3) групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег) проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений – занятия школы молодого педагога. 4) индивидуальная самообразовательная работа
Каковы могут быть результаты самообразования учителя : повышение качества преподавания предмета; разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; создание комплектов педагогических разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме ).
Технология организации самообразования педагогов самообразования педагогов 1‑й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты "Оценка уровня готовности педагога к развитию" 2‑й этап – Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный ). Включает в себя: · Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. · Изучение периодической печати. · Знакомство с работами других педагогов. · Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
3‑й этап – Практический этап, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. На данном этапе педагог может: · Разработка конспектов занятий с использованием инновационных педагогических технологий · Создать собственные методические пособия.· Участвовать в работе конференций, семинаров. 4‑й этап – Итоговый этап (отчет). Формы отчета: · Презентация проекта. · Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта. · Мастер – классы. · Участие в конкурсах «Педагог года ». · Неделя педагогического мастерства.
Как определить тему самообразования Выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за обучающимися (результатов диагностики, анализа работы) ту, которая является для Вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат. Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.
Определение актуальности: Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
С формулировать тему самообразования, выделить ее актуальность Формулируйте темы по схемам: ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО. Например : И спользование этических бесед и диалогов как средство повышения духовно-нравственного воспитания ребенка. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается.
Как правильно формулировать тему самообразования I часть (основная часть: содержит проблему) II часть (связующее звено) III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема) Совершенствование … Формирование… Интеграция … Развитие … Организация … Осуществление … Применение … Использование … Управление… Повышение … Разработка … Реализация … Создание как средство… … как условие… …аспект… …фактор… …основа… …механизм… развития … совершенствования … активизации … повышения … оптимизации … эффективности … реализации
« Использование инновационных технологий в обучении … (предмет)» Слишком общая « Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» Н езавершенная « Формирование знаний, умений, навыков на уроках … (предмет)», «Активизация мыслительной деятельности на уроках » Слишком повседневная
Этапы работы над темой самообразования ЭТАПЫ Выступления по теме самообразования 1 год Определение темы, знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в муниципалитете, регионе, стране; сбор библиографии по данной теме; постановка целей и задач. Выступление с сообщением на МО 2 год Выбор теоретического материала, практических методов; формирование научной основы будущей работы . Выступление с докладом на педсовете
3 год Адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование. Выступление на НМС 4 год Создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации Выступление на конференциях, открытые мероприятия 5 год Систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы Выступления на конференциях, мастер – классы для педагогов
Цель самообразования (например) изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогической психологии. р асширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания;
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования и зучение методической литературы по теме……. в недрение в практику новых…….(методов приемов ) посещение семинаров и конференций по проблеме…… Посещение открытых мероприятий коллег Проведение самоанализа и самооценки собственных мероприятий Разработка и реализация системы мероприятий (событий, уроков) посредством……. технологий
Примерные темы самообразования: Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка. Игра как средство воспитания, обучения и развития личности Организация совместной деятельности родителей и детей как средство расширения поля позитивного общения в семье Экологическое воспитание учащихся как путь к возрождению национального самосознания Воспитание здорового образа жизни как основы развития личности Формирование у учащихся общественной активности, самостоятельности , инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни Методы и формы воспитания толерантного отношения к окружающим как составляющая часть коммуникативной культуры личности.
Анкета "Выявление способности педагога к саморазвитию" Инструкция . Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, напротив каждого утверждения балл: 5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению; 4 – скорее соответствует, чем нет; 3 – и да, и нет; 2 – скорее не соответствует; 1 – не соответствует.
Обработка результатов Подсчитайте общую сумму баллов. 55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии. 36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий. 15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.
Использованная литература Петрова Н.В. Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции. festival.1september.ru/ articles /.. Ценарева , Н.Н. Модель организации образовательной деятельности учителя в системе повышения квалификации /Н.Н. Ценарева //Стандарты и мониторинг.-2010.-№5. Блохина , Е.В. Повышение квалификации работника образования на муниципальном уровне /Е.В. Блохина //Народное образование.- 2010.-№8. Норенко , Е. Модель «Учитель XXI века»: проектирование и внедрение внутришкольной системы повышения квалификации /Е. Норенко // Школьное планирование .- 2010.-№5. Трунцева , Т.Н. О субъектной (личностной) самообразовательной деятельности учителя /Т.Н. Трунцева // Стандарты и мониторинг.-2010.-№3. Ермоленко , Г. Начни с себя: Метод проектов в системе повышения квалификации /Г. Ермоленко //Спорт в школе. Газет а Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№7. Ясвин , В. Радуга педагогической компетентности, или Модель педагогического портфолио /В. Ясвин // Директор школы.- 2010.-№ 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на пед. совете на тему "Влияние личности педагога на качество образования в современной школе. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС."
выступление на пед. совете...

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б.,заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорска
Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорск...

Доклад на тему "Профессиональная подготовка педагога в условиях реализации ФГОС ООО"
В нашу систему образования уже прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая р...
"Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС"
Научно-исследовательская деятельность ,как особое направление совершенствования профессиональной компетентности...
Презентация " Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"
Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области С.И.Ожегов «Толковый словарь" русского языка»...

Обобщение опыта работы «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС»
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС...